Извозчики Аккермана

Модератор: rimty

Ответить
Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 585
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Извозчики Аккермана

Сообщение NewKent » 22 ноя 2012, 21:55

ПРАВИЛА
обязательные для жителей города Аккермана по предметам городского благоустройства, изданныя Аккерманскою городскою Думою


§ 1
Каждый желающий заняться в городе извозным промыслом, легковым или ломовым, обязан иметь билет, дающий право на безпрепятственное занятие этим промыслом. Извозный промысел без установленного билета, а также лицам моложе 16 лет не дозволяется.
105.jpg
§ 2
Билеты эти выдаются Городскою Управою, которая, при выдачи их, взымает сбор в установленном размере. Полученный билет легковой извощик обязан прибить с левой стороны у кучерского сиденья на козырьке, а ломовой – на дуге. По окончании года билет должен быть возвращен в городскую управу.
104.jpg
§ 3
Извощики обязываются иметь для легковой езды лошадей хороших, неизнуренных и без пороков, а для ломовой крепких, сильных и так же без пороков; сборую же, экипажи и роспуски – прочные, и содержать в постоянной исправности.
103.jpg
§ 4
Лошади, экипажи, роспуски и сбруи должны быть свидетельствуемы членом Городской Управы, при чиновнике полиции и одном из мастеров каретного цеха, по назначению Ремесленной Управы. Свидетельствование производится два раза в год: весною и при наступлении зимы. В прочее время года, освидетельствование может быть производимо по заявлениям членов Управы, чинов Полиции и частных лиц. Если экипаж или лошадь окажутся негодными или неудовлетворительными, то езда воспрещается Городскою Управою впредь до устранения неисправностей в экипаже или до перемены лошади.
Блин, уже 140 лет назад был техосмотр ! :)
102.jpg
§ 5
Дневная одежда легковых извощиков должна быть по возможности единообразная, подходящая к кучерскому костюму и приличная извозному промыслу. В летнее время они должны надевать шляпу, а зимою шапку.
101.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 585
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение NewKent » 22 ноя 2012, 22:03

§ 6
Легковые и ломовые извощики должны стоять на указанных Управою местах.
107.jpg
§ 7
Лица, имеющие омнибусы, линейки или дилижансы, подчиняются правилам, какие установлены для легковых извощиков.
108.jpg
§ 8
Составление для извощиков и бендюжников таксы возлагается на Управу, на обязанности которой лежит составлять и издавать одобренные Думою обязательные для них правила, сообраные с требованием времени и общественными нуждами.
109.jpg
§ 9
В случае пожара:
Домовладельцы и водовозы соседних участков к пожару обязаны высылать своих лошадей с бочками для подвозки воды.
106.jpg
§ 10
В случае появления в городе болезни:
Извощикам, занимающимся легковым извозным промыслом, вменяется в обязанность, в виду охранения народного здравия и общего блага – отвозить заболевающих повальными болезнями, а также умерших скоропостижно и больных бедных, в больницы, по первому требованию. Для устранения могущих быть в ночное время затруднений разрешается Городской Управе распорядиться давать пожарных лошадей по первому требованию.
110.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 585
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Re: Извозчики Аккермана

Сообщение NewKent » 17 дек 2012, 22:02

Первые "Обязательные постановления для жителей города Аккермана" появились в 1870 году, вскоре после появления городового самоуправления в эпоху реформ Александра II.

В предыдущем посту я привел выдержки из этих "постановлений". Они написаны с точки зрения здравого смысла, простым языком.

После этого "Обязательные постановления" много раз изменялись. Этим занимались специальные комиссии из гласных Городской Думы. Очередная редакция "постановлений" одобрялась собранием Городской Думы и утверждадась Начальником Губернии и после опубликования в официальной газете "Бессарабские Губернские Ведомости" вступала в силу...

Давайте посмотрим "Обязательные постановления для жителей города Аккермана" 1892 года в части, касающихся легкового и грузового извоза, своего рода "Правила дорожного движения Российской империи" :)

Орфография источника сохранена...


§ 1
Каждый желающий заняться в городе извозным промыслом должен быть не моложе семнадцати лет, предоставить разрешение на это городской полиции, обязан уплатить в городской доход установленный сбор и получить из городской управы: таксы, настоящия обязательныя постановления, два металлических знака, при чем возмещает расходы по изготовлению знаков и указывает местожительство.

§ 2
Получив по два металлических знака, с одинаковыми номерами: а) легковые извощики обязаны один из них прибить с левой стороны у кучерскаго сиденья, а другой повесить на спине поверх платья и передает нанимателю по его требованию; б) ломовые извощики одноконные – один прибить на дуге, с левой стороны, пароконный – сзади на подушке, или на верхней части ярма, а другой иметь при себе и отдавать нанимателю, по его требованию.

§ 3
Знаки на извозный промысел действительны лишь на тот год, на который выданы, и дают право заниматься извозным промыслом только тому лицу, на имя котораго они выданы. Передача знаков без ведома городской управы воспрещается.

§ 4
Экипажи разного наименования, биндюги и сбруя должны быть прочны, всегда чисты и исправны; в дрожках, в ногах, обязательно стлать чистые коврики или веревчатые подстилки, но отнюдь не сено или солому. лошади и волы должны быть здоровы, хорошо выезжены, без наружных признаков болезни, ран, ссадин и т.п. и в случае замеченной неисправности в чем-либо, у извощика отбираются выданныя городской управой знаки и возвращаются лишь по устранении неисправности.

Так и представляется полицейский-"гаишник", снимающий номера у пролеток :D

§ 5
Дневная одежда легковых извощиков должна быть обязательно одного образца: летом армяк кучерский, пояс, клеенчатая шляпа; зимою – черные полушубки и кучерския темные шапки, всегда чистая и исправная и без заплат другаго цвета.

§ 6
Легковые и ломовые извощики должны стоять в указанных городскою управою местах, один за другим, по очереди приезда на биржу, подавать должен крайний с той стороны, с коей идет требование; выхватываться из середины и подавать нескольким разом воспрещается.

§ 7
Легковые извощики в ожидании своих пассажиров обязаны останавливаться лишь вдоль тротуаров в один ряд и должны отъезжать от подъездов и торговых заведений по первому требованию дворников, хозяев торгорвых помещений и кучеров подъезжающих экипажей.

Примечание: Один из легковых извощиков, согласно обязательно устанавливаемой ими самими или полицией очереди, обязан находится ночью во дворе городской полиции и быть готовым к езде по первому требованию.

§ 8
Езда должна быть умеренно-скорая и осторожная, а на углах улиц, при поворотах, переездах и выездах со дворов тихо (шагом), при этом воспрещается обгонять умеренно-скоро и ездить или останавливаться на тротуарах. При езде всегда должно держаться правой стороны. Останавливаться посреди улицы воспрещается.

§ 9
При езде в санях к сбруе должно привешивать бубенчики.

Jingle bells, jingle bells,
Jingle all the way.
Oh! what fun it is to ride
In a one-horse open sleigh.
:wink:

§ 10
Ночные выезды должны быть снабжены фонарями на наружных стеклах коих извощики обязаны иметь обозначенным краскою номер экипажа.

Примечание: §§ 8 и 10 распространяется и на пользующихся своими выездами.

§ 11
Ломовые извощики с кладью обязаны ехать шагом, при чем на каждую подводу должно быть по извощику и извощик у первой подводы должен идти пешком.

§ 12
При следовании ломовых извощиков большими партиями, через каждыя три подводы должны быть промежутки для свободнаго прохода и проезда через улицу, при чем привязывание одной подводы к другой воспрещается.

Почему-то вспомнился Бабель и его "Одесские рассказы":
Вся торговля прикрылась уже на Дальницкой, и налетчики проехали на глухую улицу к публичному дому Иоськи Самуэльсона. Они ехали в лаковых экипажах, разодетые, как птицы колибри, в цветных пиджаках. Глаза их были выпучены, одна нога отставлена к подножке,
и в стальной протянутой руке они держали букеты, завороченные в папиросную бумагу. Отлакированные их пролетки двигались шагом, в каждом экипаже сидел один человек с букетом, и кучера, торчавшие на высоких сиденьях, были украшены бантами, как шафера на свадьбах. Старые еврейки в наколках лениво следили течение привычной этой процессии - они были ко всему равнодушны, старые еврейки, и только сыновья лавочников и корабельных мастеров завидовали королям Молдаванки.
§ 13
Бревна, доски и дрова, полосы железа и т.п. должны быть перевозимы так, чтобы оне не волочились по земле. а нагружаемы по длине подвод.

§ 14
Запрещается понукать лошадь или вола побоями, тащить чрезмерную тяжесть и в случае остановки лошади или вола от тяжести груза должно немедленно свалить часть клади или припрягать новую лошадь или вола.

§ 15
Извощики в пьяном виде к езде не допускаются. Во время езды с пассажирами извощикам курить не дозволяется.

§ 16
Порученные извощикам вещи и грузы они должны сохранять в целости, а забытыя у них вещи обязаны возвратить по принадлежности или предоставить в Городскую Полицию. За доставку вещей извощик получает от хозяина их плату, как за поездку в два конца.

§ 17
За езду на легковых извощиках плата производится по таксе, издаваемой Городской Думой или Управой и предъявляемой извощиками по первому требованию. При этом в 1-й день праздников Рождества Христова, Новаго Года, Св. Пасхи и Св. Троицы и всегда для катанья легковым извощикам предоставляется право возить не по таксе, а по добровольному соглашению. За перевозку тяжестей ломовым извощикам платиться по добровольному с ними соглашению.

§ 18
За плату по таксе дрожечные извощики обязаны сажать не более 3-х седоков без багажа.

§19
При расчете за езду по часам время считается от момента взятия экипажа до уплаты следуемых извощику денег. Пять минут, прошедших по истечении последнего получаса, считается за новые полчаса.

§ 20
По требовании чинов Городской Полиции извощики обязаны безпрекословно и безплатно везти поднятого Полициею заболевшаго, ушибленнаго, вытащеннаго из воды или скоропостижно умершаго, взятаго в пьяном виде, буйнаго или сумасшедшаго и лиц, отправляющихся известить пожарную команду о пожаре.

Примечание: Вознаграждение в таких случаях, если не последует добровольной уплаты со стороны лиц, воспользовавшихся извощиком, может быть выдаваемо Городской Управой, если в ея распоряжение будет предоставлена для этого Думой особая сумма.

§ 21
При уклонении извощика от исполнения настоящих правил ему может быть кроме всего впредь не выдаваем знак на извозный промысел по постановлению городской управы.


Шло время... "Железный конь шел на смену крестьянской лошадке."

И уже в январе 1913 года были выработаны и Начальником Губернии изданы Обязательные постановления о езде на велосипедах и автомобилях в г.Аккермане.

В том же 1913 году по отчету Аккерманского городского пароходства через Днестровский лиман было перевезено:
  • Автомобилей – 321
    Карет, фаэтонов и бричек – 114
Но это уже другая история...

Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 585
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Re: Извозчики Аккермана

Сообщение NewKent » 14 мар 2013, 19:11

Из Инструкции Городовым 1900 года:

§ 70. Городовой никому не должен позволять править лошадьми в пьяном виде.

§ 71. Всякого пьяного, который правит лошадью, нужно задержать и отправить в участок, вместе с экипажем или подводою.

§ 72. Равным образом городовой должен задержать и отправить в участок:
  • 1) всякого, который по малолетству, старости, глухоте, или другим физическим недостаткам, не будет в состоянии справиться с лошадью;
    2) всякого, который, невзирая на предупреждения и указания чинов полиции, будет производить своею ездою беэпорядок;
    3) извозчиков и отходников, которые будут проезжать без установленныхъ номерных жестянок.
Примечание. Легковые извозчики имеют жестянки с нумерацией: у пролеток на спинке, сбоку и на задней части козел, у саней на переднем щитке и на спинке; ломовые имеют жестянки на левой внутренней стороне дуги, а отходники сзади бочки на днище, или на верху бочек на особых стойках.
  • 4) всех причинивших своей ездой кому-либо увечье или другое повреждение в здоровье, если виновный захочет скрыться и если нельзя будет выяснить его звание и местожительство.
    5) всех едущих на искалеченных лошадях;
    6) кучеров и всех остальных лиц, замечееных в нарушении правил езды по городу, если окажется невозможным установить их личность и адрес.
Примечание. В случае, если необходимо отправить в участок кучера, или извозчика, который будет с седоками, городовой должен вежливо попросить их выйти из экипажа и помочь им, если нужно, отыскать извозчика.

Общие правила езды по городу.

§ 73. Городовой должен смотреть за тем, чтобы все без исключения едущие по улицам собственные и извозчичьи экипажи, ломовнки, отходники и принадлежащие частным лицам и казенным учреждениям подводы:
  • 1) держались правой стороны и объезжали городовых;
    2) предупреждали обычным кликом находящихся на их пути пешеходов и проезжающихъ;
    3) уступали дорогу крестным ходам, похоронным и другим процессиям, пожарным обозам, военным командам и транспортам и арестантским партиям;
    4) останавливались только вдоль тротуаров и непременно в один ряд, не загораживая подъездов, ворот и входов, в особых же случаях — на местах, указанных полицией;
    5) при подъемах в гору, спусках под гору и на перекрестках, сдерживали лошадей;
    6) по грязи и лужам ехали тихо;
    7) не оставляли лошадей без присмотра;
    8) въезжали в ворота и выезжали из ворот только шагом;
    9) не ездили на невзнузданных лошадях;
    10) не позволяли себе жестокого обращения с лошадьми и не били их;
    11) в случае надобности останавливались и пропускали проходящих и проезжающих.
§ 74. Кроме приведенных общих правил, обязательных для всех едущих по городу, следует наблюдать:
  • 1) чтобы собственные и извозчичьи экипажи ехали умеренною рысью, не перегонялись между собою и объезжали едущих тихо, левой стороной;
    2) чтобы в парных и троечных колесных экииажах, как собственных, так и извозчичьих, с наступлением сумерек зажигались фонари;
    3) чтобы при скоплении экипажей, кучера и извозчики останавливались на местах, указываемых полициею и отнюдь не сходили с козел.
    4) чтобы кучера и извозчики, как во время езды, так и во время остановок, не садились внутрь экипажей;
    5) чтобы извозчичьи пролетки, в случае тесноты, или большого движения, ехали в один ряд;
    6) чтобы извозчики имели летом при экипажах фартук, а зимой полости.

Ответить

Вернуться в «Белгород-Днестровский (Аккерман, Cetatea Alba)»