Кишинёвское отделение Императорского Музыкального Общества

Культурные заведения Кишинёва. История, воспоминания, фотографии..

Модератор: rimty

Ответить
Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение rimty » 09 апр 2015, 13:11

rimty писал(а):С 1898 по 1901 год в Кишинёве жил русский композитор Владимир Иванович Ребиков.

Приезд в Кишинёв столичного музыканта явился радостным и обнадеживающим событием.
Газета "Бессарабец" 25 сентября 1898 г. сообщила о приезде "известного русского композитора В. И. Ребикова".

В своём стремлении пропагандировать классическую музыку, Ребиков добился открытия (в 1899 году) Кишиневского отделения Императорского Русского музыкального общества, которое он и возглавил. При обществе имелись музыкальные классы, преобразованные в 1900 г. в музыкальное училище.

По предложению композитора в городе стали устраивать музыкальные утренники, каждый из которых был посвящен исполнению произведений одного композитора; концертам предшествовала лекция о творчестве композитора.
О влиянии таких мероприятий В. Ребиков писал: "В музыкальной жизни Кишинёва чувствуется большое оживление. ...Интерес к серьезной музыке возрастает, чему служат доказательством полные сборы на музыкальных утрах". Первое же музыкальное утро (из семи организованных в сезон 1898/99 г.), посвященное творчеству П. И. Чайковского, прошло с таким большим успехом, что было повторено по просьбе публики.
Последующие "страницы" цикла были посвящены популяризации творчества М.Глинки, А .Даргомыжского, А.Бородина, М.Мусоргского, Ц.Кюи и А.Рубинштейна.
Проходили концерты в зале Благородного собрания и иногда в помещении городской мэрии.
. . . . . . . . . . . .
Здесь же, в Кишинёве, композитор заканчивает самое известное свое произведение — оперу "Ёлка", задуманную еще в 1894 году.


"Обосновавшись на новом месте, Ребиков сначала сблизился, затем сумел сплотить вокруг себя многих местных музыкантов: воспитанников петербургской и московской консерваторий виолончелиста Василия Гутора, скрипача Петра Каховского, певицу Клеопатру Хршановскую, пианистов Николая Бонгардта и Екатерину Малишевскую (Салину), окончившую Венскую консерваторию. За короткий срок композитор по существу возглавил музыкальную жизнь города, стоящего на пороге значительных перемен в лучшую сторону.
«Приехавши в Кишинев, - делился он своими впечатлениями с музыковедом Н. Финдейзейном, - я не нашел здесь достаточно музыкальных сил для образования отделения «Общества русских композиторов»; но нашел полную возможность устроить отделение РМО. Комитет местного общества «Гармония» отнесся с симпатией к моему предложению, и общее собрание его членов, состоявшееся 3 октября 1898 г., единогласно решило перейти в ведомство РМО».
Заметим, однако, что единодушие в данном случае выглядело весьма относительным. Ведь на столь важном собрании присутствовало только две пятых из всех членов организации. Это говорит либо об их безразличии, либо о затаенной оппозиции к свежим веяниям времени.
По инициативе Ребикова в пятую годовщину со дня смерти Чайковского общество посылает на его могилу венок.

Целый ряд примечательных мероприятий проведен и в следующем, 1899 году. Среди них - торжества к 100-летию А. С. Пушкина, организованные обществом «Гармония» по предложению Ребикова. В музыкальном отделении звучали сцена из «Руслана и Людмилы» М. Глинки и романсы русских композиторов, в том числе и самого Ребикова.
«Виват за Вашу энергию в Кишиневе! - писал ему из Москвы композитор А. Кастальский. - Если бы все могли так повсюду устраивать музыкальное дело».

Маститый С. Танеев... ведет с ним переписку по поводу организации концертной жизни. С его легкой руки в городе гастролирует А. Скомпска (Больска), «приобретшая европейскую известность певица... Репертуар ее чрезвычайно обширен, и поет она превосходно». Ребиков получает от Танеева его Первый струнный квартет и клавир оперы «Орестея» , посильных местным исполнителям. Сообщая о своих новых хорах, глава московской композиторской школы заботится о первом впечатлении, которое сложится о нем и его музыке у кишиневцев. «Я думаю, что следует предпочесть отрывки из оперы, - подчеркивает он, - т. к. по объему своему это самое значительное из моих сочинений и на которое я потратил более всего труда и времени».
В Кишинев шли также письма от Н. Римского-Корсакова и С. Рахманинова. Они отвечали на запросы Ребикова о подробностях своей биографии, о последних работах и планах, присылали фотографии. «Мне остается от души поблагодарить Вас и Общество за желание сыграть что-нибудь мое», - заключал свое письмо великий композитор и пианист, предки которого родились на молдавской земле.

Уже в следующем сезоне Обществом было дано 14 концертов: 2 симфонических, 4 квартетных, 6 «сборных» камерных и 2 монографических.

1 сентября 1899 года впервые распахнули свои двери музыкальные классы при РМО, ставшие последней ступенькой к порогу школы. Невысокая плата за обучение (48 рублей для особо прилежных и 72 для остальных) вкупе с авторитетом преподавательского состава позволили набрать после прослушивания сразу около двухсот наиболее одаренных учеников. На самом деле количество желающих обучаться здесь вдвое превышало данную цифру.
Впервые в истории края реальная возможность заниматься музыкой была предоставлена разным слоям общества, а не только его зажиточной верхушке."

Из статьи "Если бы все могли так повсюду устраивать музыкальное дело" (В.Ребиков и Кишинёв)
Автор - Сергей Пожар. (журнал "Русин", 2007.)

Владимир Ребиков. Почтовая карточка (открытое письмо, 1910 год)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение rimty » 09 апр 2015, 13:55

продолжение

"...К сожалению, в условиях зарождающегося «хищнического» капитализма отношение к искусству из творческого превращалось в сугубо меркантильное.
Материальные трудности тормозили всякую инициативу. В руководство кишиневского отделения РМО и Музыкального училища внедрялись чуждые искусству богачи, начинавшие вроде бы с благотворительности, но вскоре надевшие оковы новорожденным учреждениям культуры. Травлю слишком демократичного и самоуверенного, на их взгляд, московского композитора возглавил финансист С. Сербов. На посту казначея Общества он всячески нарушал устав, стремясь любыми путями только к прибыли. Как указано в одном документе, приведенном в книге Б. Котлярова «Из истории музыкальных связей Молдавии, Украины, России», С. Сербов предложил отделению РМО деньги в долг из расчета «6% годовых при условии ежегодного частичного погашения. Дело было верное, процент солидный, а для одинокого холостого человека, обладающего чуть ли не миллионным состоянием, сумма мизерная… Этот несчастный заем отдал училище в кабалу Сербову. Музыка, чистое искусство, служение идее – все было изгнано из этого «храма искусства», все помыслы главного жреца искусства сводись к выколачиванию процентов и погашению ссуд».

Дилетантствующие толстосумы активно вмешивались в филармоническую и педагогическую практику, подрывая авторитет Ребикова и его соратников. Они пытались поправить финансовое положение училища через сокращение преподавательских кадров, обещали ликвидировать задолженность после смены директора.

Ребиков сопротивлялся отчаянно. Он жертвует училищу весь свой оклад, гарантирует возврат долга личным имуществом, весьма скромным, кстати, для выходца из дворянского рода. Однако лишь при условии полного устранения директора денежные воротилы обещали покрыть дефицит.
Один из них, В. Херц, становится вскоре председателем отделения РМО, сменив на этом посту уставшего от бесчисленных обязанностей городского главу с 25-летним стажем К. Шмидта.

17 мая 1901 года Владимир Иванович подал в отставку. Еще некоторое время он остается в Кишиневе, пытаясь влиять на все ухудшающуюся ситуацию через Главную дирекцию РМО. «Здесь не приняли рекомендованного мною Старикова из Тамбова, - уже покинув город, с горечью констатировал Ребиков в послании к пианисту и сенатору А. Герке. – Дело в том, что местная дирекция, по-видимому, не ищет настоящего директора».

В Тамбове он с прежней энергией организует оперное товарищество, что подчеркивает силу его духа и несгибаемость характера... Миссию созидателя он всегда нес легко и с удовольствием, будь то столица или же скромная российская глубинка.
О неблагодарном Кишиневе он старается просто не вспоминать.

На молдавской музыкальной ниве, так до конца и не распаханной Ребиковым, остались плодородные зерна его благих намерений."

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Музыкальные учебные заведения

Сообщение rimty » 12 дек 2017, 19:24

11. 11. 1900 г. Письмо В. И. Ребиковa композиторy А.Кастальскому на бланке Музыкального училища
Кишиневского отделения Императорского Российского Музыкального Общества.
источник
Muz ucilische.JPG
Ребиков В. Письмо бланк Музыкального училища Кишиневского отделения ИРМО 1900.JPG
Открытое письмо В. Ребиковa А.Д. Кастальскому; 9. 04. 1902 г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Кишинёвское отделение Императорского Музыкального Общества

Сообщение rimty » 12 дек 2018, 17:47

По сведениям сайта monument.sit.md, Российское Музыкальное общество и Музыкальная школа, в которой преподавали композитор и
пианист В. И. Ребиков, виолончелист В. П. Гутор, Г. Бибери и др. размещались в здании по ул. Михайловской ( Комсомольской, Эминеску, 31), которое также известно как музей Котовского и Лазо.

*******************************************

21 марта 1899 года. Билет действительного члена ИРМО, выданный Ребикову В.И.
Кишинёвским отделением Императорского Русского Музыкального Общества.
Билет действительного члена ИРМО выдан Ребикову В. И. Кишиневским отделением 1899.JPG
17 мая 1901 года. Удостоверение, выданное В.И. Ребикову.
u17 5 1901.JPG
http://goskatalog.ru/
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишинёвское отделение Императорского Музыкального Общес

Сообщение rimty » 12 дек 2018, 18:11

Письмо Ребикову В.И.
Извещение об избрании его директором Музыкального yчилища. Подпись: "К. Шмидт".
4 Mapтa 1899 г.
Rebikov.JPG
Сопроводительное письмо к посылке жалования. Подпись председателя: "К. Шмидт".
15. 07. 1901 г.
1901.JPG
Документы xранятся в Российскoм национальнoм музеe музыки.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишинёвское отделение Императорского Музыкального Общес

Сообщение rimty » 13 дек 2018, 16:33

Протоколы заседаний дирекции Кишинёвского Музыкального oбщества. 1901 г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Кишинёвское отделение Императорского Музыкального Общества

Сообщение rimty » 16 май 2020, 13:04

Дублирую.

23 марта 1900 года.
Дирекция кишиневского отделения Императорского музыкального общества командировала директора
музыкальных классов г. Ребикова в Петербург для выполнения множества задач.
Rebikov. 1900.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: Кишинёвское отделение Императорского Музыкального Общества

Сообщение venberg_r » 23 ноя 2021, 20:52

Сергей Пожар. Страницы истории – В. И. Ребиков и Кишинев
dem_2011
April 22nd, 2012
«Повсюду устраивать музыкальное дело»
(окончание статьи)

Маститый С. Танеев, когда-то отказавший юному Ребикову в приеме в Московскую консерваторию (из-за нарочито «диссонантных» экзерсисов, якобы свидетельствующих об отсутствии слуха!), теперь ведет с ним переписку по поводу организации концертной жизни. С его легкой руки в городе гастролирует А. Скомпска (Больска), «приобретшая европейскую известность певица… Репертуар ее чрезвычайно обширен, и поет она превосходно»20. Ребиков получает от Танеева его Первый струнный квартет и клавир оперы «Орестея» с пометкой отрывков полегче, посильных местным исполнителям. Сообщая о своих новых хорах, глава московской композиторской школы заботится о первом впечатлении, которое сложится о нем и его музыке у кишиневцев. «Я думаю, что следует предпочесть отрывки из оперы, – подчеркивает он, – т. к. по объему своему это самое значительное из моих сочинений и на которое я потратил более всего труда и времени»21.

В Кишинев шли также письма от Н. Римского-Корсакова и С. Рахманинова. Они отвечали на запросы Ребикова о подробностях своей биографии, о последних работах и планах, присылали фотографии. «Мне остается от души поблагодарить Вас и Общество за желание сыграть что-нибудь мое», – заключал свое письмо великий композитор и пианист22, предки которого родились на молдавской земле23.

Усилиями Ребикова на город, находившийся в стороне от центральных «магистралей» искусства, обратили внимание А. Глазунов, Э. Направник и другие крупные музыканты из главной дирекции РМО. Они-то и поддержали инициативу открытия в Кишиневе отделения Русского музыкального общества. Это поистине историческое для культурной жизни края событие произошло 28 марта 1899 года и было ознаменовано торжественным вечером памяти основателя РМО, нашего великого земляка Антона Рубинштейна24.

Уже в следующем сезоне Обществом было дано 14 концертов:2 симфонических, 4 квартетных, 6 «сборных» камерных и 2 монографических, в которых прозвучало 124 произведения тридцати четырех авторов. Квартетную музыку играл стабильный ансамбль в составе В. Салина и И. Лаздина (1 и 2 скрипки), И. Чернецкого, которого сменил И. Финкель (альт) и И. Брика (виолончель).

Решительный, инициативный, обуреваемый своими идеями Ребиков не мог и не хотел останавливаться на достигнутом. Следующая его цель – специальная музыкальная школа, имеющая официальный статус. Взглядом «человека со стороны» он сразу заметил, что на нее в городе возник «спрос громадный»25, что демократически настроенная часть общества давно вынашивает замысел создания такого учебного заведения и готова воплотить его в жизнь. Об этом свидетельствовали и упоминавшиеся выше частные инициативы В. Гутора, М. Волошиновской и А. Плиера, и так называемые «периодические курсы» для учителей пения общеобразовательных школ губернии, и обсуждение в прессе. Так, еще 9 июня 1884 года «Бессарабские губернские ведомости» сообщали о бытующем в среде интеллигенции мнении касательно необходимости открытия «школы искусств, в которой очень и очень нуждается подрастающее поколение стотысячного города Кишинева, теряющее лучшие годы своей жизни в праздном препровождении времени, тогда как годы эти они могли бы употребить на служение искусству...». Спустя 14 лет, вскоре после принятия долгожданного решения об организации музыкальной школы, газета «Бессарабец», призывая всех во имя общего дела «объединиться и действовать в одном направлении», не без оснований предполагала: «Тогда до известной степени прекратятся поездки для музыкального образования в Одессу, Киев и другие города. Напротив, с этой целью будут стремиться в Кишинев из наших уездных городов, а при развитии музыкального у нас дела хлынут сюда и новые музыкальные силы»26.

1 сентября 1899 года впервые распахнули свои двери музыкальные классы при РМО, ставшие последней ступенькой к порогу школы. Невысокая плата за обучение (48 рублей для особо прилежных и 72 для остальных) вкупе с авторитетом преподавательского состава позволили набрать после прослушивания сразу около двухсот наиболее одаренных учеников. На самом деле количество желающих обучаться здесь вдвое превышало данную цифру. Это соответствует аналогичным выкладкам такого же учебного заведения соседней «жемчужины у моря», хотя общее число ее жителей выглядит куда впечатляюще. Выше была там, для сравнения, и годовая стоимость образования – соответственно 80 и 100 рублей. Зато одесские власти, в отличие от кишиневских, выделяли стипендии для исключительно талантливых питомцев и материально поддерживали ребят из бедных семей.

Примечателен и такой факт. Впервые в истории края реальная возможность заниматься музыкой была предоставлена разным слоям общества, а не только его зажиточной верхушке. Помимо итогов набора, об этом говорит и официальное письмо по поводу преобразования музыкальных классов в училище. Подготовленное при непосредственном участии Ребикова, оно адресовано Кишиневским отделением РМО в его Главную дирекцию в Петербурге. В нем прямо указано, что «густо населенные уезды губернии» и ее центр оставляют «за дверьми много, и преимущественно среднего класса, детей, лишенных возможности искать образования в других городах, как по материальным, так и по причинам семейного характера...».

Таким образом, за сравнительно небольшой период времени мы наблюдаем в крае любопытную эволюцию общественного мнения о музыкантах. В конце XVIII века отношение к ним в лице лэутаров было пренебрежительным: они, хоть и приглашались на всевозможные увеселения, но среди знати считались «посмешищем Бога и людей». Однако уже вскоре после освобождения Молдавии от османского ига, под влиянием нахлынувшего сюда офицерства царской армии и чиновничества, в массе своей умевшего не только петь романсы и «по-европейски» танцевать, но и музицировать в свое удовольствие, молдавская аристократия начала увлекаться игрой на разных музыкальных инструментах. Постепенно интерпретация классики стала исключительно ее уделом, поскольку брать уроки у заезжих репетиторов могли лишь состоятельные люди. И вот спустя почти сто лет, обучение этому виду искусства становится общедоступным.

Как видим, процесс демократизации музыкального образования в Бессарабии шел не без самого непосредственного воздействия россиян и русской культуры.

Еще одна знаменательная дата в истории Кишинева связана с рождением Музучилища, в чем опять-таки немалая заслуга Ребикова. Оно возникло путем реорганизации музыкальных классов РМО ровно через год после начала их существования. Училище стало шестым в

ряду существовавших аналогичных учреждений Киева, Казани, Саратова, Харькова и Одессы. (У руля последнего, кстати, стоял известный в округе кишиневский скрипач А. Мазараки). Все они действовали по общепринятому в стране Уставу и во многом структурно походили друг на друга.

Вопрос о руководителе нового училища обсуждался недолго. Предлагался Василий Калинников, чья кандидатура отпала из-за его болезни. Вопреки принципам подбора директоров из числа столичных выпускников выбор пал на Ребикова. И отнюдь не случайно. По словам Э. Направника, обращенным к Ц. Кюи, Ребиков «своими дарованиями, своей энергичной деятельностью» зарекомендовал себя «действительно полезным деятелем»27. Такое мнение сложилось о нем почти у всех руководителей РМО из Санкт-Петербурга.

В училище обучали многим музыкальным специальностям, в том числе игре на арфе и органе (чему сегодня не учат ни в одном из наших музыкальных учреждений!). Четырехлетняя программа была достаточно насыщена. Она включала также теорию и историю музыки, гармонию, общее фортепиано. Начитывались и те особые дисциплины, что велись в столичных вузах: инструментовка, контрапункт строгого и свободного стилей, история искусств, энциклопедия, эстетика музыки и хоровое пение. Большой по составу хор использовался не только в учебной, но и в концертной практике.

Понимая важность разностороннего формирования личности, молодой директор вводит в программу, кроме специальных, и общеобразовательные предметы. По ходатайству Общества любителей драматического искусства, действовавшего в городе уже шесть лет, при училище открыт театральный класс, где учащиеся получают уроки дикции, декламации, сценического мастерства с целью постановки в дальнейшем оперных отрывков.

Сам Ребиков взялся вести в училище гармонию, сольфеджио, инструментовку, историю музыки и эстетику. За ним отовсюду потянулись серьезные артисты, многие из которых имели дипломы крупных европейских центров. Упомянем скрипачей И. Лаздина и В. Салина, высоко ценимого П. Чайковским, виолончелиста И. Брика, флейтиста К. Теута, валторниста А. Стойкина, вокалистов В. Анненкова, Л. Аверка и К. Хршановскую, вместе с сестрой М. Хршановской открывшую в 1902 году начальную частную певческую школу. Особенно представительным выглядел пианистический штат: Н. Буслов, Е. Малишевская (Салина), Н. Прокин, Я. Горр, Э. Клозе-Рапп. После окончания Берлинской консерватории шесть лет в Кишиневе отработала активно концентрирующая пианистка Г. Бибер-Гальперина, чей талант в полной мере раскроется позднее в Одессе. Здесь провел три последних года жизни многообещающий композитор и пианист Фридрих Кридл, который вскоре умер совсем молодым у себя на родине – в городе Ичин восточной области нынешней Чешской Республики (там и похоронен).

Заботясь о перспективе учебного заведения, Ребиков интенсивно подыскивал на стороне новых крепких наставников, в том числе режиссера для будущих оперных спектаклей. «Я решил поставить дело солидно, – вспоминал он позже, – и в музыку в местные силы добавить

столичные»28. Многие педагоги регулярно выступали в общедоступных мероприятиях, «дающих возможность ознакомить население с лучшими произведениями отечественных и иностранных композиторов». Аналогичные цели преследовали концерты их подопечных, подспудно приучающие молодежь к сцене.

Все вышеперечисленное позволило новоиспеченному директору с гордостью назвать Кишиневское училище «детищем Петербургской консерватории». Впоследствии из его стен выйдет немало знаменитостей29.

Сохранилась афиша одного из бесплатных ученических вечеров (как указано, вместо традиционного утра), состоявшегося 20 января 1902 года в зале городской Думы. В ней оговорены достойные нашего внимания моменты, характеризующие этикет времени. Аплодисменты, в частности, вообще воспрещались. Члены ГМО входили по специальным членским билетам, заблаговременно получив в училище пронумерованные места. За хранение «платья» взималось 10, а с учеников – 5 копеек. Программки стоили 10 копеек. Весь денежный сбор, пусть даже самый незначительный, шел на покупку инструментов для пользования «недостаточными учениками».

Примечательна и сама программа вечера. Она выстраивалась из двух отделений по шесть номеров каждое. В ней пьесы для духовиков перемежались с фортепианными сонатами и вариациями Л. Бетховена и Э. Грига, полонезами, вальсами и мазурками Ф. Шопена, оперные арии М. Глинки и Н. Римского-Корсакова уступали место скрипичным концертам Ф. Крейслера, Г. Венявского (второй) и П. Роде (восьмой). Словом, разные ученики разных учителей представляли совершенно разную, несовместимую, с современной точки зрения, на одной афише музыку. Подобная стилистическая и жанровая пестрота, умноженная на многообразие исполнительских составов, была повсеместно распространена в ту эпоху. Для Ребикова же она являлась скорее исключением, чем правилом.

Параллельно с училищными хлопотами маэстро продолжает работу и в выпестованном им филиале РМО. Он приглашает в город Н. Финдейзена с лекциями о русской музыке, организует гастроли европейски признанных певцов Ю. Фигнера, А. Фострем, И. Супруненко, А. Скомпской, ряда инструменталистов. Владимир Иванович переводит с немецкого языка, коим владеет в совершенстве, «Методический курс оркестровки» Ф. Геварта, планирует давать музыкальные собрания в уездных городах Бессарабской губернии, к чему относится очень серьезно. Он договаривается с директором Ясской консерватории, крупным хормейстером и композитором Г. Музическу, получившем образование в Петербурге, о собственных гастролях в Румынии (возможно, вместе с Г. Музическу и его хором Митрополии) с целью пропаганды русской музыки. Среди прочих его начинаний отметим запросы на приобретение в рассрочку трех роялей у фирмы «Беккер», проект создания музыкально-художественного журнала, организацию экспедиции для записи молдавского фольклора, открытие нотной библиотеки и музыкального магазина, наконец, создание Общества взаимопомощи музыкальных тружеников.

Далеко не все из перечисленного удалось реализовать. Но вопросы были подняты острые, и необходимость их скорейшего решения становилась очевидной для прогрессивной части интеллигенции.

К сожалению, не она составляла большинство в столице Бессарабии. В условиях зарождающегося «хищнического» капитализма отношение к искусству из творческого превращалось в сугубо меркантильное. Материальные трудности тормозили всякую инициативу. В руководство кишиневского отделения РМО и Музыкального училища внедрялись чуждые искусству богачи, начинавшие вроде бы с благотворительности, но вскоре надевшие оковы новорожденным учреждениям культуры. Травлю слишком демократичного и самоуверенного, на их взгляд, московского композитора возглавил финансист С. Сербов. На посту казначея Общества он всячески нарушал устав, стремясь любыми путями только к прибыли. Как указано в одном документе, приведенном в книге Б. Котлярова «Из истории музыкальных связей Молдавии, Украины, России», С. Сербов предложил отделению РМО деньги в долг из расчета «6% годовых при условии ежегодного частичного погашения. Дело было верное, процент солидный, а для одинокого холостого человека, обладающего чуть ли не миллионным состоянием, сумма мизерная… Этот несчастный заем отдал училище в кабалу Сербову. Музыка, чистое искусство, служение идее – все было изгнано из этого «храма искусства», все помыслы главного жреца искусства сводись к выколачиванию процентов и погашению ссуд»30.

Дилетантствующие толстосумы активно вмешивались в филармоническую и педагогическую практику, подрывая авторитет Ребикова и его соратников. Они пытались поправить финансовое положение училища через сокращение преподавательских кадров, обещали ликвидировать задолженность после смены директора.

Ребиков сопротивлялся отчаянно. Он жертвует училищу весь свой оклад, гарантирует возврат долга личным имуществом, весьма скромным, кстати, для выходца из дворянского рода. Однако лишь при условии полного устранения директора денежные воротилы обещали покрыть дефицит. Один из них, В. Херц, становится вскоре председателем отделения РМО, сменив на этом посту уставшего от бесчисленных обязанностей городского главу с 25-летним стажем К. Шмидта.

17 мая 1901 года Владимир Иванович подал в отставку. Еще некоторое время он остается в Кишиневе, пытаясь влиять на все ухудшающуюся ситуацию через Главную дирекцию РМО. «Здесь не приняли рекомендованного мною Старикова из Тамбова, - уже покинув город, с горечью констатировал Ребиков в послании к пианисту и сенатору А. Герке. – Дело в том, что местная дирекция, по-видимому, не ищет настоящего директора»31.

В Тамбове он с прежней энергией организует оперное товарищество, что подчеркивает силу его духа и несгибаемость характера. Когда дело было практически «на мази», композитор со спокойным сердцем передает его своим компаньонам – дирижеру Миклашевскому и певице Левандовской – и возвращается в Москву. Миссию созидателя он всегда нес легко и с удовольствием, будь то столица или же скромная российская глубинка. О неблагодарном Кишиневе он старается просто не вспоминать.

На молдавской музыкальной ниве, так до конца и не распаханной Ребиковым, остались плодородные зерна его благих намерений. Многие из них взойдут лишь спустя годы, даже десятилетия, предопределяя щедрый урожай местной культуры. Мы обязаны помнить об этом.

Пока же в Кишиневе нет ни памятника композитору, ни улицы или учебного заведения его имени, ни даже мемориальных досок на сохранившихся домах, где он жил и где открыл первое в республике и столь долгожданное музыкальное училище. Не пора ли исправляться?

https://dem-2011.livejournal.com/29995.html

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: Кишинёвское отделение Императорского Музыкального Общества

Сообщение venberg_r » 21 сен 2023, 23:34

Сергей Пожар
"Чтоб не распалась связь времен"



Биобиблиографический словарь-справочник «Молдавско-русские взаимосвязи в искусстве в лицах и персоналиях», выпущенный недавно в издательстве «Инесса», вовсе не похож на своих «коллег» – сухие научные труды.
Авторы-составители – писатель Константин Шишкан и музыковед Сергей Пожар – рассказывают о своих героях увлекательно и романтично, оживляя на страницах книги судьбы тех, кто, начиная с XVIII века, соединял наши страны под знаком культа света. Именно так переводится с санскрита – одного из древнейших языков земли – слово «культура».

Вячеслав Булычев (1872-1959), хоровой дирижер, педагог, композитор, любимый ученик профессора Московской консерватории Сергея Танеева в начале XX века приезжает в Кишинев, открывает здесь начальную музыкальную школу и «Бессарабское музыкально-историческое общество».

Павел Гагарин, указанный в словаре-справочнике в рубрике «Драматический театр» Известный русский меценат и антрепренер, открывший первый театр в Кишиневе. И он же – отец знаменитого Александра Ленского (1847-1908), выдающегося драматического актера и режиссера Малого театра. Который тоже, кстати, родился в Кишиневе, в гражданском браке Павла Гагарина с итальянской певицей Ольгой Вервициотти. Актер почти полвека вынужденно носил фамилию матери и числился британским подданным, выступая под псевдонимом Ленский.

В Кишиневе была открыта одна из первых музыкальных частных школ виолончелиста Василия Гутора (1864-1947), которую закончили многие звезды Северной столицы. Ее основатель родился и вырос в Кишиневе, закончил Петербургскую консерваторию и вернулся на родину, чтобы «нести музыку в массы». Его Вторая музыкальная школа по интенсивности работы и качеству результатов превзошла музыкальное училище и стала центром концертной жизни Бессарабии.

В Москве найдены неизданные мемуары нашего земляка пианиста и композитора Александра Гольденвейзера (1875-1961), в которых он описывает Кишинев своего детства. Когда город был окружен частными садами и виноградниками, и можно было за символическую плату гулять по саду и поглощать фрукты сколько угодно. О местечке «Буркут», где имелся серный источник и винное заведение, и кишиневцы принимали ванны из этой воды, пили ее, так как она считалась лечебной. Он описывал приезд Антона Рубинштейна, которому для выступления в зале Благородного собрания (на месте кинотеатра «Патрия») нужен был хороший рояль, а его не нашлось. И вдруг вспомнили, что какой-то боярин купил хороший рояль для дочки. Обратились к нему, а боярин в ответ: «Я дочке не всегда даю к нему прикасаться, а тут какой-то Рубинштейн». Пришлось великому пианисту играть на чем попало. Со временем нравы состоятельных особ изменились мало.

«Молдавско-русские взаимосвязи в искусстве в лицах и персоналиях (XVIII – I половина ХХ вв.). Биобиблиографический словарь-справочник в двух томах»

Авторы необычного издания – два известных в Молдове деятеля литературы и искусства. Доктор искусствоведения Константин Шишкан – писатель, поэт, литературовед. Докторант Института культурного наследия Академии наук Сергей Пожар – музыкальный летописец нашей страны, музыковед, культуролог, член шести творческих Союзов. В словаре-справочнике они поместили 221 статью о замечательных личностях - деятелях искусства двух стран, которые оставили след в создании культурных богатств Молдовы. Авторы взвалили на себя капитальную, очень сложную и ответственную работу, которую под силу полноценно выполнить лишь целым научным коллективам.

Словарь-справочник состоит из двух крупных разделов. Первый – «Деятели искусств России и Бессарабии (XVIII – I половина ХХ века)» – включает параграфы «Архитектура и градостроительство», «Изобразительное искусство и архитектура», «Драматический театр», «Композиция и музыковедение», «Дирижирование», «Инструментальное искусство», «Вокальное искусство», «Хореография», «Цирковое искусство». Второй раздел – «Деятели искусств Бессарабии» – составлен по такому же жанровому принципу, как и первый. Конкретные персоналии расположены по алфавиту. Все просто, удобно, логично. Обширный вступительный очерк «Плоды одного древа» принадлежит К. Шишкану. Завершают словарь приложения с показательными архивными статьями, материалами об авторах-составителях, библиографией и указателем имён. Словарь читается с необычайным интересом, шаг за шагом воссоздавая историю Молдовы. Авторам удалось создать целостный многовекторный портрет нашего края, в котором гармонично сплелись не только известные и малоизвестные лица, но и пейзажи, архитектурные ансамбли, памятники прошлого и настоящего, музеи, картины знаменитых художников, соборы, церкви, жизнь учебных заведений, информация о незабываемых концертах и гастролях. И каждый штрих этого коллективного портрета освещают лучи, направленные в сторону Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Нижнего Новгорода. В перекрёстных лучах дружественного взаимодействия только и могли возникнуть Кафедральный собор, монумент Штефану чел Маре, здания Примэрии, Исторического музея, Национального музея изобразительного искусства, Арки Победы, Органного зала; могли состояться гастроли в Кишинёве Рахманинова, Шаляпина, Аренского, Венявского, Скрябина и т. д.; раскрыться таланты Марии Чиботари, Лидии Липковской, Ефросинии Куза, Божены Белоусовой, Карла Шмидта, Александра Плэмэдялэ, плеяды Бернардацци и многих других.

Львиная доля представленных материалов принадлежит составителям. С. Пожар совершил поистине творческий подвиг, написав 111 статей, количество которых превосходит все остальные вместе взятые. Удивляться этому не приходится, зная, что в семнадцать лет, еще студентом консерватории, он стал членом Союза музыкальных деятелей, а всего Сергей опубликовал в прессе уже свыше 1500 статей, очерков, исследований. Более четверти века он изучает историю родного края, кропотливо собирая сведения о видных и незаслуженно забытых мастерах искусств. ...
https://dem-2011.livejournal.com/27890.html

Ответить

Вернуться в «Театры, кинотеатры, музеи...»