Пушкинский народный театр (аудитория)
Добавлено: 05 авг 2010, 15:22
Статья из "НДК":
"Это здание не сохранилось. На его месте сегодня – один из корпусов государственного университета (угол улиц Пушкина и Матеевича). Возможно, не судьба была Пушкинской аудитории прожить долгую жизнь как некоторым своим собратьям: в 1925 году (прим. corax - февраль 1924 г) здание полностью сгорело, хотя и было построено из камня. Восстанавливать его не стали. Но за 25 лет существования Пушкинская аудитория сыграла важную роль в жизни Кишинева.
Построенная в 1900 году по проекту архитектора Михаила Чекеруль-Куша (того самого, который проектировал Органный зал и многие другие красивые здания в Кишиневе), Пушкинская аудитория по сути стала первым театральным зданием Бессарабской столицы. До этого лишь в Благородном собрании (сегодня – кинотеатр «Патрия») могли устраиваться театральные гастроли и выступления местной труппы. До Благородного собрания первые театральные постановки организовывались в частных домах (в доме Теодора Крупенского, о чем мы уже писали в газете «Наш дом – Кишинев»). Но вот отдельного здания театра в городе не было. И Пушкинская аудитория этот пробел восполнила.
Пушкинскую аудиторию кишиневцы полюбили сразу. Добраться до этого огромного здания можно было на конке (вагоны, в которые запрягали лошадей), а с 1913 года, когда конка была переведена на электрическую тягу - на трамвае. Что было очень удобно. Ведь Пушкинская аудитория, в отличие от Благородного собрания, располагалась на самом краю города.
Почти с самого открытия Пушкинской аудитории в течение двух лет здесь выступала таганрогская труппа В. Фокарти. Репертуар был богатым: ставились произведения Шекспира, Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова, Ибсена и многих других. После отбытия таганрогских артистов сцену в театре на ближайшие 3 года заняла трупа Х. Петросяна, которая славилась прекрасными постановками пьес Горького «Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца» и др.
Не обошли театральный зал Пушкинской аудитории и народные волнения неспокойных революционных времен. 11 января 1905 года во время спектакля «Дачники» зрители начали выкрикивать лозунги «Долой самодержавие!», «Да здравствует революция» и тому подобное, сорвав выступление актеров. По Кишиневу стала распространяться слава о Пушкинской аудитории как об «островке свободы». Позже в здании разместится, кроме театра, и Союз Русского народа.
Кроме театральных трупп, которые «задерживались» в Кишиневе на несколько лет, выступали на сцене Пушкинской аудитории и именитые гастролеры. С 1902 по 1910 частым гостем здесь бывает театр В.Ф. Комиссаржевской, в 1908, 1910 и 1911 на сцене этого учреждения выступает знаменитая М. Савина, в 1908, 1910, 1913 – В. Давыдов, в 1911 и 1915 – К. Варламов, в 1915 – П. Орленев и другие. Это все имена тех, кто ковал историю мирового театра.
Газетчики постоянно сообщали о гастролях, и, кроме того, особое внимание уделяли тому, как принимали актеров в Кишиневе.
Восстанавливать Пушкинскую аудиторию после пожара, наверное, не было смысла. И поэтому на ее месте сначала располагались неказистые частные дома (моё прим. - в межвоенный период на месте театра построили радиостанцию), а потом выросла серая «коробка» университетского корпуса – мрачная, как многие постройки советского времени. Будь я архитектором, возвела корпус университета с фасадом, повторяющим экстерьер Пушкинской аудитории. И водила бы туристов посмотреть на это здание…
Ольга Белова, «НДК»"
"Это здание не сохранилось. На его месте сегодня – один из корпусов государственного университета (угол улиц Пушкина и Матеевича). Возможно, не судьба была Пушкинской аудитории прожить долгую жизнь как некоторым своим собратьям: в 1925 году (прим. corax - февраль 1924 г) здание полностью сгорело, хотя и было построено из камня. Восстанавливать его не стали. Но за 25 лет существования Пушкинская аудитория сыграла важную роль в жизни Кишинева.
Построенная в 1900 году по проекту архитектора Михаила Чекеруль-Куша (того самого, который проектировал Органный зал и многие другие красивые здания в Кишиневе), Пушкинская аудитория по сути стала первым театральным зданием Бессарабской столицы. До этого лишь в Благородном собрании (сегодня – кинотеатр «Патрия») могли устраиваться театральные гастроли и выступления местной труппы. До Благородного собрания первые театральные постановки организовывались в частных домах (в доме Теодора Крупенского, о чем мы уже писали в газете «Наш дом – Кишинев»). Но вот отдельного здания театра в городе не было. И Пушкинская аудитория этот пробел восполнила.
Пушкинскую аудиторию кишиневцы полюбили сразу. Добраться до этого огромного здания можно было на конке (вагоны, в которые запрягали лошадей), а с 1913 года, когда конка была переведена на электрическую тягу - на трамвае. Что было очень удобно. Ведь Пушкинская аудитория, в отличие от Благородного собрания, располагалась на самом краю города.
Почти с самого открытия Пушкинской аудитории в течение двух лет здесь выступала таганрогская труппа В. Фокарти. Репертуар был богатым: ставились произведения Шекспира, Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова, Ибсена и многих других. После отбытия таганрогских артистов сцену в театре на ближайшие 3 года заняла трупа Х. Петросяна, которая славилась прекрасными постановками пьес Горького «Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца» и др.
Не обошли театральный зал Пушкинской аудитории и народные волнения неспокойных революционных времен. 11 января 1905 года во время спектакля «Дачники» зрители начали выкрикивать лозунги «Долой самодержавие!», «Да здравствует революция» и тому подобное, сорвав выступление актеров. По Кишиневу стала распространяться слава о Пушкинской аудитории как об «островке свободы». Позже в здании разместится, кроме театра, и Союз Русского народа.
Кроме театральных трупп, которые «задерживались» в Кишиневе на несколько лет, выступали на сцене Пушкинской аудитории и именитые гастролеры. С 1902 по 1910 частым гостем здесь бывает театр В.Ф. Комиссаржевской, в 1908, 1910 и 1911 на сцене этого учреждения выступает знаменитая М. Савина, в 1908, 1910, 1913 – В. Давыдов, в 1911 и 1915 – К. Варламов, в 1915 – П. Орленев и другие. Это все имена тех, кто ковал историю мирового театра.
Газетчики постоянно сообщали о гастролях, и, кроме того, особое внимание уделяли тому, как принимали актеров в Кишиневе.
Восстанавливать Пушкинскую аудиторию после пожара, наверное, не было смысла. И поэтому на ее месте сначала располагались неказистые частные дома (моё прим. - в межвоенный период на месте театра построили радиостанцию), а потом выросла серая «коробка» университетского корпуса – мрачная, как многие постройки советского времени. Будь я архитектором, возвела корпус университета с фасадом, повторяющим экстерьер Пушкинской аудитории. И водила бы туристов посмотреть на это здание…
Ольга Белова, «НДК»"