Конечная трамвая - Ильинский Рынок.

Модераторы: rimty, er-xvl

nik
Местный
Местный
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 09 авг 2010, 18:36

Re: Трамвай: Армянское кладбище - 40 Лет ВЛКСМ

Сообщение nik » 14 дек 2010, 23:48

Ниже привожу схему, естественно, по памяти, как это выглядело бы сейчас, на современной топографической съемке.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

nik
Местный
Местный
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 09 авг 2010, 18:36

Re: Трамвай: Армянское кладбище - 40 Лет ВЛКСМ

Сообщение nik » 14 дек 2010, 23:51

На схеме показана конечная остановка у С-Западного конца Ильинского рынка, существовавшая там во второй половине 50-х годов. То, что трамвай ходил и вниз по Павловской, несомненно. Вопрос только во временной последовательности. Или оба варианта с конечными остановками функционировали вместе. Тогда это можно рассматривать как подвиды одного маршрута. Или, по мере подготовки к реализации громадных планов, по созданию будущей нереализованной трехлучевой системы (Центральный луч и прочие Лучи), трамвайный маршрут к Вистерниченам укорачивали до описываемого мною состояния.
В этом случае описываемый вариант должен был возникнуть именно по этой причине, удовлетворяя хотя бы посетителей Ильинского рынка. То есть, он мог быть реализован во второй половине 50-х годов. Не могу пока для себя определить выбор из перечисленных вариантов.
С одной стороны начало движения трамвая вниз по Павловской, явно мешало реализации проспекта в том виде, как его видели авторы - стремительная прямая линия. Трамвай надо было, хотя бы временно убирать. А значит планировать другую конечную остановку.
С другой стороны, остановка у СЗ конца Ильинского рынка, как мне представляется, очень органично вписывается в городское пространство функционально, в том числе и в систему улиц этого района. Это позволяет предполагать, что обе конечные остановки могли сосуществовать задолго до моих экскурсий. Параллельно. То есть, никак не зависеть от реализации идей послевоенного генерального плана.
Давайте посмотрим на этот вопрос, ориентируясь на карты и схему старого города, а не только на мои воспоминания.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

nik
Местный
Местный
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 09 авг 2010, 18:36

Re: Трамвай: Армянское кладбище - 40 Лет ВЛКСМ

Сообщение nik » 14 дек 2010, 23:53

На карте Кишинева и его окрестностей (1860г) темные черные квадратики это храмы. Православные и католические. Синагоги почему-то никак не обозначены. На следующем фрагменте карты, я позволил себе культовые сооружения слегка подсветить не характерным для них цветом для наглядности и нанес интересующий нас маршрут.
Следующая схема (Деталь) показывает характер развития улиц и открытых пространств. Помимо Ильинского базара, притягательным центром в этом районе была и Ильинская церковь, что тоже могло лечь в основу создания тут конечной остановки

nik
Местный
Местный
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 09 авг 2010, 18:36

Re: Трамвай: Армянское кладбище - 40 Лет ВЛКСМ

Сообщение nik » 14 дек 2010, 23:54

На другой карте (смотри ниже) эти соображения тоже вполне подтверждаются
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

nik
Местный
Местный
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 09 авг 2010, 18:36

Re: Трамвай: Армянское кладбище - 40 Лет ВЛКСМ

Сообщение nik » 14 дек 2010, 23:57

Наконец, на карте более близкой к нам по времени (1930 год) видно, что направление к конечной остановке по Андреевской может быть продолжено по Заикина. То есть, можно предположить, что были планы развития этого направления вплоть до западного конца улицы Речной. Но это только предположения
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

nik
Местный
Местный
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 09 авг 2010, 18:36

Re: Трамвай: Армянское кладбище - 40 Лет ВЛКСМ

Сообщение nik » 14 дек 2010, 23:58

На этой карте (1930г. Смотри выше) нанесены и маршруты трамваев. Как видно из карты, по меньшей мере, четыре конечные остановки были разворотными. Они слегка выделены из графического контекста прозрачным цветом.
Я не являюсь специалистом в области трамвайного транспорта. Но в памяти всплывают образы трамваев спокойно и смирно ожидающих времени наступления часа, когда поток людей на короткое время увеличивается. Другими словами разворотные круги несли не только функцию, определяемую этимологией слова разворот, но и функцию отстоя транспорта. Когда, по каким-то неведомым для нас дилетантов условиям, диспетчер определял наиболее экономный режим движения, в том числе и где кому стоять. Не всегда же рационально загонять на это время трамвай в парк.
Прекрасно помню стоящие на запасном пути или кольце трамваи. Само собой - Вокзал, у Мединститута. А в контексте моих воспоминаний, и у Ильинского базара тоже. Иногда даже трамвай другого маршрута.
Наиболее близко и наглядно для всех такое же «поведение» современных троллейбусов и автобусов. Они, как правило, стаями собираются на конечных остановках, не торопясь в парк.
С момента опубликования на форуме, воспоминания любого человека становятся документом. Этот документ несет информацию, по меньшей мере, трех видов: сущностная сторона исторических воспоминаний, персонификация автора воспоминаний, и морально-этические черты автора, которые конечно считываются субъективно.
Наличие других мнений точно также документируются и в сумме они составляют пеструю и противоречивую картину, которая тоже документ следующего по временной шкале уровня восприятия. Смешно и наивно выглядят попытки «отменить» чужое «неправильное» воспоминание. И эти «смешные» попытки тоже документ, характеризующий автора и свидетельствующий об уровне ведения диалога с оппонентами и его морально-этических качествах. Но это уже на его совести.

nik
Местный
Местный
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 09 авг 2010, 18:36

Re: Трамвай: Армянское кладбище - 40 Лет ВЛКСМ

Сообщение nik » 15 дек 2010, 00:02

Вернемся, однако, к сути вопроса и закончим затянувшийся комментарий.


На схеме маршрутов (автор steinchik) я привел дополнение, касающееся конечной остановки, которое описано выше. Если steinchik посчитает нужным, он может внести дополнения в общую, составленную им, схему.
Карта, которой воспользовался steinchik, в той части, которую я описываю, не очень точно передает геометрию средневековых улиц. На ней, в частности, не просматриваются ни площадь на СЗападе Ильинского базара, ни направления движения от центра города к периферии людей живущих в районе улицы Заикина. А, значит, вступает в противоречие со всем выше сказанным.
В этом частном случае, для схемы трамвайных маршрутов неплохо подходит карта - схема города Кишинева 1930 года. На ней есть и трамвайные маршруты, действующие на тот период времени.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

snob
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3779
Зарегистрирован: 25 июн 2008, 02:23

Re: Трамвай: Армянское кладбище - 40 Лет ВЛКСМ

Сообщение snob » 15 дек 2010, 00:18

ТАК Я ЖЕ С МОМЕНТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТОЙ ТЕМЫ ПИШУ, ЧТО КОГДА-ТО ГДЕ-ТО ТАМ, ЗА НЫНЕШНИМ ФИДЕСКО ИЛИ БЛИЖЕ К КУПРИЯНОВСКОЙ ВИДЕЛ РЕЛЬСЫ!

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Конечная трамвая - Ильинский Рынок.

Сообщение corax » 15 дек 2010, 00:21

Ну не сюрприз ли..
Когда думаешь, что о маршрутах уже известно почти всё ))
Nik, спасибо в очередной, уже не помню какой раз!
О рельсах в районе Ильинского рынка уже упоминалось где-то на форуме, кто-то якобы их видел, причём не так давно..
Но их присутствие там казалось попросту невероятным (не могли себе представить маршрута).
А сейчас - вот, живые воспоминания и объяснение..

Тему потом отделю, когда найду начало этой дискуссии.

Аватара пользователя
с Ильинской
Местный
Местный
Сообщения: 241
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 20:21
Откуда: КИШИНЁВЪ

Re: Конечная трамвая - Ильинский Рынок.

Сообщение с Ильинской » 15 дек 2010, 00:57

Насчет рельс , подтверждаю. Я их лично видел, в детстве конечно, в районе нынешнего шлагбаума при въезде в ASITO.

snob
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3779
Зарегистрирован: 25 июн 2008, 02:23

Re: Конечная трамвая - Ильинский Рынок.

Сообщение snob » 15 дек 2010, 01:00

Дело в том, что я ПОМНЮ остатки рельс, и именно в этом районе - я там бывал с рождения часто до 1977 года, и с 1987 по 1990. Кроме того, несколько человек мне говорило, что рельсы были там.

Аватара пользователя
с Ильинской
Местный
Местный
Сообщения: 241
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 20:21
Откуда: КИШИНЁВЪ

Re: Конечная трамвая - Ильинский Рынок.

Сообщение с Ильинской » 15 дек 2010, 01:02

snob писал(а): и с 1987 по 1990.

Не у длинного часом? А то по аватарке могу предположить...

snob
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3779
Зарегистрирован: 25 июн 2008, 02:23

Re: Конечная трамвая - Ильинский Рынок.

Сообщение snob » 15 дек 2010, 01:05

с Ильинской писал(а):Не у длинного часом? А то по аватарке могу предположить...
Напомните кто это) Не я в это время учился в 36-й школе.

Аватара пользователя
с Ильинской
Местный
Местный
Сообщения: 241
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 20:21
Откуда: КИШИНЁВЪ

Re: Конечная трамвая - Ильинский Рынок.

Сообщение с Ильинской » 15 дек 2010, 01:08

Ильинская 37 , логово меломанов... :D

snob
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3779
Зарегистрирован: 25 июн 2008, 02:23

Re: Конечная трамвая - Ильинский Рынок.

Сообщение snob » 15 дек 2010, 01:11

с Ильинской писал(а):Ильинская 37 , логово меломанов...
Увы( не застал видимо) На тот момент Главпочтамт был актуален...

Аватара пользователя
с Ильинской
Местный
Местный
Сообщения: 241
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 20:21
Откуда: КИШИНЁВЪ

Re: Конечная трамвая - Ильинский Рынок.

Сообщение с Ильинской » 15 дек 2010, 01:14

36 школа , 1987-1990, видимо ты застал уход Каминского и приход Карипова на пост директора школы?

snob
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3779
Зарегистрирован: 25 июн 2008, 02:23

Re: Конечная трамвая - Ильинский Рынок.

Сообщение snob » 15 дек 2010, 01:21

с Ильинской писал(а):идимо ты застал уход Каминского и приход Карипова на пост директора школы?
Именно! Я учился с момента ее открытия, она была русско-молдавской, а когда я ушел их разделили и русскую часть перевели в бывш.УПК.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Конечная трамвая - Ильинский Рынок.

Сообщение steinchik » 15 дек 2010, 04:35

nik писал(а):Карта, которой воспользовался steinchik, в той части, которую я описываю, не очень точно передает геометрию средневековых улиц.
Я делал эту схему лет 5 назад. На тот момент это была единственная старая карта, которую я нашёл. У неё отсутствовала одна полоса посередине. Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что я дорисовал в этом месте улицы сам. К сожалению, тот участок Андреевской я не прорисовал... :(
Последний раз редактировалось steinchik 15 дек 2010, 04:39, всего редактировалось 1 раз.

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: Конечная трамвая - Ильинский Рынок.

Сообщение Дмитрий Л. » 15 дек 2010, 12:10

nik - Спасибо ! Интерестно ! Тоже удивлён :yes:
На карте жёлтый угловой дом , думал что угол этого квартала рассполагался ближе к ,,Звёздной площади,, ( чуть дальше от Гоголя ) .
Ваня Таукчи снимал этот угол кажется в 74 ( кадра 3 ) , на снимках рельс не видно , наверное основную часть уже сняли .
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Nikolai
Местный
Местный
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:37

Re: Конечная трамвая - Ильинский Рынок.

Сообщение Nikolai » 15 дек 2010, 16:45

Мой 67-летний друг,живущий на Андреевской всю жизнь,категорически утверждает,что ответвлений от основного пути по ул.Павлова НЕ БЫЛО! Тем более разворотного кольца в сквере.Он живет прямо рядом с этим сквером.Уж он точно-бы помнил наличие трамвая возле своего дома.Тем более,зачем разворотный круг? Трамваи были "двумордые". И к Ильинскому базару ответвлений не было. Он утверждает,что конечная ( в самом конце была ручная стрелка,разделяющая путь надвое.Двойной участок,длиной метров 50,заканчивался двумя тупичками) располагалась перед самым мостом через Бычок. Нынешней Набережной,как таковой ,не было.Была мощеная дорога вдоль Бычка,которая подходила к конечной трамвая.Трамвай поднимался вверх по Павлова (без всяких ответвлений),на перекрестке с ул.Фрунзе пересекал линию трамвая,идущего от вокзала на Госпитальную,затем поворачивал налево на Ш.Ч.Маре ( нынешняя А.Ч.Бун ),по ней шел до Армянской,поворачивал направо и поднимался до кладбища.Там был заворот метров на 30 налево на Садовую и тупик.
А вот трамвайные рельсы,закатанные в асфальт (длиной метров 10-12 ) существовали на повороте перед кабачком "У прокурора",на месте нынешнего Фидеско.Их уже я помню.Они прожили до середины 70ых. Затем был ремонт то-ли дороги,то-ли теплотрассы,и их заасфальтировали.Но это было до того как троллейбус пустили вверх по Гоголя.

Ответить

Вернуться в «Кишинёвские конка и трамвай»