Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
Модератор: rimty
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
Снимаю шляпу! Это, конечно, намного более правдоподобно, нежели "протоболгарское руническое письмо" 10-го векаcorax писал(а):всё оказалось гораздо проще (выяснил на одном из лингвистических форумов), но не менее интересным.
Оказывается, эти символы обозначают дату.
Консультируемся с Википедией, статья "Кириллические числительные".
Получаем дату 1780 или 1783 (если учитывать, что последний символ Г - всё же символ, а не царапина).
Цифра 1 (а) после знака (даже над) 1000 (дважды перечёркнутая линия) еле различима, но всё же различима.
Символы перед датой - какая-то лигатура (предположили что что-то вроде "Лето господне" либо аналог).
Т.к. дата на надгробии всего одна, то уместно предположить, что это - дата смерти.
Таким образом - у нас есть надгробие, которое смело можно считать самым старым из сохранившихся в Кишинёве (из датированных).
Осталось разобраться с надгробием у Мазаракиевской церкви.
А что за надгробие у Мазаракиевской церкви?
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
в дискуссии, посвящённой этой церкви - есть фотография надгробия (на первой странице).ternastas писал(а): А что за надгробие у Мазаракиевской церкви?
старое на вид с очень затёртой надписью. Единственное, что мне удалось разобрать - "ктитор" или "ктиторы"
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
Интересно, в энциклопедии "Chişinău" 1997 года в статье об этом кладбище говорится, что самый старый надгробный памятник на этом кладбище (в 1924 году, когда кладбище существовало в своём полном размере) был датирован 1813 годом.
(информация для заметки в энциклопедии была почерпнута из "Comisiunea Monumentelor Istorice Anuarul 1", Chişinău, 1924).
Выходит, что на самом деле не так, и нами было обнаружено более старое надгробие - 1783 года.
(информация для заметки в энциклопедии была почерпнута из "Comisiunea Monumentelor Istorice Anuarul 1", Chişinău, 1924).
Выходит, что на самом деле не так, и нами было обнаружено более старое надгробие - 1783 года.
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
Вид на кладбище (и церковь) с крыши здания "ASITO".
13 августа 2009 года.
13 августа 2009 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
О церкви при бывшем кладбище можно прочесть в дискусии на нашем форуме.
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
Дорогие форумчане!
Вот, короткая заметка о церкви св. Константина и Елены из румынского источника:
BISERICA "SFINŢII ÎMPĂRAŢI CONSTANTIN ŞI ELENA" - 1777 (str. Circului 6). Este ctitoria marelui spătar şi staroste de negustori din Iaşi, Constantin Râşcanu. A fost construită în satul de pe moşia sa, numită „Râşcani», care deşi se află lângă Chişinău, făcea parte din judeţul Orhei (pe când Chişinăul - din Lăpuşna), fiind folosit tipul vechi de biserică cu trei apside, dar modificat sub influenţa stilurilor europene. Partea centrală aminteşte o rotondă, încununată cu o cupolă sferică, ascunsă sub un acoperiş în coame. Deasupra pronaosului mic, a fost înălţată camera clopotelor. Biserica avea un acoperiş de formă autohtonă, schimbat recent sub influenţa arhitecturii ruse. Lângă biserică au fost înhumaţi ctitorii bisericii, membrii familiilor Râşcanu, şi membri ai familiei Donici, Ralli, Catargi, Semigradov, Ziloti, Iamandi, Stamo, Kohanovschi, Caţica, Lazo, Alexandri, ş,a. În curtea cimitirului a fost înmormântat şi Tudor Panfile, folclorist cu renume, reînhumat în 1927 în oraşul Tecuci. În anii '70 ai secolului XX mormintele au fost strămutate în cimitirul orăşenesc de pe str. Doina, aici rămânând doar unele monumente funerare.
Понимаю лишь где-то на 50% (через французский). Вижу фамилии своих далёких предков:
(i) Donici. Бабушка моего прадедушки была бессарабская дворянка Виктория Донич, род. прибл. в 1800-1802 гг., принадлежала к роду известного бессарабского просветителя 1830-х гг. А. Донича;
(ii) Stamo. Держу в руках царский документ 1795 г. об удовлетворении просьбы греческого подданного "сульджера" (титул что-то вроде интенданта? я правиьно понимаю? или нет?) Замфираки Стамо о его переходе в российское подданство и думаю о своей прабабушке - бессарабской дворянке Валерии Николаевне Стамо (в девичестве), род. прибл. в 1867 г.;
(iii) Lazo. Ну а о Лазо я уже много писал на других ваших форумах, включая выделенную в отдельную дискуссию "Лазо", в том числе, о прадедушке моего прадедушки - боярине Великого Княжества Молдова, в 1772 г. воеводе (ворнике) Южной Буковины, Иордакии Лазо, воевавшем против турок-османов в русско-турецкую войну 1768-1774 гг. и правившем в Сучаве, о его сыне - "спатаре" Янакии Лазо, воевавшем против турок-османов в русско-турецкую войну 1806-1812 гг. и переселившемся после этой войны в Бессарабию и женившемся там на Виктории Донич, об их сыне - Иордакии (Георгии) Лазо (род. в 1822г.), поручике российской армии, в 1849 г. участвовавшем в военном походе из Кишинёва в Венгрию, через р. Тиссу, Дебрецен и вплоть до Кашау (Кошице) для подавления восстания венгров против австрийского монарха (держу перед собой его послужной список, подписанный самим Паскевичем) и о его сыне (моём прадедушке) - Владимире Георгиевиче Лазо (род. в 1855 г.), потомственном дворянине сел. Редиул Маре (север Бессарабии, близ Единцы), поручике Лейб-Гвардии Литовского полка, герое Шипки, отбившем 28 ноября 1877 г. у турок болгарскую деревню Захарна Глава и захватившем редут Хоссейна Авни-паши, за что получил награду из рук Александра II, находившегося в то время на театре военных действий.
Дорогие форумчане!
Семейных и архивных материалов скопилось очень много, но не хватает "местного колорита", в Молдове не бывал (только в Румынии - "по местам Лазо 16-го века": Марамуреш, Пятру Нямц и т.д.), а сам я уже почти 30 лет живу в Западной Европе. Поэтому, был бы признателен за ваши любые, даже самые немыслимые комментарии, ну и, конечно, вообще за любую информацию! Заранее благодарю!
Вот, короткая заметка о церкви св. Константина и Елены из румынского источника:
BISERICA "SFINŢII ÎMPĂRAŢI CONSTANTIN ŞI ELENA" - 1777 (str. Circului 6). Este ctitoria marelui spătar şi staroste de negustori din Iaşi, Constantin Râşcanu. A fost construită în satul de pe moşia sa, numită „Râşcani», care deşi se află lângă Chişinău, făcea parte din judeţul Orhei (pe când Chişinăul - din Lăpuşna), fiind folosit tipul vechi de biserică cu trei apside, dar modificat sub influenţa stilurilor europene. Partea centrală aminteşte o rotondă, încununată cu o cupolă sferică, ascunsă sub un acoperiş în coame. Deasupra pronaosului mic, a fost înălţată camera clopotelor. Biserica avea un acoperiş de formă autohtonă, schimbat recent sub influenţa arhitecturii ruse. Lângă biserică au fost înhumaţi ctitorii bisericii, membrii familiilor Râşcanu, şi membri ai familiei Donici, Ralli, Catargi, Semigradov, Ziloti, Iamandi, Stamo, Kohanovschi, Caţica, Lazo, Alexandri, ş,a. În curtea cimitirului a fost înmormântat şi Tudor Panfile, folclorist cu renume, reînhumat în 1927 în oraşul Tecuci. În anii '70 ai secolului XX mormintele au fost strămutate în cimitirul orăşenesc de pe str. Doina, aici rămânând doar unele monumente funerare.
Понимаю лишь где-то на 50% (через французский). Вижу фамилии своих далёких предков:
(i) Donici. Бабушка моего прадедушки была бессарабская дворянка Виктория Донич, род. прибл. в 1800-1802 гг., принадлежала к роду известного бессарабского просветителя 1830-х гг. А. Донича;
(ii) Stamo. Держу в руках царский документ 1795 г. об удовлетворении просьбы греческого подданного "сульджера" (титул что-то вроде интенданта? я правиьно понимаю? или нет?) Замфираки Стамо о его переходе в российское подданство и думаю о своей прабабушке - бессарабской дворянке Валерии Николаевне Стамо (в девичестве), род. прибл. в 1867 г.;
(iii) Lazo. Ну а о Лазо я уже много писал на других ваших форумах, включая выделенную в отдельную дискуссию "Лазо", в том числе, о прадедушке моего прадедушки - боярине Великого Княжества Молдова, в 1772 г. воеводе (ворнике) Южной Буковины, Иордакии Лазо, воевавшем против турок-османов в русско-турецкую войну 1768-1774 гг. и правившем в Сучаве, о его сыне - "спатаре" Янакии Лазо, воевавшем против турок-османов в русско-турецкую войну 1806-1812 гг. и переселившемся после этой войны в Бессарабию и женившемся там на Виктории Донич, об их сыне - Иордакии (Георгии) Лазо (род. в 1822г.), поручике российской армии, в 1849 г. участвовавшем в военном походе из Кишинёва в Венгрию, через р. Тиссу, Дебрецен и вплоть до Кашау (Кошице) для подавления восстания венгров против австрийского монарха (держу перед собой его послужной список, подписанный самим Паскевичем) и о его сыне (моём прадедушке) - Владимире Георгиевиче Лазо (род. в 1855 г.), потомственном дворянине сел. Редиул Маре (север Бессарабии, близ Единцы), поручике Лейб-Гвардии Литовского полка, герое Шипки, отбившем 28 ноября 1877 г. у турок болгарскую деревню Захарна Глава и захватившем редут Хоссейна Авни-паши, за что получил награду из рук Александра II, находившегося в то время на театре военных действий.
Дорогие форумчане!
Семейных и архивных материалов скопилось очень много, но не хватает "местного колорита", в Молдове не бывал (только в Румынии - "по местам Лазо 16-го века": Марамуреш, Пятру Нямц и т.д.), а сам я уже почти 30 лет живу в Западной Европе. Поэтому, был бы признателен за ваши любые, даже самые немыслимые комментарии, ну и, конечно, вообще за любую информацию! Заранее благодарю!
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
Припоминается мне такая вот картина. Где-то в начале 70гг мы с моим отцом частенько ездили на рыбалку на гидигич. Ездили мы на дизеле, но садились на него не на вокзале, а на вистерниченах. Как добирались до вистерничен - доезжали с рышкановки на троллейбусе до остановки где сейчас цирк (тогда его ещё не было), а от туда шли пешком до станции через это кладбище! Я конечно мало помню про само кладбище, но запомнился такой вот момент. Когда прокладывали дорогу под мостом возле кладбища, очень много могил тракторами было испорчено. Как раз в такой момент мы с отцом проходили и выдели кости, черепа смешанные с землёй. Некоторые валялись прямо на поверхности. Мы даже в одном месте перепрыгивали через них. А с нами рядом шёл какой-то мужик, увидев череп, хорошо сохранившийся поднял его и сказал, что сделает из него пепельницу. Отец мой сказал, что это нехорошо и даже стал с ним ругаться. Тот кинул череп на землю и стал его пинать ногами, как мяч. Помню ещё меня поразило, что на многих черепах были волосы и зубы. Ну маленький я был, впечатлительный.
- Дана
- Местный
- Сообщения: 132
- Зарегистрирован: 13 фев 2011, 07:20
- Откуда: Сочи, Россия. Родилась в Кишинёве
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
Да, на этом кладбище был мой дед похоронен. В самом конце кладбища, если иметь ввиду вход у церкви. Там, видать, были последние захоронения, ибо до тогдашнего забора было ещё достаточно много, заросшего травой, места без могил. Мы, дети, приходя с большой толпой родственников, валялись там на травке, играли.
Помню, было нам очень весело. У могил собирались компаниями люди, сначала прибирали могилки, потом начинали поминать. Потом ходили друг к другу, угощались и угощали. Было как-то празднично, интересно.
Помню, было нам очень весело. У могил собирались компаниями люди, сначала прибирали могилки, потом начинали поминать. Потом ходили друг к другу, угощались и угощали. Было как-то празднично, интересно.
- Mohr
- Новичок
- Сообщения: 10
- Зарегистрирован: 27 июн 2011, 15:27
- Откуда: Кишинев, предки из Оргеевского района, из Кишинева, из Ананьева и Казахстана
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
corax писал(а):В этой дискуссии не отмечено, но в других дискуссиях выяснилось, что захоронения были перенесены в 1980-хх на Городское Кладбище (именуемое также Дойна).
Лично видел на том кладбище надгробие с датой смерти 1949 года (до открытия Городского кладбища).
Интересна процедура перезахоронений, учитывая, что тут было много стариных захоронений.. Родственники, которые бы занимались этим - вряд ли нашлись.
Моя мама жила на месте, где сейчас стоит цирк. На кладбище захоронены мои прадедушка и прабабушка.
Просто хотела отметить про перезахоронения. Когда открыли кладбище Дойна, моему дедушке предложили перезахоронить останки его родителей на Дойне. Предлагали всем, чьих родственников смогли найти. Предлагали за деньги. Как рассказывала мама, многие соглашались. Дедушка отказался, считая, что переносить уже захороненые останки нельзя.
К сожалению, могилы прабабушки и прадедушки на этом кладбище не смогла найти... И в расстройстве чувств даже в церковь не зашла, чтобы спросить, где я могу найти о них информацию....
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
Навряд ли в церкви что то скажут-в 60-х годах церковь была в страшном запущении.Такое ощущение,что все второпях сбежали.Пацанами лазали по церкви-где то валялись Евангелие,обрывки календарей и так далее...Mohr писал(а):corax писал(а):В этой дискуссии не отмечено, но в других дискуссиях выяснилось, что захоронения были перенесены в 1980-хх на Городское Кладбище (именуемое также Дойна).
Лично видел на том кладбище надгробие с датой смерти 1949 года (до открытия Городского кладбища).
Интересна процедура перезахоронений, учитывая, что тут было много стариных захоронений.. Родственники, которые бы занимались этим - вряд ли нашлись.
Моя мама жила на месте, где сейчас стоит цирк. На кладбище захоронены мои прадедушка и прабабушка.
Просто хотела отметить про перезахоронения. Когда открыли кладбище Дойна, моему дедушке предложили перезахоронить останки его родителей на Дойне. Предлагали всем, чьих родственников смогли найти. Предлагали за деньги. Как рассказывала мама, многие соглашались. Дедушка отказался, считая, что переносить уже захороненые останки нельзя.
К сожалению, могилы прабабушки и прадедушки на этом кладбище не смогла найти... И в расстройстве чувств даже в церковь не зашла, чтобы спросить, где я могу найти о них информацию....
- Смолин Евгений
- Гражданин
- Сообщения: 4193
- Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
По ц. Константина и Елены уже писал, что в начале 70-х Она практически полностью выгорела, в 1973г. принимал участие в расчистке сгорело практически все, стекло плавилось.
- Mohr
- Новичок
- Сообщения: 10
- Зарегистрирован: 27 июн 2011, 15:27
- Откуда: Кишинев, предки из Оргеевского района, из Кишинева, из Ананьева и Казахстана
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
В Ваших словах я не сомневаюсь, только очень странная картина получается...
Мою тетю крестили в этой церкви где-то в середине - в конце 60-х. Ей тогда было 12-13 лет. Когда она недавно зашла в церковь, священник ее узнал. Он помнил ее крестины. И даже показал запись о ней в книге. Тетя была, мягко сказать, в шоке.....
Мою тетю крестили в этой церкви где-то в середине - в конце 60-х. Ей тогда было 12-13 лет. Когда она недавно зашла в церковь, священник ее узнал. Он помнил ее крестины. И даже показал запись о ней в книге. Тетя была, мягко сказать, в шоке.....
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
Уголок еще нетронутого Рышкановского кладбища.
Из книги "Пушкинские места в Молдавии", 1973 г.
Из книги "Пушкинские места в Молдавии", 1973 г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
Самое интересное,что мы с папой тоже ездили в Ромашку в первой половине 70-х на Дизеле и тоже из Вистерничен,и также как вы спускались пешком от остановки на Крутой к цементному заводу и далее вдоль путей.Кости не помню.sladkii67 писал(а):Припоминается мне такая вот картина. Где-то в начале 70гг мы с моим отцом частенько ездили на рыбалку на гидигич. Ездили мы на дизеле, но садились на него не на вокзале, а на вистерниченах. Как добирались до вистерничен - доезжали с рышкановки на троллейбусе до остановки где сейчас цирк (тогда его ещё не было), а от туда шли пешком до станции через это кладбище! Я конечно мало помню про само кладбище, но запомнился такой вот момент. Когда прокладывали дорогу под мостом возле кладбища, очень много могил тракторами было испорчено. Как раз в такой момент мы с отцом проходили и выдели кости, черепа смешанные с землёй. Некоторые валялись прямо на поверхности. Мы даже в одном месте перепрыгивали через них. А с нами рядом шёл какой-то мужик, увидев череп, хорошо сохранившийся поднял его и сказал, что сделает из него пепельницу. Отец мой сказал, что это нехорошо и даже стал с ним ругаться. Тот кинул череп на землю и стал его пинать ногами, как мяч. Помню ещё меня поразило, что на многих черепах были волосы и зубы. Ну маленький я был, впечатлительный.
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
Фотографии двух надгробий с этого кладбища,197о-е гг.
Надгробия, скорее всего, не сохранились.
Надгробия, скорее всего, не сохранились.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
Надгробие со второго фото(такого вида) часто встречались на Центральном кладбище.Еще и сейчас можно такие найти
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
Второе и сейчас стоит там же.
- Benia
- Новичок
- Сообщения: 62
- Зарегистрирован: 24 июл 2009, 22:52
- Откуда: Кишинев
- Контактная информация:
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
В конце 70-х — начале 80-х пацаном катался туда на велике.
Церковь была полуразрушена, но в звоннице висел колокол, а может и два, не помню, к ним можно было залезть, посмотреть.
Привлекло внимание качество литья — по юбке колокола располагались выпуклые медальоны размером чуть больше металлического рубля и с удивительной детализацией рисунка на них.
На кладбище зияло множество ям с костями и черепами в них.
Церковь была полуразрушена, но в звоннице висел колокол, а может и два, не помню, к ним можно было залезть, посмотреть.
Привлекло внимание качество литья — по юбке колокола располагались выпуклые медальоны размером чуть больше металлического рубля и с удивительной детализацией рисунка на них.
На кладбище зияло множество ям с костями и черепами в них.
Re: Кладбище у церкви св. Константина и Елены.
Склеп семьи Доничей
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.