Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Железнодорожная дорога и транспорт, история, фотографии.

Модератор: rimty

androfon
Местный
Местный
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 20:14

Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Сообщение androfon » 02 авг 2016, 19:44

Оно получило в Молдавии свое максимальное развитие в 70-80-х годах прошлого столетия. Катализатором послужила модернизация на рубеже 50-60-х подвижного состава, а именно: замена паровозной тяги на тепловозную. Более мощные локомотивы способны были значительно увеличить провозную способность, но в условиях слабой пропускной способности железной дороги и станций эта модернизация была не эффективной.
Началось с расширения станций и удлинения горловин (станционных путей), а также усиления верхнего строения пути по главному ходу заменой рельс типа Р43 на тип Р50 и выше. Расширению и даже реконструкции подверглось множество станций. Были задействованы огромные денежные, материальные и людские ресурсы. В этом участвовали по линии МПС и Минтрансстроя СССР механизированные колоны (МК), строительно-монтажные предприятия (СМП) и строительные управления(СУ).
Параллельно шло строительство новых путей и станций. В Молдавии львиная доля Ж.Д. строительства пришлась на предприятия треста "Одестрансстрой", расквартированных в республике: СУ-135 в Кишиневе, СМП-211 в Бельцах и СМП-526 в Бендерах. По своему статусу СУ-135 должно было иметь строительных объектов сметной стоимостью не менее 5,0 млн. руб/год, СМП - ниже.
Перечислю объекты, построенные СУ-135 в период 70-80 г.г.:
1. Пункт обращения большегрузных контейнеров 20 тонн (Кишинев);
2. Грузовой двор с контейнерной площадкой до 5 тонн (Кишинев);
3. Приемо-отправочная станция (Кишинев-2) с постом ЭЦ и механизированной горкой;
4. Пассажирско-техническая станция (Кишинев-3) для экипировки пассажирских поездов;
5. Реконструкция ст. Ревака;
6. Подъездной путь от ст. Ревака на Комбинат картонных изделий (будущ. Ревака-Кайнары);
7. Полная реконструкция ст. Матеуцы (рядом с Резинским цемзаводом);
8. Подъездной путь и ст. Металлургическая на Рыбницком металлургическом заводе (ММЗ);
9. Реконструкция и развитие ст. Берешты;
10. Реконструкция и развитие ст. Унцешты;
11. Стр-ство Ясского парка с колеёй 1435 мм в Унгенах;
12. Второй путь на перегоне Пырлица-Корнешты и много других объектов, перечисление которых займет не мало времени и утомит форумчан.
Привожу фотографии из личного архива стр-ства подъездного пути к металлургическому заводу (ММЗ) в гор. Рыбница 1982год. Они были предназначены для газеты "Вечерний Кишинев", но в последний момент газета отказалась, так как тематика не соответствовала жизни и развития г.Кишинева.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1853
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: Железнодорожное стр-ство в Советской Молдавии

Сообщение Gaerlind » 02 авг 2016, 19:56

androfon писал(а):Катализатором послужила модернизация на рубеже 50-60-х подвижного состава, а именно: замена паровозной тяги на тепловозную.
Все верно. Только осмелюсь сделать поправочку. О никаких 50-х речь идти не может.
Самый первый тепловоз на рельсах данного региона появился в 1961 году. Это был ТЭ3-3203 "Пионер Молдавии". Массово же тепловозная тяга на наши пути стала поступать к середине 60-х. А паровая тяга на отдельных участках сохранилась аж до середины 70-х. А в качестве маневровой на некоторых станциях и вовсе до начала 80-х дожила.

Так что правильнее говорить: "модернизация подвижного состава в середине 60-х".

androfon
Местный
Местный
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 20:14

Re: Железнодорожное стр-ство в Советской Молдавии

Сообщение androfon » 02 авг 2016, 20:59

Gaerlind писал(а):
androfon писал(а):Катализатором послужила модернизация на рубеже 50-60-х подвижного состава, а именно: замена паровозной тяги на тепловозную.
Все верно. Только осмелюсь сделать поправочку. О никаких 50-х речь идти не может.
Самый первый тепловоз на рельсах данного региона появился в 1961 году. Это был ТЭ3-3203 "Пионер Молдавии". Массово же тепловозная тяга на наши пути стала поступать к середине 60-х. А паровая тяга на отдельных участках сохранилась аж до середины 70-х. А в качестве маневровой на некоторых станциях и вовсе до начала 80-х дожила.

Так что правильнее говорить: "модернизация подвижного состава в середине 60-х".
Благодарю за уточнение! В свою очередь замечу, что пассажирские поезда "Кишинев-Рени" и "Кишинев-Слободка" к 1962 году уже тянули тепловозы. Именно в этом году на перегоне Тимково-Слободка на неохраняемом переезде у о.п. Кириловка произошло столкновение тепловоза ТЭ3 поезда №№697/698 "Слободка-Кишинев" с трактором. Тепловоз принадлежал ТЧ Бельцы.

androfon
Местный
Местный
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 20:14

Re: Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Сообщение androfon » 02 авг 2016, 21:37

Отсканировал ещё фото по подъездному пути к ММЗ в г. Рыбница и привожу их ниже. Отмечу дополнительно, что строительство завода курировал ЦК Компартии Молдавии. Таких заводов в СССР на тот момент строилось три - в г. Жлобине (Белоруссия), в г. Комсомольск-на-Амуре (Дальний Восток) и в г. Рыбница. Эти стройки имели статус Всесоюзных ударных комсомольских строек (Резинский цементный завод тоже).
Подъездной путь к ММЗ построен был вручную в рекордные по тем временам сроки - за 6-ть дней! А вручную потому, что не было подъездов, и во вторых в глубокой выемке. Бригада путейцев-строителей получила на руки наряд, оплачиваемый по аккордно-премиальной системе. Они трудились с раннего утра и до позднего вечера - уложили стрелочные переводы, рельсо-шпальную решетку, забалластировали путь песчанно-гравийной смесью, затем щебеночным балластом, выправили путь и на 6-й день предъявили комиссии для ввода во временную эксплуатацию с возможностью пропуска вагонов с материалами верхнего строения пути для начала строительства станции Металлургическая.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

androfon
Местный
Местный
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 20:14

Re: Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Сообщение androfon » 05 авг 2016, 16:27

В Кишиневе строительство пункта обращения большегрузных контейнеров (ПОБК) весом до 20-ти тонн, перевозимых на ж.д. платформах, началось в середине 70-х годов. По мере подготовки объекта к сдаче в эксплуатацию контейнерный пункт оснастился кранами модели ГДР-20 («Так -раф»), поставляемый из бывшей ГДР (Германской Демократической Республики). Наши строители построили площадку и подкрановые пути, монтажники из ГДР провели монтаж кранов. Нужно отметить, что техусловия на стр-ство и эксплуатацию подкранового пути были весьма жесткими - при ширине колеи 25 метров отклонения по ширине и по высоте головок рельс ±2 мм.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

androfon
Местный
Местный
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 20:14

Re: Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Сообщение androfon » 06 авг 2016, 13:27

androfon писал(а):В Кишиневе строительство пункта обращения большегрузных контейнеров (ПОБК) весом до 20-ти тонн, перевозимых на ж.д. платформах, началось в середине 70-х годов.
Я вчера и сегодня расспросил некоторых свидетелей и участников стр-ства ПОБК, грузового двора и приемо-отправочной станции (Кишинев-2). С их слов следует, что работы на ПОБК начались в мае 1976 года, когда в руководство Кишиневского СУ-135 треста "Одестрансстрой" пришел Лакиза Иван Иосифович... Начались работы с устройства ж/б короба для токосъёма к грузоподъмному крану. На приведённой в теме фотографии площадки с кранами и контейнерами весом 20 тонн короб токосъёма расположен слева от крана в виде длинномерной конструкции на всю длину подкранового пути. Короб для безопасности от поражения электротоком накрыт металлическим кожухом. В августе того же года приступили к строительству подкранового пути...

androfon
Местный
Местный
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 20:14

Re: Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Сообщение androfon » 06 авг 2016, 21:15

С праздником Дня железнодорожника, друзья и форумчане!!!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 6578
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Сообщение Igori » 06 авг 2016, 22:53

Спасибо!
Всегда приятно быть причастным к Празднику!

Хотя в ИСТОРИЮ ЭТОТ День записан отнюдь НЕ праздником 8)

androfon
Местный
Местный
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 20:14

Re: Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Сообщение androfon » 06 авг 2016, 23:22

Igori писал(а):Спасибо!
Всегда приятно быть причастным к Празднику!

Хотя в ИСТОРИЮ ЭТОТ День записан отнюдь НЕ праздником 8)
Мы живем условными традициями. Этот праздник в первый день августа (а в след ему через неделю придет День строителя) я отмечаю уже вот 45 лет!

androfon
Местный
Местный
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 20:14

Re: Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Сообщение androfon » 08 авг 2016, 10:38

Железная дорога в советские времена (и в царские тоже от Сергея Витте и дальше) по праву считалась "государством в государстве". Помимо ж.д. станций, перегонов и полосы земель отводов, здесь инфраструктура была развита очень широко и всеобъемлюще, и включала в себе всё, кроме судебной системы и органов надзора за исполнением законов, а именно: образовательная система (от дет.яслей до академий); медицинские учреждения (амбулатории, поликлиники, больницы, профилактории, санатории, курорты); ведомственное жильё; объекты культурного назначения (клубы, дома и дворцы культуры отдыха); фабрики и заводы вплоть до тяжелого машиностроения и многое-многое другое...
В Молдавии в послевоенное время на Ж.Д. (особенно в Кишиневе, Бельцах) ощущалась нехватка кадров и специалистов. А эту проблему в свою очередь обуславливала острая нехватка жилья. Чтобы разрешить эти две проблемы, на строительство железнодорожного жилья в городах были брошены значительные ассигнования. Львиная доля стр-ства жилья пришлась на 70-80г.г.
На снимке: комфортабельное общежитие для железнодорожников на ул. Дечебал, 5 (ул.Тимошенко) ниже магазина "Jambo". Построено Су-135 во второй половине 70-х... Сегодня общежитие приватизировано.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1853
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Сообщение Gaerlind » 08 авг 2016, 10:48

androfon писал(а):Железная дорога в советские времена (и в царские тоже от Сергея Витте и дальше) по праву считалась "государством в государстве". Помимо ж.д. станций, перегонов и полосы земель отводов, здесь инфраструктура была развита очень широко и всеобъемлюще, и включала в себе всё, кроме судебной системы
Абсолютно верно!
Более того, добавлю (многие даже не догадываются об этом) что у железных дорог свой курс валют (абсолютно не зависящий от общегосударственного и формирующийся по другим правилам). То есть на рынке курс валюты может падать а на железной дороги наоборот расти.
Помнится во время работы в одной компании, одной из моих обязанностей было ежедневное утреннее получение валютного курса в центре информации железной дороги.

Железная дорога это империя внутри государства!

androfon
Местный
Местный
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 20:14

Re: Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Сообщение androfon » 08 авг 2016, 10:56

Gaerlind писал(а):
androfon писал(а): Железная дорога это империя внутри государства!



Увы! Это было когда-то. Сегодня о Ж.Д. так не скажешь. Она утратила некоторую часть своей инфраструктуры... :cry:

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 6578
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Сообщение Igori » 08 авг 2016, 12:53

Швейцарский франк.Не так ли :?:

androfon
Местный
Местный
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 20:14

Re: Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Сообщение androfon » 08 авг 2016, 14:27

Igori писал(а):Швейцарский франк.Не так ли :?:
Да, на МЖД используется во взаиморасчетах международный железнодорожный транзитный тариф швейцарский франк!

androfon
Местный
Местный
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 20:14

Re: Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Сообщение androfon » 08 авг 2016, 18:52

Здание касс предварительной продажи билетов и крытый павильон для пассажиров между зданием вокзала и кассами на ст. Кишинев. Ввод в эксплуатацию - 1976г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

androfon
Местный
Местный
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 20:14

Re: Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Сообщение androfon » 10 авг 2016, 10:57

В 1980г. приняли в эксплуатацию приемо-отправочный парк (Кишинев-2), грузовой двор и пункт обращения большегрузных контейнеров (ПОБК) на ст. Кишинев. Всё это компактно расположилось в одном месте между рекой Бык и ул. Мунчештская протяженностью от локомотивного депо до мясокомбината.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

androfon
Местный
Местный
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 20:14

Re: Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Сообщение androfon » 10 авг 2016, 15:16

Новые построенные жилые дома для железнодорожников в Кишиневе в 70-х позволили значительно улучшить жилищные условия сотням работникам стальных магистралей и уменьшить текучесть кадров.
Один из таких домов повышенной этажности был построен в 1973г. на ул. Тимошенко, 89 (ныне ул. Дечебал). В народе этот дом называют "клюшка". Здесь, кроме самих железнодорожников, жили знаменитые, уважаемые и выдающиеся личности (фото из коллекции автора).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

androfon
Местный
Местный
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 20:14

Re: Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Сообщение androfon » 10 авг 2016, 22:59

Дворец культуры железнодорожников - ещё один подарок столичным труженикам стальных магистралей от кишиневских строителей Су-135 треста "Одестрансстрой". Принят он был в эксплуатацию в начале 80-х годов прошлого века. Дворец состоит из двух частей - клубной и театральной (на фото театральная часть справа). Соединяются обе части дворца переходной галереей.
Первые годы существования Дворца омрачились нелепыми трагедиями - в клубной части, где было много спортивных секций, во время тренировок каратистов ударом ногой в область шеи погиб один из членов секции. Позже во время соревнований по стендовой стрельбе случайно от пули погибла девушка из числа зрителей. А в театральной части незадолго до сдачи в эксплуатацию с потолка упал на сцену и разбился рабочий-строитель аккурат в день рождения своего сына.
В целом Дворец культуры железнодорожников функционировал очень хорошо, многие были им довольны и сожалеют об утраченных возможностях.
ДК железнодорожников признан одним из лучших не только в Кишиневе, но и в республике в целом.
P.S. Несмотря на тот факт, что ДК железнодорожников посвящена отдельная тема на сайте, я привожу своё фото как аргумент в контексте своей заявленной темы строительства объектов Молдавской жд.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

androfon
Местный
Местный
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 20:14

Re: Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Сообщение androfon » 13 авг 2016, 11:46

Жилой дом для железнодорожников на ул. Титулеску, 1 (бывш. Толбухина) - угол ул. Дечебал. Состоит из двух секций: левая часть под углом к дому на 96 квартир сдана в эксплуатацию в 1978г. Правая секция на 134 квартиры сдана на год раньше - в 1977г.
В этом одном большом доме для железнодорожников в те далекие годы стремились получить квартиры в обход законов и со скандалами руководящие работники Кишиневского горисполкома, Советского РК партии и райисполкома.
Поселившиеся в доме номенклатурщики закрыли в 1978г. расположенную напротив дома в парке знаменитую танцплощадку "Юность". Громкая музыка лишала покоя и мешала "слугам народа" вечерами отдыхать.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

androfon
Местный
Местный
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 20:14

Re: Железнодорожное строит-во в Советской Молдавии

Сообщение androfon » 13 авг 2016, 15:49

Увеличивающиеся в Молдавии объёмы жел. дор. перевозок в 70-80 годы ХХ-го века требовали расширения железнодорожной инфраструктуры. На рубеже 70-80 годов локомотивное депо на ст. Кишинев пополнился новым цехом подъёмочного ремонта локомотивов (так обозначено по титулу стр-ства объекта) с подъездными путями. Сдан цех был почти одновременно с приемо-отправочной станцией Кишинев-2, но был отдельным строительным объектом.
На снимке из коллекции автора: цех ремонта локомотивов ТЧ-1.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «Железная дорога на территории Бессарабии и Молдовы»