Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
Модератор: rimty
Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
Духовный центр Кишинёвской римско-католической епархии – это Кафедральный собор Божественного Провидения в Кишинёве. Здесь находится кафедра епископа, а в часовне, прилегающей к собору, хранится икона Святой Девы Марии, Матери доброго совета – покровительницы епархии.
На нынешнем месте храма, в 20-е гг. XIX-го века была возведена часовня – плод работы Божьего Провидения и вклада прихожан. Часовня эта, как и следовало, была посвящена Божественному Провидению. Если внешне часовня была довольно проста, но интерьер ее был декорирован лепкой и украшен множеством икон. Несмотря на небольшие размеры, в ней располагалось 3 алтаря и ризница.
В 30-е гг XIX-го века, вследствие возрастающего числа верующих, было принято решение о строительстве церкви. Однако для начала работ было недостаточно средств, поэтому было подано ходатайство о выделении государственной помощи, на что царь Николай I-ый выделил 20.000 рублей.
Проект церкви был разработан в столице Российской империи – в Санкт-Петербурге. В его разработке принял участие Иосиф И. Шарлеман, архитектор, скульптор, профессор архитектуры Академии изобразительных искусств Санкт-Петербурга; он считается автором проекта Кафедрального римско-католического собора в Кишинёве. Он происходил из семьи, члены которой занимались архитектурой. Его старший брат, также архитектор, Л.И. Шарлеман (1788-1845) работал вместе с другими архитекторами над сборником проектов римско-католических церквей в неоклассическом стиле. По всей вероятности, проект, выполненный в Кишинёве, относился к этому сборнику.
Проект храма был одобрен 18 июля 1838 года Советом путей сообщения и публичных зданий и в 1840-м году рекомендован для выполнения в Кишинёве. Смета и объяснительная записка были составлены архитектором города Кишинёв Лукой К. Заушкевичем. Архитектура римско-католического собора была реализована в духе позднего неоклассицизма, по моде, существовавшей в то время в России, находившейся под влиянием архитектуры итальянского Возрождения. Это было свидетельством эклектических взглядов, которые стали проявляться в искусстве того времени.
Построенный храм в плане представлял вытянутое прямоугольное здание. Внутреннее пространство храма было расчленено на три нефа двумя продольными рядами колонн, по 6 в каждом. Средний неф со сводчатым деревянным потолком выше боковых нефов. Он завершался полукруглой алтарной абсидой. Предназначенная для главного алтаря абсида была украшена каменными арками, пилястрами, с капителями ионического ордера и двумя высокими окнами, где предполагалось разместить витражи. В абсиде по бокам алтаря были построены две комнаты. В одной располагалась ризница, в другой хранились церковные принадлежности, а при входе в храм над дверями были сооружены хоры, огороженные перилами с выточенными из дерева фигурными балясинами.
Первоначально главный алтарь был деревянный с каменным престолом, пресбитерий был окружен деревянной балюстрадой со ступенями, ведущими к престолу. На нем – табернакль для хранения Святых Тайн и крест черного дерева с серебряной с позолотой фигурой распятого Христа. В главном алтаре находилась большая коронованная икона Божьей Матери с Младенцем Иисусом на руках. В боковых нефах были сооружены алтари и престолы деревянные. В церкви было множество икон, скульптуры воскресшего Христа и четырех ангелов.
14 октября 1963 года, постановлением Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР собор был закрыт. Кишиневские власти опасались сообщать верующим об этом решении сразу. Только в 1964 году они насильственным путем заставили верующих покинуть его. 30 сентября 1964 года церковь была отдана на нужды построенной рядом с ней, на территории принадлежавшей приходу Божественного Провидения, школы № 56 и была превращена в актовый зал. В результате петиций и делегации, отправленных в Москву, приходу выделили для служения литургий часовню на армянском кладбище.
Позднее в здании церкви решением Кишиневского городского совета и Министерства культуры МССР была размещена студия звукозаписи и склад кинематографической студии «Молдова-фильм». В 1988 году началось переоборудование церкви под поэтический театр.
Лишь в 1989 году, после многочисленных обращений к центральным властям СССР, Красному Кресту и ООН, здание церкви был возвращено приходу и верующим, акт передачи был подписан 26 июля 1989 года.
Взято с http://www.catolicmold.md
На нынешнем месте храма, в 20-е гг. XIX-го века была возведена часовня – плод работы Божьего Провидения и вклада прихожан. Часовня эта, как и следовало, была посвящена Божественному Провидению. Если внешне часовня была довольно проста, но интерьер ее был декорирован лепкой и украшен множеством икон. Несмотря на небольшие размеры, в ней располагалось 3 алтаря и ризница.
В 30-е гг XIX-го века, вследствие возрастающего числа верующих, было принято решение о строительстве церкви. Однако для начала работ было недостаточно средств, поэтому было подано ходатайство о выделении государственной помощи, на что царь Николай I-ый выделил 20.000 рублей.
Проект церкви был разработан в столице Российской империи – в Санкт-Петербурге. В его разработке принял участие Иосиф И. Шарлеман, архитектор, скульптор, профессор архитектуры Академии изобразительных искусств Санкт-Петербурга; он считается автором проекта Кафедрального римско-католического собора в Кишинёве. Он происходил из семьи, члены которой занимались архитектурой. Его старший брат, также архитектор, Л.И. Шарлеман (1788-1845) работал вместе с другими архитекторами над сборником проектов римско-католических церквей в неоклассическом стиле. По всей вероятности, проект, выполненный в Кишинёве, относился к этому сборнику.
Проект храма был одобрен 18 июля 1838 года Советом путей сообщения и публичных зданий и в 1840-м году рекомендован для выполнения в Кишинёве. Смета и объяснительная записка были составлены архитектором города Кишинёв Лукой К. Заушкевичем. Архитектура римско-католического собора была реализована в духе позднего неоклассицизма, по моде, существовавшей в то время в России, находившейся под влиянием архитектуры итальянского Возрождения. Это было свидетельством эклектических взглядов, которые стали проявляться в искусстве того времени.
Построенный храм в плане представлял вытянутое прямоугольное здание. Внутреннее пространство храма было расчленено на три нефа двумя продольными рядами колонн, по 6 в каждом. Средний неф со сводчатым деревянным потолком выше боковых нефов. Он завершался полукруглой алтарной абсидой. Предназначенная для главного алтаря абсида была украшена каменными арками, пилястрами, с капителями ионического ордера и двумя высокими окнами, где предполагалось разместить витражи. В абсиде по бокам алтаря были построены две комнаты. В одной располагалась ризница, в другой хранились церковные принадлежности, а при входе в храм над дверями были сооружены хоры, огороженные перилами с выточенными из дерева фигурными балясинами.
Первоначально главный алтарь был деревянный с каменным престолом, пресбитерий был окружен деревянной балюстрадой со ступенями, ведущими к престолу. На нем – табернакль для хранения Святых Тайн и крест черного дерева с серебряной с позолотой фигурой распятого Христа. В главном алтаре находилась большая коронованная икона Божьей Матери с Младенцем Иисусом на руках. В боковых нефах были сооружены алтари и престолы деревянные. В церкви было множество икон, скульптуры воскресшего Христа и четырех ангелов.
14 октября 1963 года, постановлением Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР собор был закрыт. Кишиневские власти опасались сообщать верующим об этом решении сразу. Только в 1964 году они насильственным путем заставили верующих покинуть его. 30 сентября 1964 года церковь была отдана на нужды построенной рядом с ней, на территории принадлежавшей приходу Божественного Провидения, школы № 56 и была превращена в актовый зал. В результате петиций и делегации, отправленных в Москву, приходу выделили для служения литургий часовню на армянском кладбище.
Позднее в здании церкви решением Кишиневского городского совета и Министерства культуры МССР была размещена студия звукозаписи и склад кинематографической студии «Молдова-фильм». В 1988 году началось переоборудование церкви под поэтический театр.
Лишь в 1989 году, после многочисленных обращений к центральным властям СССР, Красному Кресту и ООН, здание церкви был возвращено приходу и верующим, акт передачи был подписан 26 июля 1989 года.
Взято с http://www.catolicmold.md
Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
Фотография из фотоальбома Кондрацкого (1889 год).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
На монумент.сит.мд есть фотография костёла в момент одного из последних ремонтов его фасада:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
Другие современные фотографии костёла.
Сентябрь 2007 года.
Сентябрь 2007 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
Май 2009 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
Октябрь 2009 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
Ноябрь 2009 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
Ноябрь 2009 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
В сравнении.
Конец XIX - начало XX вв - 2009 год.
Конец XIX - начало XX вв - 2009 год.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
Прошу прощения за комментарий не очень по теме,но вспоминается такая история.Когда мне было лет около двадцати я увлекался фотографией и везде таскал за собой свой старенький "Зенит С".corax писал(а):Октябрь 2009 года.
И вот,однажды в городе Каунасе меня поразила несуразица с символами:на левом крыле здания стоит католический крест,а на правом-красная звезда.И башенки,как у этого костела.Даже сфотографировал,но частые переезды и пешие переходы не позволили мне это все сохранить и Вам представить.
Поверьте на слово.
-
- Гражданин
- Сообщения: 4174
- Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
- Откуда: Кишиневъ
Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
Часто прохожу рядом ( в школьное время года ) , на 2х колокольнях Кирхи разные железные балки . На одной тавр , на второе рельсы . Наверное не синхронность из-за реставрации ?!
Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
Ну вообще-то Костел это Католическая церковь,а кирха-лютеранская. В этом костеле я пел в хоре,крестил племянника,каждое воскресенье и субботу мы вместе с ойче Штефаном Сокачиу или с нашим бискупом Антонием ездили на природу...Помню сестру Горетти,сестру Марию...Было это ,страшно сказать,почти пятнадцать лет назад...
-
- Гражданин
- Сообщения: 4174
- Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
- Откуда: Кишиневъ
Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
Я тоже видел это не соответствие . На табличке : ,,Охраняется Государством ...,,Рональд писал(а):Ну вообще-то Костел это Католическая церковь,а кирха-лютеранская.
Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
Потрясающие снимки,потрясающие темы.Я видел его другие работы.Мастер.В этом костеле никогда не был.Даже не подозревал,что там так красиво.Очень рад за всех верующих.
Из других его работ меня потрясли фотографии Балаклавской бухты и военной базы под Севастополем.И Комсомольского озера тоже.Здорово.
Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
Надо бы совершить туда экскурсию!Кто За?
Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
Ребята, не надо. По одному. Там такая атмосфера,что располагает остаться один на один со своими грехами...Хотя,может я и неправ.
- er-xvl
- Модератор
- Сообщения: 2700
- Зарегистрирован: 30 апр 2009, 19:27
- Откуда: 47*02'19.4"N 028*52'07.5"E
Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
Моя старшая сестра закончила 56-ю школу в 1968 (на смену в 69-м пришел я). По ее воспоминаниям во второй половине 60-х был как бы это по-мягче сказать, "демонтирован" оргАн, в результате трубки валялись по всему школьному двору. Помещение использовалось как филиал всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия".
2 Алексей: Фото Бени представлены в его ЖЖ: http://benia.livejournal.com/ Обязательно посмотрите свежий репортаж о сплаве на плоту по Днестру. Уверен, Вам понравится.
2 Алексей: Фото Бени представлены в его ЖЖ: http://benia.livejournal.com/ Обязательно посмотрите свежий репортаж о сплаве на плоту по Днестру. Уверен, Вам понравится.
Re: Костёл (Кафедральный Собор Божественного Провиденья)
Схвачено.Спасибо.er-xvl писал(а):Моя старшая сестра закончила 56-ю школу в 1968 (на смену в 69-м пришел я). По ее воспоминаниям во второй половине 60-х был как бы это по-мягче сказать, "демонтирован" оргАн, в результате трубки валялись по всему школьному двору. Помещение использовалось как филиал всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия".
2 Алексей: Фото Бени представлены в его ЖЖ: http://benia.livejournal.com/ Обязательно посмотрите свежий репортаж о сплаве на плоту по Днестру. Уверен, Вам понравится.