Источник Св. Иоанна Нового

Модератор: rimty

Ответить
Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Источник Св. Иоанна Нового

Сообщение corax » 11 окт 2013, 22:25

Monografie "Basarabia", 1926
Родник.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

AcKerman
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1157
Зарегистрирован: 01 ноя 2010, 21:57

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение AcKerman » 12 окт 2013, 23:04

еще пара старых фото источника
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

AcKerman
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1157
Зарегистрирован: 01 ноя 2010, 21:57

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение AcKerman » 12 окт 2013, 23:19

А так выглядело это место соответственно в 2008, 2009, 2010, 2011 годах
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

AcKerman
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1157
Зарегистрирован: 01 ноя 2010, 21:57

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение AcKerman » 12 окт 2013, 23:23

Насколько изменился лиман - сейчас от источника до берега более 200 метров и терри/акватория принадлежат порту

Затрудняюсь ответить какое фото является "правильным", а какое "перевернутым" - то, что из Monografie "Basarabia" или то, что в "цвете"

Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 585
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение NewKent » 13 окт 2013, 00:37

Источник был известен еще с турецких времен
385.jpg
Старый источник снимали с двух сторон:
- со стороны Шабо - там был вход в каплицу:
383.jpg
384.jpeg
и со стороны Аккермана - видна тыльная сторона:
380.jpg
Расскажу немного о современной истории источника:

... В послевоенные годы на месте сегодняшнего порта и силикатного завода находился Комбинат строительных материалов. Там открытым способом добывали камень-ракушняк. На этой территории и был источник.

И в те времена приходили к источнику люди со всей Бессарабии. Но все было неофициально - борьба с религией тогда была развернута не по-детски. Народ собирался к четырем-пяти часам утра, приходил батюшка, но рясу боялся одевать. Он даже крестил здесь желающих.

В 1956 году было принято решение источник засыпать. То ли от горкома партии пришло указание, то ли директору Комбината надоело скопление людей на вверенной территории.

Ночью директор дал команду бульдозеристу из Шабо засыпать источник. Позже тот рассказывал:

" - Нет, - отвечал я ему, - не могу я взять грех на душу! Меня же люди проклянут! Да и потом, где же мы воду брать будем?
А директор все свое гнёт - засыпь! Это мой приказ!
- Делайте что хотите, а я не могу, - отвечаю.
- Ты что, в бога веришь? - спросил он подозрительно.
Ничего я не ответил и продолжал работать..."

Тогда же местный краевед и писатель Павел Наниев опубликовал в местной газете очерк под заголовком "Прасковьевская криница". В нем он призвал спасти источник от уничтожения.

Тем не менее вскоре к источнику нагнали бульдозеров, один за одним подходили самосвалы с грунтом. И вскоре все было кончено...

Реактор газеты получил выговор по партийной линии "за религиозную пропаганду", а материалы Наниева с тех пор печатать в газете перестали.

" - Я чуть не плакал с досады и от бессилия, - рассказывал Павел Иванович, - так жалко было криничку. Однажды вечером в дверь моей квартиры постучали. Вошел парень лет двадцати семи. Он волновался и прямо с порога сказал: "Мы с ребятами прочитали вашу статью и решили спасти криницу. Мы землю сверху нагорнули, но так, чтобы не засыпать ключ. Мы там землянку сделали, и он, ключ, журчит потихоньку..." Я до того был поражен его словами, что даже имени его не спросил, знаю только, что он бульдозеристом работал...»

...

С тех пор прошли десятки лет. В конце восьмидесятых был расчищен источник, над ним построено современное здание-часовня. Тогда вход был свободный, нужно был спуститься на десяток ступенек вниз и посредине "каплички" был колодец. Вода в нем стояла на полметра ниже краев, можно было черпать руками.

В лихие 90-е, когда у нас отключали воду, многие жители города приезжали сюда с канистрами.

На некоторых ступенях в этой капличек можно разобрать армянские надписи - они сделаны из надгробной плиты. Когда-то эта мраморная плита стояла возле самого входа. Армянская надпись в переводе гласила: "Здесь могила успокоения сына Акоба из Эриванской деревни Кетон, дьячка Ованеса, которы почил 11 декабря 1164г" (1715г от Рождества Христова).
Сейчас эти ступени стыдливо прикрыты металлическими листами...

В наше время источник и окружающая территория сильно преобразились. Часть денег (75 тыс.грн) была выделена Одесским управлением по охране культурного наследия, часть - местными бизнесменами. В 2005 году открыта новая купальня.

На стене каплички сооружена уникальная мозаичная икона. Шедевр создавался полтора года и обошелся в 5 тысяч гривень...


Нужно добавить, что кроме этого источника св.Иоанна Сочавского, у нас был (и сейчас существует) еще один источник (родниковый ключ) - именно его называли "Прасковьевская криница". Он находится в черте городе, недалеко от бывших Александровских казарм...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «Белгород-Днестровский (Аккерман, Cetatea Alba)»