Вводная тема

История, фотографии старых синагог Кишинёва.

Модератор: rimty

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4188
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: Вводная тема

Сообщение Смолин Евгений » 09 фев 2012, 12:37

steinchik писал(а):
Anatolie писал(а):А известно ли что-нибудь о синагоге, которая находилась в районе ул.Синагоговской и Синагоговского пр. (то ли проезда, то ли переулка?). Это в нижней части города, практически на берегу р. Бык? Можно ли определить место, название и т.д.
Oтметил это место на карте. Сейчас здесь находятся задворки Водоканала.
Копия 02_.jpg
Смотрел, но не высмотрел. Может увидите?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Вводная тема

Сообщение steinchik » 09 фев 2012, 15:42

Anatolie писал(а):А все-таки не верится, что это была первая синагога.
Я с Вами абсолютно согласен. Очевидно, имелось ввиду первая со времени присоединения Бессарабии к РИ.

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4188
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: Вводная тема

Сообщение Смолин Евгений » 11 мар 2012, 15:01

Смолин Евгений писал(а):
steinchik писал(а):
Anatolie писал(а):А известно ли что-нибудь о синагоге, которая находилась в районе ул.Синагоговской и Синагоговского пр. (то ли проезда, то ли переулка?). Это в нижней части города, практически на берегу р. Бык? Можно ли определить место, название и т.д.
Oтметил это место на карте. Сейчас здесь находятся задворки Водоканала.
Может есть скан лучшего разрешения, я высмотрел два здания, еще надо поднять карту.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Вводная тема

Сообщение steinchik » 28 июн 2012, 17:58

Anatolie писал(а):А известно ли что-нибудь о синагоге, которая находилась в районе ул.Синагоговской и Синагоговского пр. (то ли проезда, то ли переулка?). Это в нижней части города, практически на берегу р. Бык? Можно ли определить место, название и т.д.
Ув. Анатолий! Как выяснилось, в 30-е годы на коротенькой ул. Синагоговской (Decebal) располагалось аж шесть синагог! Следите за дальнейшими сообщениями.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Вводная тема

Сообщение steinchik » 28 июн 2012, 18:49

Внимание, хорошая новость! Благодаря очаровательной участнице нашего форума Mohr, мы имеем возможность ознакомиться с двумя полными списками синагог нашего города. Первый составлен Раввином Цирильсоном в 1911 году, а второй - в 30-е годы. Кроме того уважаемая Mohr любезно скомпилировала оба списка. Предлагаю вашему вниманию карту, на которую я более или менее точно нанёс все указанные в списках синагоги. К сожалению, несколько номеров домов отсутствуют. Также есть небольшое расхождение с современной нумерацией. Поэтому могут быть незначительные ошибки. С удовольствием принимаю исправления, но только конструктивные и обоснованные. Скомпилированный и отредактированный мною список находится в правом нижнем углу карты (оригиналы выкладывать пока не буду). За основу взят список 30-х годов, а в квадратных скобках указаны названия в соответсвии со списком 1911 года. Кроме того, я добавил названия улиц в разные исторические периоды. Просьба соблюдать авторские права.

Качать здесь

Аватара пользователя
кешеневер йид
Местный
Местный
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 14 сен 2009, 15:20

Re: Вводная тема

Сообщение кешеневер йид » 29 июн 2012, 01:11

Большое спасибо за уникальный список и Ваш труд по составлению этой карты! :yes:
Я никогда даже и не думал,что в Кишиневе был штибл карлинских хасидов,ведь в принципе по идее в Кишиневе должно было проживать больше представителей украинских(чернобль) и румынских (рижин) хасидских дворов,а оказывается был и штибл белорусского Карлин-Столина.
Про штибл скверерс и любавичерс известно,даже сам Скверер Ребе(Каларашер как он тогда назывался,тот самый который после войны основал Кирьяс Сквер в Нью-Йорке)זצוק"ל זי"ע проживал в Кишиневе на Минковской улице.Собственно там и был один из его штиблехов как отмечено на карте как и следовало предпологать.В Израиле выходит ежемесячнил "ойлом ахсидес" (мир хасидизма),так там черным по белому в одном из номеров,посвященных сквирскому ребе написано,что скверер ребе жил в Кишиневе на Минковской.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Вводная тема

Сообщение steinchik » 29 июн 2012, 02:52

кешеневер йид писал(а):а оказывается был и штибл белорусского Карлин-Столина.
Я подозреваю, что они перебрались в Кишинёв после 18-го года, спасаясь от большевистского террора...
Ну и понятно, что были ещё и сколенские (не путать со скулянскими) хасиды. Читайте здесь.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Вводная тема

Сообщение rimty » 30 июн 2012, 01:21

steinchik писал(а): мы имеем возможность ознакомиться с двумя полными списками синагог нашего города.
Это списки из архива Цирильсонa, который, как Вы говорили, хранится в Иерусалиме?

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Вводная тема

Сообщение steinchik » 01 июл 2012, 05:02

rimty писал(а):
steinchik писал(а): мы имеем возможность ознакомиться с двумя полными списками синагог нашего города.
Это списки из архива Цирильсонa, который, как Вы говорили, хранится в Иерусалиме?
Я не уверен в этом, поскольку оба списка получены из Кишинёва. Кроме того, непонятно кем именно составлен список 30-х годов.

Аватара пользователя
кешеневер йид
Местный
Местный
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 14 сен 2009, 15:20

Re: Вводная тема

Сообщение кешеневер йид » 01 июл 2012, 07:59

Извините за назойливость,когда Вы планируете открыть доступ к оригиналам списков?
А гитэ вох!

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13120
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Вводная тема

Сообщение corax » 07 июл 2012, 15:44

steinchik писал(а):Внимание, хорошая новость! Благодаря очаровательной участнице нашего форума Mohr, мы имеем возможность ознакомиться с двумя полными списками синагог нашего города. Первый составлен Раввином Цирильсоном в 1911 году, а второй - в 30-е годы. Кроме того уважаемая Mohr любезно скомпилировала оба списка. Предлагаю вашему вниманию карту, на которую я более или менее точно нанёс все указанные в списках синагоги. К сожалению, несколько номеров домов отсутствуют. Также есть небольшое расхождение с современной нумерацией. Поэтому могут быть незначительные ошибки. С удовольствием принимаю исправления, но только конструктивные и обоснованные. Скомпилированный и отредактированный мною список находится в правом нижнем углу карты (оригиналы выкладывать пока не буду). За основу взят список 30-х годов, а в квадратных скобках указаны названия в соответсвии со списком 1911 года. Кроме того, я добавил названия улиц в разные исторические периоды. Просьба соблюдать авторские права.
Выложил карту на сайте.

Anatolie
Местный
Местный
Сообщения: 353
Зарегистрирован: 23 сен 2010, 22:48

Re: Вводная тема

Сообщение Anatolie » 07 июл 2012, 21:50

Вот это да! Вот это информация! Спасибо!

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13120
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Вводная тема

Сообщение corax » 08 июл 2012, 10:07

Фотография была на первой странице дискуссии.
Вполне вероятно, что это здание могло быть синагогой, обозначенной на карте под №22:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Mohr
Новичок
Новичок
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 27 июн 2011, 15:27
Откуда: Кишинев, предки из Оргеевского района, из Кишинева, из Ананьева и Казахстана

Re: Вводная тема

Сообщение Mohr » 01 авг 2012, 10:16

steinchik писал(а):
rimty писал(а):
steinchik писал(а): мы имеем возможность ознакомиться с двумя полными списками синагог нашего города.
Это списки из архива Цирильсонa, который, как Вы говорили, хранится в Иерусалиме?
Я не уверен в этом, поскольку оба списка получены из Кишинёва. Кроме того, непонятно кем именно составлен список 30-х годов.

Список Цирельсона 1911 года взят из Национального Архива РМ. Этот список не содержит такого количества синагог, как в упомянутом списке, составленном Рабби Цирельсоном в конце 30-х.
В списке от 1911 года упоминается 59 синагог и молитвенных домов + 2 закрытые. Когда как в списке от 30-х годов упоминается о 77.

Второй список был составлен на румынском языке. К сожалению, его происхождение не ясно. Единственное о чем можно говорить с уверенностью - список был составлен с 1918 по 1940 года.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Вводная тема

Сообщение steinchik » 01 авг 2012, 15:11

Mohr писал(а):Единственное о чем можно говорить с уверенностью - список был составлен с 1918 по 1940 года.
Список был составлен в промежутке 1934 - 1939 гг. Поскольку улица Tighinei уже упоминается как I.G. Duca (переименована в 34-м), а О. Goga - ещё как Sf. Vineri (переименована в 39-м).

Anatolie
Местный
Местный
Сообщения: 353
Зарегистрирован: 23 сен 2010, 22:48

Re: Вводная тема

Сообщение Anatolie » 03 авг 2012, 21:13

Ув.steinchik, не могли бы вы подсказать источник происхождения немецкой карты, на которой вы нанесли указанные выше материалы? И если можно, более точную дату происхождения этой карты. Возможно я что-то пропустил, тогда дайте ссылку где это уже обсуждалось.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Вводная тема

Сообщение steinchik » 03 авг 2012, 22:45

Anatolie писал(а):Ув.steinchik, не могли бы вы подсказать источник происхождения немецкой карты, на которой вы нанесли указанные выше материалы? И если можно, более точную дату происхождения этой карты. Возможно я что-то пропустил, тогда дайте ссылку где это уже обсуждалось.
Вот тут - viewtopic.php?p=10428#p10428

Anatolie
Местный
Местный
Сообщения: 353
Зарегистрирован: 23 сен 2010, 22:48

Re: Вводная тема

Сообщение Anatolie » 04 авг 2012, 10:02

Спасибо!

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Вводная тема

Сообщение rimty » 12 ноя 2012, 15:45

Экспонаты московского Музея истории евреев в России

Синагогальная менора (светильник). Бронза, литье, чеканка.
Кишинев, 1880 год
светильник.JPG
Фрагмент шкафа для свитков Торы в виде двуглавого орла, на груди которого помещено имя Б-га как символа Высшей власти.
Бессарабия. 1866 г. Дерево, тонировка, резьба.
GAL75_IMG_9249.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
кешеневер йид
Местный
Местный
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 14 сен 2009, 15:20

Re: Вводная тема

Сообщение кешеневер йид » 06 дек 2012, 00:43

Оказывается в Кишиневе появилась еще одна еврейская религиозная община.кто-то знает подробнее о чем идет речь и как выглядит их здание?
http://www.dorledor.info/node/2066
«Евреи живы Торой»
05/12/12 Синагога бейт-мидраш уроки
Не все знают, что в Кишинёве, по адресу ул. Букурешть, 31, уже около года функционирует новая синагога. Хотя наш портал светский, мы решили всё же развеять слухи и домыслы об этом учреждении и встретились с членом правления общины «Хафец Хаим» Давидом АВРААМСОНОМ.

– Скажите, какой была мотивация создания новой синагоги, если и старую мало кто посещает?

– Прежде всего, у нас не столько синагога, сколько бейт-мидраш. Синагога – это уже следствие. А бейт-мидраш – это такая еврейская школа, но не в светском понимании, а с религиозным уклоном. У нас проходят уроки по Торе и Алахе. Главное, чтобы люди приходили и читали для себя Тору. Непрерывный духовный рост – это наш приоритет. Поэтому считаем, что основная цель открытия нашей синагоги – это учёба. В принципе, собрать миньян и молиться можно дома. А вот чтобы учиться вместе, нужна литература. У нас есть практически вся необходимая литература на русском языке, только что вышедшая в свет в издательствах «Швут Ами» и «Маханаим». Есть полный Талмуд. Полностью Мишна с переводом на английский язык. Ну и, соответственно, есть всё что нужно для молитвы: Сидуры, Тхиноти и т. д. Мы практикуем и видеоуроки-телемосты с Израилем, для чего смонтирован плазменный экран с камерой.

У нас нет проблем с посещениями и миньяном. Приходит, в основном, молодёжь – как местная, так и обучающаяся в Кишинёве израильская. Получилась такая смесь из приверженцев ашкеназского направления и сефардского. По этой причине иногда мы совершаем молитвы ашкеназские, иногда – сефардские. В этом, в принципе, наверное, и наша уникальность.

– Кому принадлежала идея открытия ещё одного молельного дома?

– Нескольким активистам, в том числе и мне. Открытию этой синагоги способствовали и некоторые израильтяне, которые живут, учатся и работают в Молдове. При её создании помог бизнесмен Илан Шор, дав часть денег на приобретение Талмуда и Мишны.

– Кто у вас является раввином?

– У нас нет раввина, который обладает соответствующим сертификатом, так называемой «смихой». Есть рав Шалом, который готов оказать помощь по практически любому вопросу. Если люди хотят поговорить с раввином по очень сложному вопросу, мы связываем их с раввином Элиягу Эссасом (Иерусалим) или Шломо Бакштом (Одесса). По менее сложным вопросам консультируем здесь, на месте.

– Чем всё-таки отличается ваша синагога от хабад-любавичской?

– Наше ортодоксальное заведение не представляет какое-либо направление или течение. Следует отметить, что мы замечательно сотрудничаем, общаемся и дружим со старой хабад-любавичской синагогой. Известно, например, что миква есть только там, соответственно, наши женщины ходят в ту синагогу в микву. Бываем в гостях друг у друга. Поэтому мы мирно сосуществуем, и людей для всех хватает.

Ещё нюанс: основной язык нашей синагоги – иврит. Если приходят русскоязычные, конечно, говорим с ними на русском, румыноязычные – тоже нет проблем. У нас есть французы, англичане. Приведу пример. Каждую пятницу у нас проходит мини-урок Торы перед Маарив (вечерней молитвой). И если, допустим, я даю этот урок (вообще же преподаватель каждый раз меняется), то говорю на русском для русскоязычных и сразу перевожу сказанное на румынский и английский. Урок проходит на трех языках. Другой человек дает его на иврите. Таким образом, все довольны.

– Много ли у вас посетителей? Нет ли трудностей с миньяном?

– По понедельникам и четвергам, когда читают Тору, миньян у нас собирается. В Шаббат часто даже мест не хватает. В другие дни не всегда. Так бывает, кстати, и в общинах Канады, США, в Вене я тоже наблюдал подобное явление. Ближе к Шаббату все подтягиваются. Поэтому следует обозначить одну важную вещь: у нас нет цели собирать миньян ради миньяна любыми силами и средствами. Люди сами должны хотеть этого. Почему? Открою вам скобки. Нередко активное собирание миньяна является одним из условий финансирования из-за рубежа.

Но мы не финансируемся из заграничных источников. Мы сами, бизнесмены, основавшие синагогу, оплачиваем аренду помещения, коммунальные услуги, продукты питания для Шаббата. Наша цель, по большому счёту, – воспитание людей, духовно подготовленных к жизни в Израиле. Мы способствуем этому всеми силами. Нет стратегической цели укрепления здесь, в Молдове, общины, например, в 200 человек. Наша задача – найти эти 200 человек и со временем способствовать их алие в Израиль духовно подготовленными и зрелыми. Хотя бы минимально. Причём они могут быть кем угодно по профессии и какого угодно возраста.

– Есть ли среди ваших прихожан заметные фигуры Еврейской общины?

– Из еврейских бизнесменов к нам мало кто ходит. Несколько раз присутствовал Илан Шор. Главный раввин России Берл Лазар заезжал в гости, когда бывал в Молдове. Зато часто приезжают видные люди из Израиля. Дело в том, что наша община и бейт-мидраш называется «Хафец Хаим». Это имя Великого мудреца Торы позапрошлого века, составителя сборника законов «Мишна Брура». И мы находимся под супервайзингом – не финансовым, а интеллектуальным покровительством – иерусалимского раввина Элиягу Эссаса, основателя известного интернет-сайта: http://evrey.com/. Именно этот человек нас постоянно направляет: как развивать общину, что делать, куда идти и так далее. Так что если говорить о посещении нас видными людьми, то они приезжают к нам, в основном, из-за рубежа.

Хотелось бы отметить, что мы никого не тянем к себе «за уши». Это важно понять. Мы, конечно, приглашаем людей, и все, кому нужно, о нас знают. Приходит кто хочет. Мы знаем и верим в то, что невозможен духовный рост через силу. К сожалению, уровень еврейского духовного образования в РМ очень низок. Это следствие советского времени. Вы знаете, я часто замечаю, что женщины на уроках Торы проявляют больший интерес, чем мужчины. А по традиции должно быть наоборот!

Один из проектов, которые мы запустили, – «Семь сорок» в Израильском культурном центре. Там собираемся вместе с мадрихами, примерно раз в две недели. Это одна из попыток стать ближе к молодёжи. Мы говорим об еврейском мировоззрении очень доступно. А то многим кажется, что бейт-мидраш, синагога – это нечто совсем заумное и малопонятное. Нет, мы хотим показать, что к нам приходят обычные нормальные люди, занимающиеся каким-то делом, однако у каждого из них есть в жизни Всевышний и сформировано еврейское самосознание.

– Содержание синагоги требует больших средств. Может, имело бы смысл объединить финансы, чтобы содержать одну?

– Крупные средства нужны только для старта. Книги всё-таки стоят очень дорого. А когда уже всё сделано, месячные расходы не такие большие. Нужно учесть и тот факт, что не все евреи являются приверженцами Хабада. Так, некоторые студенты-сефарды его не приемлют. Это их выбор. Мы вообще в это не лезем. Нам важно, чтобы человек уехал в Израиль и жил там нормальной жизнью. Наша задача – дать ему образование, объяснить, что такое Шаббат, как отмечать праздники, что такое еврейская семейная жизнь. У нас нет политических задач, никакой рекламы. Зачем это надо?

Могу сказать, что в своё время я посещал синагогу на ул. Щусева (бывшую Сенную). И видел своими глазами, что сколько бы там ни делалось рекламы, но, если изначально не ставится главной целью изучение Торы, – всё гибнет. По моему мнению, там не ставилась главная задача изучать Тору, еврейский закон. Было и множество других нюансов, но это другой вопрос. При всём уважении ко всем, кто руководил той синагогой. Задача была минимальна: миньян – и всё. А ради чего? Евреи живы Торой. Без Торы – никуда. А деньги и все прочие нюансы, «светский диалог», простите за выражение, – это вторично и даже третично. Считаю, что каждый человек, неважно – бизнесмен он или домохозяйка, должен найти минимум 10-15 минут в день, чтобы самостоятельно почитать Тору и выучить что-то новое.

– Всегда интересно узнать о том, как и почему в человеке просыпается интерес к духовности. В вашем случае, например?

– Лет 12 назад начал искать себя, вышел на сайт http://evrey.com/ и понял, что мне это близко. Лет 7 лет назад начинал с нуля, практически ничего до этого не зная, но потихоньку шёл вперёд. Стал посещать синагогу на Щусева, а также ходить в синагогу Хабад-Любавич. И там и там цдаку давал. Самостоятельно изучал Тору. Потом начал выяснять, где можно пройти гиюр: я – еврей только по отцу. И понял, что самое сложное – пройти его в ортодоксальном бейт-дине в Израиле. Я выбрал самый сложный вариант, потому что это гарантирует качество. Ходил на уроки в течение полугода, потом прошёл раввинский суд и получил гиюр.

– Как проходят у вас еврейские праздники?

– Как везде. Иногда нашим деткам на Пурим из Израиля присылаются подарки, порой, собираемся и вместе идём в ресторан со своим – кошерным – угощением. Главное, чтобы была атмосфера духовности и радости.

– Нет ли планов совместных мероприятий с синагогой рэба Залмана?

– Совместных нет, но мы общаемся индивидуально с представителями Хабад-Любавич. Между нами практически нет разногласий. А люди сами выбирают: кому-то одно ближе, кому-то – другое. В синагоге понимают, что у нас не было изначальной задачи перетянуть к себе часть прихожан. Люди, которые туда ходили, там и остались. А раз нет такой задачи, то нет и ненужной конкуренции. А есть единая работа ради увеличения знания о Торе в мире. И это правильно.

Ответить

Вернуться в «Синагоги Кишинёва»