Дмитриевская церковь
Модератор: rimty
- sfepa
- Новичок
- Сообщения: 27
- Зарегистрирован: 04 апр 2008, 16:50
- Откуда: кишинев
- Контактная информация:
Дмитриевская церковь
попала мне в руки фотография церкви в довоенный период.
сейчас жду историческую справку по ней.
сейчас жду историческую справку по ней.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Дмитриевская церковь
спасибо за фотографию!
тут она качеством немного получше, чем на монумент.сит.мд.
Кстати, у этой церкви не так давно была своя страничка в интернете,официальная или нет - не знаю, но информации там было достаточно много.
Очень обидно, что не сохранил тогда всё, потому как уже найти её не могу.. скорее всего её уже и нет!
тут она качеством немного получше, чем на монумент.сит.мд.
Кстати, у этой церкви не так давно была своя страничка в интернете,официальная или нет - не знаю, но информации там было достаточно много.
Очень обидно, что не сохранил тогда всё, потому как уже найти её не могу.. скорее всего её уже и нет!
Re: Дмитриевская церковь
Но в энциклопедии Chisinau (1997), кое какая краткая информация по ней всё-же дана:
Строительство церкви началось в 1880 году на средства и на земельном участке (у Бачойской дороги), принадлежащими священнослужетелю Петру Доничу.
Изначально планировалось, что церковь будет носить имя Святых Апостолов Петра и Павла.
Была закончена в 1902 году при финансовом участии купца Дмитрия Чолаку. (Думаю, уже понятно, почему церковь стала носить имя Св. Дмитрия ).
Рядом располагалась церковная школа, в которой обучались грамматике 41 мальчик и 11 девочек.
В 1942 году весь комплекс состоял из здания самой церкви, двух зданий в её дворе и кладбища.
В 1963 году церковь закрыли, купол и колокольня были снесены.
В здании действовали ателье, рабочий клуб, а позже- и музыкальный ансамбль.
С 1990 года церкви вернули часть её территории и она возобновляет свою деятельность.
Строительство церкви началось в 1880 году на средства и на земельном участке (у Бачойской дороги), принадлежащими священнослужетелю Петру Доничу.
Изначально планировалось, что церковь будет носить имя Святых Апостолов Петра и Павла.
Была закончена в 1902 году при финансовом участии купца Дмитрия Чолаку. (Думаю, уже понятно, почему церковь стала носить имя Св. Дмитрия ).
Рядом располагалась церковная школа, в которой обучались грамматике 41 мальчик и 11 девочек.
В 1942 году весь комплекс состоял из здания самой церкви, двух зданий в её дворе и кладбища.
В 1963 году церковь закрыли, купол и колокольня были снесены.
В здании действовали ателье, рабочий клуб, а позже- и музыкальный ансамбль.
С 1990 года церкви вернули часть её территории и она возобновляет свою деятельность.
Re: Дмитриевская церковь
30 апреля 2007 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Дмитриевская церковь
май, 2009 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Дмитриевская церковь
май, 2009 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Дмитриевская церковь
май, 2009 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Дмитриевская церковь
май, 2009 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Дмитриевская церковь
Ансамбль имел символическое название - рок-группа "Кишинэу", базировалась там в 1987-1988гг, впоследствии перебрались в молодежный центр Гагарина, точнее филиал на Чеканах. Работал с ними в 1988г. Даже запись в трудовой об этом есть =)corax писал(а): В заднии действовали ателье, рабочий клуб, а позже- и музыкальный ансамбль.
Помню, во время работы в церкви, там было полнейшее запустение. Говорили, что во время ремонта в подвалах найдены религиозные ценности.
ЗЫ. Акустика там была бесподобная.
Re: Дмитриевская церковь
Одни храмы столицы, подобно некоторым горожанам, всегда на виду, другие часто остаются в тени. Свято-Димитриевская церковь на Ботанике (бульвар Траян, 3/1) - из тех обителей, история которых малоизвестна как для церковных служителей, так и для прихожан.
Петра Донича, священника кишиневской Феодоро-Тироновской церкви, давно заботило пагубное влияние удаленности приходских церквей на жителей окраинной части города - Большая Малина. Феодоро-Тироновский храм от нее находился в четырех верстах, Троицкий - в двух , Кладбищенский - в пяти верстах. Из-за больших расстояний старикам и детям в ненастную погоду трудно было посещать службы. Разве мог истинный ревнитель православной веры мириться с этим?
И 10 августа 1884 года Донич подарил городу (без дальнейшего притязания на эту землю и материального вознаграждения) участок по Бочойской дороге (дарственная от 10 августа 1884 года) под строительство церкви, построек для причта и церковно- приходской школы. Участок имел три десятины, из которых 2249 квадратных сажени занимали фруктовые сады. 16 апреля 1887 года Строительный отдел Бессарабского губернского правления утвердил составленный инженером Лозинским проект постройки в районе Большой Малины новой церкви. Через год Кишиневская духовная консистория приняла решение - в предместье столицы в урочище Большая Малина по Бачойской дороге построить без помощи епархиального начальства на добровольные пожертвования местных жителей каменную церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, а также жилье для причта и здание церковно-приходской школы. Увы, из-за нехватки средств закладка церкви все затягивалась.
А потом 28 сентября 1892 года не стало и самого инициатора благого дела. Петр Георгиевич Донич скончался на 52-м году жизни после продолжительной и тяжелой болезни. Провожая духовного пастыря в последний путь, горожане самыми теплыми словами вспоминали этого преданного служителя веры. Как в 1859 году, окончив курс Кишиневской духовной семинарии, Петр поступил учителем в Кишиневское духовное училище, где проработал 13 лет. После шести лет преподавания в Епархиальном женском училище его рукоположили священником Вознесенского собора, откуда перевели в Феодоро-Тироновскую церковь. Зная его честную ответственную натуру, Петра Георгиевича постоянно избирали в различные советы и комиссии. Донич состоял помощником благочинного городских церквей Кишинева, был членом педагогического совета при семинарии по выбору духовенства, выполнял и много других ответственных поручений. Потеряв в молодости любимую супругу (Параскева Николаевна умерла от холеры в 24 года), Петр больше не женился. Сам, без чьей-либо помощи, вырастил дочь Домнику, осиротевшей в младенчестве...
Одного не успел завершить этот незаурядный человек - возведение церкви, которая из внимания к жертвователю, первоначально была названа Петро-Павловской. Выделив место для постройки, собрав с помощью прихожан часть средств, батюшка начал строительство в 1890 году. Мастера, располагая скудными средствами, успели поднять стены обители всего на шесть аршин (примерно на 4,3 метра) и в 1892 году стройка остановилась на десять лет. Не имея возможности достроить храм, строители стали обращаться за помощью к богатым согражданам.
Кишиневский 2-й гильдии купец Димитрий Михайлович Чолак выразил желание завершить благое дело, но поставил два условия. Чтобы под церковью был его фамильный склеп, где будет покоиться он и его наследники, и чтобы храм именовался "Димитриевским". Епархиальный архитектор Михаил Сироцинский осмотрел начатое здание и составил смету расходов на сумму 17 000 рублей. На самом деле объект обошелся в 22 300 рублей, 20 000 из которых внес коммерсант. В 1900 году строители приступили к работе, и в том же году здание было готово. Но освящение церкви затянулось по неожиданной причине.
Домника Петровна Добронравова в 1900 году добилась признании права наследства на имущество своего отца Петра Георгиевича Донича. Суд определил, что наследственное имущество заключается - в саде с домом, которые находятся в Кишиневе в пятой части загородной местности и приобретены наследователем за 250 рублей. А также в доме с дворовым местом и постройками во 2-й части города (купчая от 31. 03. 1869).
Вместо того, чтобы потребовать у купца, говоря современным языком, компенсацию за батюшкино имущество, подаренное для строительства, наследница обратилась в Кишиневскую духовную консисторию с ходатайством. Не умаляя вклада Чолака, достроившего здание церкви в короткий срок, переименовавшего название храма в свою память и устроившего под церковью родовую усыпальницу, дочь Донича просила только одного. Присоединить к уже существующему названию святой обители имя небесного покровителя ее покойного родителя Петра. То есть назвать церковь "Петро-Димитриевской".
И что же Домнике ответили? Кишиневская духовная консистория посчитала НЕУДОБОИСПОЛНТЕЛЬНЫМ переименовать Димитриевскую церковь. И прошение Домники Петровны оставила без удовлетворения. В 1903 году церковь освятили во имя Св. великомученика Димитрия Салунского.
За свой благотворительный подвиг купец Димитрий Чолак удостоился ордена Святой Анны 3 степени. Умер филантроп на 82 году жизни 10 января 1928 года. Отпевали покойного в Свято-Харлампиевской церкви, а похоронили на Центральном православном кладбище. А детище Петра Донича носит имя Святого Димитрия.
Владимир ТАРНАКИН, Татьяна СОЛОВЬЕВА
"Кишинёвский Обозреватель"
Петра Донича, священника кишиневской Феодоро-Тироновской церкви, давно заботило пагубное влияние удаленности приходских церквей на жителей окраинной части города - Большая Малина. Феодоро-Тироновский храм от нее находился в четырех верстах, Троицкий - в двух , Кладбищенский - в пяти верстах. Из-за больших расстояний старикам и детям в ненастную погоду трудно было посещать службы. Разве мог истинный ревнитель православной веры мириться с этим?
И 10 августа 1884 года Донич подарил городу (без дальнейшего притязания на эту землю и материального вознаграждения) участок по Бочойской дороге (дарственная от 10 августа 1884 года) под строительство церкви, построек для причта и церковно- приходской школы. Участок имел три десятины, из которых 2249 квадратных сажени занимали фруктовые сады. 16 апреля 1887 года Строительный отдел Бессарабского губернского правления утвердил составленный инженером Лозинским проект постройки в районе Большой Малины новой церкви. Через год Кишиневская духовная консистория приняла решение - в предместье столицы в урочище Большая Малина по Бачойской дороге построить без помощи епархиального начальства на добровольные пожертвования местных жителей каменную церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, а также жилье для причта и здание церковно-приходской школы. Увы, из-за нехватки средств закладка церкви все затягивалась.
А потом 28 сентября 1892 года не стало и самого инициатора благого дела. Петр Георгиевич Донич скончался на 52-м году жизни после продолжительной и тяжелой болезни. Провожая духовного пастыря в последний путь, горожане самыми теплыми словами вспоминали этого преданного служителя веры. Как в 1859 году, окончив курс Кишиневской духовной семинарии, Петр поступил учителем в Кишиневское духовное училище, где проработал 13 лет. После шести лет преподавания в Епархиальном женском училище его рукоположили священником Вознесенского собора, откуда перевели в Феодоро-Тироновскую церковь. Зная его честную ответственную натуру, Петра Георгиевича постоянно избирали в различные советы и комиссии. Донич состоял помощником благочинного городских церквей Кишинева, был членом педагогического совета при семинарии по выбору духовенства, выполнял и много других ответственных поручений. Потеряв в молодости любимую супругу (Параскева Николаевна умерла от холеры в 24 года), Петр больше не женился. Сам, без чьей-либо помощи, вырастил дочь Домнику, осиротевшей в младенчестве...
Одного не успел завершить этот незаурядный человек - возведение церкви, которая из внимания к жертвователю, первоначально была названа Петро-Павловской. Выделив место для постройки, собрав с помощью прихожан часть средств, батюшка начал строительство в 1890 году. Мастера, располагая скудными средствами, успели поднять стены обители всего на шесть аршин (примерно на 4,3 метра) и в 1892 году стройка остановилась на десять лет. Не имея возможности достроить храм, строители стали обращаться за помощью к богатым согражданам.
Кишиневский 2-й гильдии купец Димитрий Михайлович Чолак выразил желание завершить благое дело, но поставил два условия. Чтобы под церковью был его фамильный склеп, где будет покоиться он и его наследники, и чтобы храм именовался "Димитриевским". Епархиальный архитектор Михаил Сироцинский осмотрел начатое здание и составил смету расходов на сумму 17 000 рублей. На самом деле объект обошелся в 22 300 рублей, 20 000 из которых внес коммерсант. В 1900 году строители приступили к работе, и в том же году здание было готово. Но освящение церкви затянулось по неожиданной причине.
Домника Петровна Добронравова в 1900 году добилась признании права наследства на имущество своего отца Петра Георгиевича Донича. Суд определил, что наследственное имущество заключается - в саде с домом, которые находятся в Кишиневе в пятой части загородной местности и приобретены наследователем за 250 рублей. А также в доме с дворовым местом и постройками во 2-й части города (купчая от 31. 03. 1869).
Вместо того, чтобы потребовать у купца, говоря современным языком, компенсацию за батюшкино имущество, подаренное для строительства, наследница обратилась в Кишиневскую духовную консисторию с ходатайством. Не умаляя вклада Чолака, достроившего здание церкви в короткий срок, переименовавшего название храма в свою память и устроившего под церковью родовую усыпальницу, дочь Донича просила только одного. Присоединить к уже существующему названию святой обители имя небесного покровителя ее покойного родителя Петра. То есть назвать церковь "Петро-Димитриевской".
И что же Домнике ответили? Кишиневская духовная консистория посчитала НЕУДОБОИСПОЛНТЕЛЬНЫМ переименовать Димитриевскую церковь. И прошение Домники Петровны оставила без удовлетворения. В 1903 году церковь освятили во имя Св. великомученика Димитрия Салунского.
За свой благотворительный подвиг купец Димитрий Чолак удостоился ордена Святой Анны 3 степени. Умер филантроп на 82 году жизни 10 января 1928 года. Отпевали покойного в Свято-Харлампиевской церкви, а похоронили на Центральном православном кладбище. А детище Петра Донича носит имя Святого Димитрия.
Владимир ТАРНАКИН, Татьяна СОЛОВЬЕВА
"Кишинёвский Обозреватель"
Re: Дмитриевская церковь
Вот собственно сайт http://church.yoll.net . Не знаю о нем ли шла речь немногим ранее. К сожалению на их сайте не наешл ничего связанного с кладбищем которые было рядом с ним.
Re: Дмитриевская церковь
Гл. арх. НПО "Молдреставрация" Владимир Дубеларь выполнил проект реставрации объекта и до завершения работ осуществлял авторский надзор.corax писал(а):Но в энциклопедии Chisinau (1997), кое какая краткая информация по ней всё-же дана:
Строительство церкви началось в 1880 году на средства и на земельном участке (у Бачойской дороги), принадлежащими священослужетелю Петру Доничу.
Изначально планировалось, что церковь будет носить имя Святых Апостолов Петра и Павла.
Была закончена в 1902 году при финансовом участии купца Дмитрия Чолаку. (Думаю, уже понятно, почему церковь стала носить имя Св. Дмитрия ).
Рядом располагалась церковная школа, в которой обачались грамматике 41 мальчик и 11 девочек.
В 1942 году весь комплекс состоял из здания самой церкви, двух зданий в её дворе и кладбища.
В 1963 году церковь закрыли, купол и колокольня были снесены.
В заднии действовали ателье, рабочий клуб, а позже- и музыкальный ансамбль.
С 1990 года церкви вернули часть её территории и она начинает возноблять свою деятельность.
Re: Дмитриевская церковь
Так как я прожил рядом с этой церковью все детство и юность то могу дополнительно сообщить: с 1972 года(как я туда переехал) и где то года 3-4 она просто пустовала, была заброшена и заколочена. Потом там организовали творческую мастерскую каких то скульпторов. На прилегающую территорию завезли огромные квадратные глыбы гранита(мы по ним лазили). По вечерам там в ярко освещенные окна можно было видеть какие-то большие и не очень различные не доделанные скульптуры. Клуба там никакого не было(только вывеска для проформфы появилась), но после ухода скульпторов там действительно репетировал какой-то ансамбль, довольно не долго... А гранитные глыбы валялись вплоть до 90-х...
-
- Новичок
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 03 апр 2012, 19:47
Re: Дмитриевская церковь
Я помню ансамбль, там танцевала моя одноклассница. И как в снежки играли вокруг церкви. Сейчас она очень ухоженная, но в ущерб соседней школе: после долгих судов церковь отобрала у лицея спорт площадку и всю территорию вниз до дороги. Вот вам и благое дело
Re: Дмитриевская церковь
Mожет всё-таки не отобрала, а вернула по праву?irinaspita писал(а):церковь отобрала у лицея
Re: Дмитриевская церковь
Кому как-для церкви вернула по праву,для лицея отобрала Это как спор о палке и двух концахsteinchik писал(а):Mожет всё-таки не отобрала, а вернула по праву?irinaspita писал(а):церковь отобрала у лицея
Re: Дмитриевская церковь
Представьте, что у Вас угнали машину. И вор подарил его Детскому дому. Вроде бы благое дело, но машина-то всё-равно остаётся Вашей...ris55 писал(а):Кому как-для церкви вернула по праву,для лицея отобрала Это как спор о палке и двух концахsteinchik писал(а):Mожет всё-таки не отобрала, а вернула по праву?irinaspita писал(а):церковь отобрала у лицея
Re: Дмитриевская церковь
Но машину все равно вернут мне.А здесь закону о земле и строениях настолько расплывчаты....
-
- Новичок
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 03 апр 2012, 19:47
Re: Дмитриевская церковь
Моей семье принадлежало имение, занимавшее территорию нынешнего парка с озёрами на Ботанике на улице Роз. может мне его тоже отобрать или вернуть. И если так поступят мои соседи и соседи моих соседей, где будут жить остальные . Это я так размышляю. Просто вопрос в том, что теперь там ни площадки для школьников ни чего-нибудь от церкви - только парковка. Может было бы лучше церкви с лицеем вместе помочь привести в порядок площадку для детей и себе взять кусочек. А так ни нам ни вам - только парковке. А мы там в детстве физрой занимались: в длину прыгали, мячики метали. [отредактировано - rimty]
Re: Дмитриевская церковь
Хотел бы прервать Ваш спор так как нет самой причины спора!ris55 писал(а):Кому как-для церкви вернула по праву,для лицея отобрала Это как спор о палке и двух концахsteinchik писал(а):Mожет всё-таки не отобрала, а вернула по праву?irinaspita писал(а):церковь отобрала у лицея
Церковь НЕ ОТБИРАЛА у лицея спортплощадку!(см.фото где желтым - территория церкви,фиолетовым - спортплощадка,красным - бывшие дороги).
Церковь заняла только два отрезка дороги и пустующие территории.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.