Межконтинентальный заплыв завершен - и Иван Папушенко вернулся в Измаил. Он, единственный представитель Украины, 5 августа в составе международной команды «моржей» начал форсирование Берингова пролива, разделяющего Россию и Америку. Спустя неделю, 11 августа, измаильчанин И.Папушенко со знаменем Украины в руках вышел на берег Соединенных Штатов. Многие, кто знаком или не знаком с этим человеком, сейчас обоснованно называют его "народным героем Украины".
Сразу после возвращения Иван Георгиевич любезно согласился ответить на вопросы медиа-проекта «СИТИ».
- Иван Георгиевич, команда сильнейших «моржей» мира покорила Берингов пролив. Делались ли попытки переплыть его раньше?
- Да, если не ошибаюсь, в начале 90-х было несколько попыток, но они не увенчались успехом по целому ряду причин. Сейчас, когда вопрос организации акции решился на уровне правительств России и США, это стало возможным.
- Ваше достижение занесено в книгу рекордов Гиннеса?
- Конечно. Мы, 65 пловцов из 17 стран мира, установили мировой рекорд, который занесен в книгу рекордов Гиннеса.
- Это коллективный успех или все-таки можно выделить каких-либо отдельных личностей?
-Мы все были единой командой, которая проводила этот первый в истории человечества межконтинентальный эстафетный заплыв. Нельзя выделять кого-то конкретно – каждый пловец выложился на все сто!
- Тяжело было?
- Да уж не просто! Моя очередь плыть первый раз в этой межконтинентальной эстафете выпала в ночь с 5 на 6 августа. Здесь, конечно, очень помогли мои ночные тренировки на Дунае и в Черном море.
- Какая была температура воды?
- Первые тридцать километров пути вода была самая холодная – 1-2 градуса выше нуля по Цельсию. Дальше, между российским островом Ратманова и американскими островами Малый и Большой Диомид, она повысилась до 10-12 градусов.
- А почему об этом беспрецедентном в масштабах планеты событии молчали сайтыУкраины, России, Аляски, почему это мероприятие никак не освещалось? Неужели у организаторов, на борту судна, которое вас сопровождало, не нашлось спутникового телефона, чтобы сообщать мировой общественности о ходе заплыва?
- Организаторы этого мероприятия – командование Восточного военного округа, которое действовало по поручению Минобороны России. Мы шли на военном корабле, плавучем госпитале «Иртыш». Связь МТС была заглушена, доступа к интернету у нас не было. Руководители проекта давали только официальную информацию в ИТАР-ТАСС. Да и, честно говоря, нам всем, и пловцам, и руководителям проекта, было просто не до того. Мы столкнулись с трудностями, с которыми не сталкиваешься при обычном моржевании.
- Например?
- Например, полной неожиданностью для нас стали двухцикловые приливы – это по два прилива и отлива в сутки, а потом и несколько пересекающихся встречных течений вблизи Аляски и между островами Ратманова и Малый Диомид. Был момент, когда на определенном участке пути мы преодолевали 50-метровую дистанцию двое(!) суток. А метеопрогноз на ближайшие дни был неутешительный, то есть, нельзя было позволить себе роскоши засиживаться на одном месте и любоваться красотой островов. По пути следования корабля изучалась структура морских течений и определялся маршрут плаванья.
- Не случайно перед стартом с вами определенные обряды проводил чукотский шаман…
- Да, нужно было умилостивить духи воды! Мы бросали с борта корабля в океан хлебные лепешки. Вообще, дикая природа и перегрузки на людей действуют по-разному. Например, некоторые ни с того, ни с сего уже на завершающих участках пути вдруг по необъяснимым причинам резко начинали менять маршрут – плыли не в ту сторону. Приходилось их подправлять.
- Вы плыли по одному или группами?
- Нас выпускали в лодке по три человека. Каждый должен был плыть по 20 минут. Но потом эту тактику пришлось сменить: на десятой минуте люди начинали уставать - и их сносило течением к месту старта. Поэтому мы стали плыть по десять минут.
- Когда было тяжелее всего: во время или после заплыва?
- Тяжелее всего было не в воде, а после этих десяти минут плаванья, когда ты сидишь мокрый в лодке под хорошим «ветерком» и ждешь, когда отплавают остальные двое участников твоей связки.
- Вас всего было 65?
- Нет, стартовало 66 пловцов. Но одному (не будут называть его фамилии) в воде стало плохо, это было как раз в моей связке. Мы его вытащили, но врачи сняли его с дистанции. Если б он погиб – заплыв был бы остановлен.
- Перед каждым погружением вам замеряли давление?
- Да, конечно! Мы проходили ежедневные медкомиссии, а по возвращении на борт корабля нас встречали 5-6 медиков. Я у них научился новой технике восстановления организма после переохлаждения, которую обязательно буду применять на тренировках «моржей» Придунавья. Вообще, огромное спасибо организаторам межконтинентального эстафетного заплыва - бюджет всего этого проекта составлял 48 миллионов рублей. Это о чем-то говорит!
- Кто были вашими попутчики по «тройке»?
- Состав «троек» определялся руководителями проекта и постоянно менялся. Со мной были и граждане России, и граждане других стран мира. За время плаванья мы стали одной семьей.
- А как вас встретила Америка?
- Очень гостеприимно! Начну с того, что из-за непогоды межконтинентальный заплыв затянулся. Не у всех россиян были визы в США. Вопрос решался на уровне правительств двух стран. И когда мы вышли на берег Аляски в городе Ном, американские власти пустили в город всех на двое суток - вне зависимости от наличия визы.
- Город большой?
- Три с половиной тысячи населения. Типичный городок золотоискателей, как показывают в кино.
- Вы установили памятный знак на Аляске?
- Да, конечно.
- Ширина Берингова пролива 86 км. Но вы двигались не по прямой, и наверняка проплыли больше?
- С учетом превратностей пути, погодных условий, приливов-отливов и встречных течений мы проплыли в общей сложности 134 км.
- А как вас встретила Россия?
- В Россию нас вернулось 36 человек – 35 россиян и я, украинец. Остальные разъехались по своим странам. Получается, я был единственным представителем стран СНГ в этом межконтинентальном заплыве. В Хабаровске нас встречал духовой оркестр Восточного военного округа и его командование во главе с адмиралом Константином Сиденко. Кстати, Константин Семенович и возглавлял оргкомитет по подготовке заплыва. Говорились хорошие слова в адрес пловцов России и Украины, нам вручали памятные дипломы. В общем, все было достойно и красиво.
- Насколько известно, этот межконтинентальный эстафетный заплыв был посвящен 70-летию спецлинии «Алсиб», по которой в годы войны из США поставлялись боевые самолеты для советских ВВС?
- Да, конечно. В Якутии я познакомился с сыном летчика, летавшего на линии «Аляска-Сибирь». Как рассказал мне новый знакомый - профессор, которому - за 60, - вся эта операция была настолько засекречена, что военный летчик рассказал сыну о своем в участии в «Алсибе» лишь перед самой смертью - в 1980 году. Это отдельная история…
- Вы готовы вновь переплыть Берингов пролив?
- Конечно! Я надеюсь это сделать в следующем межконтинентальном заплыве.
Сергей Денисов
http://www.izmacity.com/novosti/sport/6 ... papushenko