Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

История, фотографии старых церквей, молитвенных домов Кишинёва.

Модератор: rimty

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13120
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение corax » 15 мар 2011, 11:54

Католики добиваются возвращения собора в собственность епископии

15.03.2011


В Окружном экономическом суде Кишинева находится исковое заявление кишиневской Римско-католической епископии к правительству Республики Молдова о возврате национализированного имущества в годы коммунистического режима. Епископия просит вернуть в частности здания католического собора и бывшей католической школы (ныне в нем размещается Управление государственной охраны), а также земельных участков в столице. Интересы епископии в суде представляет адвокат Георгий Михайлов.

- Законом о реабилитации жертв политических репрессий от 8 декабря 1992 года государство приняло на себя обязательство по возврату национализированного имущества гражданам. Возврат имущества юридическим лицам специальным законом не оговорен. На чем строятся доводы епископии о возврате имущества?

- Такого закона действительно не существует и это, наверное, пробел в законотворчестве, к которому, думаю, парламент когда-нибудь обязательно вернется. Признавая, что в годы коммунистического правления имели место политические репрессии, необходимо признать, что эти меры репрессивного характера применялись не только в отношении физических, но и юридических лиц. Признание незаконности действий прежних режимов означает восстановление исторической справедливости и возврата собственникам национализированного имущества.

В нынешней ситуации, на мой взгляд, государство лукавит. Во всех официальных ответах не отрицается факт принадлежности истребуемого имущества Римско-католической епископии. Тем самым признается факт экспроприации собственности католической конфессии. В то же время правительство, не желая, по-видимому, создавать юридические прецеденты на будущее, пытается уйти от необходимости принятия справедливого решения и ссылается на отсутствие законной юридической базы о возврате имущества.

В числе доводов государства, озвученных в отзыве на исковое заявление, упоминается и то, что Республика Молдова обозначила необходимость реабилитации жертв репрессий с возвратом национализированной собственности лишь с момента появления Декларации о независимости, В то же время, как считает высший исполнительный орган власти, возврат национализированной собственности не является обязательством государства. Тогда возникает вопрос, а как быть с Конституцией страны 1994 года, где в преамбуле провозглашена непрерывность молдавского государства? Разве указанное не означает признание молдавским государством незаконности действий предыдущих режимов и властей и его ответственности за их действия?

Мы полагаем, что в решении вопроса о возвращении собственности Римско-католической епископии, следует соблюдать требование статьи 46 Конституции, предусматривающей гарантирование государством права частной собственности. Часть 2 статьи 46 также провозглашает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как в случае, установленном законом общественной необходимости и предварительного возмещения.

- Существуют доказательства того, что истребованное по суду имущество ранее принадлежало епископии?

- Спор с правительством не сводится к тому, принадлежало истребуемое имущество ранее епископии или нет. На наш взгляд, представленные в суд архивные документы бесспорно свидетельствуют о том, что трудом и участием нескольких поколений верующих католиков были построены и католический собор на ул. Митрополита Дософтея, и здание католической школы на ул. Марии Чеботарь, а также другие объекты. На пожертвования верующих приобретались и земли в Кишиневе, которые возделывались их же трудом, а урожай кормил не только их семьи, но и многочисленных нуждающихся бедняков, для которых были открыты благотворительные столовые и социальные центры.

Ответчик по настоящему делу - правительство страны, не предъявляло и не предъявляет никаких возражений относительно принадлежности спорного имущества епископии. Но, не оспаривая принадлежность истребуемого имущества католическому приходу, категорически не желает его возвращать.

- Вы сами заметили, что возврат ранее национализированного имущества Римско-католической епископии в отсутствие нормативной базы, создаст прецедент, которым могли бы воспользоваться другие.

- Сложившаяся в Молдове практика свидетельствует о различном подходе государства к тем или иным религиозным конфессиям. 11 июня 2002 года появилось Постановление правительства № 740 о передаче православным церквям зданий храмов и земельных участков, на которых они расположены. Постановлением правительства от 22 июня 2000 года Православной церкви был передан ряд зданий психиатрической больницы в селе Курки Оргеевского района, ранее принадлежавших церкви и национализированных во времена коммунистического правления.

Со слов епископа знаю: католики искренне радуются за своих православных братьев и сестер, к которым возвращаются их исторические святыни. В то же время в их душах остается неприятный осадок от такого дискриминационного подхода к конфессиям. Получается так, что статья 16 Конституции РМ, провозглашающая равенство всех граждан Республики Молдова, независимо от их религиозной принадлежности, является ни чем иным как пустым звуком.

К слову замечу - усилиями католической епископии удалось решить вопрос о передаче Православной церкви ряда зданий католических церквей в регионах Италии, где есть общины граждан Молдовы - для проведения православных богослужений для них на родном языке.


- Здание католического собора является памятником архитектуры и охраняется государством. Возможно, и с этим связано нежелание передать здание собора епископии?

- Действительно Постановлением парламента РМ от 22 июня 1993 года № 1531-XII был утвержден перечень памятников Республики Молдова, охраняемых государством. В число таких памятников вошел и католический собор на ул. Митрополита Дософтея, 85. Насколько я понимаю, ни верующие католики, ни сама епископия не возражают против того, чтобы собор охранялся государством, тем более что он является памятником архитектуры.

В указанном перечне значится также целый ряд православных церквей. В частности, Sfintul Nicolae, что на бул. Штефана чел Маре, 190, Inaltаrea Domnului, расположенная на ул. Григоре Уреке, 58, церковь Благовещения на ул. Богдана П.Хаждеу, 10. Тем не менее, как свидетельствует информация, полученная из Кишиневского кадастрового офиса официальной информации, эти здания стали собственностью церкви.

Как и в случае с монастырским комплексом Курки, подход государства к вопросу о собственности религиозных конфессий оказался различен, хотя это противоречит демократическим ценностям, которые оно провозглашает. Полагаю - передача собора, как и другого имущества Римско-католической епископии, созданного трудом и участием верующих католиков, стало бы торжеством исторической справедливости и доказательством подлинного равноправия верующих в нашей стране.

Елена Кочубей

http://www.vedomosti.md/

Аватара пользователя
Рональд
Местный
Местный
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 08 авг 2009, 23:00
Откуда: Одесса

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение Рональд » 16 мар 2011, 00:07

Ну вообще-то католическая община добивалась возвращения своих законных владений начиная с 1994 года.Мы даже писали в Рим Папе. Монсеньор Антоний Коша постоянно поднимал этот вопрос на заседаниях курии.Но как видим,воз и ныне там...Стремимся в Европу? :wall:

Аватара пользователя
Рональд
Местный
Местный
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 08 авг 2009, 23:00
Откуда: Одесса

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение Рональд » 08 апр 2011, 19:34

Утверждение кишиневского прихода Каменецким епископом и соответственно определение его территории в соответствии с имеющимися источниками целесообразно отнести к 1814 году. Это было время послевоенной неустроенности жизни в Бессарабии, эмиграции части населения за Прут и большого наплыва стихийных переселенцев. Несомненно, эти явления отражались и на деятельности церковных учреждений. В 1814 году в связи с переселением колонистов католического исповедания и созданием в Буджаке католической колонии Красна , в ней был создан приход. Католики проживали по всей территории Бессарабии достаточно некомпактно, на севере существовал древний приход Хотин, на юге - в колонии Красна. Стремление к упорядоченности и удобству окормления паствы заставило учредить приход в центре области.

Анализ переписки австрийского консула с Молдо-Влахийским экзархом митрополитом Молдавским Гавриилом Бэнулеску-Бодони, относящейся к периоду с 20 июля по 18 сентября 1811 г. , позволяет сделать вывод об отсутствии в Кишинэу католического прихода в этот период. В своих письмах австрийский консул, по просьбе кишиневских католиков, ходатайствует о разрешении экзарха, в юрисдикции которого находились православная Бессарабия, на выделение в городе земли под католическое кладбище. Владыка Гавриил отказался удовлетворить ходатайство консула, мотивируя свой отказ отсутствием в Кишинэу католического прихода. Однако на плане города 1817 года, выполненном областным землемером и архитектором М. С. Озмидовым (1782-1826), среди других показано место уже действовавшего католического кладбища . Это говорит о существовании католической общины в городе. Согласно архивным источникам, католический священник в городе был уже в 1815 г., и это было обусловлено рядом причин - прежде всего, заботой епископа Мацкевича о своих верующих. Для пастырского служения в Кишинэу он назначил отца Станислава Виницкого , который и прослужил здесь по 1817 г. Потребность в пастыре была велика. В городе находился военный гарнизон и войска, прибывали переселенцы и чиновники, среди которых были католики, требующие окормления. Необходимость в присутствии священника определялась также и порядком принятия клятвы и присяги при поступлении на государственную службу, в судах и войсках. Они принимались священниками по вероисповедному признаку.

Д. Толстой утверждает, что «в 1818 году только два прихода этой области, кишиневский и хотинский, поручены были государем надзору Каменецкого епископа, а в южный край области назначен митрополитом особый визитатор» . Из данного текста следует, что в этот период в Кишинэу уже существовал приход. Подтверждением служит запись о хранившихся в архиве прихода документах. Это прошнурованная книга для регистрации пожертвований, собираемых на строительство церкви, выданная по распоряжению епископа Б. Мацкевича в 1819 г., книга пастырских распоряжений и других официальных писем из Каменецкой римско-католической консистории, поступивших в 1819 , сохранившаяся опись метрических книг, в которой указывается книга о умерших за 1819-1875 . Приход очень быстро развивался. Достаточно сказать, что в 1897 г. количество верующих только в Кишинэу достигло 3841 человек . Причиной такого быстрого развития католической общины в Кишинэу и увеличения ее количественного состава стало изменение статуса города и особое внимание к его развитию. В начале ХIХ века Кишинэу, по настоянию митрополита Г.Бэнулеску-Бодони, становится административным, а со временем политическим и коммерческим центром Бессарабии. Развитие ремесленного, мануфактурного производства и торговли в короткий срок увеличили количество населения. Преследуя определенные геополитические планы на Балканах, Россия энергично благоустраивала пограничную Бессарабию, интенсивно заселяла ее. Переселившемуся населению предоставлялись налоговые и иные льготы. Все торговые льготы распространялись и на иностранных купцов, приписанных к Кишинэу и другим городам области. Административно-управленческие изменения (1813, 1818, 1828 гг.), создание купеческих гильдий и ремесленных цехов, значительная по началу мелкая торговля, усиление экономических связей Бессарабии с другими регионами России способствовали увеличению численности ее населения. Широкие демографические процессы первой половины ХIХ в., целенаправленная правительственная переселенческая политика, народные миграции, приток населения из внутренних губерний России и из-за рубежа отразились на росте числа горожан. К 1861 году столица области из бывшего небольшого владения православных монастырей превратилась в город, входивший в число крупных центров России.

Количество кишиневских горожан росло за счет стихийных переселенцев из разных сословий Подольской, Херсонской, внутренних губерний России, городов Одессы, Николаева, Хотина, Бендер, Измаила . Национальную пестроту населения Кишинэу обусловило интенсивное заселение Бессарабии выходцами из западных губерний России, территорий разделенной Речи Посполитой, австрийских владений, Германских государств, Балканского полуострова. Это была смесь Востока и Запада, в начале с преобладанием Востока.В первой половине ХIХ века, города Бессарабии отличало этническое, конфессиональное и культурное многообразие, что отмечали многие путешественники. Интересную зарисовку по этому поводу оставил известный польский писатель и историк Иосиф Крашевский, посетивший Кишинэу в августе 1843 года. И. Крашевского удивляет и город, и его жители, многое путешественнику не нравится. Он иронически пишет о новых постройках, не вызывает восторга у него и архитектура римско-католической церкви. По всей видимости, писатель предполагал увидеть чисто восточный город, а наблюдал странное смешение стилей и образов жизни. Надписи на уличных вывесках были на французском, польском, русском, немецком и армянском языках. «В гостинице, где мы остановились, – пишет автор, – я встретил польскую надпись, торговец, как и у нас, был еврей, нанятый извозчик оказался родом из Вильно, хозяин дома носил итальянскую фамилию» .

В Кишинэу, где немцы селились компактно, появилась улица под названием Немецкая. Поляки, немцы, итальянцы, французы, австрийцы и армяне – таков был национальный состав прихода. Преобладающее большинство составляли поляки, происходившие из польских земель, Подольской, Виленской и других западных губерний России. И. Крашевский, цитируя немецкого путешественника И. Коля, побывавшего в Кишинэу в 1838 г., сообщает, что католиков в городе 800 человек, часть из них немцы, а остальные поляки. В связи с этим показателен тот факт, что в часовне, действующей до постройки храма, находилась икона с надписью на немецком языке «Maria Hilf», а во время воскресных богослужений Евангелие читалось не только на польском, но и немецком языках . Роль столичного кишиневскому приходу была определена уже в момент его создания. В условиях развивающейся Бессарабии эта роль обеспечивала ему постоянное увеличение паствы и влиятельность. В Кишинэу были размещены центральные органы управления - в начале области, а потом губернии. Здесь находились административные органы уездного городского самоуправления. Жизнь столицы требовала большого количества образованных чиновников, а практические потребности заставляли принимать на государственную службу и католиков разных национальностей. Среди членов кишиневского прихода в основном были чиновники, учителя, врачи, юристы, землевладельцы, арендаторы и ремесленники . Подняться по карьерной лестнице могли и те из католиков, кто отслужил определенное время в русской армии. Когда в 1834 г. в делопроизводстве Бессарабии было прекращено использование румынского языка, знание русского языка и хорошее образование позволяли польским дворянам из Подольской губернии находить в Кишиневе места на государственной службе.

Особенностью кишиневского прихода было его расположение в центре области и обширность занимаемой территории. Приход охватывал три уезда – Орхей (в 1835 г. разделился на два уезда – Орхей и Кишинэу), Яссы (в 1835 г. разделился на два уезда – Яссы (Бэлць и Сорока) и Бендер . Присоединение к кишиневскому приходу такого большого количества населенных пунктов объяснялось, прежде всего, удобством для верующих. Проживающим в данных уездах было удобнее посещать священника в Кишинэу, чем в Хотине или в колониях Красна и Сарата . Определялось это и, несомненно, количеством верующих. Конечно, такая структура предполагала создание со временем филиалов и развитие их в самостоятельные приходы. Впоследствии так и происходило, несмотря на различные законодательные препоны, в конце 30 годов ХХ века на этих территориях уже действовали пять приходов – Кишинэу, Бэлць, Сорока, Орхей и Бендер, из 10 входивших в Бессарабский деканат .

Кишиневский приход в эти годы отличался еще и тем, что на его территории находилось определенное количество, непостоянно проживающих католиков из военнослужащих и купцов. Они являлись часто меняющимся населением. Прежде всего, это верующие католического исповедания, в большинстве своем поляки по национальности, служившие в войсках, рекрутированных в западных губерниях. В тридцатые годы, когда царем Николаем I на подвластной России территории Польши были введены в действие все законы империи, в Бессарабии и других окраинах государства стали расквартировывать войска, набранные в Польше. В результате количество католиков из числа военнослужащих увеличивалось. Среди старших офицеров, кроме поляков, католиками были представители и других национальностей . Верующие из войск, расквартированных в Кишиневе, имели возможность посещать богослужения в городе. Других же священник окормлял, регулярно разъезжая по приходу. Известно, что до реформы 60-х годов, войска в империи размещались в соответствии с постойной повинностью населения. Однако, как в церковных, так и в государственных источниках количество военнослужащих-католиков не указывалось, данный факт аргументировался непостоянным пребыванием их в одной местности. Вот как писал в своем рапорте от 12 апреля 1836 г. кишиневский полицмейстер: «… имею честь донести: 1. в одном только областном городе Кишиневе имеется наличных различного состояния более тысячи душ римско-католического исповедания, исключая военных чинов, числа коих определить невозможно, по случаю непостоянного их здесь квартирования» .

Между тем анализ переписки касающейся строительства здания церкви, отчетов настоятеля, визитных описаний показывает, что большую часть прихожан составляли военные. Подтверждает это и представление приходского строительного комитета губернатору П. Федорову от 21 мая 1846 г., в котором сообщалось, что римско-католическое общество в Кишинэу «составляется из нескольких только домов коренных кишиневских жителей, а прочие приходящие молиться в церковь суть не оседлые чиновники на службе состоящие, которые, оставляя службу, оставляют и Бессарабию, иностранные ремесленники, а преимущественно воинские чины, из постоянно расположенных в Кишиневе дивизионной квартиры, полкового штаба, внутренней стражи и других команд» .Гораздо меньшую группу таких, постоянно меняющихся кишиневских прихожан, составляли купцы из армян-униатов. В большинстве своем они происходили из территорий разделенной Польши.

Годы Количество прихожан*

1825 534
1840 564
1844 573
1850 1053
1852 1400

*без числа временно проживающего населения

Аватара пользователя
Рональд
Местный
Местный
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 08 авг 2009, 23:00
Откуда: Одесса

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение Рональд » 08 апр 2011, 19:38

В 30-е годы росло количество католиков, в том числе и за счет военнослужащих. Существующие часовни уже или не вмещали всех прихожан, или сильно обветшали. Необходимость возведения достойного католического храма в столице была очевидна. Препятствием для такого строительства в Кишиневе было, прежде всего, отсутствие средств. Прихожане, в большинстве своем, были люди несостоятельные. В 1834 г. для этих целей было собрано только 2 000 руб. Эти трудности приходской строительный комитет преодолевал, начиная с 1834 г., с момента подачи ходатайства о государственной помощи в строительстве и, заканчивая 1847 г., когда их долг государству был прощен. Продолжительное время, с 1834 по 1839 гг., занял подготовительный период. Прежде всего, необходимо было решить вопрос финансирования, а также разработать и утвердить проект, смету, собрать необходимые документы и получить разрешение на строительство. Письма, ходатайства, различные документы надолго задерживались в различных департаментах. Переписка с инстанциями занимала очень много времени. Препятствием в планомерной работе по окончанию строительства было отсутствие в течение некоторого времени половины состава строительного комитета, члены которого выбыли по разным причинам. С 1844 по 1847 гг. строительный комитет искал пути погашения долга государству и разбирался с проблемами, возникшими в ходе строительства.

Возведение храма от закладки до освящения длилось с 15 мая 1840 г. по 6 мая 1843 г (по старому стилю). По поводу даты постройки храма в литературе существуют разночтения. Монсеньер А. Габор сообщает, не ссылаясь на источники, что храм был построен в 1843 г, а освящен в 1844 г. В книге «Юбилейный сборник г. Кишинева. 1812-1912 гг.» временем завершения строительства указан 1840 год. В советский период эта дата утвердилась. Из одного сборника или исследования по архитектуре она переходила в другой, была указана в энциклопедии Кишинева , дана на мемориальной доске, установленной Министерством культуры на стене храма, в паспорте памятника истории и культуры. При этом о дате освящения церкви в этот исторический период никто не упоминал. В настоящее время мы имеем достоверный источник о начале строительства - весна 1840 г. , который подтверждается надписью на найденном под алтарем храма закладном камне, поэтому с доверием можем отнестись к сообщению этого же источника об окончании строительства здания. Летом, 18 июля 1841 г., председатель приходского строительного комитета сообщал, что «… католическая церковь постройкою вчерне оканчивается, покрыта железом и внутри начата оштукатурка оной» . В своем рапорте от 28 апреля 1843 г. комитет сообщал губернатору П. Федорову о полученном разрешении духовной консистории освятить храм 6 мая 1843 г. То, что освящение состоялось именно в этот день, подтверждают другие архивные документы . В таком случае можно утверждать, что храм возводился с 1840 по 1843 гг. В начале 1834 года прихожане обратились к генерал-губернатору Новороссии и Бессарабии князю М. Воронцову с ходатайством о выделении им государственной помощи для строительства приходского храма в Кишиневе. Сиятельный князь в письме от 11 июня изъявил желание с удовольствием ходатайствовать об оказании помощи католикам при наличии проекта и для определения объема денежных затрат сметы на строительство .8 марта 1835 г. М. Воронцов обратился к министру Внутренних Дел с ходатайством о выделении средств (по смете 31 064 руб. 36 коп. асс.) из фондов Департамента духовных дел иностранных исповеданий, к которому относились верующие Римско-Католической Церкви. Однако, ответ министра от 11 апреля 1835 г. был отрицательным, т. к. строительство католических церквей в России осуществлялось на пожертвования прихожан и в распоряжении данного Департамента средств для этих целей государством не предоставлялось. Отказ аргументировался также тем, что в Кишиневе мало верующих, и, якобы, по сведениям духовного руководства необходимости в строительстве новой церкви нет. В связи с чем планы и смета, посланные для рассмотрения, были возвращены. В ответ, к М. Воронцову, в 1835 г., с просьбой утвердить проект на строительство приходской церкви в Кишинэу и объяснением насколько прихожанам необходим новый храм обратился Каменецкий епископ Б. Мацкевич. В соответствии с действующим законодательством, предоставить ссуду для строительства церкви могло также руководство Бессарабской губернии из особого 10 % капитала, который формировался в основном из собранных налогов. Однако для этого необходимо было получить высочайшее разрешение царя Николая I. О выделении 10 тыс. рублей в качестве ссуды и 10 тыс. рублей безвозмездно просили прихожане, и их поддержал епископ Б. Мацкевич своим письмом к П. Федорову . Переписка продолжалась, и письмом от 29 февраля 1836 г. князь сообщил Бессарабскому военному губернатору П. Федорову о требованиях Министерства внутренних дел по сбору документов необходимых для рассмотрения дела. Положено было представить согласие руководства Бессарабской Православной Епархии на строительство, сведения о количестве верующих католического исповедания в кишиневском приходе, а также информацию о том, на какие средства предполагается осуществить постройку, и каким образом будет обеспечиваться содержание храма впоследствии. К марту 1836 г. были собраны и оформлены необходимые документы, а также получено согласие на строительство от главы Православной Церкви в Бессарабии архиепископа Кишиневского и Хотинского Димитрия (Сулимы). Таково было требование Российского законодательства (Указ от 19 октября 1828 г.). МВД и Православная Церковь контролировали проектирование и строительство католических храмов. Владыка Димитрий дал согласие на постройку римско-католической церкви, но при условии, что она не будет находиться вблизи православных церквей. При этом он указал, что «… в Кишиневе с давних времен существует римская церковь и римского исповедания лиц во всем городе и окрестных местах, относящихся к здешнему ксендзу, имеется немало» . В связи с предстоящей постройкой храма, Бессарабский военный губернатор Павел Иванович Федоров запросил у кишиневского полицмейстера сведения о количестве прихожан. Полицмейстер, в рапорте от 12 апреля 1836 г., сообщил: «Во исполнение предписания Вашего Превосходительства от 14 марта сего года № 3479 по забрании мною через настоятеля кишиневской римско-католической церкви надлежащих справок честь имею донести: Первое. В одном только областном городе Кишиневе имеется наличных различного состояния более тысячи душ римско-католического исповедания, исключая военных чинов, числа коих определить невозможно по случаю непостоянного их здесь квартирования. Кроме сего, в городах Леово, Бендеры и местечках Оргееве, Тузорах и в разных, к оным прилегающих селениях, принадлежащих к составу здешнего прихода, имеется таковых католиков более 300 душ» . Бюрократическая машина работала очень медленно, ее представители досконально изучали ситуацию, а время шло. В марте 1838 г. на запрос князя М. Воронцова о выделении таких средств, П. Федоров сообщил, что за счет погашения долгов по налогам за прошлые годы, 10 %-ный бессарабский капитал в 1838 г. увеличился. По его мнению, 10 тыс. рублей в качестве ссуды и такую же сумму без возврата католическому приходу выделить можно и даже необходимо, так как приход хоть и велик, но прихожане не очень богаты и собственными силами храм построить не смогут. Однако была и другая причина, по которой губернатор Бессарабии не хотел далее откладывать строительство. Известно, что П. Федоров прилагал множество усилий для строительства, а по сути для создания и украшения нового Кишинэу, ставшего столицей , генеральный план застройки которого был утвержден в 1836 г. Участок, выделенный католическому приходу, находился в центральной части города, где должны были находиться самые красивые здания, но в течении более чем двух десятилетий дома, построенные на нем, город не украшали. В сохранившемся тексте черновика ответного письма П. Федорова графу М. Воронцову удалось прочитать отсутствующий в официальном ответе отрывок. В нем говорилось, что губернатор согласен выделить ссуду еще и потому, что «… католической церкви в Кишиневе вовсе не имеется, и богослужения проводятся в одном тесном и ветхом обнесенным плетневым забором доме, не токмо не имеющем данного храму Божьему приличия, но и даже безобразящем лучшую часть города» . Можно считать, что это была основная причина согласия П. Федорова на выделение такой большой суммы в кредит бедному приходу. Его Преосвященство епископ Б. Мацкевич в своем послании поблагодарил П. Федорова за проявленную заботу о верующих. Предложенный прихожанами проект не был утвержден, а новый было поручено разработать известному санкт-петербургскому архитектору И. Шарлемань. 18 июля 1838 года этот проект был рассмотрен и одобрен Советом путей сообщения и публичных зданий . В 1838 г. генерал - губернатор Новороссии и Бессарабии князь М. Воронцов лично доставил в Санкт-Петербург Императорскому Комитету Министров проект плана, смету на строительство храма и свои предложения о выделении средств. Император Николай I, рассмотрев новый проект и предложения министра внутренних дел, 31 марта 1839 г. принял решение разрешить: 1. Новороссийскому и Бессарабскому генералу губернатору графу С. Воронцову выделить Кишиневскому римско-католическому приходу на строительство церкви 20 тыс. рублей ассигнациями из 10 %-ного областного капитала – 10 тыс. руб. безвозмездно, а остальные в виде займа; 2. Возложить на Бессарабского губернатора обязанность наблюдать как за возвратом суммы данной в ссуду, так и затем, чтобы постройка храма была осуществлена по утвержденному плану .
k-k1.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Рональд
Местный
Местный
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 08 авг 2009, 23:00
Откуда: Одесса

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение Рональд » 08 апр 2011, 19:40

Эта радостная для прихожан весть официально была им сообщена только в июне 1839 г. . Однако сразу приступить к строительству не удалось. По требованию бессарабского строительного комитета необходимо было переделать смету, в соответствии с новым проектом и правилами. Архитектор И. Гаскет, который составил предыдущую смету, сославшись на занятость и недостаточную компетентность, отказался это сделать. Новая смета (32032 руб. 47 коп. ассигн.) с пояснительной запиской была составлена городским архитектором Лукой Заушкевичем и представлена только в сентябре . Прошло всего несколько месяцев после ее утверждения, как выяснилось, что в смету не заложена стоимость необходимых работ: возведение ограды вокруг церковного участка, внутренняя отделка здания, создание и приобретение культового имущества. Выполнение этих работ значительно удорожило строительство и этим создало дополнительные трудности приходскому строительному комитету. Его Высокопреосвященство Митрополит всех римско-католических церквей России Монсеньер Павловский назначил епископа Б. Мацкевича ответственным за это строительство. Не имея возможности постоянно находиться в Кишиневе, епископ Б. Мацкевич направил прихожанам свои предписания, о чем он письменно сообщил губернатору П. Федорову 28 августа 1839 г. Епископ считал необходимым: 1. Учредить комитет из знатных и ответственных прихожан, который будет осуществлять строительство.2. В состав комитета, утвержденного губернатором, имели право входить прихожане, подписавшие прошение графу С. Воронцову, так как они обязались своевременно вернуть государству ссуду. 3. Комитет должен состоять из настоятеля прихода (председатель) и еще 5 человек. 4. Заседания комитета проводить еженедельно, и на них должны присутствовать не менее трех членов комитета. 5. Из подаренной суммы в 10 тыс. руб. асс. в начале для закупки строительных материалов комитету необходимо выделить только половину, так как деньги негде хранить. 6.Финансовыми средствами имеет право распоряжаться только комитет, записывая расходы в отдельную книгу. Только израсходовав подаренные 10 тыс. руб. и собранные прихожанами пожертвования, комитет имеет право использовать 10 тыс. руб., данные в ссуду. 7. В обязанности приходского священника входит ежемесячное информирование епископа и губернатора о ходе строительства .В этом же году, 19 ноября, прихожанами был избран комитет по строительству церкви, который позднее был утвержден губернским правительством. Возглавил комитет настоятель прихода о. Игнаций Сильвестрович. Членами комитета были утверждены бессменный советник Бессарабского областного правления, надворный советник Иван Таранчук, областной архитектор, титулярный советник Иосиф Гаскет, военный комендант города, полковник Иосиф Штетер, дворянин Антоний Якубович, купец третьей гильдии Петр Менкин (Менкини). В обязанности комитета входили организация строительства храма, сбора пожертвований и возвращение ссуды. Для удешевления строительства предполагалось возводить храм хозспособом, то есть закупить все необходимые материалы и самим нанять рабочих. Однако подорожание строительных материалов вынудило комитет изменить тактику и искать подрядчика. Только в феврале 1840 г. комитет заключил договор о подряде с кишиневским купцом третьей гильдии Ильей Новиковым. Трудности на торгах с подрядчиками возникли в связи с тем, что в смете материалы были заложены по низким ценам, и такое строительство брать в подряд было невыгодно. Торги по подряду проводились три раза. Только Илья Новиков согласился с данными условиями и по договору обязался в соответствии с новой сметой (32032 руб. 47 коп. асс.) возвести здание церкви, начать строительство весной 1840 г. и окончить осенью 1841 г., кроме наружной штукатурки, которую подрядчик обязался произвести весной 1842 г. 15 мая 1840 г. (по старому стилю) состоялась закладка краеугольного камня , надписи на нем согласовывались с епископом Б. Мацкевичем.

Аватара пользователя
Рональд
Местный
Местный
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 08 авг 2009, 23:00
Откуда: Одесса

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение Рональд » 08 апр 2011, 19:55

В ноябре 1841 г. состоялись довыборы в состав приходского строительного комитета. Они были связаны с отъездом из Бессарабии членов комитета Ивана Таранчука и Антония Якубовича . Вместо них кишиневские прихожане избрали в состав комитета советника Областного губернского правления, надворного советника Андрея Миколаевича и правителя канцелярии бессарабского военного губернатора по управлению Измаильским градоначальством коллежского регистратора Федора Яворского , человека очевидно достаточно близкого к военному губернатору П. Федорову. Более полугода работы в здании церкви не велись. Только в июле 1842 г., на заседании комитета в составе И. Гаскета, И. Сильвестровича, Ф. Яворского, последнему было поручено организовать работы по завершению строительства и оформлению интерьера церкви на средства, которые были выделены и которые могут еще поступить в результате сбора пожертвований . На заседании отсутствовала половина состава комитета (П. Менкин и А. Миколаевич по болезни, полковник И. Ште-тер умер). А. Миколаевич не подписал принятое на данном заседании решение, которое ему направили домой. Частое отсутствие на заседаниях комитета некоторых его членов по болезни, занятости или по нежеланию, их неучастие в контроле над выполнением заказов по оформлению интерьера церкви, в будущем обернется неприятностями для прихода и главного распорядителя работ Ф. Яворского. Отсутствие в Бессарабии высокопрофессиональных мастеров, знакомых со спецификой работ и недостаток финансовых средств, значительно усложняли деятельность Ф. Яворского. Он вынужден был приглашать мастеров из Подольской губернии или пользоваться услугами тех иностранных мастеров, которые оказались в это время в Кишинэу. Иногда в процессе выполнения заказов их приходилось менять или, как в случае с мастером из Подолии, Яковом Белянским, отказываться от уже законченной работы . Член комитета И. Гаскет решил, что три иконы, заказанные Я. Белянскому для антипедиумов на алтари, выполнены недостаточно профессионально, а оплата в 300 руб. асс., очень высока. После длительных обсуждений от этих икон отказались. К концу июля Ф. Яворский частично нашел исполнителей и распорядился работами по созданию хоров, алтарей, амвона, икон и необходимой церковной утвари. Все договоры с художниками и мастерами предоставлялись комитету, но заключались при согласии только настоятеля, т. к. остальные члены комитета самоустранились от работы. Алтари, амвон, многие столярные работы выполнялись местными мастерами под руководством Михаила Шеффера, баденского подданного, католика, мастера, уже имевшего опыт работы по оформлению католических церквей в других странах. Он же закупал все необходимые для этого материалы. Габриэль Нусбаум, католик, выполнял токарные работы по дереву, в том числе вытачивал подсвечники разной величины. Карл Гейсин, лютеранин, изготовил сорок стульев и две полированные (частично с позолотой) рамы для боковых алтарей . Мастер Яков Белянский выполнил для главного алтаря и покрыл позолотой цибориум, табернакулюм, раму для большой запрестольной иконы, большие и маленькие подсвечники. Для главного алтаря, по заказу Ф. Яворского, австрийский художник Бец (Пец) написал большой образ Пресвятой Богородицы с Младенцем. В настоящее время эта картина – духовное и историческое наследие предков – является главной иконой Кишиневской епархии. Она находится в построенной для нее в 2003 г. часовне Пресвятой Богородицы Матери Доброго Совета, являющейся покровительницей Кишиневской епархии. Контроль над ходом работ регулярно осуществляли епархиальные и губернские власти и не только по отчетам приходского строительного комитета. Зимой 1842 - 1843 гг. генерал-губернатор Новороссии и Бесарабии, князь М. Воронцов, посетивший Кишинев в сопровождении военного губернатора Бессарабии П. Федорова осмотрел кишиневский католический храм и ознакомился с ходом завершения внутренних работ. П. Федоров в присутствии генерал-губернатора поблагодарил Ф. Яворского за усердие в организации завершения строительства. Это очень возвысило Ф. Яворского в глазах прихожан и общественности столицы. Но очевидно, между членами комитета уже тогда были некоторые разногласия, так как высоких гостей встречали только отец-настоятель И. Сильвестрович и Ф. Яворский . Несогласованность в действиях членов комитета, их амбиции повлияли на усугубление разногласий. Конфликтная ситуация возникла из-за престольной иконы. Иосиф Белен де Балю, член прихода, преподаватель французского языка и рисования в областной гимназии, жертвовал храму собственноручно написанный образ Богоматери со Спасителем на руках при условии, что он будет установлен в главном алтаре. Переговоры он вел с членом комитета А. Миколаевичем. Ответственный за оформление Ф. Яворский, по его словам, узнал об этом только тогда, когда указанная икона была доставлена в храм, а образ, выполненный австрийским художником, уже был установлен в главном алтаре . В результате разбирательств, коронованная икона в позолоченной раме, пожертвованная И. Беленом де Балю, была установлена в храме на почетном месте, но не в главном алтаре. Несколько позднее этот факт и некоторые другие обвинения стали предметом проведения следствия против Ф. Яворского, которого неоправданно обвинили в некомпетентности и непрактичном использовании общественных средств. В апреле работы, в основном, были завершены, святыня была готова к освящению. 28 апреля 1843 г. приходской строительный комитет сообщил губернатору П. Федорову о разрешении Каменецкой Римско-католической консистории освятить построенный в Кишиневе храм 6 мая 1843 г. (по старому стилю). Епископское освящение (консакрация) храма в то время не было осуществлено, так как епископ Б. Мацкевич, благоволивший бессарабским приходам и управляющий епархией с 1809 года, в 1842 году умер и Каменецкая кафедра до 1856 года была вдовствующей. Для благословения (бенедикаты) храма Каменецкой консистори-ей был назначен летичевский декан, отец Брзожовский. Торжество освящения происходило в назначенный срок 6 мая (по старому стилю) 1843 г., и, поскольку не было органа, сопровождалось игрой военного оркестра егерского полка. Музыканты получили разрешение дивизионного командира генерал-лейтенанта де Витте. Об этом ходатайствовал майор 3-ей пехотной дивизии Соболевский. В этот же день для гостей и знатных прихожан был дан обед в помещении дворянского клуба. Угощение для остальных прихожан было организовано во дворе церкви на следующий день. Праздничный обед в дворянском клубе обслуживал личный повар губернатора П. Федорова. По просьбе Ф. Яворского, П. Федоров подарил к праздничному столу из собственных погребов, в числе вин различных марок, по 16 бутылок шампанского и мадеры. Этот факт также говорит о некоторой близости и уважении, которым пользовались католики у губернских властей. Отец Брзожовский, от имени духовного руководства епархии, объявил благодарность членам комитета Ф. Яворскому и А. Миколаевичу, первому - за завершение оформления храма, а второму - за организацию праздничного обеда. Ф. Яворский заслуженно был отмечен епархиальным руководством за свой труд. Алтари, необходимые ритуальные предметы были созданы в соответствии с литургическими правилами того времени и католической традицией. Главный алтарь был деревянный с каменным престолом, пресвитерий был окружен деревянной балюстрадой со ступенями, ведущими к престолу. На нем - табернакулюм, для хранения Святых Тайн и крест черного дерева с серебрянной с позолотой фигурой распятого Христа. В главном алтаре находилась большая коронованная икона Божьей Матери с Иисусом Младенцем на руках в позолоченной раме. Обе короны были позолоченными, на короне Божией Матери находился золотой крестик, украшенный рубинами и жемчужинами. Образ Божией Матери завешивал красный покров с кистями. Перед алтарем висела большая серебряная лампада. Слева от главного алтаря был расположен амвон. В боковых нефах были сооружены алтари и престолы деревянные, к каждому вели четыре ступеньки. В одном из них, на стене над алтарем, находилось распятие на красном фоне из сукна, обрамленное черной рамой. Распятие представляло собой большой черный деревянный крест с позолоченной фигурой распятого Христа. С другой стороны находился алтарь, посвященный Святому Николаю Мирликийскому. Образ святого, написанный на холсте, был специально заказан для этого алтаря. Иконы в боковых алтарях укрывались голубыми занавесками с кистями . Образ Святого Николая, возможно, был написан в соответствии с византийскими канонами, т. к. алтарь создавался специально для про-ведения богослужений, преимущественно в торжественные для императора Николая I и его семьи дни. Члены приходского строительного комитета, выражая благодарственные чувства прихожан, сообщили П. Федорову 21 июля 1846 г., что алтарь этот устроен «… дабы передать позднейшему потомству память ныне царствующего Венценосца, доставившего средства существованию сего храма» . Всего в храме находились 32 иконы разной величины в позолоченных и простых рамах, некоторые из них, также как и экс-вото, были перенесены из старой часовни.

Аватара пользователя
Рональд
Местный
Местный
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 08 авг 2009, 23:00
Откуда: Одесса

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение Рональд » 08 апр 2011, 20:16

Вместо о. И. Сельвестровича руководителем прихода в 1847 г. был назначен отец Николай Цвикла. В 1848 году под его руководством удалось завершить оформление интерьера церкви. Вот как он сам это описывает: «По прибытии к Кишиневскому костелу ксендза Цвиклы, на управление оным, костел этот требовал внутреннего устройства, то при попечительстве его совместно с попечителем г. советником Таранчуком сделана подписка и с пожертвованных прихожанами денег костел расписан во внутри и устроен большой престол» . «Ведомость Кишиневского римско-католического костела о переменах имущества в 1848 году противу ведомости за 1847 год» позволяет нам определить и оценить первоначальный интерьер и внутреннее убранство храма. Декор, сочетающий орнамент, росписи и лепку был решен в целостном и гармоничном ансамбле. Внутри храм был окрашен в темно-лиловый цвет. Стены по всему периметру здания были разделены широкими белыми полосами, имитирующими каменные пилястры алтарной абсиды (пресвитерия). Таким образом, начинаясь в пресвитерии и охватывая все помещение, пилястры служили декоративным элементом, членящим стены и украшающим церковь.Стенные росписи выполнялись профессиональными художниками. Декоративным обрамлением оконных проемов в боковых нефах также служили росписи. Фронтоны над всеми окнами были расписаны орнаментом из листьев аканта, который повторял конфигурацию коринфских капителей колонн и лепнину карниза. Бока оконных ниш были расписаны миртовыми ветвями. Стволы и базы колонн, отделяющих главный неф от боковых, были окрашены под темный мрамор. Фризы над колоннами расписаны арабесками, а карниз украшен лепниной. На свод потолка пресвитерия были нанесены росписи, делящие его на три части и иллюзорно расширяющие пространство. Свод над алтарем был украшен изображениями херувимов и живописными розетками. На своды потолка над ризницей были нанесены многофигурные композиции на темы из Нового Завета с правой стороны от каменной арки, а из Ветхого Завета – с левой стороны. На самой же каменной арке, находящейся над престолом, было написано на латинском языке – «Uni Trinoquae Domino». На другой каменной арке, отделяющей пространство пресвитерия от главного нефа, находилась надпись: «Beatam me dicent omnes generationes Maria ancillam humilem vespexit Deus», прославляющая Пресвятую Богородицу, которой был посвящен главный алтарь. В центральном нефе свод потолка был разделен арками, выполненными белой краской. Симметрично нанесенные, они служили продолжением каменных арок и визуально увеличивали пространство. Арки были расписаны фигурами херувимов и большими розетками. Пространство между арками было заполнено арабесками, в центре которых находились вензеля с большими розетками. Потолок в боковых нефах был расписан двумя видами розеток, а под хорами - арабесками. В красочной гамме было характерно преобладание сдержанных изысканных тонов.Украшением церкви был и конфессионал (исповедальня). Выполненный из черешневого дерева, отличающегося розовым цветом, отделанный искусной резьбой, он был покрыт политурой цвета орехового дерева, также были окрашены и 14 скамеек, которые гармонично вписывались в интерьер храма, завершая его цветовое решение. Конфессионал представлял собой большую деревянную кабину с сидением для священника, по обе стороны которого, с левой и правой стороны, были решетки. Пространство у решеток с внешней стороны было огорожено для удобства исповедующихся. По обеим сторонам двери, ведущей в конфессионал, находились пилястры над ними - резные украшения тонкой работы, выполненные в стиле росписей потолка – арабески, а выше – розетки. Над самой дверью было помещено символическое изображение Святого Духа с расходящимися лучами. Общую композицию объединял и завершал шар с расположенным над ним крестом.

Неля Саганова. Кишиневский римско-католический приход "Божественного Провидения" в первой половине XIX века//ANALECTA catholica.I.Chisinau.2005

Аватара пользователя
zekas80
Местный
Местный
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 18:24

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение zekas80 » 08 апр 2011, 20:24

Рональд писал(а):Ну вообще-то католическая община добивалась возвращения своих законных владений начиная с 1994 года.Мы даже писали в Рим Папе. Монсеньор Антоний Коша постоянно поднимал этот вопрос на заседаниях курии.Но как видим,воз и ныне там...Стремимся в Европу? :wall:
При Костине АО "Рестаураторул" и Детской студии мультипликации "Флоричика" было дано 3 дня на отселение из Дома Семиградова. (ул. Пушкина). Это здание АО за свои кровные денежки привело в надлежащий порядок Сейчас в этом здании Румынское посольство, а "Флоричика" вероятно умерла.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13120
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение corax » 09 окт 2011, 12:16

Вид на костёл с угла соврем. ул. Митр. Дософтей и Сфатул Цэрий.
Межвоенный период.
Кстати, видны заасфальтированные тротуары.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение Дмитрий Л. » 09 окт 2011, 12:42

corax писал(а):Вид на костёл с угла соврем. ул. Митр. Дософтей и Сфатул Цэрий.
Межвоенный период.
Кстати, видны заасфальтированные тротуары.
Прошу обратить внимание на соотношении расстояния нынешнего расположения Костела по отношению к проезжей части дороги !
Костел не двигали , а вот дорога на 10м. передвинулась . Или нет ?!

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13120
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение corax » 09 окт 2011, 12:47

Дмитрий Л. писал(а): Костел не двигали , а вот дорога на 10м. передвинулась . Или нет ?!
Ну здесь вообще странновато смотрится, что-то с перспективой наверное.
Мне вот даже показалось, что на этой фотографии костёл как будто ближе к нынешней Сфатул Цэрий.
На самом деле, конечно, не так - но кажется!

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение Дмитрий Л. » 09 окт 2011, 14:06

corax писал(а):...не так - но кажется!
Давай снимем с той же точки ? Фото может быть зеркальным :yes: !

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13120
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение corax » 09 окт 2011, 14:15

Дмитрий Л. писал(а):
corax писал(а):...не так - но кажется!
Давай снимем с той же точки ? Фото может быть зеркальным :yes: !
Если и зеркальное - то определить не представляется возможным.
Здание само по себе симметрично, и расположено ровно в центре квартала.
А других ориентиров - нет :unknown:

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение Дмитрий Л. » 09 окт 2011, 18:44

corax писал(а):Если и зеркальное - то определить не представляется возможным.
Здание само по себе симметрично, и расположено ровно в центре квартала.
А других ориентиров - нет :unknown:
Не совсем зеркальное , но на таком расстоянии не заметить . На колокольнях с одной стороны Т-авро с другой рельс .

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4188
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение Смолин Евгений » 16 окт 2011, 13:14

Дмитрий Л. писал(а):
corax писал(а):Если и зеркальное - то определить не представляется возможным.
Здание само по себе симметрично, и расположено ровно в центре квартала.
А других ориентиров - нет :unknown:
Не совсем зеркальное , но на таком расстоянии не заметить . На колокольнях с одной стороны Т-авро с другой рельс .
Это сейчас.
отпр.1909г..jpg
Издательство Шехтер и сыновья.jpg
Более позднее фото. Межвоенный период не получается, ограждение со столбами.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение Дмитрий Л. » 16 окт 2011, 16:17

Смолин Евгений писал(а):...Более позднее фото. Межвоенный период не получается, ограждение со столбами.
Шехтер и сыновья работали ( выпускали открытки в том числе ) до 1917 года . По межвоенному периоду не припомню открыток Костёла .

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4188
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение Смолин Евгений » 16 окт 2011, 16:37

corax писал(а):Вид на костёл с угла соврем. ул. Митр. Дософтей и Сфатул Цэрий.
Межвоенный период.
Кстати, видны заасфальтированные тротуары.
(с викимапии, Ionelus)
Дмитрий Л. Речь идет про это фото. В настоящее время и на нижнем фото ограждение костела без каменных столбов, а на фото Ionelus каменные.

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение Дмитрий Л. » 16 окт 2011, 18:44

Смолин Евгений писал(а):
corax писал(а):Вид на костёл с угла соврем. ул. Митр. Дософтей и Сфатул Цэрий.
Межвоенный период.
Кстати, видны заасфальтированные тротуары.
(с викимапии, Ionelus)
Дмитрий Л. Речь идет про это фото. В настоящее время и на нижнем фото ограждение костела без каменных столбов, а на фото Ionelus каменные.
Понял , я ошибся подумав что Вы проиллюстрировали межвоенный период открыткой Шехтера . Прошу Прощенья !

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение rimty » 08 ноя 2011, 14:56

Румынский Почетный караул в Римско-католической церкви после смерти маршала Ю. Пилсудского, (1935 год).

фото из указанного Ionelus-ом источника - http://www.tpr.pl
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

moldova_azp
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1123
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 16:06

Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)

Сообщение moldova_azp » 10 ноя 2011, 14:41

На этой фотке тоже виден.
А что за здание с белым куполом виднеется через дорогу от него (возле Стяуа Рошие)?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «Старые церкви Кишинёва»