Арки (визит императрицы Марии Александровны - 1867 г.)
Добавлено: 09 мар 2009, 13:16
Из того же "Кишинёвского Обозревателя" - статья про кишинёвские арки (из которых ни одной не сохранилось).
"Визит императрицы
За полгода Кишинев построил пять триумфальных арок
Арка Победы, украшающая сегодня площадь Великого национального собрания - единственный сохранившийся в столице Молдовы памятник истории и архитектуры такого рода. Триумфальные арки или ворота обычно ставили в каждом городе честь победителей и в память о важных событиях. В Кишиневе, кроме Триумфальной арки (теперь - Победы), сооруженной по проекту Луки Заушкевича в 1840 году в честь победы в Русско-турецких войнах, такие памятники строились часто. Самым "урожайным" стал 1867 год, когда городские власти за полгода размахнулись на пять триумфальных ворот.
Причиной "арочной эпидемии" стал визит 43-летней императрицы Марии Александровны. 13 июня 1867 года она с сыновьями Сергеем и Павлом направлялась на лечение в Крым, и проездом оказывалась в Кишиневе. Новость взволновала все кишиневское общество. Для отдыха августейших путешественников подобрали просторный дом, принадлежавший начальнику области и стали готовиться ко встрече. На пути царского кортежа отцы города решили установить три воздушные арки.
Первую (на улице Павловской), у Оргеевской заставы, рядом с каменным мостом через реку Бык, воздвигли на дворянский и купеческий капитал. Убрали конструкцию вензелями императрицы и флагами. Другую арку в мавританском стиле, на средства еврейской общины построили по проекту архитектора Леопольда Шейденвандта. Она состояла из четырех колонн, увенчанных башенками с позолоченными куполами. Надпись на арке гласила: "Тобой веселимся и торжествуем". С другой стороны было начертано: "Охрани тебя Бог на всех путях!". Арку поставили на пересечении улиц Павловской и Золотой, между домами Никопольского и Каушанского.
Третью красавицу на средства кишиневских дворян, купцов и ремесленников - разместили напротив Кафедрального собора, между домами Крупенского и Катаржи. Проект двух арок принадлежал даровитому художнику-строителю, популярному кишиневскому зодчему Александру Бернардацци. Все три памятника радовали глаз, но арка у собора вызывала у прохожих искреннее восхищение. Каждый стремился разглядеть на ажурной конструкции, построенной в византийско-русском стиле, надпись, адресованную августейшей гостье: "с восторгом зрим тебя впервые", и с обратной стороны - "молитвы наши, Царица, сопутствуют тебе". Самые зоркие умудрялись прочитать еще два слова - "гряди с миром".
13 июня с полудня улицы и площади (особенно Соборная) стали заполняться народом. Поглазеть на царских особ приехали даже жители из близлежащих сел. Все окна, балконы, крыши домов, находящиеся по маршруту прибытия царской семьи, уже были заняты. Между арками выстроили воспитанниц женских пансионов и гимназии. Одни девушки стояли в форменных платьях с букетиками цветов, другие - в белых нарядах с венками на завитых головках. К их ужасу, в три часа вдруг хлынул дождь, который прекращался и возобновлялся пять раз! Но ни промокшие барышни, и никто другой не оставили своего поста. В четыре часа императорский кортеж въехал в Кишинев. Многотысячное "ура" прокатилось по городу. На ступенях Кафедрального собора императрицу с сыновьями встретил архиепископ Антоний. После короткого молебна, он напутствовал путешественников образом чудотворной иконы Гербовецкой Божьей Матери. Из собора Романовы направились в дом, откуда они после небольшого отдыха направилась в Одессу...
Через пять месяцев, 25 октября царская семья тем же маршрутом возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург. За это время городские власти кроме четырех прежних арок, поставили еще две, их тоже спроектировал Александр Бернардацци (фото не сохранилось). В этот раз Мария Александровна прибыла в город в восьмом часу вечера. Блистательная иллюминация триумфальных ворот, бледноватые лучи месяца освещали необыкновенно нарядную центральную площадь, запруженную народом. Появление лихих молодых всадников с факелами, сопровождавших элегантный экипаж императрицы - все это горожанам напоминало театральное зрелище. Каждый ожидал продолжения.
Вот высочайший поезд остановился у губернаторского дома. На пороге августейшую гостью встречает хлебом-солью городской голова с депутатами от разных городских сословий. И хотя потом двери за гостями закрылись, горожане продолжали стоять под ярко освещенными окнами губернаторского дома. Спустя несколько часов, когда все официальные визитеры разъехались, уставшая Мария Александровна подошла к окну. Сотни людей, терпеливо ожидавших ее появления, радостно приветствовали ее. От сотни приветливых улыбающихся незнакомых лиц, у всегда сдержанной уроженки немецких земель, заблестели глаза...
Русскую императрицу Марию Александровну в девичестве звали Максимилиана- Вильгельмина-Августа-София-Мария. Именно ее историки считают одной из самых обаятельных женщин в династии Романовых. В Россию 16-летняя дочь герцога гессен- дармштадского приехала веселой и влюбленной. Цесаревич Александр, будущий император, путешествуя по Западной Европе разыскал этот редкий цветок. Влюбился и женился на Марии. Несмотря на высокий рост и стройность, она была очень худенькая и хрупкая и выглядела моложе своих лет. Один из современников отмечал в императрице то особое изящество, какое можно встретить в мадоннах Альбрехта Дюрера, на старых немецких картинах. Через всю свою жизнь она пронесла чувство благоговейной, беззаветной любви к мужу. Мария Александровна пережила шесть покушений на Августейшего супруга, долгие годы жила в тревоге за него и детей.
Она посвятила свою жизнь благотворительности и заботам о женском образовании. Возглавляла огромное благотворительное ведомство Мариинских гимназий и воспитательных учреждений. Создавала женские епархиальные училища, ремесленные школы для мальчиков и школы рукоделия для девочек, открывала сиротские приюты. В Санкт-Петербурге она основала крупнейший в России театр и балетную школу. И школа, и знаменитый театр полностью содержались на средства императорской семьи и лично Марии Александровны... Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов она открыла первое в России отделение Красного Креста и организовала много военных госпиталей.
... Слабое здоровье вынуждали императрицу по нескольку месяцев в году проводить за границей или в Крыму. В 1860 году по указу царя для Марии Александровны было приобретено имение в Ливадии, куда она ездила несколько раз. Но болезнь сердца и чахотка прогрессировали, в 1880 году 56- летней государыни не стало... Память об этой незаурядной женщине живет в имени одного из известных театров мира - это санкт-петербургская Мариинка. В Кишиневе след великой княжны сохранили лишь старые открытки, на которых изображены изящные и легкие триумфальные арки.
Владимир ТАРНАКИН Татьяна СОЛОВЬЕВА"
"Визит императрицы
За полгода Кишинев построил пять триумфальных арок
Арка Победы, украшающая сегодня площадь Великого национального собрания - единственный сохранившийся в столице Молдовы памятник истории и архитектуры такого рода. Триумфальные арки или ворота обычно ставили в каждом городе честь победителей и в память о важных событиях. В Кишиневе, кроме Триумфальной арки (теперь - Победы), сооруженной по проекту Луки Заушкевича в 1840 году в честь победы в Русско-турецких войнах, такие памятники строились часто. Самым "урожайным" стал 1867 год, когда городские власти за полгода размахнулись на пять триумфальных ворот.
Причиной "арочной эпидемии" стал визит 43-летней императрицы Марии Александровны. 13 июня 1867 года она с сыновьями Сергеем и Павлом направлялась на лечение в Крым, и проездом оказывалась в Кишиневе. Новость взволновала все кишиневское общество. Для отдыха августейших путешественников подобрали просторный дом, принадлежавший начальнику области и стали готовиться ко встрече. На пути царского кортежа отцы города решили установить три воздушные арки.
Первую (на улице Павловской), у Оргеевской заставы, рядом с каменным мостом через реку Бык, воздвигли на дворянский и купеческий капитал. Убрали конструкцию вензелями императрицы и флагами. Другую арку в мавританском стиле, на средства еврейской общины построили по проекту архитектора Леопольда Шейденвандта. Она состояла из четырех колонн, увенчанных башенками с позолоченными куполами. Надпись на арке гласила: "Тобой веселимся и торжествуем". С другой стороны было начертано: "Охрани тебя Бог на всех путях!". Арку поставили на пересечении улиц Павловской и Золотой, между домами Никопольского и Каушанского.
Третью красавицу на средства кишиневских дворян, купцов и ремесленников - разместили напротив Кафедрального собора, между домами Крупенского и Катаржи. Проект двух арок принадлежал даровитому художнику-строителю, популярному кишиневскому зодчему Александру Бернардацци. Все три памятника радовали глаз, но арка у собора вызывала у прохожих искреннее восхищение. Каждый стремился разглядеть на ажурной конструкции, построенной в византийско-русском стиле, надпись, адресованную августейшей гостье: "с восторгом зрим тебя впервые", и с обратной стороны - "молитвы наши, Царица, сопутствуют тебе". Самые зоркие умудрялись прочитать еще два слова - "гряди с миром".
13 июня с полудня улицы и площади (особенно Соборная) стали заполняться народом. Поглазеть на царских особ приехали даже жители из близлежащих сел. Все окна, балконы, крыши домов, находящиеся по маршруту прибытия царской семьи, уже были заняты. Между арками выстроили воспитанниц женских пансионов и гимназии. Одни девушки стояли в форменных платьях с букетиками цветов, другие - в белых нарядах с венками на завитых головках. К их ужасу, в три часа вдруг хлынул дождь, который прекращался и возобновлялся пять раз! Но ни промокшие барышни, и никто другой не оставили своего поста. В четыре часа императорский кортеж въехал в Кишинев. Многотысячное "ура" прокатилось по городу. На ступенях Кафедрального собора императрицу с сыновьями встретил архиепископ Антоний. После короткого молебна, он напутствовал путешественников образом чудотворной иконы Гербовецкой Божьей Матери. Из собора Романовы направились в дом, откуда они после небольшого отдыха направилась в Одессу...
Через пять месяцев, 25 октября царская семья тем же маршрутом возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург. За это время городские власти кроме четырех прежних арок, поставили еще две, их тоже спроектировал Александр Бернардацци (фото не сохранилось). В этот раз Мария Александровна прибыла в город в восьмом часу вечера. Блистательная иллюминация триумфальных ворот, бледноватые лучи месяца освещали необыкновенно нарядную центральную площадь, запруженную народом. Появление лихих молодых всадников с факелами, сопровождавших элегантный экипаж императрицы - все это горожанам напоминало театральное зрелище. Каждый ожидал продолжения.
Вот высочайший поезд остановился у губернаторского дома. На пороге августейшую гостью встречает хлебом-солью городской голова с депутатами от разных городских сословий. И хотя потом двери за гостями закрылись, горожане продолжали стоять под ярко освещенными окнами губернаторского дома. Спустя несколько часов, когда все официальные визитеры разъехались, уставшая Мария Александровна подошла к окну. Сотни людей, терпеливо ожидавших ее появления, радостно приветствовали ее. От сотни приветливых улыбающихся незнакомых лиц, у всегда сдержанной уроженки немецких земель, заблестели глаза...
Русскую императрицу Марию Александровну в девичестве звали Максимилиана- Вильгельмина-Августа-София-Мария. Именно ее историки считают одной из самых обаятельных женщин в династии Романовых. В Россию 16-летняя дочь герцога гессен- дармштадского приехала веселой и влюбленной. Цесаревич Александр, будущий император, путешествуя по Западной Европе разыскал этот редкий цветок. Влюбился и женился на Марии. Несмотря на высокий рост и стройность, она была очень худенькая и хрупкая и выглядела моложе своих лет. Один из современников отмечал в императрице то особое изящество, какое можно встретить в мадоннах Альбрехта Дюрера, на старых немецких картинах. Через всю свою жизнь она пронесла чувство благоговейной, беззаветной любви к мужу. Мария Александровна пережила шесть покушений на Августейшего супруга, долгие годы жила в тревоге за него и детей.
Она посвятила свою жизнь благотворительности и заботам о женском образовании. Возглавляла огромное благотворительное ведомство Мариинских гимназий и воспитательных учреждений. Создавала женские епархиальные училища, ремесленные школы для мальчиков и школы рукоделия для девочек, открывала сиротские приюты. В Санкт-Петербурге она основала крупнейший в России театр и балетную школу. И школа, и знаменитый театр полностью содержались на средства императорской семьи и лично Марии Александровны... Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов она открыла первое в России отделение Красного Креста и организовала много военных госпиталей.
... Слабое здоровье вынуждали императрицу по нескольку месяцев в году проводить за границей или в Крыму. В 1860 году по указу царя для Марии Александровны было приобретено имение в Ливадии, куда она ездила несколько раз. Но болезнь сердца и чахотка прогрессировали, в 1880 году 56- летней государыни не стало... Память об этой незаурядной женщине живет в имени одного из известных театров мира - это санкт-петербургская Мариинка. В Кишиневе след великой княжны сохранили лишь старые открытки, на которых изображены изящные и легкие триумфальные арки.
Владимир ТАРНАКИН Татьяна СОЛОВЬЕВА"