Железнодорожный тоннель у села Матеуць
Добавлено: 16 июл 2014, 13:28
Источник: http://tracer.railway.md/newspaper/ru/2 ... 02--27.pdfЕще не спета песня старого тоннеляПоддерживающий ремонт одной из стен железнодорожного тоннеля на перегоне Шолдэнешть—Матеуць выполнили специалисты Бэлцкой дистанции пути. Это первый шаг по спасению от разрушения уникального на дороге сооружения 1891-1893 годов постройки.
С немалыми трудностями сталкивались строители, прокладывая в конце позапрошлого века железнодорожную ветку от Рыбницы в сторону Бэлць. А все из-за сложного рельефа местности. И, пожалуй, больше всего хлопот доставила огромная гора, протянувшаяся от расположенного на высоте приднестровского села Матеуць к глубокому ущелью речушки Чорна. Уж как ни мозговали инженеры, отвечавшие за проектирование и строительство железнодорожного участка, а обогнуть ее не получалось. И тогда было принято решение о пробивке в толще твердых каменных пород тоннеля длиной 157 метров.
Столько лет миновало с той поры, а тоннель продолжает служить, пропуская поезда. Однако время берет свое. Окунувшись в полумрак под сводами старинного сооружения, невольно ощущаешь, как работают на разрушение подземные силы. Сырость, капает вода откуда- то сверху. Луч фонарика выхватывает из темноты фрагменты ржавой арматуры, свисающие остатки штукатурки, торчащие камни. А самую большую угрозу таит в себе вода, просачивающаяся сквозь боковые стены. Летом она образовывает промоины, а зимой, замерзая, выдавливает котелец. Это и стало причиной недавнего выпадения в одном месте камней.
— На протяжении нескольких лет мы бьем тревогу по поводу все ухудшающегося состояния старого тоннеля, — рассказал заместитель начальника ПЧ- 5 по искусственным сооружениям Игорь Сфырней. — И вот возникла первая реальная угроза разрушения. Она проявила себя локально, но, тем не менее, потребовала самого оперативного вмешательства, чтобы не было парализовано движение поездов на важном направлении. По распоряжению службы пути в дистанции сформировали группу из работников 2-го мостового участка и бригады земляного полотна, которую поручили возглавить мне. Всего десять человек. Мы доставили железнодорожными платформами в район тоннеля все необходимое для ремонта разрушающегося участка стены — цемент, щебень мелкой фракции, металлическую арматуру толщиной 16 мм, электро- и газосварочный аппараты, компрессор.
Была применена следующая, не требующая особых затрат технология. Прямо на месте изготовили металлические решетки размером примерно 6 х 5 метров и установили их в два ряда для заделки образовавшегося в стене провала. Потом — опалубка, заливка бетонным раствором.
Следует отдать должное специалистам. Они потрудились на совесть, хотя условия были не из легких: холод, сквозняки, слабая освещенность. Это сварщик Эдуард Смук, компрессорщик Виталий Бабин, рабочие Олег Лернер, Павел Бергий, Игорь Донцу, Игорь Праницкий, Игорь Брижатий, Василий Швец, Игорь Санду, Сергей Волонтир. Многое зависело от машиниста мотовоза Анатолия Пирожка.
Постоянно находясь на объекте, умело руководил действиями заместитель начальника дистанции пути по искусственным сооружениям Игорь Сфырней. Ремонт стены выполнялся не в ущерб мероприятиям по уходу за другими искусственными сооружениями. Параллельно произведена, например, запланированная замена 147 брусьев на находящемся неподалеку мосту через реку Днестр.
Побывав в мае с комиссионным объездом на данном направлении, и.о. генерального директора ГП «Железная дорога Молдовы» Сергей Томша прошел тоннелем и ознакомился с тем, что сделали строители.
Обсуждались перспективы дальнейшего содержания старого сооружения. Дело в том, что выполненный поддерживающий ремонт хотя и позволяет продлить эксплуатацию тоннеля, но не избавляет от новых бед.
Проблемная стена почти по всей длине, от портала до портала — в крестиках.
Так работники цеха искусственных сооружений пометили мелом еще несколько опасных мест, где возможно аналогичное выпадение камней на рельсы. Осыпаются со сводчатого потолка мелкий камень и штукатурка, и следящим за состоянием тоннеля путейцам не остается ничего другого, как тачками вывозить наружу скапливающийся мусор.
Как ни трудно в финансовом отношении дороге ныне, а дальше тянуть некуда — назрела необходимость серьезного капитального ремонта тоннеля. Вся сложность в том, что обычным способом его не осуществить, так как традиционно применяемое при ремонте искусственных сооружений инъектирование зазоров между камнями жидким цементом, нагнетание бетонного раствора в образовавшиеся пустоты недопустимо без предварительного укрепления тоннельных стен и сводов мощными металлическими кружалами.
А еще не обойтись без тщательных геологических изысканий, результаты которых — основа для выбора оптимальной, соответствующей конкретным условиям технологии и выработки проекта.
Остается пока неясным, как избегать пагубного воздействия подземных родниковых и скапливающихся в грунтовой «шапке» над тоннелем паводковых вод.
За всю свою историю матеуцкий тоннель уже ремонтировался капитально. В завершающей фазе второй мировой войны, когда слободское направление приобрело важнейшее значение для переброски к линии фронта воинских эшелонов, был восстановлен взорванный ранее портал со стороны Рыбницы. Позже своды укрепили для предотвращения выпадения камней металлической
сеткой, которая давно проржавела и нуждается в замене.
Владимир ДОБРЯНСКИЙ
Фото Юрия КОЗЛОВА
НА СНИМКАХ:
1. Разрушение тоннельной стены предотвратили специалисты ПЧ-5.
3. Портал тоннеля со стороны о.п. Липчень. старого тоннеля