1-я железнодорожная школа

Старые школы, училища, приюты..

Модератор: rimty

Ответить
XSmart
Новичок
Новичок
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 28 апр 2015, 16:46

Re: Учебные заведения после 1944 г. Общая тема

Сообщение XSmart » 05 янв 2017, 15:09

Мой отец учился в 1-ой Железнодорожной школе. Фото здания нету, но есть фото ихнего класса. Выкладываю, может кто узнает своих родителей.
Примерно 1953 год
1953.Papa.1zhd.shkola.Kisinev.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

1-я железнодорожная школа

Сообщение rimty » 14 мар 2018, 22:38

  • 1-я ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ШКОЛА
  • Автор воспоминаний - Леонид ГИМПЕЛЬСОН

К моему окончанию четвертого класса брат уже учился в 17-й железнодорожной школе, расположенной рядом с домом, за забором. Со мной случился облом. Начальник отдела учебных заведений Молдавской железной дороги, некто Круговой, отказал, предложив 1-ю железнодорожную школу. [Железнодорожные, думаю, выбирались и по расстоянию, и по предполагаемому качеству педсостава, который легче было подбирать, имея больший, как сейчас говорят, соцпакет.]

Школа располагалась на границе магалы, на углу Армянской-Стефана Великого, в комбинированном здании. Основное — двухэтажный, в прошлом жилой дом зажиточного человека. На каждом этаже большая зала, из которой можно было попасть в четыре классные комнаты и кабинет: директора на первом этаже, учительскую — на втором. В одноэтажной пристройке, вытянутой вдоль Армянской были два классных помещения и спортзал. Когда мой класс находился в пристройке, то учительница рисования, направляясь на урок, проходила вдоль окон, чтоб зайти в здание с торца. Пропустив её, я иногда вылезал в окно и уходил на прогулку. Смыться с перемены было более рискованно, так как происходили иногда замены уроков.

На территории школы также находился дом с садом за забором, где жил директор с семьей, и был медкабинет, отданный потом под жилье молодому специалисту, учителю физкультуры, с семьей. Еще хозяйственные постройки, мастерская для уроков труда и небольшой интернат. В интернате жили дети с маленьких станций (в нашем классе, например, учился, Витя Сальников со станции Ревака).

Директор, Корсаков Александр Леонтьевич, был крепким руководителем. Кряжистый, с большой головой, простым лицом и хитрыми глазами. Всегда в ведомственном железнодорожном одеянии, сильно хромающий, он хорошо контролировал территорию, преподавателей и учебное стадо. В школе было чисто, сухо, тепло; учебный процесс поставлен. [Александр Леонтьевич был неплохим мужиком. В последнем классе я как-то оказался с ним в одной очереди в винный отдел, и мы понимающе друг другу улыбнулись.

В старших классах доходило через учителей его настороженное отношение ко мне (продолжать ставить в 9 — м классе «4» по поведению — не продолжать, принимать в комсомол — не принимать, ставить секретарем комитета комсомола или замом, поручать на последнем звонке выступление или сам звонок в колокол и пр.), но для этого были основания. Умер директор дня за три до нашего выпускного вечера. Похоронили его на Армянском, на одном участке с моим отцом, неподалеку от могилы И. Заикина.]

Наш 5«б» был многочисленный, несколько разновозрастный за счет второгодников и весьма разнородный. В отличие от класса в 34 школе здесь количественно дети «туземцев» разных национальностей явно превосходили детей «понаехавших». Вообще-то, в школе учился, преимущественно, народ из нижней части города, где преобладали группы людей физического труда, ремесленники из сферы услуг, работники торговли. Дисциплина поначалу была плохая, но каждый год ряды редели за счет, в основном, тех, кто не хотел или не мог учиться в школе. Шума и выходок становилось меньше. После седьмого класса немало и добропорядочных спрыгнули в техникумы и училища. [Восьмой класс уже был один, а одиннадцатый даже с довеском из нескольких переведенных девочек из 17-й ж/д школы окончили 15 человек. Году в 62-м я соприкоснулся в качестве свидетеля с уголовной историей, и мне дали в милиции для опознания альбомы с фотографиями, среди которых обнаружил и нескольких бывших одноклассников.]

1-ая ж/д не отвлекалась на внеклассную работу. Культпоходы, турпоездки в нашей школьной жизни не случились. Не делались даже фото по окончании учебного года. Класс переменного состава оставался недружным, без совместных вылазок и вечеринок, хотя локализованные мероприятия имели место.

Классным руководителем на три года стала Лапицкая Вера Васильевна, математичка, несколько похожая на молодую Надежду Крупскую. Считаю, что знания у неё получил в рамках школьной программы добротные по всем четырем разделам. Еще Вера Васильевна научила меня глотать таблетки. Каким-то образом она прознала служебный телефон отца, и стоило мне выйти из колеи, как следовала угроза звонка. Когда запустили первый спутник, я то ли не понял суть события, то ли не заинтересовался, и на классном часе Вера Васильевна взялась за меня и публично высветила неинформированность и невежество.

Претензий ко мне по учебе у неё не было, но не нравилась моя вербальная и внеклассная активность. Как-то появился единственный в классной истории выпуск стенгазаты. Графику не помню, а подпись под карикатурой на меня цитировала отечественную народную мудрость: «Каждой бочке затычка». На меня стенгазета не повлияла, на класс, кажется, тоже. А исполнители карикатуры поспешили рассказать о происхождении творческого всплеска. [На этом ровном месте всё-таки напрашивается вывод о неискоренимой отечественной забаве по наказанию инициативы. В других местах удовлетворяются стрижкой газонов.]

Учителем пения был фронтовик, «военная косточка», Король Давид Исаакович. По-моему, он все песни пел в ритме марша. Высокий, стройный, широкоплечий, он наводил порядок физкультурно: откладывал аккордеон, подходил к злостному нарушителю, брал его одной рукой за шиворот, другой за портки в районе задницы, и выносил из класса.

Преподавала у нас интересная супружеская пара: он — химик, она — физик. Колотий Александр Савич и Кимстач Александра Карловна. [Он в прошлом сельский учитель, фронтовик, она на короткое время (1 год) после войны — политзек. После её ареста Савич от Карловны не отказался.] Савич высокий, худой, суматошный, вспыльчивый, ничего внятно по своему предмету объяснить не мог. У меня появилась проблема с пониманием и усвоением его уроков.

[Хватило ума взяться за химию сначала. Купил вузовский учебник Глинки по химии для нехимических специальностей и довольно быстро появились знания и интерес. Савич не умел объяснять материал, но его методика основывалась на задании множества задач из задачника Гольдфарба. Проверку их решения он возлагал иногда на сильных учеников. Наша школа по результатам олимпиад была из сильнейших в республике. Отличился на университетской республиканской олимпиаде весной 63-го и я. Похвальная грамота и подарок, а более высокое место уплыло из-за незнания ответов на практические вопросы, например, о цвете охры.

Савич сумел нахимичить в моей личной жизни, поручив в 10-м классе заниматься с новой ученицей. Сложилась романтическая история № 2 с практическим последствием: барышня поступила на химфак.]

Карловна была полной противоположностью мужу. Статная, с породистым лицом и следами былой красоты, с четкой размеренной речью. Её козырем при провинностях было: «Так, иди сюда, погоняю.» И гоняла по всему пройденному курсу. Была дамой властной и, став завучем, учудила. Явилась в класс и отправила всех мальчиков стричься пол «ноль». В процессе стрижки мы обхохотались и решили вернуться в школу к физике. После звонка прошли в соседний свободный класс и «первый пошел!». Раздался хохот девчонок. Когда он утих — «второй пошел!». После третьего мы переместились в коридор, чтобы Карловна не смогла сорвать мероприятие. А урок мы ей сорвали. С физикой у меня было всё в порядке, даже системы единиц до сих пор помню, а Александру Карловну вспоминаю хорошо.

Жуть наводила ботаника-зоология и что там еще. Пестики-тычинки, кости-селезенки и пр. Эти предметы должна была преподавать Клавдия Петровна Гершгорина. Довольно молодая, не шибко городская, грубая женщина. В мертвой тишине она проводила опрос, а затем поручала кому-нибудь читать по учебнику новый материал. Сама вынимала заколку и, ковыряясь в зубах, читала журнал «Советская милиция». Петька Гейфман (впоследствии — Морозов) за чтение учебника получал пятерки, так как он этот журнал поставлял. Я же из штанов выпрыгивал, чтобы отвечать не про мослы и жилы, а про устройство коровника.

[На выпускном экзамене по химии Клавдия Петровна, член комиссии, покинула свой пост, подошла во дворе ко мне и тихо — мирно в тональности подружки протрепалась до объявления итогов экзамена. Темой доверительной беседы она выбрала обсуждение своих коллег.]

В Соборном парке каждый год сдавали нормативы — зачеты по бегу на 60м и 500м. Физкультурник, кажется Иванов, похоже, был гимнастом. Он запускал на 60м человек по 5-6 в забеге и очень серьезно объявлял результаты, пользуясь единственным секундомером. [Через годы, приходя в летние студенческие каникулы на Республиканский стадион посмотреть соревнования по легкой атлетике и немного подработать судьей-хронометристом, я вспомнил эту профанацию. В набегающей ватаге ни последовательность прихода на финиш, ни результат через метраж отставания один человек корректно не определит. 500м, вообще, бежал весь класс. Надо было быть первым, а тогда у меня это не получалось. Пережить сие было вполне возможно.]

Не помню до какого класса, но недолго, в классе училась Камышер Челина. Одно время мы сидели за одной партой. Маленькая, скособоченная, с одним видящим глазом, Челина держалась бодро (чего это стоило) и училась отлично. Жила она с бабушкой. [Потом доходили слухи о весьма неудачной судьбе. Челина была не единственным одаренным моим соучеником в 1-й ж/д школе, по которым катки середины прошлого века прошлись основательно.]

Приятельствовали мы с Тадеушем Ходзевичем. Тадик был собранный, отлично координированный, немногословный, с явным сродством к техническим знаниям и навыкам. За малый рост один наш остроумец прозвал его «Метр с кепкой» (трамвайный способ индикации права на безбилетный проезд). [Потом Тадик вырос, стал выше всех в классе и с весьма привлекательной внешностью. С получением высшего образования у него не заладилось. После 1-го семестра он вернулся в Кишинев, продолжил начатое в производственную практику токарное дело, и стал Ходзевичем Тадеушем Альфонсовичем, передовым рабочим и депутатом горсовета Кишинева.]

На период обучения в 1-й ж/д школе пришлась обязаловка в виде школьной формы для мальчиков. В начальной школе форма была только у девочек, но смотрю на фотки и вижу, что не все её носили. Носили пионерские галстуки — кто сатиновые, кто шелковые. У меня был сатиновый, он постоянно сворачивался в трубочки. Школьная форма мальчиков была мышиного цвета в двух материальных и ценовых исполнениях: шерстяная и байковая. Брюки, гимнастерка, фуражка и ремень, подобный армейскому, с довольно массивной пряжкой.

После завершения неполного среднего образования (7 классов) ношения формы уже не требовали. В седьмом классе были переводные экзамены. К нам пришел фотокорреспондент, и в газете «Гудок Молдавии» появился снимок с надписью «…Таня Михайлова и Леня Гимпельсон на экзамене…». Так, на этом снимке я не в форме. А, может, просто уже было жарко?

Фото было иллюстрацией к заметке «Идут экзамены». Сообщалось всякая сопутствующая информация, в частности: «Одновременно сдают экзамены учащиеся вечерних школ нашей магистрали. В Кишиневе деcятый класс заканчивают вагонник Овчаренко, кладовщица вагонного депо Гордей, старший мастер дистанции пути Коробов, рабочие 1-го стройучастка Мамалыга, Кисель и другие».

http://school34kishinev.ru/

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: 1-я железнодорожная школа

Сообщение corax » 16 мар 2018, 20:48

Судя по описаниям, школа находилась в доме Зоти

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: 1-я железнодорожная школа

Сообщение steinchik » 18 мар 2018, 05:03

corax писал(а):Судя по описаниям, школа находилась в доме Зоти
Вообще-то я об этом писал ещё 9 лет назад...
steinchik писал(а): 1-я железнодорожная школа находилась на Штефана Великого 38, затем была расформирована.
viewtopic.php?p=2419#p2419

Izik
Новичок
Новичок
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 21 сен 2016, 13:11

Re: 1-я железнодорожная школа

Сообщение Izik » 16 мар 2019, 17:42

image-2019-03-15 20_46_00.jpg
Нашёл фото здания, в котором когда-то распологалась, 1 ж\д школа. Это ул. Штефана Великого и угол Армянской.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «Учебные заведения Кишинёва»