Календарь: 14 марта родился выдающийся ученый Лев Берг.
Подробнее: https://bloknot-moldova.ru/news/kalenda ... yy-1456815
Модератор: rimty
Из книги времён "перестройки": "Борцы за счастье народное", изд."Картя Молдовеняскэ", 1987. Под ред.Д.Е.Шемякова.rimty писал(а): ↑25 дек 2014, 22:33Уроженцы Кишинёва в «Книге памяти жертв политических репрессий в СССР» :
Бантке Самуил Самуилович, 1898 г. р., уроженец г. Кишиневa, еврей, из семьи ремесленника, член ВКП(б) в 1917-1937 гг., окончил Институт Kрасной профессуры, стapш. научный сотрудник Института истории АН СССР, проживал в г. Ленинграде. Арестован 22 ноября 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 24 января 1938 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 4 февраля 1938 г. (Нет сведений о месте расстрела.)
(электронная версия книги)
Из книги времён "перестройки": "Борцы за счастье народное", изд."Картя Молдовеняскэ", 1987. Под ред.Д.Е.Шемякова.
UPDcorax писал(а): ↑13 апр 2009, 15:12Интересная статья о митрополите Гаврииле Бэнулеску-Бодони, человеке, благодаря которому Кишинёв и стал крупным городом, столицей.
Banulescu-Bodoni.jpg
Митрополит-просветитель — отец столицы
Известно, что в России военная знать всегда стояла выше духовной. Владимир Соловьёв в самом начале «Трёх разговоров» заметил, как активно «штурмовали небо» русские воины: в святцах в этой стране едва ли не половина святых — бойцы и князья, лишь вторая половина — монахи и священники, крестьян же и купцов среди святых почти нет.
Молдавия — случай иной. Светская власть никогда не была здесь в особом почёте. Чаще всего она и выражала интересы не самой страны, а её зарубежного правителя — султана или царя. Духовный авторитет здесь всегда был не только выше, но и ближе, понятнее. Яркий пример тому — Гавриил Бэнулеску-Бодони (1746—1820), чьё имя носит одна из центральных улиц столицы.
I
Этот человек родился в 1746 году в Нэсэуд (Трансильвания). Учился в Киево-Могилянской духовной академии, основанной за сто лет до того великим просветителем св. Петру Мовилэ. Продолжал образование (по-нынешнему, стажировался) в лучших греческих духовных центрах: на острове Патмос (где св. Иоанна посетили апокалиптические видения), в Смирне, в духовной академии на Святой горе Афон. Окончив учёбу в 1776 году, 30-летний Бэнулеску-Бодони вернулся в Нэсэуд и год проработал там школьным учителем. Но уже год спустя он становится преподавателем латыни в Господарской школе в Яссах.
Тесные связи киевской поры сделали будущего иерарха сторонником русской ориентации. После Ясс он преподаёт греческий язык в духовной семинарии в Полтаве, а затем в Екатеринославе, городе, только что основанном Г. А. Потёмкиным. Затем Бэнулеску-Бодони — ректор Екатеринославской семинарии. Во время войны 1787—1791 годов он активный сторонник влияния России среди молдавских бояр. Не без его участия при штабе Потёмкина в Яссах начинает выпускаться первая молдавская газета.
Завязываются высокие придворные связи, следуют высокие почести. Вскоре Г. Бэнулеску-Бодони становится митрополитом Киевским. Во время войны 1806—1812 годов он назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии. Экзарх — значит наместник церкви на чужой канонической территории: молдавская церковь подчинялась в то время Константинопольскому патриарху, а Бэнулеску-Бодони представлял РПЦ. По окончании войны он остаётся в Бессарабии в чине архиепископа Кишинёвского и Хотинского, а вскоре становится первым митрополитом Бессарабии.
II
Митрополию пришлось строить практически на пустом месте. Кишинёв, ставший резиденцией Г. Бэнулеску-Бодони, был в то время небольшим городком, принадлежавшим Галатскому монастырю в Яссах и застроенным глинобитными и саманными домами. Нынешние городские окраины были сёлами, принадлежавшими двум другим монастырям или частным владельцам. Однако двор митрополита стал центром, вокруг которого группировалось молдавское боярство, а сам Гавриил — его представителем перед лицом русских властей, своего рода дуайеном молдавского боярства. Другой власти у молдаван края на тот момент не было. Старая фанариотская администрация осталась за Прутом, а русские чиновники не были знакомы с порядками и обычаями страны.
Нетрудно понять, как велика была роль единственной личности, пользовавшейся всеобщим уважением, — митрополита. Тем более что и до 1812 года митрополит в Молдове и Валахии по традиции был первым из членов Дивана (государственного совета). Именно к нему население обращалось с гражданскими исками, и только если ему не удавалось примирить стороны, — продолжало дело в господарском суде. Этим и определялась роль Г. Бэнулеску-Бодони в крае. Он стал противовесом таким служакам, как генерал Гартинг, человек исполнительный и педантичный, но не понимавший, зачем ему считаться с местным населением и его обычаями. Бэнулеску-Бодони удавалось сдерживать таких «ретивых администраторов», обращаясь через их голову в Сенат или к самому царю.
Население, попавшее между российским молотом и турецкой наковальней, было растеряно. Люди тысячами уходили через Прут — как в восточную, так и в западную сторону. Никому не хотелось сохранения турецко-фанариотских порядков, но и перспектива введения крепостного права пугала молдаван (в самой Молдове оно было отменено ещё в 1749 году Константином Маврокордатом). И население не знало, куда податься. В этой ситуации митрополит, как и положено ему по сану, сыграл свою роль примирителя. П. П. Свиньин, о котором речь ещё впереди, отмечал: «… Область сия потеряла много от побегов за границу болгар и молдаван, не могших переносить тягости земских повинностей и притеснений. Причинило сие по меньшей пропорции убыли в народонаселении до 3000 семейств. В начале 1814 года по сим обстоятельствам большая часть жителей готова была бежать по турецкую сторону Прута, но остановлена была отеческим увещанием преосвященного Экзарха» — то есть митрополита Гавриила. Видимо, он обещал крестьянам заступничество перед лицом Александра I, в глазах которого слово бессарабского митрополита, несомненно, было весомым.
Благодаря стараниям Г. Бэнулеску-Бодони Кишинёв стал столицей края. Наместник Бахметьев предлагал на эту роль Бендеры — через них проходило больше торговых путей, были мощная крепость и готовые административные помещения. Митрополит не только настоял на Кишинёве, но и выкупил для казны и сам город, и окрестные сёла специально с этой целью — «для устройства губернского города». В 1818 году Александр I, посетив Бессарабию, лично утвердил этот выбор. Таким образом, митрополит Гавриил по праву может считаться отцом-основателем нашего города — не вообще поселения (оно существовало и раньше, с XV века), а того экономического и культурного центра, каким мы его знаем сейчас.
напечатано "Герольд Харбина" Апрель 1930rimty писал(а): ↑05 окт 2011, 12:59Яков Викторович ОКСНЕР, поэт-сатирик, фельетонист. Псевдоним - Жак НУАР.
Родился в 1888 году в Бессарабии.
Литературную деятельность начал в Одессе, печатался в "Сатириконе", "Огоньках", "Эпохе".
В 1916-1917 гг. сотрудничал в журнале «Сатирикон*, писал сатирические стихи в «Иллюстрированную Россию».
Сотрудничал в газетах *Руль* (Берлин), «Сегодня» (Рига). Писал скетчи для театра «Синяя птица».
После революции переехал в Кишинёв, где работал в газете "Новое слово".
В 1922 г. переехал в Берлин, где продолжал заниматься литературным творчеством, выпустил сборники "Сквозь дымчатые стекла" (1922), "Лицом к Берлину" (1924), "Картонный паяц" (1924), "Восемь книг стихов для детей" (1924), сборник "Прищуренный глаз" (1925, Рига), печатался в "Голосе эмигранта" и других изданиях.
С января 1936 г. обосновался в Бухаресте, сотрудничал в газете "Наша речь". 3aтем перебрался в Бессарабию
Погиб в кишиневском гетто.
Сын.rimty писал(а): ↑06 ноя 2014, 21:07Прошение доктора медицины М. И. Блюменфельда о внесении его имени в родословную книгу Бессарабского дворянства.rimty писал(а):Врач и общественный деятель Михаил Осипович БЛЮМЕНФЕЛЬД
Михаил Блюменфельд был сыном кишиневского раввина, но не пошел по стопам отца. Окончив гимназию, он поступил на медицинский факультет Московского университета. За сочинение по хирургии бессарабский студент удостоился золотой медали… Потом молодой хирург усердно трудился в кишиневской городской больнице. В 1870 году её передали во владение земству. С губернским статусом лечебное учреждение получило и нового руководителя: на пост старшего врача пригласили Фёдора Ивановича Перетятковича. Но он поставил перед городскими властями условие – приму, мол, предложение, если моим помощником утвердят Михаила Осиповича Блюменфельда…
Двадцать лет, до самой смерти, Михаил Осипович заведовал хирургическим отделением земской больницы.
За участие в русско-турецкой кампании 1877‑1878 годов хирург удостоился ордена святого Владимира, который тогда давал право на потомственное дворянство… Но выяснилось, что царская привилегия распространялась не на всех. Бессарабские дворяне, большинство из которых Михаил Осипович опекал по медицинской части, не захотели принять в свой круг еврея.
. . . . . . . . . . . . . .
Автор - Т. СОЛОВЬЁВА
(31.01.1894, Кишинев - ?)
Врач. Окончила гимназию в Кишиневе, в 1916 г. окончила медицинский факультет Московского университета. В 1917-1918 гг. работал врачом в отделе этапов Всероссийского земского союза, в 1919-1925 гг. была участковым врачом на ст.Дарница Московско-Киевско-Воронежской железной дороги. В 1926 г. приехала в Харбин, работала в городской больнице Харбина, врачом на эпидемии холеры на КВЖД. Работала в 1927 г. врачом-экстерном в терапевтическом отделении Центральной больницы КВЖД, в 1929 г. - курортным врачом на ст.Фуляэрди, в 1930 г. - участковым врачом на ст .Хайлар, в 1930-1934 гг. - врачом в терапевтическом отделении Центральной больницы КВЖД. С декабря 1934 г. до 1940 г. работала врачом КВЖД на ст. Имяньпо. В декабре 1940 г. оставила службу на КВЖД и уехала в Германию. Немка, до 1935 г. была в подданстве СССР. В 1937 г. перешла в германское подданство.
В 1891 г. поступил в Новороссийский университет на естественный факультет и со 2 курса в 1892 г. перевелся в Дерптский университет. Окончил медицинский факультет 25.12.1898. По окончании университета отправился в Берлин, где работал в клиниках Лессера и Лассара. В 1900-1904 гг. работал в урологической палате одесской городской больницы в качестве допущенного к работе врача, вольнопрактикующий врач в Одессе. В 1904 г. был призван на военную службу, работал в госпитале в Харбине и на театре военных действий под Мукденом. По окончании войны 1,5 года работал в Москве, а затем опять в Берлине. С 1907 г. занимался частной практикой в Харбине, боролся с эпидемией чумы в Харбине 1910-1911 гг., в 1914 г. был вновь мобилизован. В 1917-1924 гг. работал дерматовенерологом в Одессе, а потом был переведен на КВЖД, и в 1927 г. назначен заведующим венерологическим диспансером КВЖД, где проработал до начала 1935 г. Был лектором Высшей медицинской школы в Харбине, Работал в 1-й Харбинской рабочей поликлинике и Еврейской амбулатории в Харбине. Кандидат в совет старейшин Русско-немецкой лечебницы в Харбине. Выступал с докладами на Обществе врачей Центральной больницы КВЖД. В середине 1930-х гг. переехал в Шанхай.