Электрификация города и уличное освещение (фонари)
Добавлено: 23 май 2011, 19:47
От Фитовых до Феносы
В каком году и чьими стараниями в Кишинёве впервые появилось электрическое освещение?
Когда весной 1892 года в канцелярии Бессарабского Губернатора чиновники читали прошение от Городской Управы с предложением «устроить опыты электрического освещения для ознакомления жителей города с этим способом освещения», они и не предполагали что «влипнут» в Историю. Hеугомонный городской голова Карл Александрович Шмидт все-таки пробил эту идею, и Бессарабский губернатор милостиво разрешил устроить опыты с электрическим освещением в Городском саду и в здании Благородного собрания.
Так что все началось с нескольких фонарей в парке да старых стен теперь уже «Патрии».
Как и многие хорошие начинания, идея освещения электричеством сперва не получила поддержки. Но местные коммерсанты уже через 4-5 лет обратили внимание на новинку и стали добиваться разрешения на установку электромашин. В 1896 году губернатор рассматривал прошение акционерного общества Жирардовских мануфактур Гилле и Дитриха на «постройку в Кишиневе электрической установки для освещения магазинов в ночное время». Но все-таки первыми получили право открыть в Кишиневе электростанцию купцы братья Фитовы в 1897 году.
Видимо, купцы сумели поставить дело с широким размахом, так как именно с этого года хотя бы отдельные здания Кишинева стали регулярно освещаться. Именно с легкой руки братьев Фитовых в среде кишиневских коммерсантов пошла «мода на электричество». В том же году управляющий кишиневским отделением гос.банка Тютрюмов провел себе электрическое освещение на квартиру, и именно от установки братьев Фитовых. Вслед за банкиром потянулись и остальные: «Лондонская» гостиница, винно-коньячный завод Рейделя, кондитерская Манькова.
Первая в Кишиневе электростанция находилась находилась на нижнем углу улиц Александровской и Синадиновской. Видно местоположение электростанции из плана, который представил губернатору в 1898 году все тот же К. А. Шмидт. План проведения электрического освещения к городским башенным часам. Раньше для освещения циферблата по ночам, использовали керосиновую лампу и слышать не хотели ни о каких новоизобретениях. Сейчас это кажется диким, но государственные власти не очень-то поощряли технические новшества. Умный и практичный Городской Голова решил не идти напролом а дождаться удобного случая. И этот момент пришел, когда керосинка, освещавшая огромные часы на городской арке, сломалась. Шмидт подал прошение Губернатору, в котором предлагал заменить керосиновый фонарь электрической лампой накаливания, а стеклянный циферблат - железным. Власти без особого энтузиазма согласились, но потребовали полного соблюдения инструкций при проведении электрокабеля к башенным часам. Освидетельствовать сооружение должен был старший механик почтово-телеграфной конторы Гинс, подчиненный Губернатору. В октябре 1898 года «дело об освещении» было окончательно расстроено. Несмотря на ранее утвержденный в Губернском Правлении план и построенную линию, ведущую электрический ток от дома братьев Фитовых до башни городских часов, электротехник Гинс не выдал свидетельства. Причина была глупейшая, на фоне такой перспективы: один из столбов нашли стоящим слишком близко к дому. Так, стоящее дело положили под сукно.
Но как бы то ни было, частную инициативу уже нельзя было остановить. Бурно развивавшийся капитализм в одной из самых богатых тогда в Российской империи губерний требовал энергии. Кроме того, начало прошлого века – время развития киноиндустрии в наших краях. Огромное количество «киноиллюзионов», начавших расти как грибы после дождя, также нуждались в электроустановках. Кишинёв переходил на электрическую тягу. Многие мастерские, мельницы, кондитерские обзаводились собственными электростанциями.
Этот бум привел к тому, что и власти созрели для появления в 1908 году следующего документа: «Об утверждении планов постройки городской электростанции в Кишиневе и проведения электрической осветительной сети».
Кишиневская Городская Управа в лице тогдашнего градоначальника Синадино пригласила инженеров киевского отдела «Русского общества Всеобщая комиссия электричества» разработать проект электростанции.
В начале января 1908 года Гор.управа представила этот проект в Бессарабское Губернское правление. 14 января Губернатору подали проект здания центральной городской электростанции, которую решили построить « в городской усадьбе, где помещается городской ломбард, по Купеческой улице, в районе между Александровской и Шмидтовской улицами». Со стороны государства экспертизу проекта проводил старший механик Кишиневского почтово-телеграфного округа Немцан. Он остался доволен чертежами и уже 31 декабря 1908 года все работы по постройке сети и станции были закончены.
На станции уже начались испытания машин, уже Кишинев был опутан сетью проводов, и тут, как и в прошлый раз, «сработало». Короткое замыкание, на сей раз в бюрократических кабинетах, не позволило Кишиневу украситься ночными огнями: правительственный чиновник, проводивший техническое освидетельствование, Чинной решил, что в некоторых местах провода электросети слишком близко от телефонных проводов. И Чинной запретил работу электрической сети.
Но городские власти не сдавались и потребовали повторить освидетельствование. Повторная экспертиза ничего также не дала, хотя инженеры и доказывали что в городской сети ток не сильного напряжения и, следовательно, безопасный для телефонных проводов. Только в ноябре 1909 года, закончилась эта тяжба и Чинной поставил наконец свою подпись. Похоже день, когда упрямству чиновника пришел конец, и следует считать датой появления в Кишиневе уличного освещения: 18 ноября 1909 года.
Впрочем, в 1909 году электрическое освещение установили и в Бессарабском Губернском правлении.
Так что противиться жизни дальше уже было нельзя.
К слову, через три года электростанцию расширили, и к 1914 году мощность городской электростанции составляла 1700 КВ,
а протяженность линий проводов достигала 67,5 км.
К этому времени во всех уездных городах Бессарабии уже имелись или строились достаточно мощные электростанции,
не считая тех, что были в частных руках.
Конечно же, современная инфраструктура электросетей Кишинева построена в совершенно другое время, и никакого материального наследства от своего далекого предка ей не досталось.
baseahost.livejournal.com
В каком году и чьими стараниями в Кишинёве впервые появилось электрическое освещение?
Когда весной 1892 года в канцелярии Бессарабского Губернатора чиновники читали прошение от Городской Управы с предложением «устроить опыты электрического освещения для ознакомления жителей города с этим способом освещения», они и не предполагали что «влипнут» в Историю. Hеугомонный городской голова Карл Александрович Шмидт все-таки пробил эту идею, и Бессарабский губернатор милостиво разрешил устроить опыты с электрическим освещением в Городском саду и в здании Благородного собрания.
Так что все началось с нескольких фонарей в парке да старых стен теперь уже «Патрии».
Как и многие хорошие начинания, идея освещения электричеством сперва не получила поддержки. Но местные коммерсанты уже через 4-5 лет обратили внимание на новинку и стали добиваться разрешения на установку электромашин. В 1896 году губернатор рассматривал прошение акционерного общества Жирардовских мануфактур Гилле и Дитриха на «постройку в Кишиневе электрической установки для освещения магазинов в ночное время». Но все-таки первыми получили право открыть в Кишиневе электростанцию купцы братья Фитовы в 1897 году.
Видимо, купцы сумели поставить дело с широким размахом, так как именно с этого года хотя бы отдельные здания Кишинева стали регулярно освещаться. Именно с легкой руки братьев Фитовых в среде кишиневских коммерсантов пошла «мода на электричество». В том же году управляющий кишиневским отделением гос.банка Тютрюмов провел себе электрическое освещение на квартиру, и именно от установки братьев Фитовых. Вслед за банкиром потянулись и остальные: «Лондонская» гостиница, винно-коньячный завод Рейделя, кондитерская Манькова.
Первая в Кишиневе электростанция находилась находилась на нижнем углу улиц Александровской и Синадиновской. Видно местоположение электростанции из плана, который представил губернатору в 1898 году все тот же К. А. Шмидт. План проведения электрического освещения к городским башенным часам. Раньше для освещения циферблата по ночам, использовали керосиновую лампу и слышать не хотели ни о каких новоизобретениях. Сейчас это кажется диким, но государственные власти не очень-то поощряли технические новшества. Умный и практичный Городской Голова решил не идти напролом а дождаться удобного случая. И этот момент пришел, когда керосинка, освещавшая огромные часы на городской арке, сломалась. Шмидт подал прошение Губернатору, в котором предлагал заменить керосиновый фонарь электрической лампой накаливания, а стеклянный циферблат - железным. Власти без особого энтузиазма согласились, но потребовали полного соблюдения инструкций при проведении электрокабеля к башенным часам. Освидетельствовать сооружение должен был старший механик почтово-телеграфной конторы Гинс, подчиненный Губернатору. В октябре 1898 года «дело об освещении» было окончательно расстроено. Несмотря на ранее утвержденный в Губернском Правлении план и построенную линию, ведущую электрический ток от дома братьев Фитовых до башни городских часов, электротехник Гинс не выдал свидетельства. Причина была глупейшая, на фоне такой перспективы: один из столбов нашли стоящим слишком близко к дому. Так, стоящее дело положили под сукно.
Но как бы то ни было, частную инициативу уже нельзя было остановить. Бурно развивавшийся капитализм в одной из самых богатых тогда в Российской империи губерний требовал энергии. Кроме того, начало прошлого века – время развития киноиндустрии в наших краях. Огромное количество «киноиллюзионов», начавших расти как грибы после дождя, также нуждались в электроустановках. Кишинёв переходил на электрическую тягу. Многие мастерские, мельницы, кондитерские обзаводились собственными электростанциями.
Этот бум привел к тому, что и власти созрели для появления в 1908 году следующего документа: «Об утверждении планов постройки городской электростанции в Кишиневе и проведения электрической осветительной сети».
Кишиневская Городская Управа в лице тогдашнего градоначальника Синадино пригласила инженеров киевского отдела «Русского общества Всеобщая комиссия электричества» разработать проект электростанции.
В начале января 1908 года Гор.управа представила этот проект в Бессарабское Губернское правление. 14 января Губернатору подали проект здания центральной городской электростанции, которую решили построить « в городской усадьбе, где помещается городской ломбард, по Купеческой улице, в районе между Александровской и Шмидтовской улицами». Со стороны государства экспертизу проекта проводил старший механик Кишиневского почтово-телеграфного округа Немцан. Он остался доволен чертежами и уже 31 декабря 1908 года все работы по постройке сети и станции были закончены.
На станции уже начались испытания машин, уже Кишинев был опутан сетью проводов, и тут, как и в прошлый раз, «сработало». Короткое замыкание, на сей раз в бюрократических кабинетах, не позволило Кишиневу украситься ночными огнями: правительственный чиновник, проводивший техническое освидетельствование, Чинной решил, что в некоторых местах провода электросети слишком близко от телефонных проводов. И Чинной запретил работу электрической сети.
Но городские власти не сдавались и потребовали повторить освидетельствование. Повторная экспертиза ничего также не дала, хотя инженеры и доказывали что в городской сети ток не сильного напряжения и, следовательно, безопасный для телефонных проводов. Только в ноябре 1909 года, закончилась эта тяжба и Чинной поставил наконец свою подпись. Похоже день, когда упрямству чиновника пришел конец, и следует считать датой появления в Кишиневе уличного освещения: 18 ноября 1909 года.
Впрочем, в 1909 году электрическое освещение установили и в Бессарабском Губернском правлении.
Так что противиться жизни дальше уже было нельзя.
К слову, через три года электростанцию расширили, и к 1914 году мощность городской электростанции составляла 1700 КВ,
а протяженность линий проводов достигала 67,5 км.
К этому времени во всех уездных городах Бессарабии уже имелись или строились достаточно мощные электростанции,
не считая тех, что были в частных руках.
Конечно же, современная инфраструктура электросетей Кишинева построена в совершенно другое время, и никакого материального наследства от своего далекого предка ей не досталось.
baseahost.livejournal.com