А.В. Щусев и Бессарабия

Архитекторы Бессарабии и Молдовы. Биографии, творения.

Модератор: rimty

Аватара пользователя
serj63-63
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4293
Зарегистрирован: 15 май 2012, 10:54

Re: А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение serj63-63 » 04 янв 2018, 17:26

Большая Советская Энциклопедия(БСЭ),1-изд,1933г,том 62,стр.824
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
serj63-63
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4293
Зарегистрирован: 15 май 2012, 10:54

Re: А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение serj63-63 » 11 янв 2018, 17:08

Большая Советская Энциклопедия(БСЭ),2-изд,1957г,том 48,стр.282.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
serj63-63
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4293
Зарегистрирован: 15 май 2012, 10:54

Re: А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение serj63-63 » 14 мар 2018, 14:27

Большая Советская Энциклопедия(БСЭ),3-изд,1978г,том 29,стр.545.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение rimty » 03 июл 2018, 20:28

A.B. Щусев с архитектором B. Бабуровым в 1947 г. в Кишинёвe.
А.В. Щусев с архитектором B. Бабуровым и неизвестным в Кишинёве.JPG
Щусев с архитектором Бабуровым В. в 1947 г., Кишинев.JPG
A.B. Щусев в 1947 г. в Кишинёвe.

http://goskatalog.ru
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение rimty » 03 июл 2018, 20:40

rimty писал(а):A.B. Щусев в 1947 г. в Кишинёвe.
Продолжение.

А.В. Щусев с главным архитектором Кишинёва Р. Е. Курцем (слева) и В. М. Карчевским (справа).

В. М. Карчевский несомненно близкий родственник В. В. Карчевского. Может быть, внук?
Групповой фотопортрет 1947.JPG
A. B. Щусев и Т.Г. Смирновa, директор Mузея архитектуры (и двoe неизвестныx) в 1947 г.
Щусев и Смирновa Т.Г. (директор музея архитектуры) и двoe неизвестныx, в 1947 г..JPG
http://goskatalog.ru
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение rimty » 05 июл 2018, 18:23

corax писал(а):А. В. Щусев среди молдавских архитекторов, Кишинев, 1947 г.
viewtopic.php?p=3189#p3189
А.В. Щусев с группой архитекторов - Меднек В. П., Смирнова Т. Г. (директор музея), Наумов Ф. П., Титинер В., Смирнов В.Ф. и двое неизвестных. 1947 г.
1947 Щусев.JPG
Источник: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Anatolie
Местный
Местный
Сообщения: 353
Зарегистрирован: 23 сен 2010, 22:48

Re: А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение Anatolie » 12 сен 2018, 21:19

Один из двух неизвестных Агаси Еремович Амбарцумян! Рышкановка, библиотека им.Крупской и т.д.

Anatolie
Местный
Местный
Сообщения: 353
Зарегистрирован: 23 сен 2010, 22:48

Re: А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение Anatolie » 12 сен 2018, 22:11

rimty писал(а):A.B. Щусев с архитектором B. Бабуровым в 1947 г. в Кишинёвe.
А.В. Щусев с архитектором B. Бабуровым и неизвестным в Кишинёве.JPG
Щусев с архитектором Бабуровым В. в 1947 г., Кишинев.JPG
A.B. Щусев в 1947 г. в Кишинёвe.

http://goskatalog.ru
На фото 1947 год. Щусев с группой неизвестных. Второй слева скорее всего Малерман Б.М. Очень уж похож. Бессменный главный инженер института с тех лет и до 80-х годов.

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4188
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение Смолин Евгений » 13 сен 2018, 00:14

ВОСПОМИНАНИЯ О САРРЕ ГРИГОРЬЕВНЕ ТИТИНЕР
Елена ГИНЗБУРГ
А.Щусев.jpg
К воспоминаниям было приложено фото.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение rimty » 15 ноя 2018, 00:43

rimty писал(а): А.В. Щусев с группой архитекторов - Меднек В. П., Смирнова Т. Г. (директор музея), Наумов Ф. П., Титинер В., Смирнов В.Ф., 1947 г.
И ещё одна фотография из этой серии.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 6578
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение Igori » 18 фев 2019, 01:46

Недавно довелось сойти на станции Софрино МСК Ж/Д.
В здании вокзала на стенде указано, что Его спроектировал, кажется, в 1910 году Щусев.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение rimty » 01 июл 2019, 22:37

Интересныe эскизы - в 1941 году Щусев работал над проектом Академического театра Молд. ССР в Кишинёве.

Так должен был выглядеть главный фасад.
1941 Главный фасад. Эскиз.JPG
Перед театром предполагали установить памятник. По-видимому, Котовскому.

Щусев Алексей Викторович, Куренной Н. П. -
1941 Фасад.JPG
(Кстати, архитекторы Н. П. Ку­рен­ной и А.А. Горш­ков были авторами нового здания Театра Оперы и балета.)

3aдний фасад:
3aдний фасад-.JPG
Изображения хранятся в Гос. научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В. Щусева.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение rimty » 01 окт 2019, 22:36

Проект А. В. Щусевa 1916 гoдa. Здания приютa для детей воинов близ Кишинёва.

Источник: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Musatik
Местный
Местный
Сообщения: 384
Зарегистрирован: 29 окт 2012, 16:09

Re: А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение Musatik » 08 окт 2019, 10:29

Об этом несостоявшемся проекте - Платоновском приюте. Автор О. Гарусова. Немного совпадает со статьей В.Тарнакина и Т. Соловьевой, но здесь больше именно о проекте в Костюженах, а не о здании на углу Ренийской и Немецкой
https://cyberleninka.ru/article/v/plato ... ovoy-voyny


ПЛАТОНОВСКИЙ ПРИЮТ. К ИСТОРИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В БЕССАРАБИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

О.А. Гарусова


Во время Первой мировой войны православным духовенством Бессарабии была создана эффективная система помощи призванным на фронт и их семьям. В статье рассматривается деятельность архиепископа Кишиневского и Хотинского Платона по учреждению сиротского приюта для детей воинов - участников войны. Прослеживается, как благотворительный проект духовенства превратился в дело организованного общественного милосердия с участием всех сословий, прежде всего крестьян.

Сиротский приют для детей воинов-бессарабцев, участников Первой мировой войны, был, пожалуй, самым масштабным социальным проектом в истории благотворительности Бессарабии. Идея создания приюта принадлежала архиепископу Кишиневскому и Хотинскому Платону (в миру - Порфирий Федорович Рождественский). Незаурядный церковный и общественный деятель, он до назначения на кишиневскую кафедру семь лет служил Алеутским и Североамериканским архиепископом1. Новый глава епархии прибыл в Бессарабию 21 июня 1914 г. (здесь и далее даты указаны по старому стилю), перед войной России с Германией и Австро-Венгрией.

18 июля в Бессарабии было объявлено военное положение. Пограничная губерния стала этапным пунктом эвакуации раненых и беженцев. Сотни тысяч крестьян по всеобщей мобилизации были призваны в армию, оставив семьи без кормильцев. В первые дни войны архиепископом Платоном были обозначены обязанности бессарабского духовенства по отношению к военнослужащим и их семьям (ил. 1). Основные направления деятельности Русской православной церкви в военное время определялись решением Святейшего Синода от 20 июля 1914 г. Однако распоряжения центрального церковного руководства не просто уточнялись применительно к местной обстановке. Оперативно принятые архиепископом Платоном меры по организации помощи бедствующим семьям, раненым и больным воинам не только оказались эффективными, но и предупреждали действия высшей церковной администрации и государственных структур2.

Следует отметить, что взаимоотношения нового архипастыря и бессарабских священнослужителей были с самого начала
доверительными и плодотворными. Чуждый стилю авторитарного руководства, иерарх сам следовал и выбирал сотрудников по принципу «пользы дела». Несмотря на чрезвычайные по военному времени обстоятельства, внутрицерковной жизни был придан «широкий размах». Владыка Платон стремился упрочить общественное и материальное положение духовного сословия, и это ему во многом удалось.
Были утверждены проекты учреждения Второго женского епархиального училища и Педагогического института, издания епархиальной газеты. Архиепископ Платон содействовал распространению богослужения и религиозно-просветительных чтений на молдавском языке. По его инициативе в епархиальном Серафимовском доме был организован кружок ревнителей просвещения в духе православной церкви, устраивавший лекции для интеллигенции.

Преосвященный Платон был опытным администратором и энергичным организатором. Уже 18 июля с целью объединения в одном центре епархиальных сил и средств для помощи воинам и их семьям создается Духовный комитет. (Отметим, что из поступивших в комитет к концу 1915 г. 200 тыс. руб. половину суммы пожертвовало духовенство епархии.) Формируется Духовный отряд, в составе которого бессарабские священники отправлялись на фронт. Духовный лазарет на 100 кроватей в августе принял первых раненых.
В результате обращения архипастыря к кишиневскому обществу в Серафимовском епархиальном доме в июле начинает работать Дамский комитет, а в октябре организуется Трудовое братство с целью пошива местными мастерами зимнего теплого белья и одежды для армии. С затягиванием войны уделяется особое внимание предупреждению ее катастрофических последствий для населения.
В мае 1915 г. для воинов-инвалидов открывается в Кишиневе приют-мастерская, куда принимались, в отличие от подобных заведений в других городах, все солдаты, а не только «наиболее искалеченные», а в декабре - сиротский приют. Организация благотворительного заведения для детей стала главным делом архиепископа Платона в период пребывания на кишиневской кафедре, магистральным сюжетом военно-благотворительной деятельности бессарабского приходского духовенства.

Среди особенных личностных качеств архипастыря современники отмечали его «исключительную» любовь к детям. По его инициативе для сирот и беднейших учащихся кишиневских церковных и народных школ в Серафимовском епархиальном доме на святки был устроен «Детский праздник» с концертной программой и раздачей «вещевых подарков и сладостей». В течение трех дней на вечерах побывало более двух тысяч детей (Епархиальная 1: 47). Возможно, эта впечатляющая картина и побудила архиепископа Платона к безотлагательному решению «детского вопроса».

Согласно указанию Святейшего Синода, призрение сирот войны возлагалось на женские монастыри. Бессарабские женские скиты для этой цели сочли не пригодными. Вместо распределения детей по монастырям архиепископ Платон на заседании Духовного комитета в январе 1915 г. предложил учредить в Кишиневе приют на средства благотворителей.

По материалам журнала «Кишиневские епархиальные ведомости» видно, как социальный проект обретал концептуальное содержание. Придававший огромное значение церковной школе, религиозно-нравственному воспитанию и обучению владыка изначально отверг модель казенных и благотворительных обществ приютов, «устроенных на началах одного лишь здорового отношения к удовлетворению жизненной нужды». Идеальным представлялся тип общины - «одного семейства с общей жизнью с общими радостями и общим горем»; воспитывать осиротевших детей должны были «благочестивого поведения» вдовы и девицы, преимущественно из бессарабских обителей, готовые «принять на себя христианский подвиг ухода за детьми» (Общие 1915: 452). В дальнейшем при приюте должен быть женский монастырь. Формирование мировоззрения, воспитание и обучение детей основывались бы на христианских началах, шли под покровом церкви.

По определению владыки, приют должен был стать «не только памятником патриотизма бессарабского духовенства, но и любвеобильного и здравого отношения его к народным нуждам» (Епархиальная 2: 136).
Проект был вынесен на обсуждение духовенства епархии и получил повсеместную поддержку. Приют воспринимался как «религиозно-общественный союз, в котором будет преобладать начало личной инициативы свободного призвания»; ему придавалось «громадное значение в целом строе и развитии религиозно-общественной жизни Бессарабии» (С.Ф.П. 1915: 465).

Собрание настоятелей бессарабских монастырей постановило отчислить из монастырских средств приюту 10 тыс. руб. единовременного и по 3 тыс. руб. ежегодного пособия. Собрание духовенства решило, чтобы при сборе урожая каждый приход выделял по 100 пудов хлеба. Съезд благочинных единогласно признал постройку приюта «краеугольным камнем своих нынешних и будущих забот» (Протокол 1915: 455-457). Главными помощниками архиепископа Платона стали члены Духовного комитета - ключар Кафедрального собора протоиерей Василий Гума и законоучитель кишиневской Первой гимназии протоиерей Николай Лашков.

На реализацию проекта требовались громадные средства. К весне 1915 г. имелось всего 76 тыс. руб. Бессарабия несла большие материальные затраты на военные потребности, «около половины здорового рабочего населения находилось на фронте», села опустели. Нужен был некий особенный финансовый ресурс. Кто-то из ближайших сотрудников архиепископа посоветовал обратиться к старинной молдавской традиции ктитории, популярной в народе при сооружении храма; имена жертвователей вписывались бы в церковный синодик монастыря для вечного поминовения.

Идея и назначение ктиторского сбора, непривычного при строительстве общественного учреждения, широко обсуждались на страницах «Кишиневских епархиальных ведомостей» (Руссул 1915: 643). Духовенство поддержало ктиторию в качестве «весьма желательного средства» при постройке приюта, «при котором и монастырь будет». Участие в социальном проекте таким образом обретало смысл храмосозидания. «Человеческое милосердие объединялось с Божеским делом спасения себя или своих близких». «Счастливая мысль» внести религиозное содержание в постройку благотворительного заведения, по предположению одного из корреспондентов, могла увеличить количество пожертвований на 70-80 %. Согласно правилам сбора,звание ктитора получал пожертвовавший от 3 и более рублей, для священника сумма составляла от 10 до 20 руб., для псаломщика - от 3 до 6 руб. Будущему детскому дому был посвящен специальный сдвоенный номер Кишиневских епархиальных ведомостей. На страницах журнала отслеживались перипетии приютской истории, из номера в номер публиковался список пожертвований.

Было разослано 20 тыс. экземпляров воззвания архиепископа Платона на русском и молдавском языках с просьбой записываться у приходских священников в ктиторы сиротского приюта. Обращение получило скорый отклик у крестьянского населения. В ктиторы шли целыми селами. В бедных поселениях решением схода назначались дни работы в пользу приюта. На успешный сбор пожертвований повлияли и его предназначение, и адресный характер. Мобилизованные на фронт не могли не тревожиться о судьбе своих детей. По наблюдениям владыки, такой готовности материально помочь сиротам, как у простого народа, не встречалось у людей состоятельных (Епархиальная 3: 751).

Архиепископ Платон считал постройку приюта «делом своей жизни». Проповедуя в церквах, встречаясь с паствой в поездках по Бессарабии, он непременно говорил о будущем сиротском доме, о величии идеи постройки его. Обладавший ярким публицистическим даром, он умел «зажечь сердца людей благородством и жалостью» к обездоленным детям, вызвать чувство сопричастности к «великому делу». Лично вел переговоры с губернским земством, с администрацией различных учреждений об участии в расходах по постройке и содержанию приюта, находя для каждого адресата особую мотивацию социальной активности. Так, в письме к городскому голове владыка
писал: «Для доброго человека не надо обязательно самому переживать то, ради чего он должен сочувствовать другому. Для доброго человека и вместе умного всегда ясным представляется его долг в отношении ко всем вообще людям, нуждающимся в его помощи, а в особенности к детям-сиротам, родители которых положили жизнь свою за нашу жизнь» (Письмо 1915: 442).

Со временем «народный памятник исторической борьбы и показатель любви и благодарности бессарабцев к своим спасителям», как толковал идейно-патриотический смысл создания сиротского дома архиепископ, стал общенародным делом. Постройка приюта превратилась в масштабную благотворительную акцию, охватившую все слои населения Бессарабии. Священник Иеремия Чекан предпринял издание газеты «Наш долг», задачей которой ставилось «будить чувство долга в сердцах бессарабцев, чтобы возможно скорее осуществилась идея приюта» (Епархиальная 4: 1133). Во всех церквах на каждом богослужении был введен кружечный сбор «на сиротку». В пользу приюта в зале Серафимовского дома устраивались концерты, а в Благородном собрании - лотереи-аллегри. Воспитанницы женских учебных заведений шили для детей белье и одежду. Учащиеся различных учебных заведений передавали порой значительные денежные суммы. Предлагались в дар земельные участки и дома. Немало было частных пожертвований, в том числе анонимных, в особенности от военных. Деньги присылались даже с фронта. К концу 1915 г. на счет приюта поступило около 250 тыс. руб. Подавляющую часть этой суммы дало крестьянство - «великий жертвователь», по оценке архиепископа Платона.

Параллельно со сбором средств владыка подыскивал подходящее для постройки место. Была выбрана просторная Романовская (бывшая Немецкая) площадь, находившаяся на окраине города. Здесь, по мысли архиепископа, предполагалось построить «отдельным величественным зданием храм Божий и при нем три приютских корпуса». Епархиальный архитектор Георгий Купча сделал эскиз дома-дворца с торжественным фасадом в стиле неоклассицизма. Однако кишиневская дума отклонила просьбу предоставить площадь.

О том, как была найдена «наилучшая» для постройки приюта местность, подробно рассказал сам архиепископ: «Наступила страстная седмица... В Великую субботу, отслужив обедню, пришел я домой, и, сверх обычного после службы утомления, почувствовал я себя как-то неловко. Попросил лошадей и поехал в Костюжены. Там мне было два пути: один - направо, а другой - налево. Велел я ехать направо, проехал я верст 5, и пред моими глазами открылась чудная панорама... Это было самое высокое место, а вместе с сим и самое

живописное... Я залюбовался. Мне много приходилось видеть: был на Аляске, где один горный хребет выше другого, где только пристальный взгляд в состоянии отличить гору от облаков, был в Калифорнии, был в Швейцарии. В этих местах - чудные виды, чудная природа, но здесь, в этом уголке Бессарабии, было нисколько не хуже, чем в Швейцарии» (Чествование 1916: 6). Это была дача офицера Стоянова, расположенная вблизи Хынчештской дороги. «Чудный уголок» с фруктово-виноградным садом, домом и различными службами и смежный с ним участок земли общей площадью в 137 десятин были куплены за 100 тыс. руб. Помимо приюта и монастыря, здесь предполагалось устроить богадельню для престарелых священнослужителей, инвалидный дом с мастерской.

С приобретением загородной усадьбы возникала идея создать на основе приюта специализированную школу, которая бы готовила профессиональные кадры для всех отраслей сельского хозяйства. Планировалось практическое обучение огородничеству, плодоводству, пчеловодству, виноградарству, шелководству, ковроткачеству и пр. Особо способные ученики посылались бы в высшие учебные заведения, а остальные выпускники школы пополняли ряды сельских культурных работников. Профессиональное обучение открывало для питомцев приюта широкие социальные возможности. Роль низшего сельскохозяйственного образования в аграрной Бессарабии было трудно переоценить. С образовательной концепцией приюта связывались огромные надежды на развитие производительных и духовных сил края: «Поднимется урожайность полей, и это даст Бессарабии тысячи низших, сотни высших начальных школ, гимназий, технический и земледельческий институты, довольную, спокойную и достаточную жизнь, облагородит у крестьян их нравы и обычаи, разовьет и укрепит у них честность, силу воли, сознание своего достоинства, национальную и патриотическую гордость» (Чекан 1915: 778). Инициатива воспринималась как качественный перелом в деле образования - «...подобного учреждения, имеющего столь ясную, рациональную и широкую цель, не найдете во всей России» (Епархиальная 5: 1200). В воображении корреспондентов епархиального журнала рисовался «громадный сиротский дом на 1 000 детей с запросами "Христианской народной академии"» (Чекан 1915: 779).

Грандиозный замысел требовал достойного архитектурного воплощения. Для работы над проектом архиепископ Платон пригласил крупнейшего зодчего того времени, уроженца Бессарабии Алексея Щусева, в то время состоявшего при обер-прокуроре Священного Синода. Приехавший в начале сентября архитектор на первых же заседаниях наметил план участка в соответствии с пожеланиями за-

казчика. В списке предполагаемых сооружений - ворота, колокольня, храм, школа, корпуса сестер, общежитие для детей, больница, мастерская, гостиница для посетителей, инвалидный дом, богадельня, артезианский колодец, электростанция, кладбище и пр. Крайне занятый строительством Рязанского (Казанского) вокзала в Москве, Щусев тем не менее обещал «для родной ему Бессарабии работать бескорыстно и усердно», обязавшись составить эскизы и чертежи, участвовать вместе со своими помощниками в заседаниях строительной комиссии (Епархиальная 6: 1117-1118). В 1916 г. эскизы приютской усадьбы были готовы. На обширной территории свободно располагались изолированные друг от друга двухэтажные здания; центральное место в симметричной композиции было отведено колокольне и храму. Выполненный в неоклассическом стиле архитектурный ансамбль в художественно-образной форме претворял идею приюта-храма-памятника событий Великой войны (ил. 2).

Война принимала затяжной характер; необходимость в поместительном детском доме ощущалась все настоятельнее. Имевшиеся в Кишиневе сиротские заведения не вмещали всех нуждавшихся. Случалось, что уходившие на фронт солдаты оставляли своих детей на пороге или в комнатах архиерейского дома. В сентябре Духовный комитет решил до наступления нового года открыть приют во временном помещении. Губернское земство выделило в распоряжение архиепископа 5 тыс. руб. на оборудование помещения и по 6 руб. в месяц на содержание каждого призреваемого ребенка. Собрание духовенства постановило с 1916 г. и до постройки постоянного помещения выделять ежегодно 3 тыс. руб. Кишиневская дума обязалась платить за сирот-горожан по 6 руб. и 20 руб. на первоначальное обзаведение, назначила пять «платоновских» стипендий по 120 руб. каждая. Значительную часть расходов по содержанию детей и постройке приютских зданий брал на себя Романовский комитет. Представители учебных ведомств обещали содействовать организации учебного процесса.

Владыка Платон, назначенный в начале декабря архиепископом Катарлинским и Кахетинским и экзархом Грузии, спешил с открытием приюта, предлагая для временного размещения даже Серафимовский дом. Уступленное кишиневской думой до окончания войны здание городского народного училища, расположенное на пересечении улиц Пирогова и Инзова (ныне М. Когэлничану - С. Лазо), достраивалось. На время завершения внутренних отделочных работ были арендованы 27 больших и светлых меблированных комнат на втором этаже в доме Горнштейн, расположенном на углу Пушкинской и Федоровской (ныне Букурешть) улиц, за 5 тыс. руб. в год.

Торжественное открытие и освящение приюта состоялись в воскресенье, 20 декабря 1915 г., накануне отъезда архиепископа Платона. После литургии в Кафедральном соборе крестный ход с иконой Гербовецкой Божьей Матери в сопровождении властей и множества народа прошел до здания приюта. При церемонии прощания было сказано много взаимных добрых и прочувствованных слов и речей; особенно подчеркивалась ревностная деятельность архиепископа Платона по организации сиротского дома. В знак уважения к этой заслуге Духовный комитет принял решение наименовать приют именем высокопреосвященнейшего Платона, архиепископа Кишиневского и Хотинского3.

Новый епархиальный архиерей Анастасий (Грибановский)4, бывший епископ Холмский и Люблинский, продолжил начатое его предшественником дело призрения сирот. Открытый для 45 детей приют скоро был переполнен. По уставу принимались сироты в возрасте от 3 до 12 лет обоего пола, а также дети не способных обеспечить семью воинов-инвалидов. Кроме грамоты, мальчиков учили сапожному и башмачному ремеслу, девочек - рукоделию. В большинстве своем поступавшие находились «в самом жалком виде: в чесотке, исхудалыми, малокровными, с инфекционными болезнями». В мае 1916 г. приют переехал в училищный дом, но в августе пришлось для мальчиков вновь арендовать дом Горнштейн. В 1916 г. в трех приютских помещениях находилось более 400 детей в возрасте от 2 до 15 лет. Согласно проведенному в тысяче церковных приходах Бессарабии анкетированию, в помощи нуждались около 7 тыс. детей воинов.

В первый год своего существования Бессарабский сиротский приют отличался благоустроенностью. Уполномоченный Романовского комитета Н.К. Ди-Синьи дал самую высокую аттестацию жизнедеятельности заведения, сочтя особо ценной систему воспитания детей по типу посемейного призрения. «Обыкновенно причисляют приюты с двумя сотнями детей к категории детских казарм. Правило это подтверждается счастливым исключением в лице бессарабского приюта, который представляет собой большую дружную семью. Объясняется

это тем, что к делу воспитания привлечены свыше 50 монахинь, которые могут наблюдать за группами детей в несколько человек, индивидуально знакомиться с жизнью каждого ребенка в отдельности» (Отчет 1916: 5). Впечатляли образцовое ведение хозяйства, широта и проработанность проекта, в детали которого посвятил чиновника попечитель приюта Н. Лашков, активная помощь населения.

«Исключительный успех» приюта Ди-Синьи объяснялся особыми отношениями бессарабского духовенства и паствы. Действительно, среди десятков детских благотворительных заведений в южнороссийских губерниях лишь бессарабское было организовано духовенством.

В содержании приюта принимали участие Бессарабское губернское земство, платившее за каждого круглого сироту по 72 руб. в год; Кишиневская городская управа, выделявшая такую же сумму на каждого сироту из мещанского сословия; ктиторы и благотворители. Романовский комитет перечислил в 1916 г. 30 920 руб., а также принял на себя половину расходов по постройке здания. Продолжали поступать деньги на приютский счет. Так, к 21 июня 1916 г. числилось 256 454 руб. Близлежащие села отдали свои каменоломни для строительства приюта. С удорожанием продуктов по инициативе Духовного комитета настоятели приходских церквей организовали сбор зерна под названием «Ковш зерна на сиротку».

Владыка Анастасий планировал начать строительство на приютской усадьбе весной 1916 г. Был учрежден строительный комитет в составе протоиерея Н. Лашкова, игумена Дионисия, священника Ф. Петровича, архитектора Г. Купчи; определен подрядчик - Г. Лавров; начата доставка в усадьбу материалов. Но в связи с военными действиями, отсутствием рабочих, поздним изготовлением архитекторами чертежей строительство отложили до весны 1917 г. Последующие политические и исторические катаклизмы помешали осуществить проект приюта таким, каким он был задуман архиепископом Платоном.

Первым и единственным сооружением стала небольшая каменная часовня в честь Гербовецкой иконы Божьей матери, построенная при въезде в усадьбу (ил. 3). Здесь совершалось постоянное чтение
Псалтыри с поминовением ктиторов и благотворителей. По Хынчештской дороге всегда шло множество людей. «Кажется, замечал наблюдатель, нет ни одного крестьянина, который, испив святой водицы, не положил бы на блюдо свою трудовую копейку на устройство приюта» (Отчет 1916: 6).

Платоновский приют завершил историю благотворительности Бессарабии в рамках российской государственности. После вхождения края в состав Румынии приют сирот войны был принят в ведение и содержался за счет государства (Сиротский 1919: 3). В 1920 г. Кишиневская духовная консистория составила и послала на утверждение епархиального начальства устав женского монастыря с детским садом при нем на приобретенном Платоном участке. Но на усадьбу, многократно повысившуюся в цене, появились различные претенденты. Одновременно с исковым заявлением директора приюта на духовное правление в уголовном трибунале разбиралось дело бывшего Духовного комитета о якобы допущенных ошибках при организации сиротского заведения (Конфликт 1920: 3). В ходе следствия обнаружилось, что финансовая документация исчезла. По сообщению газеты, «сторож продал все бумаги на вес». Такая же участь постигла и библиотеку (Пропавшие 1920: 3). В межвоенные годы приютская усадьба, «платоновское хозяйство», как ее называли в просторечии, осталась без присмотра и разрушалась. А бывший платоновский приют, переименованный в «Дом ребенка», существовал в прежнем здании до 1940 г.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение rimty » 08 окт 2019, 13:11

Musatik писал(а):Об этом несостоявшемся проекте - Платоновском приюте. Автор О. Гарусова.
Цитата:

...Епархиальный архитектор Георгий Купча сделал эскиз дома-дворца с торжественным фасадом в стиле неоклассицизма.
Однако кишиневская дума отклонила просьбу предоставить площадь.
О том, как была найдена «наилучшая» для постройки приюта местность, подробно рассказал сам архиепископ:
"Наступила страстная седмица... В Великую субботу, отслужив обедню, пришел я домой, и, сверх обычного после службы утомления, почувствовал я себя как-то неловко. Попросил лошадей и поехал в Костюжены. Там мне было два пути: один – направо, а другой – налево. Велел я ехать направо, проехал я верст 5, и пред моими глазами открылась чудная панорама... Это было самое высокое место, а вместе с сим и самое живописное... ".
Это была дача офицера Стоянова, расположенная вблизи Хынчештской дороги. «Чудный уголок» с фруктово-виноградным садом, домом и различными службами и смежный с ним участок земли общей площадью в 137 десятин были куплены за 100 тыс. руб. Помимо приюта и монастыря, здесь предполагалось устроить богадельню для престарелых священнослужителей, инвалидный дом с мастерской.
С приобретением загородной усадьбы возникала идея создать на основе приюта специализированную школу, которая бы готовила профессиональные кадры для всех отраслей сельского хозяйства.
Планировалось практическое обучение огородничеству, плодоводству, пчеловодству, виноградарству, шелководству, ковроткачеству и пр. Особо способные ученики посылались бы в высшие учебные заведения, а остальные выпускники школы пополняли ряды сельских культурных работников. Профессиональное обучение открывало для питомцев приюта широкие социальные возможности. Роль низшего сельскохозяйственного образования в аграрной Бессарабии было трудно переоценить. С образовательной концепцией приюта связывались огромные надежды на развитие производительных и духовных сил края: «Поднимется урожайность полей, и это даст Бессарабии тысячи низших, сотни высших начальных школ, гимназий, технический и земледельческий институты, довольную, спокойную и достаточную жизнь, облагородит у крестьян их нравы и обычаи, разовьет и укрепит у них честность, силу воли, сознание своего достоинства, национальную и патриотическую гордость» (Чекан 1915). Инициатива воспринималась как качественный перелом в деле образования – «…подобного учреждения, имеющего столь ясную, рациональную и широкую цель, не найдете во всей России» (Епархиальная 5: 1200). В воображении корреспондентов епархиального журнала рисовался «громадный сиротский дом на 1 000 детей с запросами “Христианской народной академии”» (Чекан 1915).
Грандиозный замысел требовал достойного архитектурного воплощения. Для работы над проектом архиепископ Платон пригласил крупнейшего зодчего того времени, уроженца Бессарабии Алексея Щусева, в то время состоявшего при обер-прокуроре Священного Синода. Приехавший в начале сентября архитектор на первых же заседаниях наметил план участка в соответствии с пожеланиями заказчика. В списке предполагаемых сооружений - ворота, колокольня, храм, школа, корпуса сестер, общежитие для детей, больница, мастерская, гостиница для посетителей, инвалидный дом, богадельня, артезианский колодец, электростанция, кладбище и пр.
Крайне занятый строительством Рязанского (Казанского) вокзала в Москве, Щусев тем не менее обещал «для родной ему Бессарабии работать бескорыстно и усердно», обязавшись составить эскизы и чертежи, участвовать вместе со своими помощниками в заседаниях строительной комиссии.
В 1916 г. эскизы приютской усадьбы были готовы. На обширной территории свободно располагались изолированные друг от друга двухэтажные здания; центральное место в симметричной композиции было отведено колокольне и храму.
Выполненный в неоклассическом стиле архитектурный ансамбль в художественно-образной форме претворял идею приюта-храма памятника событий Великой войны.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение rimty » 22 окт 2019, 22:26

rimty писал(а):Интересныe эскизы - в 1941 году Щусев работал над проектом Академического театра Молд. ССР в Кишинёве.

Изображения хранятся в Гос. научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Проект 1940 или 1941 гoдa. (?)

План и разрез лоджии главного фасада.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

sancho
Местный
Местный
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 23 окт 2010, 22:30

Re: А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение sancho » 03 янв 2020, 16:52

Троицкая церковь в Кугурештах.
Проект был опубликован в Ежегоднике Императорского общества Архитекторов-Художников, выпуск 10-й, 1915 год.
Ежегодник ИО Арх-Худ., Выпуск №10, 1915. Щусев - церковь в Кугурештах.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

sancho
Местный
Местный
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 23 окт 2010, 22:30

Re: А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение sancho » 03 янв 2020, 16:55

Троицкая церковь в Кугурештах.
Ежегодник Императорского общества Архитекторов-Художников, выпуск 10-й, 1915 год.
Щусев - проект церкви в Кугурештах (1).jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

sancho
Местный
Местный
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 23 окт 2010, 22:30

Re: А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение sancho » 03 янв 2020, 16:57

Троицкая церковь в Кугурештах.
Ежегодник Императорского общества Архитекторов-Художников, выпуск 10-й, 1915 год.
Щусев - проект церкви в Кугурештах (2).jpg
Интересен план местности, - указаны "Сад при доме управляющего" (с севера) и "Усадьба Ремесленного училища" (с востока).
....................................................................................................................................................
Щусев - проект церкви в Кугурештах (3).jpg
Щусев - проект церкви в Кугурештах (4).jpg
Щусев - проект церкви в Кугурештах (5).jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение rimty » 09 янв 2020, 19:12

Проект планировки и застройки города, 1945 г.
Главная улица Кишинева, панорама. Кокорин В. Д., Щусев А. В.

(Гос. научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «Архитекторы Бессарабии и Молдовы»