Вводная тема

История, фотографии старых синагог Кишинёва.

Модератор: rimty

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Вводная тема

Сообщение steinchik » 06 дек 2012, 02:39

кешеневер йид писал(а):Оказывается в Кишиневе появилась еще одна еврейская религиозная община.кто-то знает подробнее о чем идет речь и как выглядит их здание?
Даже не знаю, что здесь можно добавить. Ведь в приведённой Вами статье всё подробно описано. Мой друг там был. Синагога как синагога. Скорее даже штибл.

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Вводная тема

Сообщение rimty » 15 сен 2013, 16:03

В 1913 г. утвержден проект перестройки еврейского молитвенного дома в Кишинёве по Павловской улице под названием "запасных нижних чинов, участвовавших в Русско-Японской войне".

|Обзор Бессарабской Губернии|

Аватара пользователя
Ionelus
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1836
Зарегистрирован: 16 авг 2009, 15:29
Откуда: Chişinău

Re: Вводная тема

Сообщение Ionelus » 17 сен 2013, 09:57

Синагога на ул. Василе Александри угол Вероника Микле.
На monument.sit пишут что, во время Второй Мировой Войны вместо разрушенного здания началось строительство одного дома, потом - синагоги, которая была возведена чуть выше окон. В послевоенные годы завершена.
Вряд ли строили во время войны, если учитывать некоторые обстоятельства, скорее всего строительство было начато ещё до войны.

http://www.monument.sit.md/veronica-micle/7/
094220.jpg
Вид на ул. Василе Александри.
steinchik писал(а):Из личных архивов архитектора Исаака Шварцева. Конец 80-х.
2-29-2012_036.jpg
На снимке с самолёта 1947 г. мало что видно из стен.
chisinau-avion-1947.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Вводная тема

Сообщение corax » 13 окт 2014, 23:07

Интересные документы с фейсбука Александра Гангана.

Цитирую:

"Сто лет назад организовать празднование было гораздо сложнее. Несмотря на то, что в Кишиневе в начале 20 века было 77 синагог и молитвенных домов, они не вмещали всех желающих участвовать в богослужении. Поэтому большое количество людей писали прошения, чтобы им разрешили проводить праздничные мероприятия либо в их домах и учебных заведениях, либо в арендуемых залах. И процедуры для получения разрешения были непростые. Сначала - прошение на имя Бессарабского Губернатора. Из канцелярии губернатора прошение пересылали в Губернское Правление. Оттуда - полицмейстеру. Полицмейстер давал указание приставу соответствующего участка организовать комиссию, куда входили инженер, городовой врач и брандмейстер для проведения обследования помещения. Комиссия выдавала заключение. Если помещение признавалось пригодным в техническом, санитарном и противопожарном отношении, полицмейстер давал разрешение, и сообщал об этом в Губернское Правление, а те - Губернатору. И, соответственно, празднование проводилось. Если же что-то было не в порядке, то давали отказ. Причем причина отказа могла быть и "внешней". Если планируемое для праздника помещение находилось на расстоянии меньше 50 сажен (106,68 метра) от дверей здания православной церкви, то, в соответствии с законом, отказывали. Хотя, надо отдать должное Губернатору - он частенько "закрывал глаза", если расстояние было меньше и давал разрешение.
По случаю, мне тут довелось познакомиться с архивными документами того времени. Очень интересно. Перед глазами просто драматические и, даже, детективные сюжеты. И, знаете, праздники - это была ценность в еврейской жизни и люди отстаивали свои требования на проведение их. Причем, некоторые на протяжении десятилетий. Например, мещанин Волько Мордков Мильницер организовывал празднования ежегодно на протяжении 40 лет, сначала при российской царской администрации, потом - при румынской королевской администрации. Все это показывают документы.
Для примера хочу показать несколько документов, отражающих деятельность господина Сруля Гамлиелевича Бермана. Меня впечатлила его настойчивость. Ему отказали на основании неких "имеющихся сведений", а он снова написал Губернатору, да еще и потребовал, чтобы объяснили, на какие такие "сведения" ссылаются. Человек отстаивал не только право на проведение праздников, но и на честь и достоинство. Вот такое "забитое и угнетенное" еврейское население было в Кишиневе в 1913 г.
Документы идут в хронологическом порядке."
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Вводная тема

Сообщение corax » 13 окт 2014, 23:08

продолжение
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Вводная тема

Сообщение corax » 13 окт 2014, 23:09

продолжение
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Вводная тема

Сообщение corax » 13 окт 2014, 23:10

продолжение
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Вводная тема

Сообщение rimty » 13 фев 2015, 14:08

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИНАГОГ КИШИНЕВА

Автор - Евгений БРИК

Этнокультурный феномен синагоги как центра сохранения культурного наследия еврейского
этноса Молдовы до настоящего времени практически не изучался.

Большая часть информации относительно Молдовы осталась не собранной и не систематизированной.
Краткое описание 15 синагог страны приводится в работе Бейзера, 2002, 85).
В 2007 г. были собраны и представлены краткие сведения о современном состоянии 23 синагог
на территории Молдовы, включая и Приднестровский регион, а также их фотографии (История..,
2007, 92). Этот список является не полным, в нем не указаны архивные данные и найденная в последние годы информация.


Цель настоящей работы: на основе анализа динамики исторического развития синагог Кишинева показать этнокультурный феномен элиминирования этноконфессиональных противоречий субэтнических групп евреев Молдовы, что способствовало их слиянию в единый этнос.
Синагога являлась и является тем центром культурного наследия, который помог сохранить
евреев как этнос. Благодаря ей сохранились язык и традиции еврейского народа. В синагоге все службы велись на древнееврейском языке – иврите.

В отличие от христианской церкви синагога не является Храмом. Синагога во все времена и во всех странах была объединяющим центром культурной и религиозной жизни еврейского народа. Храмом мог считаться только Иерусалимский Храм

Первые синагоги Кишинева могли быть построены в конце XVII в. Они располагались в районах старых еврейских кладбищ, в настоящее время полностью исчезнувших.
Одна из синагог находилась на указанном на картах Кишинева XVII в. еврейском кладбище, в современном районе моста на ул. Измаильской, другая – на кладбище в районе Рышкановка, в непосредственной близости от церкви Константина и Елены.
Всем проживающим в Молдове евреям разрешалось строить деревянные синагоги (Кантемир,1973, 147).
Учитывая бурную историю края, неудивительно, что большинство деревянных синагог к
началу XIX в. не сохранилось. Подробное описание и следы деревянной синагоги сохранились только на территории современной Румынии.
Первые синагоги в Кишиневе были построены одновременно с поселением первых евреев на
его территории. В данном случае интересен «еврейский след» в возникновении населенного пункта на территории современного города. Об этом рассказывает одна молдавская легенда. Согласно этой легенде, купцы на телегах, запряженных волами, останавливались на месте будущего Кишинева на отдых. На реке Бык животные пили воду и справляли нужду. Как место, где быки справляли естественные надобности, оно получило название Кишилэу. Останавливались купцы под открытым небом, и евреи, увидев это, решили построить постоялый двор или корчму, где люди могли бы нормально отдохнуть, поесть и поспать. Название места из Кишилэу превратилось в Кишинэу.
В данной легенде нас интересует «еврейский след». В том случае, если несколько еврейских семей поселилось на территории нового населенного пункта, они должны были иметь место, где проходила молитва и еврейские обряды. Это могла быть синагога или небольшой молитвенный дом. Но если речь идет о существовании постоялого двора, то там могла быть и комната, выделенная под синагогу, что также допускается традицией.
Никаких сведений о еврейских синагогах или еврейской жизни в Кишиневе ранее начала XVII в. нами нигде обнаружено не было. Это имеет свое объяснение. В 1579 г. господарь Молдовы Петр Хромой изгнал всех евреев из Молдовы и евреи местечка Кишинэу попали под этот указ.
Нам удалось обнаружить документы о существовании самой ранней синагоги Кишинева в 1740 г. (НАРМ Ф 1404. оп. 1, д. 1073, лл. 24-25). Кто был раввином в данной синагоге – неизвестно. Однако нельзя исключать вариант, что синагога была построена, но раввина на тот момент не было. Возможно также, что раввин был приглашен или приехал в более поздний период. Талмуд допускает существование синагоги и отсутствие раввина.

В XVII в. евреи проживали как в самом местечке Кишинэу, так и в близлежащих селах – Рышкань и Буюкань (ныне районы Кишинева). Вопрос о существовании в этих поселениях синагоги или молитвенного дома ранее середины XVIII в. требует дальнейших исследований.
Первыми раввинами в Кишиневе были ученики знаменитого хасидского цадика Бааль Шем Това: Залман бен Мордке Шаргородский, рабби Исхар и рабби Фолик.
Залман бен Мордке Шаргородский и рабби Фолик умерли в 1782 г.
Таким образом, в XVIII в. в Кишиневе синагоги существовали и действовали. Учитывая войны данного периода и неоднократные пожары в Кишиневе, они могли быть полностью разрушены. В случае их частичного разрушения на их месте уже в XIX в. строились новые синагоги и молитвенные дома из камня.

В 1812 г. в Кишиневе хасидский раввин из Черновиц Хаим Тиррер основал Большую синагогу.
В начале XIX в. она значительно превосходила другие. Название Большая, учитывая время ее возведения и расположение на берегу реки Бык, могло быть связано с оборонительным значением.
Здание было предназначено, в том числе, для спасения людей в случае осады города. Каменные оборони тельные или крепостные синагоги назывались в местечках Большими или Старыми (Котляр, 2004, 76). Они, как правило, были окутаны мифами и легендами. Считалось, что некоторые из них существовали с незапамятных времен и были раскопаны переселившимися евреями. По другим поверьям, под ними имелись подземные ходы, ведущие
в Иерусалим.

В 1812 г. Бессарабия попадает под юрисдикцию Российской империи, а с 1818 г. включается в черту оседлости. Во времена царизма, с учреждением черты оседлости, в которую были «заперты» еврейские общины с конца XVIII в., евреи постоянно сталкивались с запретами на проживание, а также на строительство синагог.
В царском «Положении о евреях» от 1835 г. были установлены следующие ограничения:
строительство молитвенных домов на каждые 30 еврейских домов в населенном пункте, на каждые 80 – синагога. Согласно российскому законодательству, молитвенным домом называется особое здание или помещение, где одновременно молятся не менее 10 человек старше 13 лет.
С 1844 г. правила еще более ужесточились.
Было запрещено возводить синагоги и устраивать молитвенные дома в пределах 100 саженей от христианского храма, если оба здания находились на одной улице, в 50 саженях – если на разных (Голицын, 1881, 34). Исходя из такого положения дел, евреи должны были обладать большой дипломатией, терпением и немалыми финансовыми средствами,
чтобы получить разрешение и построить синагогу.
В черте оседлости вопросом открытия синагог и молитвенных домов занимался губернатор.

... Считается, что в Молдову ашкенази стали попадать в XVI в. (Rozen, 1988, 14).
Автор разделяет точку зрения исследователя И. Табак на то, что среди первых евреев, поселившихся в Молдове, могли быть и ашкенази, но их количество было незначительно (Табак,1997, 155).

В отличие от других стран Европы, в Молдове не наблюдалось противоречий между ашкенази – выходцами из разных государств. Не существовало также противоречий между ашкенази из Литвы (в Молдове их называют литваками) и ашкенази из Подолии, которые приняли хасидизм.
Сефардские евреи, или сефарды, как относительно многочисленная этническая группа они сохранялись в Молдове вплоть до 1916 г. (Берг, 1923, 37).
Крымские евреи, или крымчаки, – немногочисленная этническая группа, представители которой традиционно исповедовали ортодоксальный иудаизм. Существование их как отдельной небольшой группы в XIX в. и позже не выявлено: вероятнее всего, они к этому времени уже слились с другими евреями, проживающими в крае.
Однако в семьях бессарабских евреев была популярна именно крымчакская поговорка «Кровь не вода».
Сефарды и крымчаки появились на территории края значительно раньше ашкенази (Гоберман, 2000, 5).
На территории Молдовы 2 основных фактора оказали влияние на строительство синагог – ашкеназийский и сефардский.
Ашкеназийские синагоги Европы предусматривали раздельное размещение мужчин и женщин в помещениях на одном уровне. Помещение для женщин отделялось от мужского перегородкой, в которой были проделаны окна, что позволяло им наблюдать за тем, что делают, как проводят молитвы и обряды мужчины. В том случае, если в синагоге не было женского отделения, им отводились специальные скамьи, отделенные занавесом. В сефардских синагогах помещение для женщин строилось как второй этаж.

С ростом еврейского населения в нашем регионе увеличивается количество синагог и молитвенных домов.
К середине XIX в. в Бессарабии действуют 17 синагог и 500 молитвенных домов (Магдер, 2009, 38).
Ряд молитвенных домов приобретает к концу XIX в. статус синагоги. На этнографических картах Бессарабской губернии начала XX в. указано более 300 синагог. Вероятнее всего, молитвенные дома в данный список не вошли.

Наибольшее количество синагог и молитвенных домов в Кишиневе зафиксировано в 1940 г.
Многочисленные ссылки на список главного раввина Бессарабии Л. Цирельсона указывают цифру от 73 до 77.
Однако документ, подтверждающий наличие именно 77 синагог, до настоящего времени не
обнаружен (Магдер, 2009, 45).
В книге «История в камне» указаны цифры по Кишиневу: 59 синагог в 1911 г. и 77 в 1940 г.
(История.., 2007, 93).
Интересна точка зрения заслуженного архитектора Молдовы С. Шойхета, который ссылается на список Цирельсона от 3 июня 1911 г., где указано 59 синагог. Также он приводит данные о существовании официального списка из 65 синагог.
По нашему мнению, возможны несколько вариантов появления числа 77 в литературных источниках.
Прежде всего, это число могло привлечь своей каббалистической составляющей, и сказанное осталось в фольклоре, а не в подтверждающих документах. Цифра 7 имеет интересные каббалистические интерпретации, также как и ее двойное упоминание (Лайтман, 2001, 17).
С другой стороны, можно выдвинуть еще две версии, требующие дополнительных исследований.

Во-первых, в Кишиневе действовали еврейские школы и училища, работала еврейская больница.
В том случае, если еврейское учебное заведение находилось не при синагоге, в нем должно было быть выделено специальное место для молитвы. Это помещение или комната приравнивались к синагоге, но могли не войти в официальный список переписи, проведенной румынской администрацией.
Во-вторых, в так называемый список Цирельсона могли войти некоторые синагоги в пригородах Кишинева.

Традиция придает синагоге огромное значение. Она позволяла всем членам общины принимать
участие в коллективной литургии и являлась основным институтом сохранения культурных традиций. Синагоги абсолютно независимы, и любые группы верующих могли и могут организовать ее и управлять ее общественными функциями, в зависимости от законов страны, где она расположена.
В Молдове, в отличие от других стран, это способствовало культурному обогащению самых разных субэтнических групп еврейского народа.
На территории Молдовы и Бессарабии проживали различные субэтнические группы еврейского населения, основными из которых были ашкенази, сефарды и крымчаки. В отличие от других регионов, они слились в единый этнос (Брик, 2010, 167)
Бóльшая часть сефардского и ашкеназийского населения края слилась в единые семьи.
Посещая общие синагоги, они выработали и некоторые этнографические особенности, характерные именно для территории Молдовы. Например, здесь существует еврейская поговорка «Место женщины на втором этаже». Это связано с тем, что в сефардских синагогах для женщины отводилось специальное место на втором этаже.

В 1867 г. в Кишиневе действовали 1 синагога и 26 молитвенных домов.

В 1886 г. была построена Сенная Синагога (здание сохранилось до настоящего времени). Название «Сенная», связано с расположенной рядом Сенной площадью, где торговали сеном.

Построенная в XIX в., Синагога дровосеков (в настоящее время здание КЕДЕМ) могла быть связана со специальностью приходивших туда людей. По рассказам старых кишиневцев, приезжие торговцы лесом могли останавливаться рядом, в расположенном выше, в сторону парка Пушкина, здании (сегодня – сеть ресторанчиков и кафе), где также была либо синагога, либо молитвенный дом. Установить точность данной информации будет возможно только после восстановления списка Цирельсона либо после нанесения на план современного города полного списка синагог.

В 1913 г., к 300-летию дома Романовых, открывается самая крупная синагога Кишинева – Хоральная.
Там участие в богослужении принимал хор, состоящий исключительно из мужчин.

Автор разделяет точку зрения исследователей, которые считают хоральные синагоги влиянием либерального течения в иудаизме (Котляр, 2004, 46). Данная точка зрения для кишиневской хоральной синагоги только подтверждается упоминанием названия в различных документах – Храм, что соответствует именно либеральному подходу (Synagogen.., 2007, 23). Особенностью данного явления в Бессарабии является тот факт, что официальной враждебности между различными направлениями в иудаизме зафиксировано не было.
Это привело к тому, что многие продолжали считать хоральную синагогу ортодоксальной. Исследователи Р. Клейман и И. Шихова полагают, что по историческим причинам евреи Бессарабии, особенно в советский и постсоветский период, тяготели к ортодоксальному иудаизму (Клейман, Шихова, 2010, 15). При глубоком уважении к движению Хабад, я считаю, что данный вопрос остается дискуссионным и требует дополнительных исследований.
Кишиневская хоральная синагога была построена на ул. Синадиновской (ныне Влайку Пыркэлаб) в 1913 г. на средства еврейской общины города.
Выстроенная напротив городской Талмуд-Торы (общинной еврейской школы), синагога первоначально замышлялась как молельный дом для учащихся.
Здание синагоги не пострадало в годы II Мировой войны. В 1945 г. после ремонта оно было передано Русскому драматическому театру им. А.П. Чехова.
В 1966 г. здание было перестроено, внутренняя планировка полностью изменена.

В 1913 г. в Кишиневе открывается также Синагога стекольщиков, которая действует до настоящего времени и относится к направлению Хабад. В некоторых источниках указан другой год ее открытия – 1910 (История.., 2007, 93).

В 30-е гг. XX в. в Кишиневе действует 65 синагог и молитвенных домов. Синагога, будучи центром жизни общины, помогала как процессу просвещения, так и консолидации общины. Школы, которые находились в большинстве синагог Кишинева, способствовали тому, что бóльшая часть еврейского населения была грамотной и не забывала язык своего народа.
Синагога выполняла консолидирующую роль в сохранении общины, традиций и основы уникальной этнокультуры бессарабского еврейства.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Вводная тема

Сообщение corax » 01 мар 2015, 12:00

По схеме Anatolie, состояние на 1940-й год.
Синагога "Binefacere" ("Благотворительность") у Старого Базара на углу Кагульской и Караимского переулка (на 1940 год - пер. Мирча чел Маре).

Отмечена на снимке, датированного 3 мая 1944 года (от synergy / www.moldovamap.ru)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Вводная тема

Сообщение rimty » 01 мар 2015, 16:34

Синагога Гальпериной на ул. Gen. Brosteanu (Купеческой), 56, угол Александровской
на плане 1940 года:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Вводная тема

Сообщение rimty » 29 апр 2015, 13:51

Совет по делам религиозных культов при СМ МССР.
Обложка дела № 83 с регистрационными материалами еврейской религиозной
общины г. Кишинева за 1948–1950 годы.
48_50.jpg
источник - Виртуальный музей иудаики.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Вводная тема

Сообщение rimty » 17 май 2015, 22:41

Справка с личными данными помощника раввина синагоги "Явне" Табачника И. И., 1877 г. р.
справка.JPG
источник: Виртуальный музей иудаики.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Вводная тема

Сообщение rimty » 17 май 2015, 22:54

Письмо председателю общины Силькису из Управления Совета по делам религиозных культов о необходимости переизбрания раввина вместо Эпельбаума. Письмо от 5 ноября 1949 г.

источник: Виртуальный музей иудаики.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Вводная тема

Сообщение rimty » 17 май 2015, 23:08

Служители культов кишиневской еврейской религиозной общины. Рукописный список 1950 г.

источник: Виртуальный музей иудаики.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Исчезнувшие Синагоги

Сообщение rimty » 04 мар 2016, 21:55

shabbat_ini писал(а):из музыкального наследия Абрама Берковича
Сочинение A. Берковича (Каlechnik).
Молитвы и ноты. Очень редкое издание (аукционное).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Вводная тема

Сообщение rimty » 25 янв 2017, 15:48

  • 15 aпреля 1905 года.
Выступление равина Котловкера.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Вводная тема

Сообщение rimty » 11 мар 2017, 23:06

Владелец молитвенного дома приказчиков в Кишиневе - Флигельман Мойше (Моисей).
Скончался в январe 1930 г. в Кишиневе. Отец врача С. Флигельмана.
(сведения из книги "Незабытые могилы")

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Вводная тема

Сообщение rimty » 02 май 2018, 12:23

Ayкционное. Удостоверение выдано в 1894 г. (о кошерности вина).
Продавец указал, что оно выдано в Кишинёве.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Вводная тема

Сообщение steinchik » 02 май 2018, 15:10

rimty писал(а):Ayкционное. Удостоверение выдано в 1894 г. (о кошерности вина).
Продавец указал, что оно выдано в Кишинёве.
Если не трудно, с какого это аукциона? Я бы приобрёл...

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Вводная тема

Сообщение rimty » 02 май 2018, 15:25

steinchik писал(а):
rimty писал(а):Ayкционное. Удостоверение выдано в 1894 г. (о кошерности вина).
Продавец указал, что оно выдано в Кишинёве.
Если не трудно, с какого это аукциона? Я бы приобрёл...
Пожалуйста:
https://www.ebay.com/itm/Kishinev-1894- ... SwlYRa6Ioq
Стоит недёшево, но можно поторговаться.

Ответить

Вернуться в «Синагоги Кишинёва»