Церковь с. Гиска

*Больше о церквях - в подфорумах населённых пунктов.*

Модератор: rimty

Ответить
Аватара пользователя
Васисуалий
Местный
Местный
Сообщения: 779
Зарегистрирован: 22 мар 2010, 16:22

Церковь с. Гиска

Сообщение Васисуалий » 17 окт 2016, 16:05

Эта история церкви села Гиска, была прислана на конкурс «Неизвестные страницы в истории моего города – Бендеры» и заняла на нём второе место.

(публикуется в сокращении)

НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СЕЛА ГИСКА

Автор:Мунтян Анастасия Николаевна учащаяся 9 класса, МОУ «Бендерский ДДЮТ»,
Филиал «Буревестник»

Руководитель: Стародуб Евгения Юрьевна, Руководитель кружка «Активисты школьного музея»,
учитель истории и обществознания


ГЛАВА I. ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СЕЛА ГИСКА

I .1.СУДЬБЫ СВЯЩЕННИКОВ СЕЛЬСКОГО ПРИХОДА

Духовная жизнь любого прихода неразрывно связана с судьбами жителей, историей поселения, на территории которого он расположен. Село Гиска расположено к югу от города Бендеры. Земли будущего села в первой половине XIX века использовались горожанами под огороды.
Год 1822 является первым документальным упоминанием об основании лощины Гиска. Но сохранившиеся воспоминания старожилов, проведенные исследования надгробий свидетельствуют о том, что уже к 1778 году в южной части села поселились выходцы из центральных Российских губерний. После блестящих побед русской армии в конце ХVIII века в селе появились семьи запорожских и дунайских казаков, староверов. Вплоть до 50-х гг. ХХ столетия община староверов села была тесно связана с единоверцами города Бендеры и отличалась своей численностью.
До 1918 года село являлось предместьем г. Бендеры. Об этом свидетельствуют не только официальные документы, но и сохранившиеся документы жителей села. Архивные документы, касающиеся основания и развития села и церкви до 1822 года пока не найдены. Важными документами для изучении истории церкви и села являются «Выписки из метрической книги родившихся за 1878, за 1911 и 1916 гг.», на основании которых сумели установить фамилии настоятелей церкви и годы их деятельности. Эти документы являются доказательством исторического названия села.
01.jpg
02.jpg
03.jpg
В силу политических причин название села «Гиска» в годы Советской власти изменили на «Гыску». Так, в графе «Кто совершил таинство крещения» за 1878 год записаны священник Ферапонтий Поповский и псаломщик Афанасий Щефирца Рождество-Богородичной церкви предместья г. Бендеры – Гиска. Так назывался приход до 1918 года. Эту выписку подписали 22 июня 1912 года священник Феодосий Святенко и псаломщик Владимир Осидоров. С 1916 года выписки подписывают священник Феодосий Святенко и псаломщик Георгий Бучко.
Бучко Георгий Сергеевич родился в 1881 году. Назначен священником 2 августа 1945 года. Земной путь Георгия Бучко закончится в 1968 году. Он похоронен на местном кладбище.
День празднования верующими прихожанами Рождества Пресвятой Богородицы – 21 сентября. Храмовый праздник нашего села. На неоднократный запрос в кишиневский архив о точной дате возникновения церкви, пришел ответ, из которого мы узнали, что первое упоминание о церкви с. Гиска (вначале это был молитвенный дом) относится к 1860 г. Ее приход учрежден 26 ноября 1862 г. Тогда же был освящен Молитвенный дом Высокопреосвещеннейшим Архиепископом Антонием Кишиневско-Хотинским и был в последующем приписан к Бендерскому Преображенскому Собору. Но только в 1880 г. приход стал самостоятельным.
В 1889 г. чаяниями первого священнослужителя Феропонта Поповского и прихожан была построена каменная церковь. Под одной крышей с ней – колокольня. Крыша была из листового железа, что по тем временам было редкостью. Первоначально вместо ограды церковь была обнесена рвом. Площадь нашего храма 162 м, общая площадь – 3000 м. стены бутовые, кровля жестяная, которая увенчивается двумя куполами. На них установлены 3 больших и 2 маленьких колокола. 2 купола символизируют два естества Христа – божественное и человеческое.

Особое место среди настоятелей церкви Рождества Божией Матери занимает протоиерей Феодосий Святенко. Библиографических сведений о нем пока мало. Сведения о нем собраны из воспоминаний старожилов села. Около 40 лет он «верой и правдой» служил своему приходу и проповедовал Слово Божие в сельской, церковно-приходской школе, принимал деятельное участие в жизни села.
Удалось найти фотографии Феодосия Святенко середины 30-х гг.
04.jpg
05.jpg


На одной из них он запечатлен при открытии школы, а на другой у входа в церковь в окружении певчих. Справа от него сидит Георгий Бучко. Известно, что Феодосий Святенко похоронен рядом с церковью и то, что смерть его была насильственной. На надгробной плите высечена дата смерти – 19 июля 1941 года. Мало кто из старожилов помнит обстоятельства его смерти. Одни из них были в эвакуации, других нет уже в живых.
О последних днях жизни Феодосия Святенко рассказала Марченко Анастасия Ивановна 1933 г.р. Ее родители были певчими в церкви. Семья Святенко занимала в их доме комнату. Долгое время священник строил свой собственный дом недалеко от церкви. К 1940 году строительство дома было завершено. Однако осенью 1940 года советскими органами было решено разместить в его доме школу. Через 10 лет в этом здании произойдет взрыв, унесший жизнь многих учащихся и учителей.
В июле 1941 года началась массовая эвакуация людей. Стало ясно, что советские войска долго не смогут сдерживать натиск немецко-румынских войск. В середине июля фронт приближался к Бендерам. Бои шли с переменным успехом. Решено было эвакуироваться в село Танатары, находящееся примерно в 20 км от села Гиска. На подводе уместилась семья священника и восьмилетняя Тася с сестрой Надей.
В Танатарах их приняли хорошо, но через несколько дней священник засобирался домой, так как переживал за сохранность церковной утвари. Уговоры не помогли. Не доезжая села у них проверили несколько раз документы. Один из проверяющих-красноармейцев предупредил священника, что у него неправильно оформлены документы. Он пропустил их через пост, заметив, что на следующем их могут остановить. Анастасии Ивановне запомнился этот случай на всю жизнь. Люди в военной форме, «фуражками с красными околышками» развернув паспорт, стянули священника из телеги на землю и, ничего не говоря, стали избивать. Затем привязали веревками к телеге. Немолодой уже священник долго не смог бежать за телегой. На крики женщин и детей никто внимания не обращал. Вскоре он упал, успев перед этим крикнуть, чтобы они уходили и не смотрели на все происходившее.
Несколько дней никто не знал о его судьбе. Его тело случайно обнаружили в подвале одного из крайних домов, расположенных по трассе Бендеры – Каушаны. Его зверски замучили: были вырезаны ногти, ноздри, уши. По-видимому, проверяющими были бойцы одного из истребительных батальонов, сформированных для обезвреживания диверсионных групп и ликвидации десанта противника.
После смерти священника дочь и жена переехали на новое местожительство в Румынию. В 1943 году ими был установлен памятник, сохранившийся до сих пор.
На фотографии конца 60-х гг. запечатлены священник отец Никодим и настоятель церкви отец Николай в окружении певчих и работников церкви.
06.jpg


С деятельностью церкви Рождества Божией Матери связана судьба управляющего Бессарабской казенной палатой, действительного статского советника Виктора Ивановича Коваленко.
Одна из жительниц села вспомнила, что в 40-е гг. хоронили очень богатого, по ее словам, человека. Она помнит, что у него на груди было много наград, сабля, дорогое оружие. Похоронен он был в склепе на местном кладбище. Надгробье было оформлено в виде трехгранника. Вскоре склеп был разрушен и ограблен. Одна из жительниц села вспомнила надпись на надгробье: «Надворный царский советник Виктор Иванович Ковалев 1927 до 40-х годов».
Был момент сомнения в проживании на Гиске этого человека. Но, в заброшенном доме села, под грудой камней и кучей старых газет случайно учеником школы был обнаружен документ. Это был «План сада дворянина Дмитрия Викторовича Ковалева в предместье города Бендеры Гиска», выданный 19 сентября 1913 года. Дмитрий Викторович, возможно, был сыном Виктора Ивановича.
В статье Николая Викторовича Дымченко «Кишиневские Епархиальные Ведомости» как источник изучения истории Русской Православной Церкви в Молдавии» упоминается фамилия Коваленко. Житель села принес в школьный музей медаль. Такими медалями награждались чиновники Российской империи, курирующие работу церкви по случаю празднования 300-летия Дома Романовых. Медаль очень редкая для простого жителя села начала XIX века. На ней изображен Николай II с крестом на груди. Таких медалей в Российской империи было выпущено только 30 тысяч. Многие старожилы уверены, что на деньги Ковалевых было построено здание школы в селе, сохранившееся до настоящего времени.
История села и церкви Рождества Божией Матери до конца не исследованы. Благодаря передачам журналистов Первого Республиканского телеканала, посвященных священникам и истории села Гиска, многие жители не только узнали о нашей работе, но и помогли дополнительными сведениями.
После одной из передач священнослужитель Преображенского Собора г. Бендеры передал нам документ, из которого мы узнали о ранее неизвестном нам Григории Яровейко – настоятеле церкви Рождества Божией Матери в начале ХХ века.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Васисуалий
Местный
Местный
Сообщения: 779
Зарегистрирован: 22 мар 2010, 16:22

Re: Церковь с. Гиска

Сообщение Васисуалий » 17 окт 2016, 16:08

I .2. СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ИКОНА:
СВЯТЫНЯ, ВЕРА, ТАИНСТВО
07.jpg
Большой вклад в духовном воспитании жителей и истории села Гиска внесла также старообрядческая община.
Символично, что накануне празднования Покрова Пресвятой Богородицы на территории села, во время работы по углублению подвала дома восьмиклассник школы обнаружил старообрядческую икону. Любознательный мальчик заинтересовался местом, в котором не увязали ноги в песок. С помощью отца он раскопал песок и обнаружил доску, а под ней отлично сохранившуюся литую икону.
08.jpg
При ее детальном рассмотрении удалось прочитать название иконы, выгравированное в самом ее верху – Образ Покрова Пресвятой Богородицы. Образ, который ближе всех святых верующему человеку, к которой обращаются в каждом доме как «к скорой помощнице и теплой заступнице».
Икона небольшого размера (10 на 20 см). Изготовлена из меди. Особое отношение к меднолитейным иконам и складням было у старообрядцев, почитавших их как прошедших «очищение» огнем, т.е. «не руками творенных».
Материал, из которого выполнялись эти изделия, не только накладывал отпечаток на художественные особенности предметов, характер изображений, но и сам по себе обладал глубоким символическим смыслом. Широкое употребление меди для литья крестов-тельников, икон, змеевиков и складней не было случайным. Меди, как металлу приписывали магические свойства. Кресты-тельники должны были быть обязательно медными, так как, по библейскому преданию, пророк Моисей сделал «медного змея и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив». Церковный символ соответствует своему небесному или Божественному первообразу, имеет в себе его благодатное присутствие и тем самым исполняет свое предназначение.
Православная Церковь с древнейших времен уделяла большое внимание символике, в особенности иконописи. Православное учение и вера всегда воспринимали образ-икону как святыню, в которой таинственно присутствует тот, кого она изображает.
В XIX веке известный филолог и искусствовед Ф.И. Буслаев одним из первых указал на значение медных икон и крестов. Он отметил, что оригиналы, с которых снимали копии русские иконописцы, были небольших размеров, и это позволяло переносить их по необъятным просторам России, привозить их из дальних стран: «Это были святыни, - писал Буслаев, - самые удобные для перенесения, прочные и дешевые; потому они и доселе в употреблении в простом народе, особенно у раскольников».
Верх найденной иконы обрамляет куполовидное навершие, обрамленное шестью херувимами. Средняя часть навершия отколота. В отличие от икон на дереве, где Богородица иногда изображается с младенцем, в литье она всегда изображена без него.
В навершие изображен старообрядческий крест с обеих сторон придерживаемый двумя святыми. В верхней части композиции фигура Богоматери обращена к образу Иисуса Христа. Невольно обращает на себя внимание положение рук Спасителя. В левой руке он держит Евангелие, а поверх него лежит его правая рука с вытянутыми двумя перстами. Святой, находящийся рядом Богородицей, также протягивает руку с вытянутыми двумя пальцами. Икона условно поделена на две части. В нижней части иконы отчетливо видны некоторые буквы на свитке в руках святого. Мастерство литейщика выразилось и в передаче складок одежды как Иисуса Христа и Богоматери так и святых. Икона обрамлена растительным орнаментом с четырех сторон.
Не менее интересна еще одна находка. Был найден литой старообрядческий крест недалеко от села. По сохранившимся легендам на этой местности задолго до официальной даты образования села уже существовала старообрядческая община. Это еще раз является доказательством того, что одними из первых жителей села были русские крестьяне и казаки-старообрядцы.
На праздник Покрова молодые стараются сыграть свадьбы. Исторические памятники из металла и камня сохраняются в веках. Можно только чудом назвать сохранившийся документ на бумажной основе. Это выписка из метрической книги Бендерского Урядного Полицейского Управления за 1904 год для записи брака лиц, состоящих в молоканской секте – одна из разновидностей старообрядчества. Этот документ мы нашли в семье нашего односельчанина. Брак регистрировала чета Соколовых. Быть может, как самое святое и дорогое – икону Образ Пресвятой Богородицы молодая чета Иван Тимофеевич и Александра Ивановна Соколовы так бережно и надежно спрятали от людей более ста лет назад.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Васисуалий
Местный
Местный
Сообщения: 779
Зарегистрирован: 22 мар 2010, 16:22

Re: Церковь с. Гиска

Сообщение Васисуалий » 17 окт 2016, 16:12

ГЛАВА II. ШКОЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX-XX В. – ИСТОЧНИКДУХОВНОГО ВОСПРИЯТИЯ МИРА


Тема ликвидации неграмотности для большинства из нас ассоциируется с большевистской политикой. Однако, мало кто знает, что задолго до победы Советской власти – в пореформенную Россию были разработаны грандиозные для того времени планы по искоренению, как было записано, народной темноты. При этом следует помнить, что в России в середине XIX века грамотными считались те, кто мог начертать свою подпись (вместо обозначения крестиком). Это был низкий критерий грамотности. И этот показатель становится еще более удручающим, если учитывать, что в пореформенной России увеличилась потребность не только в специалистах, но и просто в грамотных людях.
Известно, что иконы находят путь к людям, рукописи не горят. На примере находок можно утверждать о том, что и учебники для детей, духовная литература также сохраняются, несмотря на то, что в лихие годы их, наравне с иконами, надежно прятали те, кто видел в них большую ценность.
При осмотре строения старого, идущего на снос дома села Гиска, в трещине одной из стен, имеющая форму круга, при нажатии открылась ниша, служившая когда-то очагом печки.
В ней обнаружили два Псалтыря. Акафист Святому Великомученику Георгию Победоносцу и учебное издание.
09.jpg
10.jpg
11.jpg
12.jpg
На обложке одного из Псалтырей четко видно изображение Святого Распятия и якоря с чашей. Первая страница Псалтыря посвящена иконе Успения Пресвятой Богородицы.
Особый интерес вызвал учебник для уездных училищ второй половины ХIХ века. Что общего между учебниками начала XXI века и учебными изданиями середины ХIХ? Детская привычка писать на обложке учебников свои имена и фамилии в данном случае позволила нам узнать не только имена гимназистов, но и приблизительно установить время пользования этим учебником. Последним подписался гимназист г. Бендеры Казаринов Алексей Филиппович в 1892 году.
Мечта сегодняшних школьников – уменьшение количества учебников. Эта проблема в ХIХ века была решена по-своему и с учетом требований того времени. Учебник состоял из нескольких отделов – так назывались разделы, включающие в себя содержание нескольких предметов: общий отдел, отдел духовно-нравственный, рассказы о двунадесятых праздниках церковно-славянское чтение из книг Ветхого Завета, исторический, географический, литературный, карта европейской России.
Рассмотрим общий, духовно-нравственный и исторический отделы. Духовно-нравственный отдел отличается большим количеством иллюстрированных рассказов. Язык повествования прост и легко запоминаем. Иллюстрация икон помогала учащимся понять и запомнить урок.
В духовно-нравственном отделе учебника также внимание уделено воспитанию милосердия, кротости смирению, поучительным примерам и даже спокойствию ближнего.
С чего начинается современные учебники? С введения, в котором подробно излагаются задачи, цели изучаемого курса. Рассмотрим содержание первой страницы, т.е. общего отдела учебника. Родной дом и семья – самое дорогое, что есть у человека. Поэтому учебник начинается с советов и разъяснений по обустройству избы (интерьера дома, если перевести на современный язык).
В современных школьных учебниках, и в перегруженном учебном процессе, к сожалению, не предусмотрено время на обучение школьников таким, казалось бы, обыденным, но вместе с тем необходимым занятиям как обустройство дома. А вот чему поучали детей в ХIХ веке: «…Войдем в избу. Прежде всего, перед собою увидим святые иконы. Они стоят в красном углу. Им в избе первое место. У двери – позади нас в одном углу стоит печь, а в другом – кровать. Им место – последнее. Почему так? На иконах написан сам Спаситель и его Пречистая Матерь или угодники Божии. Глядя на них мы молимся и вспоминаем их святую жизнь. От того польза душе нашей. В печи печем хлеба и готовим другую пищу. На печи и на кровати отдыхаем. От того польза телу нашему».
После каждого поучительного рассказа-притчи даны пословицы и письменные задания. Вот как звучат пословицы после этого небольшого поучения:
- О душе первая забота, а о теле – вторая;
- В передний угол посоха не ставят;
- Наперед икону целуй, там отца и мать, а там уже хлеб-соль.
Конечно, в домах ХХI века нет печей, в которых пекут хлеб, да и икон при входе в дом не целуют. Многое изменилось, но остается неизменной ценностью семья. Второй рассказ в учебнике посвящен ей. Мы не имеем возможности передать все рассказы. Но сколько нравственной силы и вековой мудрости заключено в пословицах их завершающих:
- Корми сына до поры, придет пора, сын тебя прокормит;
- Корми деда на печи и сам будешь там;
- Кто родителей почитает – тот во веки не погибает.
После этой темы идет притча о Родине. И снова пословицы:
- Родимая деревня – краше Москвы;
- Жил-был молодец в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел – заплакал;
- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Насколько высоко ценили учение в XIX веке, если тема учебы изучается наравне с Родиной, семьей и домом. Автор учебника просто и доступно объяснял школьникам зачем надо учиться: «Слово Божье ты слушаешь в храме за службою церковною. Для чего же нужно еще училище? В училище учат тебя читать в книгах о великом Божьем мире, о том, как жили предки твои. И о том, как должен ты послужить родной земле. Из книг узнаешь ты о многом, чего никогда не видал, в книгах читаешь и о том, что видал да не понимал. Вот зачем посылает в училище детей своих и пахарь и плотник. И рыбак и кузнец, и слесарь и столяр и портной и сапожник и купец и барин». Народная мудрость снова завершает поучение: «Грамота – искра Божья. Кто в грамоте горазд – тому не пропасть. Хороши в батраках огонь да вода, а не дай им Бог своим умом жить. Огонь – не вода. Охватит – не выплывешь».
Исторический отдел состоит из рассказов по истории Древней Руси, русской летописи, рассказы о Петре Великом, Отечественной войне 1812 года, и о Севастопольской обороне.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Васисуалий
Местный
Местный
Сообщения: 779
Зарегистрирован: 22 мар 2010, 16:22

Re: Церковь с. Гиска

Сообщение Васисуалий » 17 окт 2016, 16:13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Каждый из нас вправе гордиться своей историей. Но гордиться историей своего села и жителей, живущих в нем – гордость неповторимая, особенная. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа, суровым испытанием для которых стала сама жизнь.
В 2010 году была начата работа по поиску сведений о судьбах священников села Гиска. Невозможно было отделить судьбы людей и прихода. За это время мы нашли у старожилов села фотографии, на которых запечатлены священники, прихожане, церковь.
Наш музей пополняется предметами церковной утвари, изучение и описание которых нам еще предстоит.
Для открытия имени протоиерея Феодосия Святенко верующим и просто широкой общественности в 2010 году материалы о священниках церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Гиска были переданы в Тираспольскую Епархию.
Усилиями наших учителей, учеников и жителей села и на их пожертвования был поставлен памятник на месте взорванной школы – бывшего дома Святенко Феодосия, который находится у развилке дороги, напротив церкви села Гиска.
Сегодня много говорят о кризисе молодежи, которая проявляется как кризис, прежде всего, ее духовности и нравственности. Предъявляются совершенно новые требования к нам – выпускникам. Недостаточно уже обладать широкими и разносторонними знаниями. Важнее, на мой взгляд, понять особенности себя самого, своей личности.
На одну неизвестную страницу истории церкви Рождества Пресвятой Богородицы, мы надеемся, стало меньше. А личностями для подражания – больше.

Аватара пользователя
Васисуалий
Местный
Местный
Сообщения: 779
Зарегистрирован: 22 мар 2010, 16:22

Re: Церковь с. Гиска

Сообщение Васисуалий » 18 окт 2016, 12:06

Современное состояние храма
14725651_1123060641121425_2141421482519054408_n.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «Монастыри и церкви Бессарабии и Приднестровья»