Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)

Модераторы: rimty, er-xvl

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13120
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Кишинёвский трамвай

Сообщение corax » 31 май 2020, 00:34

“Бессарабская жизнь”, № 32

Кишинев, пятница, 4-го (17-го) февраля 1905 года.


Достойные представители не менее достойного кишинёвского трамвая нашли превосходное жизненное применение своих универсальных способностей. Эти уважаемые мужи начали конкурировать… с извозчиками и, как свидетельствует история, - вполне успешно.

Трамвайные рыцари расчищают снег не только на рельсах, но и по всей мостовой, отчего езда на санях делается невозможной и мучительной…

Удивляюсь, почему трамвайные дельцы не предпринимают, в видах конкуренции, похода против молдаван, которые приезжают на собственных «каруцах», ломовых извозчиков, наконец — против ассенизационного обоза. Они ярые ненавистники всякой лошадиной тяги и враги тех счастливцев, которые могут как-нибудь обойтись без услуг конки… Для большего привлечения публики на вагоны трамвая рекомендуются ещё следующие оригинальные способы, привилегия на которые выдана уже одному лицу на островах Новой Гвинеи.

1) Забрасывать на шею проходящих вольнодумцев индийские арканы, именуемые также «лассо».

2) Каждому пассажиру подносить полис на страхование от несчастий на конке.

3) В виду особой премии лицу, взявшему пересадочный билет на два конца, выдаётся банка универсальной мозольной жидкости и контрамарка на бесплатное посещение «наших вечеров»…

Может быть, тогда найдётся больше охотников воспользоваться любезными услугами трамвая и пятаки посыплются в кассу, как из рога изобилия.

Кроме того, конкуренция с извозчиками — явится уже предметом излишней роскоши…
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Nosrevan
Местный
Местный
Сообщения: 570
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 15:47

Re: Кишинёвский трамвай

Сообщение Nosrevan » 03 июн 2020, 13:38

corax писал(а):
25 янв 2015, 14:22
Уже известный нам трамвай на углу Армянской и Александровской.
Но тут в гораздо лучшем качестве.
1930-е гг.
Надписи на двух языках.
Вагон №12, маршрут Вокзал - Александровская - Новый Базар - Больница.
Уважаемые форумчане, есть ли у кого чертеж( схема) общего вида этого трамвая ?

oldscaner
Новичок
Новичок
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 16 июн 2021, 18:09

Re: Кишинёвский трамвай

Сообщение oldscaner » 07 июл 2021, 10:30

Фельетон из газеты «Гласул Басарабией» от 23. 02. 1914 г.

О трамвайных подвигах

Плохо без трамвая, плохо и с трамваем, который опасен не только для людей, отдающих себе отчет, каких дел может натворить эта страшная машина… движимая по улице силою электричества, но трамвай опасен также и для бессловесных тварей, которые, то ли глупы, то ли глухи, беззаботно разгуливают по улицам Кишинева, как и люди.
Так, например, на прошлой неделе была задавлена трамваем несчастная свинья, бедняжка, она не могла вообразить, что трамвай и к ней будет так же немилостив, как и к людям.
Да, трамвай не щадит никого, будь то человек, свинья или еще что! Он несется как призрак и давит, ломает все перед собой.
Кондукторы выполняют свой долг так, как им было поручено начальством: «подавай соответствующий сигнал, звони непрерывно в колокольчик, и если кто-то тебя не слышит, — буде у него уши заложены, или он рассеян и задумался о других пустяках, вместо того чтобы думать о кишиневском электрическом трамвае, — езжай вперед, не теряй времени: время деньги, которые нужны нам, чтобы помянуть задавленных трамваем, — поскольку чего искали, то и нашли! Трамвай им был нужен?! Пожалуйста вам трамвай»…
Хорошо бы, чтобы подешевели места вечного упокоения на кладбище, или предоставляли бы их бесплатно жертвам трамвая.
Хоть этим могли бы утешится наследники покойных.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

oldscaner
Новичок
Новичок
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 16 июн 2021, 18:09

Re: Кишинёвский трамвай

Сообщение oldscaner » 07 июл 2021, 10:33

Заметка из газеты "Бессарабская почта" от 26. 08. 1937 г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

seriojik
Местный
Местный
Сообщения: 274
Зарегистрирован: 15 окт 2008, 10:47
Откуда: Москва, Некрасовка
Контактная информация:

Re: Кишинёвский трамвай

Сообщение seriojik » 08 июл 2021, 08:40

oldscaner писал(а):
07 июл 2021, 10:30
Фельетон из газеты «Гласул Басарабией» от 23. 02. 1914 г.

О трамвайных подвигах
СмЪшно )))

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4188
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: Кишинёвский трамвай

Сообщение Смолин Евгений » 08 июл 2021, 11:20

В конце Социалистического периода нашего города Министерством культуры было предписано о переносе остановки общественного транспорта из квартала у зданий Клигмана и Херца. Это было сделано в связи с разрушительной передачей вибрационных нагрузок на фундаменты памятников. Предписание было выполнено, но со сменой общественного строя все стало на круги своя. Кто умный?

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 6578
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: Кишинёвский трамвай

Сообщение Igori » 08 июл 2021, 14:02

Было дело.
Отменяли остановку.
Однако,после стройки бывш.кэлиновского виеровского недостроя,какие-то там троллейбусики не угадываются.
И выбрируют поменьше,чем реостатные ЗиУ

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4188
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: Кишинёвский трамвай

Сообщение Смолин Евгений » 08 июл 2021, 15:25

Как мне отвечали сведущие люди в очках из бывшего академического института, что нагрузки создаются в основном в результате торможения и старта и серьёзного веса общественного транспорта. Удачи!

Аватара пользователя
jamaica503
Новичок
Новичок
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 25 мар 2009, 15:29
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Кишинёвский трамвай

Сообщение jamaica503 » 01 сен 2021, 06:52

corax писал(а):
07 сен 2008, 15:40
Трамвай с дополнительным вагоном.
место также не могу определить.
Ж/Д вокзал

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Кишинёвский трамвай

Сообщение steinchik » 01 сен 2021, 15:08

jamaica503 писал(а):
01 сен 2021, 06:52
corax писал(а):
07 сен 2008, 15:40
Трамвай с дополнительным вагоном.
место также не могу определить.
Ж/Д вокзал
Мне почему-то казалось, что это ДЕПО.

oldscaner
Новичок
Новичок
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 16 июн 2021, 18:09

Re: Кишинёвский трамвай

Сообщение oldscaner » 24 апр 2023, 12:11

Информация о том, когда и при каких обстоятельствах был расторгнут концессионный контракт с Бельгийским Трамвайным Обществом.


В 1941 году, накануне отступления из Кишинева, бойцы Красной Армии взрывали важнейшие объекты городской инфраструктуры: «Так не доставайся же ты никому!»
Вслед за тем, чиновники новой румынской администрации произвели оценку технического состояния трамвайного хозяйства.
Далее следуют цитаты из «Monitorul Municipal Chișinău»:
Результат осмотра установок Электростанции и трамваев
Электрические трамваи
А) Здания.
1. Мастерские по ремонту трамваев полностью разрушены. Некоторые специальные станки: токарные, строгальные, сверлильные и т. д. еще могут быть использованы. Убедиться в этом можно будет только после очистки их от обрушившихся стен.
2. Вагонное депо полностью разрушено. Стена между цехами была заминирована и после взрыва рухнула вместе с крышей вагонного депо. Металлический каркас депо полностью разрушен и тоже опрокинулся над входом.
3. Административное здание в хорошем состоянии, только окна разбиты.
4. Склад материалов и хозяйственные постройки оставались в удовлетворительном состоянии, только двери и окна были выбиты.
5. Гараж, склад сена, топливный склад и конюшня остались в хорошем состоянии.
В) Подвижной состав.
1. Из 35 вагонов всего около 12 шт. остались в более-менее хорошем для использования состоянии. Из 15 прицепов можно использовать только 7.
С) Пути и электросеть.
Во многих местах оборваны провода, которые можно легко отремонтировать; пути в целом в хорошем рабочем состоянии, таком, как были оставлены большевистской администрацией.
Возможности возобновления работы.
Возобновление этой эксплуатации зависит от двух соображений, одно из которых, по сути, технического характера, вытекающее из возможностей снабжения электростанции, которые можно увидеть только через несколько месяцев, если будет хорошо реализовано второе временное состояние, упомянутое выше; еще одно соображение юридического свойства, возникшее в связи с ситуацией концессионера этой службы, в отношении Администрации муниципия Кишинэу.
Эта служба была предоставлена Бельгийской Компании, которая на момент сдачи Бессарабии владела этим правом в течение ряда лет. Большевики национализировали эту службу.
Примэрия собирается передать этот вопрос для изучения в свое юридическое управление, которое исследует концессионные документы, чтобы сообщить, может ли муниципалитет продолжать оказывать услуги напрямую, или, если нет, тогда Бельгийская Компания будет приглашена на основании акта концессии восстановить службу до рабочего состояния и продолжить эксплуатацию, когда электростанция сможет ее обеспечить энергией.
Администрация муниципия утвердит наиболее подходящий маршрут, который необходимо будет обслуживать с ограниченными средствами эксплуатации, которые будут доступны.

Кишинэу 24 июля 1941 г.
Директор Коммунальных Служб
Генеральный Директор Инж. Т. Луческу
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось oldscaner 24 апр 2023, 12:25, всего редактировалось 1 раз.

oldscaner
Новичок
Новичок
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 16 июн 2021, 18:09

Re: Кишинёвский трамвай

Сообщение oldscaner » 24 апр 2023, 12:21

Таким образом, восстановительные работы была вынуждена взять на себя Примэрия, и к Рождеству 1942 года движение кишиневских трамваев было возобновлено.
Фрагмент речи, произнесенной примаром Кишинева по случаю восстановления трамвайного движения 7 января 1942 года.
[…] Восстановив сегодня трамвайное движение, мы решили не только экономическую проблему — перевозку людей и грузов. В первую очередь мы решили моральную проблему, преодолев ожесточенную борьбу со всеми перипетиями.
Мы решили национальную проблему, подтвердив работу и румынский творческий дух и в то же время полностью румынизировав предприятие, в котором, если и было несколько румын, они были только в последней категории.
Мы решили, однако, и важную социальную проблему, предоставив сотням тех, кто содержит свои семьи, возможность заработать на жизнь своим трудом.
Конечно, мы не будем останавливаться на достигнутом.
Замысел Главы Государства грандиозен, и мы со всей решимостью и всеми силами предпримем шаги, чтобы воплотить его в жизнь.
Весь этот муниципий приобретет в прогрессивном ритме новую, цивилизованную, эстетичную и преимущественно румынскую структуру.
В течение 23 лет предприятие было сдано в аренду иностранной компании на основании обременительного контракта, от которого она извлекала бы выгоду еще 17 лет.
Мы могли бы нести это бремя, если бы названное Общество не стремилось спекулировать на шатком положении муниципия, пытаясь навязывать ему новые и несправедливые жертвы.
С нашей стороны стал ясен вопрос: Компания должна уточнить, хочет ли она сохранить существование Контракта и, в утвердительном случае, перейти к исполнению договорных обязательств, восстановив свой вклад, который состоит из объектов и подвижного состава.
Однако Компания отказалась отвечать в духе обязательств. Отказалась, особенно из-за нежелания выполнения договорных положений, без которых само существование договора автоматически исчезает.
Она отказалась из-за неуважения к договорным обязательствам, отказалась из-за неуважения к интересам граждан, а также из-за неуважения к терпению граждан.
Только в этой морально и материально невыносимой ситуации муниципалитет решил стряхнуть с себя иго грабительского общества, которое в полной мере извлекало выгоду целых 23 года, давая Примэрии смехотворную прибыль, которая должна была меняться за сорок лет от 2,5% и выше, до 4% чистой прибыли.
Это работа, которую мы проделали со всей убежденностью и за которую мы несем полную ответственность. Мы не имели в виду ничего другого, кроме законных интересов граждан.
Сегодня мы рады сделать этот результат наших усилий доступным для вас.
Выполняю приятный долг, выражая перед вами самые яркие благодарности и похвалы всему персоналу коммунальных заводов, от первого инженера до самого скромного рабочего, трудом которых совершилась эта работа.
Я благодарю инженеров Урсу, Харэтэу, Папазяна и Лебэдэ за безупречный подход к планированию и выполнению работ.
Спасибо всем сотрудникам, большим и малым, которые подставили свое плечо и вложили душу в это достижение.
Спасибо, господин Генерал-губернатор, за огромную заботу, проявленную на протяжении всей нашей работы.
Спасибо всем за честь, которую вы оказали нам, вступив в нашу среду, чтобы поддержать нас в борьбе, которую мы ведем, чтобы стереть следы варварства и создать такое положение дел, которое соответствует той великой эпохе, в которой мы живем.

Полковник А. ДОБЖАНСКИ,
Примар Муниципия Кишинэу
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «Кишинёвские конка и трамвай»