Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Модератор: rimty

Аватара пользователя
Рональд
Местный
Местный
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 08 авг 2009, 23:00
Откуда: Одесса

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение Рональд » 20 янв 2012, 00:25

По дороге мы заметили одного парня, нашего знакомого по гетто. Он стоял к нам спиной недалеко от нас. Мы его узнали и хотели окликнуть, его звали Дима. В это время выбежал немец и прикладом автомата разбил ему голову. Это произошло так внезапно, что мы даже не успели произнести его имя. Мы, естественно, остановились и переждали несколько минут, пока немец удалился, и только тогда мы решили приблизиться к этому парню, в надежде, что он живой, но он оказался мертвым, и мозги его лежали рядом с головой. Мы поняли, что мы ему ничем не поможем и ушли дальше в сторону реки.

Шли осторожно, не разговаривали между собой и, когда подошли ближе к реке, мы услышали немецкую речь и поняли, что нам не удастся перебраться на другую сторону реки. В то время река уже была разморожена, по реке плавали льдины, и, по-любому, задуманное нам не удалось осуществить. И мы потихоньку стали отходить назад. Итак, мы опять остановились и стали размышлять, что нам делать дальше. Мы решили подняться в гору, чтоб уйти подальше от немцев, голоса которых были всё ещё слышны. Когда мы взобрались на гору, я предложил ребятам вернуться назад в гетто и пойти к месту, где был расположен детский дом.

Я всё ещё надеялся, что в немцах хоть что-то сохранилось человеческое, и в детский дом они не пойдут. Практически, мы находились уже далеко от этих мест. И, опять оглядываясь по сторонам и не разговаривая между собой, чтобы нас никто не заметил, мы пошли. Мы увидели, что по земле был протянут немецкий провод. Мы понимали, что это провод для их связи. Я сказал ребятам, что если мы перебьём проводку, немцам придется раньше отступить, так как они будут лишены связи. Но у нас ничего не было с собой, чем бы мы могли испортить их связь. Мы нашли какие-то камни и по очереди рвали их проводку. Не успев до конца разорвать её, мы услышали гул и решили удалиться. Помогли ли мы нашим войскам тем, что нарушили связь, мы не знали. Мы двинулись дальше и, наконец-то добрались до детского дома на территории гетто.

Двери были заперты. Мы начали стучать. К дверям подошла старушка и сказала, чтоб мы немедленно ушли, и, что нам никто не откроет дверь, и они нас не пустят. Они очень боялись, что за нами плетется какой-то немецкий хвост. Но нам некуда было идти; это был последний шанс нашего спасения, и мы слёзно просили впустить нас. На наш разговор и мольбу подошёл один парень нашего возраста, изнутри открыл нам дверь, и мы вошли. Там ещё было несколько ребят нашего возраста. Мы рассказали о наших приключениях и просили, чтобы ни в коем случае не собирались все вместе, поскольку немцы могут войти и в этот дом.

Несмотря на то, что в душе теплилась надежда, что немцы не пойдут в детдом убивать детей, мы очень боялись. Внутри был вход на чердак, куда вела большая лестница. Я предложил, чтобы ребята постарше поднялись на чердак и подняли лестницу за собой. Но кроме нас троих это предложение никто не поддержал. А нам троим поднять лестницу, которая была тяжелее нас раз в десять, было не под силу. Итак, мы остались внизу все вместе. На мгновение нам стало так хорошо, мы обсуждали и гадали, что мы будем делать, когда придет освобождение.

И в этот момент раздался стук в дверь. Стучал немец и приказал открыть. Ребята начали прятаться кто куда: кто под кровать, кто в угол. Но немец вошёл и отобрал троих ребят, нас он миновал. И когда он их вывел из дома, где-то через пару минут, мы услышали выстрел. Оказалось, что одного он успел убить, второго ранил, а третий убежал. У парня, который был убит, была сестра в детском доме, всю войну они прошли вместе. И, казалось бы, когда все ужасы воины были позади, и впереди нас ожидали лучшие времена, сестра убитого осталась одна. Это была трагедия, когда она увидела убитого брата. Все трое суток до освобождения нашего города мы находились в детском доме, не выходя на улицу.

Аватара пользователя
Рональд
Местный
Местный
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 08 авг 2009, 23:00
Откуда: Одесса

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение Рональд » 20 янв 2012, 00:47

Воспоминания Крысь Гершеля Янковича
.5 августа 1941г. немцы захватили Балту.Наши войска выгнали немцев на несколько дней,но потом немцы вернулись и началась оккупация Балты.С первых дней,когда фашисты захватили Балту,начались облавы на евреев.Евреи прятались кто в подвалах,кто на чердаках.Немцы кого споймали на улице,расстреливали . Массовые расстрелы были в Балте в первое время.Они захватили очень много евреев,мужчин.Завезли их недалеко от села Перелеты и расстреляли.Их было где то 200 человек В середине сентября 1941г. был издан приказ жандармерии,о том что все евреи города Балта,а в Балте до войны не было улицы, где не жили бы евреи,должны перейти на три улицы.Представляете,евреи в Балте жили на ста улицах,а должны перейти на три..Это 1,2,3 Синянские и улица Кузнечная до моста.В каждом доме жило по 20-30 человек.В домах, где были синагоги,стало как в общежитиях,там жило очень много людей.Каждый день немцы и полицейские заходили в дома и что они хотели,то и брали.Итак это было каждый день.Были облавы,нельзя было выйти на улицу.Людей брали на работы и потом очень многие не вернулись.До сих пор многие не знают,о судьбе своих близких.В сентябре началось формироваться гетто в Балте.

Декабрь 1941г,был сильный мороз.Висел приказ,что все евреи должны выйти в 7 утра,взять с собой какие-то вещи для отправки.Пришли еврейские полицейские из общины и дали нам в дорогу хлеб,при этом сказав: «Мир гим дир фраш бройт а год золефн ах грипгит тойт» (Мы даем Вам свежий хлеб и дай бог чтобы Вы имели легкую смерть).А кто не выходил,то немцы и полицейские стреляли и заставляли всех выйти.Нас собралось очень много людей:старики,женщины и дети.Построили нас на улице 1 Сенянской,возле дома где жил начальник полиции Коля Парапан.Он жил в еврейском доме на 1 Сенянской.И нас гнали 3-4 дня,по дороге многие не выдерживали.Мама несла на руках моего братика,который родился 1-го июля 1941г.Ей говорили, куда ты его несешь,выброси его.Но,мама спасла всех своих детей.Кто не мог ходить,то немцы и полицаи стреляли.Первая остановка была в селе Лесничевка.Румыны сильно били тех,кто не мог идти.Дети сильно плакали.После этого пришли в село Волегополь.Только на 4 день нас загнали в село Балонивка,недалеко от станции Бершадь.Нас загнали в эти бараки.Было очень много людей из Котовска,Саврани,Молдавии.И вот когда нас загнали в эти бараки и мы были рады хоть чуть чуть отдохнуть,то нам не дали покоя.Немцы пьяные заходили и искали девочек.В этом бараке, где я находился, увезли мою знакомую,которая жила на нашей улице.Только утром она пришла побитая и измученная.Много девочек вообще не вернулись.На утро нас подняли очень рано,дали лопаты и мы копали ямы для трупов.В этих бараках было очень много трупов.И так каждый день.Новые партии евреев и новые ямы.Мучали.Брали нас на работу чистить снег,картошку для немецких солдат.Люди не выдерживали и умирали от голода и холода.Питались за счет обмена своих вещей на продукты у крестьян.Барак был огорожен проволкой.Были люди которые подходили и отдавали последнюю рубашку,обувь,то что могли взять с собой.Меняли на картошку,на что попало.Лишь бы, было что кушать.На станции Бершадь стояли немецкие войска и нас туда брали на работы.Каждый день половина людей не возвращалась. А в Балонивке было страшное дело.В бараках,мы встали утром и увидели, что сидим на мертвых людях.Это ждало нас.Кто остался в Балонивке,после нашего побега,погибли и там остались.Это было страшное место.По дороге в село Балонивка очень много людей осталось лежать на замершей земле.Кто не мог ходить, тех растреливали. . Во время этапа из Балты, в пути замерзла моя тетя Этель Фавелюкис В Балонивке не было никакой общины.Были только немцы и полицаи.Женщин и детей,на работы не брали и они сидели голодные в этих бараках.Кто где работал,хоть что то мог найти поесть.В этом селе ,мы были лично до начала февраля 1943г.В начале февраля,мы понимая,что пока мы еще двигаемся,решили бежать.Мы сбежали.Двигались только ночью,днем было нельзя.Прятались ночью в сараях.Нас было всего человек 15.Это наша семья и еще люди.Так мы вернулись обратно в Балту.В Балте уже при гетто была община,вели учет кого куда брали на работу.Утром два полицейских нас распределяли по работам.Я помню такой момент когда нас взяли человек 50 на работу,в том числе и я и погнали на Балтскую станцию,это 7 км. от Балты.Мы там грузили ящики,уголь.Работали там 15 дней.Когда немцы увидели,что мы уже падаем,то поменяли нас.Когда мы возращались обратно в гетто,то немцы пьяные и полицейские,увидев нас,стали по нам стрелять.Мы стали убегать в разные стороны,но все равно 28 человек были убиты.Немцы строили большой аэродром в село Перелеты,это было вообще страшное дело.Там было хуже,чем где то..Кто попадал туда,тот редко возращался.В том числе там был наш Бондарь,Балтский.Он вернулся.Там был мой дядя,так он упал не мог подняться.Подошел немец и застрелил его.Так было каждый день.Убивали.. Через два дня взяли новую партию людей работать на Балтскую станцию.На следующий день их отпустили и они пошли обратно в гетто.По дороге они встретили группу немцев,которая направлялась в сторону вокзала.Всех мужчин погнали в колхозный свинарник,недалеко от Балты и подожгли.Так закончилась жизнь 65 человек,только потому что они евреи.Из Балтского гетто каждый день брали на работу.Я помню нас выгнали на работу,человек 40.Это начало 1943г.,зима,снег лежал.А нас не куда было направить и нас выгнали на Балтский стадион.Разделили по 20 человек,отвели к разным воротам и заставили нас чистить снег.Когда мы дошли до середины и встретились,так мы наш снег тянули на ихние ворота,а они на наши ворота.Так длилось целый день,мы уже падали,а от снега вода осталась.Так мы целый день катали снег с места на место.Такие издевательства были.Издевались над маленькими детьми.Румыны открыли фабрику по изготовлению валенок,на территории бывшего кожзавода.Там работали евреи и местное население.Местному населению платили деньги,а нам давали только поесть один раз в день.При фабрике открыли цех по ремонту битых валенок и в нем работали все сапожники разных национальностей.Отец мой и я там тоже работали,но денег нам не платили.Румыны ездили по селам и собирали там старые валенки у населения.Потом заставляли нас их ремонтировать.Норма была две-три пары в день.

Конец 1943г.,были разговоры,что в Балте много партизан.Начали искать.Все спрятались.Вот я и другие узники старались забежать в дом ,где очень много людей.Так, когда заходили немцы и видели много людей,то не так агрессивно вели себя. Как раз в этот момент мимо проходили два немца пьяных и зашли в наш дом,нас было человек 15, где были женщины и я в том числе.Немец взял меня за чуб,вывел во двор,поставил возле забора.А люди,что они могли сделать.Взял вскинул автомат и сказал,чтоб я стал лицом к забору.Я стою и жду.Вдруг слышу стреляют,а я стою.И боюсь посмотреть назад.В этот момент выбежала женщина с двумя маленькими детьми ,так он их застрелил.Я не знал,слышу, что стреляют.А тут слышу женский голос: «Гриша,Гриша – заходи».Я поворачиваюсь и вижу ,в двух метрах от меня лежит женщина и двое детей.Меня не убил,а их убил.Не было дня чтоб не убивали.Там у нас на 1 Сенянской была речка и очень большой камыш и все туда бежали прятаться. Был приказ,кто выйдет из гетто,того убьют.С первой Сенянской можно было перейти на следующую улицу ,где было гетто, был только один переулок,откуда можно было пройти.А если уже вышел через мост,до базара,то все.Люди вообще боялись ходить.Были полицаи,немцы,румыны.Гетто не было ограждено колючей проволкой.Крестьяне из близлежащих сел,опасались,но все же заходили в гетто и меняли вещи на еду.Вокруг Балты 15-20 сел и люди приезжали и менялись.Были у нас знакомые русские и украинцы,которые нам очень помогали.Приносили кушать.Спрятать нас они боялись.Там жила одна наша знакомая недалеко,так она взяла к себе еврейских детей и спрятала.Так зашли немцы и их всех,в том числе и эту женщину с семьей расстреляли.В Балте было два детских дома,где большинство было детей из Бессарабии.В этих двух детдомах было где то 100 детей.Еврейская община им помогала,давала кушать.Там были дети до 15 лет.Была еврейская больница,на первой Сенянской в гетто.Там был большой дом,еврейские врачи,которые помогали.Люди болели.Сложные лечения не делали.Еврейская община помогала людям в больнице.Когда брали нас на работу,то община нам раздавала пайку хлеба и картошку.В Балте выжило очень маленькое количество евреев,находившихся в гетто..Поддерживали друг друга хорошим словом.В Балту гнали из всех сторон.Очень сильно пострадали евреи из Бессарабии.Нам, как местным еще помогали,а им никто не помогал,они были чужие.Отец мой работал сапожником .Ему приносили то картошку,то муку.И мы делились со своими знакомыми,помогали им выжить. Когда прибыла новая большая партия евреев из Бессарабии,то там было много богатых,они устроились в еврейскую общину и руководили.Установили списки жителей гетто и графики работ.В селе Песчаны,недалеко от Балты был очень большой партизанский отряд.Каждое воскресенье они появлялись на Большом базаре,а там были две еврейские девочки связные и мы через них узнавали как двигается фронт.А перед этим в конце 1943г. захватили этот отряд и они сидели в тюрьме и за 5 дней до освобождения Балты их всех расстреляли.Там было много евреев,в том числе две мои знакомые сестры Гельдман. Местным полицейским ,уже ближе к 1943г мы очень часто в гетто оказывали сопротивление.Нас собиралось человек 20 и мы выясняли отношения.Когда нас брали на работу,были такие моменты мы грузили пустые ящики,а снаряды выкидывали.Старались мешать немцем. Уже в 1943г. мы очень много встречались с ребятами из партизанского отряда и они говорили нам,чтоб мы держались,что скоро освободят Балту.Мы ждали каждый день освобождение и это помогало нам выжить.Мы думали ну еще день,еще и будет победа.Когда шли на работу,друг от друга узнавали новости.Те кто умирал на территории Балтского гетто,разрешали хоронить.Ложили на подводы и копали на кладбище общие могилы.Ложили отдельно женщин,мужчин,детей. В селе Перелеты, немцы строили аэродром.Туда брали только евреев.Они жалели патронов на нас,чтоб мы мучились там.Там были из Балты,Бершади,Радивки,Котовска.Начало марта 1944г.,когда фронт подошел ближе к Балте,люди прятались в подвалах ,в деревнях.Немцы больше 50% оставшихся в живых евреев,перед самим отступлением расстреляли.Они просто озверели,не считались ни с кем.Румыны еще были,но уже не участвовали.Полицейские были хуже румын. Полицейские были из Балтских,местные.Ходили с повязками.Сказать сколько всего погибло в Балтском гетто очень сложно,так как там были не только Балтские.Нас освободили 29 марта 1944г. Очень много бессарабских евреев остались жить в Балте.Наш дом находился на территории гетто.Мы до войны жили по улице Сенянской 26.Но, когда нас выгнали в село Балонивку,полицейский занял наш дом.После возвращения в Балту,в гетто,мы жили у родственников.Когда евреи ушли в гетто,то крестьяне из окрестных сел захватили их дома,вещи,имущество.Когда освободили Балту,то очень много евреев забрали свои дома.В этих домах все 32 месяца оккупации жили другие люди.Все было разграблено.Город Балта было еврейское местечко,здесь до войны проживало 80% евреев.Каждый боролся за свой дом.Я после освобождения Балты,в своем доме не был.

Аватара пользователя
Рональд
Местный
Местный
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 08 авг 2009, 23:00
Откуда: Одесса

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение Рональд » 20 янв 2012, 00:56

Ройтбак Рива Гершковна

Я родилась 23 августа 1934г. в г.Балта. Жили мы на Красном Яру. Отец мой Галис Герш Иосифович,1901 г. рождения был извощик., мама моя Галис Блюма Янкелевна была домохозяйка. Нас в семье было четверо детей: старшая сестра Маня – 1926 г.р., брат Яша – 1927 г.р., я и младший брат Юзик-1939 г.р. Когда немцы оккупировали Балту, нас всех согнали в гетто. Мама, я и младший брат Юзик находились в комнате, где было полно людей. Все окна были завешаны простынями. У одного из окон стоял старик, на нем были твылн, талыс и др.Он молился и иногда через щелочку выглядывал на улицу. Я сидела в углу и смотрела, как он молится. Вдруг раздался стук в дверь: «Откройте дверь..»Все молчали. Они взломали дверь и вошли в комнату. Это были румынские полицаи и немцы. Это было зимой. Я схватила свое пальтишко на голову и выбежала на улицу, пряталась по углам. Через какое-то время вернулась, дверь валялась, а на полу лежали труппы в крови. Я очень испугалась и с плачем побежала к нашим друзьям. Какая радостная встреча была, когда я увидела маму с братом..Мы жили в комнате, где была кровать и большой сундук. Когда приходили брать на работу молодых девушек, моя сестра Маня пряталась в сундуке. Свирепствовал сыпной тиф. Немцы старались убивать больных тифом, а сестра была больна тифом. Она часто лежала в сундуке, а я и Юзик сидели на сундуке и трусились от страха. В какой-то день делали дезъинфекцию. Всех мужчин и женщин, раздевали абсолютно голыми и стригли под машинку. Всю одежду и постельное бросали в какой то барабан для дезъинфекции. Мы жили на первой Сенянской, недалеко от речки. Я просидела целый день в камышах, где были всякие букашки, лягушки. Зато вечером вернулась домой со своими косичками. В Котовске жила родная сестра моего отца Роза Зверинская. Когда немцы оккупировали Котовск, то всех евреев погнали этапом в Дубоссары и расстреляли. Вместе с ней погибли ее маленькие дети: Бела, Маня и Рема. Детей прятал у себя сосед по дому, Кожуховский. Но их выдал учитель, снимавший у моей тети комнату. Мой дед, Галис Иось-Хаим Беркович Галис,1867г. рождения ночью пешком шел из Котовска в Балту. По пути он встретил своего соседа молдованина на подводе, который тоже направлялся в Балту. И тот согласился подвезти старика. Не доезжая Балты им дорогу преградила румынская полиция. На вопрос по румынски «куда направляетесь и кто этот старик»,молдованин пояснил,что направляются в Балту, а старик этот “жидан». Услышав такой ответ, полицаи стащили деда с подводы и сильно побили палками. Тяжело побитый, он с трудом добрался до Балты и остался лежать на въезде в город. Рано утром, узнавшие об этом местные жители побежали в гетто и сообщили моему отцу Гершу, что его отец лежит при въезде в город.Папа забрал своего отца в гетто. Там дедушка прожил пару месяцев и умер. У него были отбиты легкие и печень. Он умирал у меня на руках и все плакал и говорил, что немцы убили «Розочку с маленькими бебалах».

Дедушка умер в гетто в возрасте 74 года. И был похоронен на еврейском кладбище в Балте, по другую сторону Красного Яра.



Мой дед Иось-Хаим Беркович Галис

с внуком Ремой ( слева),убитым Мендель Галис – застреленный в с.Перелеты в 1941г.

фашистами в Дубоссарах.Фото 1939г.

В с.Перелеты строился военный аэродром и там был родной брат моего отца, Мендель Галис.Так немцы его застрелили и сбросили в яму.

В очередной раз нас собрались депортировать из гетто. Утром мы должны были явиться в назначенное место. Папа взял меня на одну руку, Юзика на другую, обвязался вместе с нами шарфом и ночью, в сильный снежный мороз унес нас к русским людям. Меня завели в комнату, где не отапливалось. Занесли мне кусок засохшего хлеба и кружку воды. Мне казалось таким вкусным это сухарь, что когда я сейчас смотрю на хлеб, я вспоминаю вкус того хлеба.Помню еще, что пригнали в Балту очень много детей из Бессарабии. Они выглядели скелетами, измученные, голодные. Моя мама и соседка на улице, на камнях в двух выварках сварили жидкий суп жондра ( так называли очень жидкую кукурузную кашу).Эти дети стояли в очереди,кто с кружкой,кто с мысочкой,чтобы получить горячую похлебку.

Аватара пользователя
Рональд
Местный
Местный
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 08 авг 2009, 23:00
Откуда: Одесса

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение Рональд » 20 янв 2012, 01:01

О Балтском гетто -

Площадь Балтского гетто была очерчена границами улицы Ткаченко (по старому Кузнечная) и тремя Сенянскими улицами. Балтское гетто состояло из двух частей, разделенных улицей Уварова, не входящей в гетто. В дальнейшем между этими двумя частями был устроен переход через проходной двор, соединяющий с одной стороны улицу Ткаченко, а с другой улицу Уварова. В сентябре 1941 года под руководством Ямпольского Асира Исаевича ( профессор, кандидат математических наук, умер и похоронен в г.Балте в декабре 1941г.) был создан комитет гетто в составе: Ямпольский Асир – глава общины, Марковский Абрам – бухгалтер, Столяр Моисей – административно-хозяйственный отдел, Бухер Шмуль – снабженец, Фридман Абрам – заготовитель продуктов. Затем в комитет были включены Рубинштейн П., Марковский Т., Черкасский, Талисман Н. После смерти Ямпольского, руководителем еврейской общины в гетто был беженец из Бессарабии Пинхос Рубинштейн.



В июле 1942 г. прибыло еще 200 евреев, депортированных из Буковины. Многие евреи, особенно из числа беженцев и депортированных, умерли от голода и болезней. 16 июля 1942г. из Ободовки в Балту и Бирзулу были вывезены 300 евреев. Всего в Балтском районе были созданы 41 гетто и концентрационный лагерь. «В декабре 1941 г. из г.Балты 1500 евреев были высланы в Винницкую область, они содержались в концентрационных и рабочих лагерях Ободовского и Тростянецкого районов. Из них в Балту вернулись около 500 человек, остальные 1000 евреев погибли».

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение rimty » 01 фев 2012, 20:06

Лагеря смерти и гетто на территории "Транснистрии"
(левобережье Днестра, Одесская и часть Винницкой обл. Украины) в 1941 - 1944 гг.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Рональд
Местный
Местный
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 08 авг 2009, 23:00
Откуда: Одесса

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение Рональд » 01 май 2012, 15:58

Воспоминания Курцио Малапарте ,итальянского офицера и журналиста,из его книги "Капут"
Сороки:
Я наконец добрался до итальянского консульства. Стена окружала старый заброшенный церковный двор. Консул Сартори сидел на крыльце, куря сигарету. Вид он имел усталый и скучающий. Затягивался он с видом неаполитанского безразличия. Но я знаю своих неаполитанцев, я знал, что он страдает. Звуки приглушенных рыданий доносились из здания.

- Только этого нам не хватало! - сказал Сартори. - Я спас с дюжину этих бедняг, некоторые ранены. Помоги мне, Малапарте! Сестра милосердия из меня не очень хорошая.

Я вошел в консульство. Распростершись на диванах или сидя в углах на полу, здесь находились несколько женщин, два-три бородатых старика, пять-шесть мальчиков и три юноши, которые выглядели, как студенты; под столом консула плакала маленькая девочка. У одной женщины лоб был рассечен ударом приклада; студент стонал от огнестрельной раны в плечо. Я подогрел воды и с помощью Сартори начал обмывать раны и бинтовать их полосками, отодранными от льняных простынь.

Женщина с забинтованной головой повернулась к Сартори и, назвая его месье маркиз, поблагодарила за спасение. Сартори посмотрел на нее скучающим взглядом : "Почему вы называете меня маркизом? Я синьор Сартори".

Потом мы сидели на крыльце; Сартори в кресле, я на ступенях. Сад, окружающий консульство, густо зарос акациями и сосной. Встревоженные отсветами пожарищ, птицы били крыльями, но перемещались молча. "Перепугались. Не поют", - сказал Сартори, глядя на листву. Потом показал на темное пятно на стене виллы, рядом с воротами: "Посмотри на стену. Это кровь. Один из этих бедняг пытался перелезть к нам. Полиция догнала его и забила до полусмерти прикладами об эту стену. Они утащили его с собой. Это был хозяин виллы - аристократ". Он снова закурил и повернулся ко мне. "Я был один, - сказал он. - Что я мог поделать? Протестовал. Сказал, что напишу Муссолини. Они смеялись мне в лицо".

- Не тебе, Сартори: они смеялись в лицо Муссолини.
- Да ладно, Малапарте...
Со своим апатичным неаполитанским видом он поднялся, лениво пересек сад, открыл ворота и позвал:

- Идите сюда, идите сюда.

Я вышел за ним на дорогу и стал подталкивать к входу в консульство толпу собравшихся людей, оцепеневших от ужаса. Полицейский схватил меня за руку, и я изо всех сил пнул его в живот.

- Ты прав, - сказал спокойно Сартори, - этот плохо воспитанный парень того заслужил.

Сартори был во гневе. Для него это очень сильное выражение - "плохо воспитанный".

Мы просидели на крыльце всю ночь, курили. Время от времени спускались на дорогу и приводили в консульство оборванных и окровавленных людей. Мы собрали их около сотни.

- Этим беднягам нужно будет что-нибудь есть и пить, - сказал я Сартори, когда мы вернулись обратно на свой пост.

Сартори посмотрел на меня глазами пса.

- У меня была еда, но полиция ворвалась в консульство, разворовали все. Остановить их было невозможно.
- О веро - спросил я по-неаполитански. - Правда?
- О веро.
Мне нравится быть с Сартори в такие моменты: я чувствовал себя защищенным с этим спокойным неаполитанцем, которого трясло внутри от страха, ужаса и жалости, но которой наружно этого не выдавал.

- Сартори, - сказал я, - мы боремся за цивилизацию против варварства.
- О веро? - спросил Сартори.
- О веро, - ответил я.
В безоблачном небе занимался рассвет. Дым пожарищ поднимался над деревьями и крышами. Было довольно холодно.

- Сартори, - сказал я, - когда Муссолини услышат, что они вторглись в наше консульство в Яссах, он превратится в разъяренного быка.
- Не смеши меня, Малапарте, - сказал Сартори, - Муссолини лает, но никогда не укусит. Он снимет меня с поста за помощь этим бедным евреям.
- О веро?
- О веро, Малапарте.

Аватара пользователя
Рональд
Местный
Местный
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 08 авг 2009, 23:00
Откуда: Одесса

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение Рональд » 01 май 2012, 16:02

Оттуда же:

Bнезапно дождь перестал; в разрыве облаков появилась луна; и все это выглядело, как пейзаж в изображении Шагала: еврейское небо Шагала, наполненное еврейскими ангелами, с еврейскими конями и собаками, распластавшимися в полете над этим городом. Еврейские уличные скрипачи сидели на крышах домов или парили в бледном небе над улицами, где старые евреи лежали мертвые в канаве между зажженными ритуальными семисвечниками. Еврейские любовники распростерлись на краю облака, зеленого, как луг. И под этим еврейским небом Шагала, на этом шагаловском пейзаже, освещенном круглой прозрачной луной, от районов Николина, Сокол и Пакурари поднимался беспорядочный грохот, треск автоматов и тупые буханья ручных гранат.

- Они убивают евреев! - сдерживая дыхание, сказал Мариоара.

Шум доносился также из центра города, с возвышений вокруг площади Унирии . Из крика людей, гонимых по улицам, доносились немецкие слова, резкие и жуткие, и "стай! стай!" румынских солдат и полицейских. Внезапно винтовочный выстрел просвистел мимо наших ушей. С конца дороги раздался шум немецких, румынских и еврейских голосов; пробежала толпа; то были женщины, мужчины, мальчики и девочки, преследуемые группой полицейских, стреляющих на бегу. За ними возник солдат с лицом, покрытым кровью, он кричал: "Парасьютист! Парасьютист! Парашютист! Парашютист!" и целился из винтовки в небо. Он упал на колени неподалеку от нас. ударился головой об изгородь. Он лежал распростершись, лицом в грязь, под медленным дождем советских парашютистов, которые падали один за другим с неба, слегка подогнув ноги и свисали с крыш в своих огромных белых зонтиках.

...Добравшись до вершины холма, я оглянулся. Город пылал. Густые клубы дыма висели над нижними кварталами вдоль набережных реки. Дома и деревья, примыкавшие к горящим зданиям, выделялись ясно и выглядели больше, чем были в реальности, как увеличенные фотографии. Я мог различить трещины в стенах, ветви и листья. Что-то мертвенное было во всей этой сцене, и в то же время что-то очень точное, как на фотоснимке... отовсюду доносился разнохарактерный шум, завывания сирен, длинный свист паровых машин, и треск автоматных очередей, все это придавало жуткому виду живую и непосредственную реальность. С узких кривых улочек, которые снизу и сверху устремлялись к центру города, слышался отчаянный лай собак, хлопанье дверей, звук разбиваемого стекла и посуды, приглушенные крики, жалобные голоса, взывающие: мама! Мама! Крики мольбы. И время от времени из-за заборов или вишневых садов, или через полуоткрытые ставни вспышка - резкая отдача выстрела, свист пули и пугающие немецкие голоса. На площади Унирии группа эсэсовцев, склонившись у памятника, разряжали свои автоматы в направлении маленькой площади, где статуя принца в молдавском костюме стоит в своем широком тканом плаще, надвинув на брови каракулевую папаху. В свете пожарищ толпа, состоящая в основном из женщин, различалась у подножья статуи. Время от времени кто-то отделялся, бросался то туда, то сюда через площадь - и падал под пулями эсэсовцев. Толпы евреев, подгоняемые солдатами и обезумевшими гражданскими, вооруженными ножами и ломами, бежали по улицам; группы полицейских разбивали двери прикладами винтовок; внезапно распахивались окна и появлялись кричащие простоволосые женщины в ночных рубашках с руками, воздетыми к небу; некоторые выбрасывались из окон, их головы с тупым звуком ударялись об асфальт. Солдат швыряли ручные гранаты через маленькие окошки над тротуарами, окошки подвалов, где люди тщетно пытались найти укрытие; некоторые солдаты опускались на колени, чтобы рассмотреть результаты взрывов в подвалах и оборачивали смеющиеся лица к своим товарищам. Там, где бойня была всего тяжелей, ноги скользили в крови; повсюду истерические и яростные звуки погрома наполняли дома и улицы выстрелами, рыданиями, криками отчаяния и злорадным хохотом.

Аватара пользователя
voling
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1714
Зарегистрирован: 02 май 2010, 13:39
Откуда: Кишинёв, Израиль

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение voling » 12 май 2012, 16:12

Еврейские дети в детском доме в Dzhurin (Djurin), Приднестровье. На фото: Perla Шайер (первый ряд, справа). Снято в 1943 году.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

dkonstantin7
Новичок
Новичок
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 22 июн 2012, 12:33
Откуда: Дубоссары
Контактная информация:

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение dkonstantin7 » 11 июл 2012, 23:14

http://www.dubossary.ru/page.php?160
Дубоссары. Кровавый сентябрь сорок первого
Изображение
14 сентября 1941 года. Дубоссары.

Давно отшумели сражения Великой Отечественной войны, но и время не властно заглушить в памяти народной зверства фашистов на оккупированной территории Дубоссарского района.

В Дубоссарском историко-краеведческом музее при активном участии ветерана Великой Отечественной войны, члена ОЕК Аси Моисеевны Москалевой собрано множество материалов, рассказывающих о зверствах фашистов в г. Дубоссары и селах района: архивные материалы судебного процесса над карателями; акт районной комиссии «О массовом расстреле мирных советских граждан в г. Дубоссары»; письма-воспоминания родственников расстрелянных, очевидцев — жителей города; газетные и книжные публикации массового геноцида евреев в г. Дубоссары; неполный список фамилий убитых, составленный в ходе переписки с родственниками убитых из разных стран мира; схема расположения братского кладбища жертв фашизма; список фамилий и часть фотографий малолетних узников фашистских лагерей — жителей города, материалы истории памятника «Жертвам фашизма» в г. Дубоссары и массовых мероприятий, ежегодно проводимых при участии делегаций разных стран.

Воспоминания очевидцев кровавых событий и публикации многих авторов изучались, анализировались, сопоставлялись, и в результате появилась подробная картина зверства фашистов в городе и районе.

Сентябрь 1941 г. вошел в историю Дубоссарского района как черный, жесточайший и трагический, наполненный ужасом и смертью.

В конце августа 1941 г. в г. Дубоссары прибыл немецкий карательный отряд численностью 25 человек под командованием фельдфебеля Вальтера Келлера (В. Келлер родился на Северном Кавказе, хорошо говорил по-русски, выполнял обязанности переводчика). В задачу карательного отряда входило уничтожение всех (до единого) местных евреев, а также из соседних районов Молдавии и Одесской области.

В первые дни новые власти назначили бургомистром-примаром местного слесаря Александра Деменчука — человека спокойного и хозяйственного. Шефом полиции стал Иван Витез — бывший разнорабочий, довольно странная личность. Затем появились полицаи-добровольцы из числа местных жителей: Федор Канцевич (заместитель Деменчука), Харитон Студинский — примарь, с. Коржево, Иосиф Грекул — примарь, с. Лунга, полицейские примарии города — Иван Иорданов, Ефим Дубинин, Иван Черненко, Иван Булушко, инженер примарии Поляков. В городе разместились две воинские команды — румынских жандармов и немцев-эссэсовцев. Поначалу их действия носили мирный характер.

Но фашисты — остаются фашистами. Каратели были наделены неограниченными правами по отношению к жителям оккупированных районов. С особой жестокостью последовали расправы немецко-румынских фашистов с коммунистами, комсомольцами, советскими активистами.

Жизнь в городе резко изменилась. Появились первые жертвы. Очень старался выслужиться перед новой властью примарь с. Коржево X. Студинский. По его доносу 1 сентября 1941 г. были расстреляны коммунисты: Дмитрий Семенович Дорофеев (председатель к-за «13 лет Октября»), Иван Миронович Баркарь, Харитон Митрофанович Завтур, Михаил Ефремович Писаренко. В этот, же день были расстреляны жители с. Кочиеры — 6 человек, Магалы — 6 человек, Роги — 5 человек, всего — 21 человек, 2 сентября — 4 человека, с. Моловатое, 3 сентября — 23 человека, с. Дойбаны-1, 6 сентября — 41 человек, с. Ягорлык. Они были зарыты в яму, выкопанную поперек дороги. За трагедией ягорлычан с ужасом наблюдали гоянцы.

Вспоминает Сергей Завтур: «Мы спрятались в зеленых зарослях и стали наблюдать. Немцы гнали ягорлычан в сторону р. Днестр, к бывшему тиру. После того, как обреченные закончили копать яму, их построили. Немцы откуда-то взяли доску и поставили поперек ямы. На эту доску ставили 6 человек. Дети, женщины кричали, мужчины — молчали. Картина была ужасной. Многие падали в яму живыми от страха. И так повторялось до тех пор, пока не расстреляли все обреченных. Малышей брали на штыки и бросали вниз. Яму забрасывали небольшим слоем земли, которая впоследствии пропиталась кровью и обозначила контуры захоронения».

Не менее страшной была расправа палачей над жителями с. Кошницы. Вспоминает Н. Иванова (в то время десятилетняя девочка): «Я с другими детьми сидела на дереве и видела все до самого конца. Помню, какой плач и стон стояли над Кошницей, когда оккупанты начали сгонять всех евреев в церковь. Оттуда через некоторое время их повели к р. Днестр, якобы на работу. Колонна шла по селу под конвоем полицаев. Мы видели, что в колонне были в основном дети, женщины и старики. Поразило то, что еврейские дети и перед смертью держались дружно, заботились друг о друге. Початок кукурузы, брошенный кем-то из сердобольных людей, откусив, передавали другому. Над толпой колоколом прозвучал голос пожилой еврейки: «Запомните, люди, — нами начинают, а вами месить будут!». Людей согнали к р. Днестр и начали расстрел. Маленьких детей просто скатывали в р. Днестр асфальтовым катком. Берега и воды Днестра стали братской могилой для сотен ни в чем не повинных людей».

Истязания и убийства, насилие и глумление над советскими гражданами были невообразимо жестоки: детей избивали и убивали на глазах родителей, взрослых — на глазах у детей; заживо закапывали.

В г. Дубоссары в это время две окраинные улицы города (ул. Кирова и ул. 25 Октября) превратили в гетто по приказу Келлера, заселили евреями и выставили охрану из румынской жандармерии и местной полиции во главе с примарем Деменчуком. В начале сентября Келлер вызвал Деменчука и приказал вырыть на восточной окраине города ямы: 16 метров в длину, 4 метра в ширину и 4 метра в глубину. На эти работы пригнали жителей окрестных сел Лунга, Магала, Большой фонтан — до 300 человек. Им сказали, что ямы нужны для хранения картофеля, и дно ям покрыли соломой.

12 сентября в пять часов утра первую партию в количестве 2500 человек еврейской национальности втолкнули во двор табачной фабрики. Женщин, которые рыдали, рвали на себе волосы, теряли сознание, тут же пристреливали. К главному месту казни — «овощехранилищу» — людей пригоняли румынские жандармы партиями по 100 и 200 человек. Далее работу в качестве «специалистов» выполняли эссэсовцы.

Очевидец П. Игнатьев (в то время подросток) спрятался в бурьяне вблизи места казни: «За 100 м. до казни мужчин отделяли от женщин и детей. Возле крайней с юга ямы ходили солдаты с винтовками. Вскоре показались люди колонной по одному (20-30 мужчин). Впереди шел немец с автоматом и позади колонны. Выстроили приведенных вдоль траншеи, а три немца пошли вдоль этой шеренги, рассматривая у всех вытянутые вперед руки. То у одного, то у другого что-то снимали с пальцев или отрезали их. После этой процедуры осматривали рты, одному за другим раздвигая губы. Иногда задерживались около кого-то, следовала команда по-немецки, и человеку два немца заводили руки за спину, голову за волосы отклоняли назад, а третий бил молотком по челюсти, выламывал и вырывал клещами золотые зубы, складывая их в отдельную коробку. После осмотра несчастных заставляли опуститься на колени вдоль ямы. Солдаты поднимались на бруствер и по команде старшего с близкого расстояния стреляли жертвам в спину. Затем отходили в сторону, появлялись какие-то гражданские с вилами и сталкивали в яму оставшихся. Немцы требовали, чтобы тела сначала кололи вилами в живот, а потом сбрасывали. Расстреляв мужчин, приводили женщин и детей. Таким способом собирали золото, отрезали косы. Маленьких детей заставляли поднять на плечи взрослым, а тех, которые постарше, — становиться на колени перед ямой. Далее все повторялось. Когда яму заполняли расстрелянными, сверху ее засыпали соломой и землей. Рядом выставляли охрану. На другой день было видно, как земля над ямой подымалась, опускалась, словно «дышала».

Расправившись с очередной партией, немцы отходили в сторону передохнуть. Подкрепившись вином, закусывали, курили. Тут наступала очередь полицаев и жандармов, которыми командовал дорожный инженер Поляков и итальянец Витез. Вооружившись вилами и крючьями, они сбрасывали в ямы тех, кто не упал в них сам, — и мертвых, и еще живых. Им помогали мобилизованные по особому случаю примари окрестных сел. Тем временем в Дубоссарское гетто и лагерь продолжали прибывать колонны — новые жертвы из гг. Котовск, Красные Окна, Оргеев, Григориополь, Тирасполь и др. мест.

Подобные зверства продолжались в течение 16 дней. Один из обреченных узников (чудом оставшийся в живых) — Николай Самойлович Хворостян — на себе испытал подобную расправу: «Одна русская семья спрятала нас в подвале. Но кто-то выдал. Мать, отца, меня (мне тогда было 14 лет) и шесть старших сестер посадили под замок на табачной фабрике. Продержали месяц, морили голодом — знали, что мать и сестры — коммунисты. Днем нас пригнали к ямам. Строили по три человека в ряд и стреляли. Родители погибли вместе. Сестер Злоту и Пейсу немцы увели накануне вечером. Изгалялись над ними, а на рассвете повесили. Потом их скинули в одну из ям. Меня поставили между сестрами Любой (с грудным ребенком на руках) и Женей. И выстрелили... Я очнулся глубокой ночью. Ныла спина. Видно, пуля, чиркнув, только задела, но не вошла в тело. Поэтому и остался живым. Под трупами, в вязкой крови нечем было дышать. Осторожно стал выбираться. Вокруг ямы было скользко от крови, валялись пальцы и куски мяса — это от разрывных пуль. Кинул последний взгляд на родных. Казалось — сейчас сойду с ума. Кроме меня, спаслось в ту ночь еще шестеро оставшихся в живых. Мы разбежались в разные стороны и больше никогда друг друга не видели». (Оказал помощь и укрыл у себя подростка Н. Хворостяна житель города Панасниченко).

Фашисты ничем не брезговали, наживались даже на смерти людей. Гестаповцы присваивали себе золотые, серебряные и ценные вещи, полицаям отдавали снятое с убитых барахло. Часть вещей собрали в одном из помещений старой больницы и предлагали затем горожанам в обмен на сливочное масло, шерсть, шкурки, другие продукты и сырье.

Расстрелы мирных жителей проводились также в рдйонах старой больницы и в овраге за нефтебазой, во многих селах района. Руководили зверствами комендант Келлер, начальник городской полиции Боженеску и начальник узловой жандармерией Дмитреску.

По рассказам очевидцев, «молодые девушки и ребята, будучи уже раздетыми, взявшись за руки, смело шли к могиле, глядя смерти в лицо, пели комсомольские и революционные песни, выкрикивали большевистские лозунги в адрес оккупантов».

В обвинительном заключении Военной Коллегии Верховного Суда МССР содержатся подобные материалы о массовом расстреле мирного населения и геноциде евреев в г. Дубоссары.

Один из преступников бургомистр Дубоссар Деменчук следственным органам дал следующие показания: «Утром 12 сентября 1941 г. 2500 человек были доставлены во двор табачной фабрики. Мужчины были отделены от женщин и детей, после чего их по 30 человек направляли к ямам, где они раздевались — становились на колени, и в упор из винтовок их расстреливали. Закончив расстрел мужчин, карательный отряд приступал к расстрелу женщин и детей. Дети становились рядом у могил. Грудных детей матери должны были держать на вытянутой руке».

Пособники фашистов, участвовавшие в массовом расстреле (всего 11 человек), с приходом наших войск в апреле 1944 г. были арестованы.

Согласно «Обвинительному заключению» Военной Коллегии Верховного Суда МССР по уголовному делу №1103 от 14 апреля 1944 г., Деменчук, Витез, Концевич были приговорены к расстрелу; Поляков, Студийский, Грекул, Йорданов, Дубинин, Черниченко и др. получили разные сроки заключения.

Главного преступника Келлера судили значительно позже. Н.С. Хворостян вспоминает: «Через 30 лет судьба опять столкнула меня с палачом, которого я узнал бы из миллионов. Шло следствие о массовом истреблении евреев в Дубоссарском районе в сорок первом. Я и несколько оставшихся в живых очевидцев поехали в Москву на опознание. Это был он, Келлер, уже совсем старый, дряхлый, но в глазах все та же ненависть и жестокость».

Из акта районной комиссии «О массовом расстреле фашистами мирных советских граждан» от 31 марта 1945 г. известно, что с 12 по 28 сентября 1941 г. на восточной окраине города у заранее вырытых 11 ям было расстреляно от 6000 до 8000 мирных советских граждан, среди них много женщин, детей и стариков...», но точное число неизвестно. При эксгумации одной из могил обнаружили более 1,5 тысячи трупов, что в целом с расстрелами в других местах города и селах района составляет около 18000 человек. Списков людей, расстрелянных фашистами, не было. Поэтому точное число убитых не установлено.

В 80-90 гг. инициативная группа ОЕК, возглавляемая Асей Моисеевной Москалевой, проделала колоссальную работу по составлению списка фамилий людей массового расстрела. В результате «расшифровано» около 500 фамилий семей, или почти 3000 тыс. человек. (Работа продолжается.)
«Бабий Яр», «Место скорби», «Главный Некрополь» — называют в Приднестровье место массового уничтожения людей — г. Дубоссары.

Весной 1989 г. инициативной группой общества еврейской культуры был поднят вопрос о реконструкции мемориала «Жертвам фашизма». Проект выполнил и подарил городу наш земляк, заслуженный архитектор республики Молдова Семен Михайлович Шойхет (скульптор Н. Эпельбаум). В братских могилах города покоятся и его родственники.

К сожалению, реконструкция превратилась в долгострой. Долг живых — завершить начатую реконструкцию мемориала. Как дань памяти, скорби и уважения жертвам фашизма являются ежегодные сбор средств на реконструкцию памятника и мероприятия, проводимые в городе в майские и сентябрьские дни при участии жителей и родственников погибших из разных городов и стран, делегаций ОЕК.

МЕСТО СКОРБИ

В мало-мальском селе, деревеньке любой
И в любом хуторке под уклоном
Место скорби живет, где с ушедшей судьбой
Попрощаться приходят с поклоном.

Постоят в тишине с обнаженной главой.
Помянут за дела добрым словом.
Если верят, то крест обозначат рукой,
Если нет — обойдутся поклоном.

И у нас в городишке совсем небольшом
Есть такое местечко под склоном,
Но сегодня поведать хочу не о нем,
О подобном, но более скорбном.

На восточной окраине тех Дубоссар,
Что поменьше теперешних были.
Как нарыв, как фашизма зловещий оскал,
Открываются взору могилы.

Их одиннадцать штук откопали тогда
При фашистском, при «новом порядке».
Сколько тысяч безвинных согнали сюда,
Точно нет ни в листках, ни в тетрадке.

Приказали раздеться, у краешка стать
На колени в шеренгу по тридцать.
Если была с ребенком какая-то мать.
То его чтоб держала повыше.

Мало, вытянув руки, ребенка держать.
Так еще непременно, чтоб в профиль.
Дабы было удобней прицельно стрелять.
Вот — фашизма циничная поступь.

Расстреляли... убили безвинных людей
Ни за что. лишь во имя «порядка».
Вперемешку: отцов, матерей и детей,
и свалили, как овоши с грядки.

Задыхалась земля от избытка крови,
Пузырями ее выпускала.
Было видно на склоне вечерней зари.
Как из черной — багряною стала.

Долго стоны из многострадальной земли
По ночам в тишине раздавались.
За невинных к отмщенью взывали они,
И тогда клятвы мести рождались.

Партизаны, подполье и фронт трудовой —
Кто в бою, кто в труде отличался.
Весь, сплоченный единой военной судьбой,
Наш народ на сраженье поднялся.

Погребли., одолели фашистскую мразь —
И народы вздохнули все вольно,
Но какою ценой та победа далась,
Вспоминать нам и горько и больно.

Миллионы погибли в жестоких боях
И не меньше, как жертвы фашизма.
Сколько их в деревнях, небольших городах
Безымянных покоит Отчизна.

Сколько крови впитал лишь один Бабий Яр?!
Сколько судеб спалил крематорий.
Что костром жарким в лагере каждом пылал,
Где сжигали, кто слаб или болен.

Люди нашей Земли это помнить должны
И предпринять, что только возможно
Против ядерной, новой безумной войны,
Ибо будет наш шар уничтожен.

Вся планета Земля, местом скорби тогда
И могилой всем братскою станет,
На которой никто, ни за что, никогда
Ни звезды, ни креста не поставит.

И никто не всплакнет над ушедшей судьбой,
И прощанья не выразит словом
Когда будете вы у окраины той,
Помяните погибших поклоном.

Помолчите минутку у братских могил,
На мгновенье главу обнажите
И, по мере возможностей ваших и сил,
Поскорбите, и МИР БЕРЕГИТЕ!

1989 г. Н.П. Шуда

13 сентября 1998 г. при проведении ежегодного митинга-реквиема памяти жертвам фашизма присутствующие склонили головы перед 12-й могилой. Здесь захоронены были останки людей с пулевыми отверстиями в затылочной части черепов, обнаруженные во время гражданского строительства (дом по ул. Кирова, где в 1941 г. находилось гетто). Найденные на этом месте гильзы немецкого образца, подтверждают, что люди были расстреляны.

Присутствующие делегации обществ еврейской, молдавской, цыганской, украинской, русской культуры, представители городов и стран внесли предложение — открыть в г. Дубоссары на базе мемориального комплекса «Жертвам фашизма» музей.

Г. М. Киселёва
Исторический альманах Приднестровья №3 сентябрь 1999г.

ЛИТЕРАТУРА
1. Материмы ЦГА МССР ф. 1026, оп. 2, д. 18.
2. Материмы ПА ИИП при ЦК КПМ. ф. 1026, оп. 2, д. 26, л. 19.
3. Афтенюк С.Я., Елин Д.Д. и др. Молдавская ССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Т.2. Кишинев: Штиинца, 1976.
4. Афтенюк С, Елин Д., Корнев А., Левит И. Молдавская
СССР в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг. — Кишинев: Картя Молдовеняскэ. 1970.
5. Гратинич С.А. На левом берегу Днестра 1941-1944 гг. Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1985.
6. Использованы материалы газет:
«Знамя победы» - 1991 - №119; 1990 - №4; 5;
«Независимая Молдова». — 1997 — №111. ;
«Молодежь Молдавии». — 1990 — №18;
«Наш голос». — 1990 — №8;
«Заря Приднестровья». - 1991 - №107; 1998. -№65.

http://www.dubossary.ru/download.php?view.15
Изображение
В книге повествуется о зверствах фашизма в годы холокоста на нашей Дубоссарской земле. Повесть посвящена памяти безвинно погибших евреев в годы холокоста.

http://www.dubossary.ru/page.php?163
Список расстрелянных осенью 1941 года евреев

С конца июля 1941 года специально созданный отряд эсэсовцев приступил к зачистке Бессарабии, Приднестровья и юга Украины от евреев. Женщин, стариков и детей сгоняли в Дубоссары. В городе было создано гетто. Затем гитлеровцы приступили к непосредственной ликвидации людей неугодной национальности. С 12 сентября по 28 сентября было расстреляно, по разным оценкам, от 6 до 18,5 тыс. человек.

В 1949 г. на этом месте по ул. 3. Космодемьянской был установлен памятник. В 1989 году по проекту архитектора Шойхета Семёна Михайловича и скульптора Эпельбаума Наума Моисеевича, начата реконструкция мемориального комплекса жертвам фашизма.

Изображение
15 сентября 2008 года. Дубоссары.

Список погибших не полный и составлен на основе того, что удалось восстановить, используя данные Центрального государственного архива Молдавской ССР, данные еврейской общины г. Тирасполя и сведения родных и близких, у которых здесь расстреляны родственники.
В списке указаны фамилия и инициалы главы семьи, а в скобках количество человек в расстрелянной семье.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение steinchik » 11 июл 2012, 23:20

В 1989 году по проекту архитектора Шойхета Семёна Михайловича и скульптора Эпельбаума Наума Моисеевича, начата реконструкция мемориального комплекса жертвам фашизма.
Вид с другой стороны.
Dubossary.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение steinchik » 14 авг 2012, 04:39

Скандальный министр взял обратно слова по поводу Холокоста

В марте нынешнего года румынский министр Дан Сова сделал скандальное заявление о том, что "в годы войны в Румынии не пострадал ни один еврей". Эти слова вызвали бурю возмущения в еврейских и правозащитных организациях. В итоге Сове пришлось извиниться.
"Все прежде сказанное мной в отношении Холокоста совершенно неверно. Сегодня у меня точные сведения, согласно которым во время режима Антонеску в Румынии и на захваченных ею территориях погибло 250 тысяч евреев", - говорится в официальном заявлении министра, распространенном по правительственным каналам.
.

dkonstantin7
Новичок
Новичок
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 22 июн 2012, 12:33
Откуда: Дубоссары
Контактная информация:

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение dkonstantin7 » 07 окт 2012, 21:24

http://dubossary.ru/news.php?extend.2171
30 сентября на Мемориале памяти евреев, расстрелянных в сентябре 1941 года, состоялся митинг-реквием. Акция массового уничтожения, осуществленная эсэсовцами и румынской оккупационной администрацией в Дубоссарах, представляет собой самый кровавый эпизод фашистского геноцида на территории Молдавии.

В поминальном мероприятии приняли участие представители местных властей, общественных организаций, учебных заведений. «Мы собираемся здесь не для того, чтобы кому-то мстить. Мы хотим напомнить, что никому не позволено поднимать руку на человека, никому не позволено лишать жизни людей только за то, что они иной национальности», такими словами открыл траурный митинг председатель дубоссарской еврейской общины Озиас Укштейн. «Сегодня мы вспоминаем страшные дни осени сорок первого года, когда на глазах жён расстреливали их отцов и мужей, когда маленьких детей зверски мучили на глазах матерей. Сегодня здесь присутствуют те, у кого под зелёной травой братских могил лежат отцы и матери, дедушки и бабушки, родные и близкие, друзья и соседи», отметил председатель Дубоссарской еврейской общины.

К присутствующим обратился Евгений Петров, заместитель главы госадминистрации Дубоссарского района и города Дубоссары. Он сказал, что «в том трагическом сентябре совершилось ужасное преступление, более 18 тысяч людей были уничтожены при пособничестве румынских жандармов. Мы никогда не должны забывать об этой трагедии для того, чтобы подобное никогда не повторилось в будущем. К сожалению, и в наше время находятся люди, которые говорят, что ничего подобного не было, но имеются неопровержимые факты, прямо перед нами – могилы безвинных жертв фашизма. Наш долг передавать следующим поколениям это знание, чтобы помнили и не забывали».

Лекарцева Марина, председатель еврейской общины РМ, отметила, что приятно видеть много молодых лиц, а это значит – эстафета памяти будет продолжена и будет вынесена за скорбные ворота дубоссарского Мемориала, чтобы никогда и ни с кем не могло такого случиться.
Трогательные стихотворные строки «У каждого человека есть имя» прозвучали в выступлении Любови Буруянэ представителя израильского культурного Центра РМ. Свои стихи «Письмо матери сыну», посвящённые узникам концентрационных лагерей, прочитал Геннадий Брюхов, работник СДЮШОР гребли и велоспорта.

На митинге выступили председатель ассоциации узников канцлагерей и гетто РМ Владимир Цынклер и член правления ассоциации, профессор Иосиф Белоус. Владимир Цынклер обращаясь к присутствующим, сказал, «мы – чудом выжившие узники фашистских лагерей смерти, каждый год приезжаем сюда на Мемориал, чтобы почтить память евреев, убитых палачами, которые были вооружены доктриной расовой дискриминации. Надо кричать о том, что неофашизм набирает силу, в странах Прибалтики они маршируют на парадах. У нашего горя нет срока давности, нет забвения. Мы все должны помнить слова антифашиста Юлиуса Фучика: «Люди, будьте бдительны!»

Профессор Иосиф Белоус в свою очередь отметил, «дубоссарцы – наши друзья, потому что здесь в Приднестровье, бережно сохраняется память о безвинных жертвах Холокоста. Мы от всей души благодарны вам за это. В то же время, у нас в Республике Молдова улицы называют именами убийц – маршала Антонеску, митрополита Гроссу, который благословил румынские войска на уничтожение евреев в Бессарабии и на Украине. В центре Кишинёва рядом с памятником Александру Пушкину, на аллее писателей и поэтов стоит бюст Октавиана Гоги, который провозгласил лозунг «Румыны для румын!» и принял первые жесточайшие антиеврейские законы».

Дмитрий Кожухарёв, ветеран ВОВ, единственный из оставшихся в живых свидетелей дубоссарской трагедии в начале своего рассказа о событиях прошлых лет, подчеркнул, «каждый год я выступаю в этот день, с рассказом о зверствах фашистов и буду рассказывать до тех пор, пока смогу, чтобы знали, чтобы помнили. Вчера я выступал в Кишинёве перед молдавскими историками, и что вы думаете? Они знают о трагедии, произошедшей в «Бабьем Яре» в Киеве, но ничего не знают о дубоссарской трагедии. Что было совершенно удивительно, как для меня, так и для них».

Закрывая митинг-реквием Озиас Укштейн, поблагодарил от своего лица и от всех присутствующих госадминистрацию города и района. Ко Дню траура и скорби силами работников ПУЖКХ на Мемориале наведён порядок, побелены обрамления братских могил. По его словам, "многие годы активисты еврейской общины всеми силами стремятся довести до логического завершения прекрасный замысел заслуженного архитектора, нашего земляка Семёна Шойхета. Сегодня есть утверждённый проект, но работы из-за отсутствия средств, временно приостановлены. Однако, мы верим, что Мемориал в скором будущем приобретёт законченный и достойный вид, а дубоссарцы будут гордиться своими усилиями по сохранению и благоустройству уникального для всего Приднестровья памятника истории Великой Отечественной войны".

Пресс-служба госадминистрации.
См. видео - http://www.youtube.com/watch?v=ZWEPUrIG ... r_embedded

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение rimty » 04 янв 2013, 14:39

Воспоминания С. И. Койфмана

"Я, Койфман Семен Исаакович, родился 20.05.1938г. в Бричанах....
После начала войны и оккупации Бессарабии румынами вся наша семья в сентябре 1941г. были угнаны в гетто,
которое находилось в селе Попивцы, Копайгородского района, Виницкой области.
Мне было в то время 3 года и 4 месяца, гнали нас долго, сначала по Бессарабии, потом по Украине.
Ночевали в сараях, конюшнях, а иногда просто на улице. На каком-то этапе к нашей семье в дороге присоединились мать отца - Чарна, его старший брат Реувен, а также жена и сынишка младшего брата отца. Меня и маленького сынишку дяди Мэхэла и Юты все взрослые носили по очереди на руках. Только один раз, моим родителям разрешили посадить нас на телегу, и мне рассказала мама, что в это время подошел румын к телеге и дал нам яблоко на двоих. В какой то момент старшего брата отца Ривена, увели из нашей колоны, и больше мы его не видели.

Всех вместе нас было 9 человек:
.Отец Койфман Исаак Ушерович, 1908г.р.
.Мать Койфман Этя Иосифовна,1908г.р.
.Сын Койфман Семён, 1938 г.р.
.Дедушка Букштейн Хайм-Иосеф,1879 г.р.(со стороны матери)
.Бабушка Букштейн Малка,1881 г.р.(со стороны матери)
.Бабушка Койфман(Вайсенберг) Чарна(со стороны отца)
.Старший брат отца Койфман Реувен, 1906 г.р.
.Жена младшего брата Мэхэла Койфман Юта.
.Маленький сынишка Мэхэла и Юты.

Из всех этих людей после Катастрофы остались в живых только я и мои родители.

Бабушка Чарна заболела по дороге в гетто и была расстреляна в 1941г. Старший брат отца Койфман Реувен был убит в Косоуцком лесу в 1941 г.
Сразу после освобождения из гетто в марте 1944 г мой отец написал памятный лист для семьи и родственников,
где было отмечено место и время гибели наших родственников.

В гетто в Поповцах было очень голодно и холодно. В конце 1941 г. от тифа умерла жена младшего брата с маленьким сынишкой. В начале 1942 г. также от тифа умерла бабушка Букштейн Малка. В середине 1943 г. от голода умер дедушка Букштейн Хайм-Иосеф.
Мой отец часто болел, но искал любую работу, чтобы принести немного еды в семью. Так как у нас никогда не хватало еды, отец брал меня с собой, когда ходил в соседние сёла разбрасывать навоз на огородах у крестьян. В конце работы нас кормили и немного давали с собой.
Когда я подрос после войны отец однажды рассказал мне, что в середине 1943г. после смерти дедушки от голода, к нам ночью в окно постучал человек и занёс нам корзину с продуктами. Это было пару раз. Оказывается это был соученик моего отца, украинец по национальности... Фамилия этого человека Швец. Его прислали после окончания с/хозяйственного техникума агрономом в какое-то хозяйство в село Попивцы, где находилось наше гетто. После короткого времени кто-то донес, что в наш дом заходил агроном, и за моим отцом пришли румынские жандармы и забрали его в районную жандармерию города Копайгород. Там сразу допросил его начальник жандармерии и стал спрашивать зачем заходил Швец к нам, приносил ли он продукты, отец молчал и не признавался, не хотел подводить соученика, который спас нас от голодной смерти в такое тяжёлое время. Трое суток отца страшно избивали, он много раз терял сознание, его обливали водой и снова били, но отец так и не дал показания на Швеца. На четвертые сутки привезли его жандармы в гетто на подводе, потому, что ходить и даже сидеть он не мог. Больше двух недель он пролежал в полуобморочном состоянии и однажды ночью к нам снова зашёл Швец, и когда он увидел лежащего отца у него слёзы выступили на глазах. И тогда он сказал отцу: Ицик, тебе надо было сказать все, что они хотели, ведь могли тебя покалечить и просто убить. Я как-то бы выкрутился, всё дело в том, что этот жандарм зол на меня, потому что я увёл у него любовницу. Больше Швец к нам не заходил и о дальнейшей его судьбе я не знаю.
В марте 1944 г. после 2,5 лет пребывания в гетто, мы с родителями возвратились в Бричаны.
Отец ушёл на фронт в мае 1944г., и после ранения под Кёнигсбергом и лечения в госпитале возвратился домой в июне 1945г.

Текст и фотографии
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение rimty » 25 фев 2013, 21:20

Популярный певец и телеведущий Марк Тишман рассказывает о своей бабушке:

«Моя бабушка — стальной человек. Она еврейка, родилась в Бессарабии. На ее глазах фашисты расстреляли всю семью.
Бабушка чудом осталась жива. Вместе с другими пленными ее, 12-летнюю девочку, пригнали в концлагерь на Украину.
Детям позволяли покидать охраняемую территорию только когда они убирали в домах гестаповцев. Однажды зимой после такой уборки бабушка торопилась обратно в лагерь. Ей преградили путь автоматами и велели раздеться. Найдя в карманах дрожащей от холода девчушки только луковицу, которую она получила за свой труд, фашисты, не позволив ей одеться, под дулами автоматов нагую привели в концлагерь. Когда передавали охранникам, она была как кусок льда. После того случая у бабушки открылась пневмония, был обнаружен порок сердца...»

30/08/2009

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение rimty » 01 окт 2013, 14:49

Поезд с 20 000 евреев, депортированных из Франции, прибыл в Бессарабию; много мертвых
16 октября 1942 г.

Лиссабон.15 октября.

Двадцать тысяч евреев, которые были депортированы из Франции в грязных, герметичных вагонах для скота, без питья и еды, прибыли в Румынию, согласно данным, полученным сегодня из Бухареста.

Немецкие и румынские чиновники ожидали прибытия депортированных на железнодорожной станции в Кишиневе, чтобы транспортировать их дальше в Приднестровье.
Они были поражены состоянием жертв, когда открыли запечатанные вагоны, в которых депортированныe провели более двух недель.
Люди умирали от истощения - много трупов, некоторые уже в состоянии разложения, выпали из вагонов, как только запечатанные двери были открыты.
Надписи на этих вагонах гласили: "Взрывчатые вещества - транзит в Россию"

Те из депортированных, которые достигли станции Кишинёв живыми, были истощены, голодны и больны. В течение всей длительной поездки вагоны не распечатывались, люди находились в них без доступа света и свежего воздуха, рядом с теми, кто умер в дороге.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
ris55
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 8282
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:23
Откуда: Кишинев

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение ris55 » 01 окт 2013, 17:05

А для чего евреев депортировали из Франции в Бессарабию?

Isaac
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2361
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 18:41

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение Isaac » 01 окт 2013, 18:10

ris55 писал(а):А для чего евреев депортировали из Франции в Бессарабию?
Думаю, преследовалось сразу несколько целей.
Во-первых , чтобы не уничтожать евреев во Франции и других "цивилизованных" странах западной Европы.
Во-вторых, ясно , что при таких условиях транспортировки часть людей не выживет. Понятно, что умрут самые слабые. То есть, своеобразная селекция для тяжелых работ.
В-третьих, полагаю, что не зря стояли надписи на вагонах : врывчатые вещества и т.д., для России... и т.д. Возможно, такой состав был провоцирующим моментом для партизан. В случае провокации можно было выявить насколько оперативна реакция партизан, места их дислокации и т.д, что повышало возможности Вермахта. С другой стороны, в случае нападения партизан на состав, можно было бы скинуть всю вину за уничтожение людей на партизан ( типа , а мы и не думали их уничтожать... )
Все три задачи в одной перевозке. Очень логично, по-немецки.

Аватара пользователя
ris55
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 8282
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:23
Откуда: Кишинев

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение ris55 » 01 окт 2013, 19:05

Isaac писал(а):
ris55 писал(а):А для чего евреев депортировали из Франции в Бессарабию?
Думаю, преследовалось сразу несколько целей.
Во-первых , чтобы не уничтожать евреев во Франции и других "цивилизованных" странах западной Европы.
Во-вторых, ясно , что при таких условиях транспортировки часть людей не выживет. Понятно, что умрут самые слабые. То есть, своеобразная селекция для тяжелых работ.
В-третьих, полагаю, что не зря стояли надписи на вагонах : врывчатые вещества и т.д., для России... и т.д. Возможно, такой состав был провоцирующим моментом для партизан. В случае провокации можно было выявить насколько оперативна реакция партизан, места их дислокации и т.д, что повышало возможности Вермахта. С другой стороны, в случае нападения партизан на состав, можно было бы скинуть всю вину за уничтожение людей на партизан ( типа , а мы и не думали их уничтожать... )
Все три задачи в одной перевозке. Очень логично, по-немецки.
То есть чисто для уничтожения,но только не в странах западной европы-я правильно понял?Но ведь в той же Польше,Чехии были концлагеря,где уничтожали не только евреев,но других-ближе туда,зачем все таки в Бессарабию?Особо здесь партизан не было.Тем более я знаю,что некоторых евреев наоборот вывезли из Бессарабии во Францию.Непонятно :unknown:

Isaac
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2361
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 18:41

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение Isaac » 01 окт 2013, 19:49

ris55 писал(а):
Isaac писал(а):
ris55 писал(а):А для чего евреев депортировали из Франции в Бессарабию?
Думаю, преследовалось сразу несколько целей.
Во-первых , чтобы не уничтожать евреев во Франции и других "цивилизованных" странах западной Европы.
Во-вторых, ясно , что при таких условиях транспортировки часть людей не выживет. Понятно, что умрут самые слабые. То есть, своеобразная селекция для тяжелых работ.
В-третьих, полагаю, что не зря стояли надписи на вагонах : врывчатые вещества и т.д., для России... и т.д. Возможно, такой состав был провоцирующим моментом для партизан. В случае провокации можно было выявить насколько оперативна реакция партизан, места их дислокации и т.д, что повышало возможности Вермахта. С другой стороны, в случае нападения партизан на состав, можно было бы скинуть всю вину за уничтожение людей на партизан ( типа , а мы и не думали их уничтожать... )
Все три задачи в одной перевозке. Очень логично, по-немецки.
То есть чисто для уничтожения,но только не в странах западной европы-я правильно понял?Но ведь в той же Польше,Чехии были концлагеря,где уничтожали не только евреев,но других-ближе туда,зачем все таки в Бессарабию?Особо здесь партизан не было.Тем более я знаю,что некоторых евреев наоборот вывезли из Бессарабии во Францию.Непонятно :unknown:
Да, именно так, чисто для уничтожения, но не в западной Европе. Эту грязную работу немцы не хотели делать в "цивилизованной" Европе.
Что касается "других", кого уничтожали в лагерях Польши, давайте уточним. Под "другими" в том же Освенциме были , например , поляки, цыгане. Но евреи там пользовались куда бОльшими "льготами". Поверьте, что евреев из Франции, Бельгии , Голландии везли и в лагеря Польши. Возможно, какую-то партию людей в зависимости от конкретной оперативной обстановки повезли в Бессарабию. Может, нехватка рабочих рук в данный момент. Может, активизация партизан в Сербии, где проходила железная дорога. Трудно конкретно ответить на вопрос. А вот тот факт , что евреев вывозили из Бессарабии во Францию, мне не известен. Если есть подробности, было бы интересно узнать. Может, из Бессарабии в Румынию ?
Ну, а в принципе, конечно, лагеря строились в местах скопления еврейского населения в Европе: В Польше, Прибалтике, Транснистрии. В последнюю ввозили евреев также из южной Украины. Действительно, уменьшение транспортных расходов. Немцы подошли к этому как к экономической проблеме.
Насчет Чехословакии , не знаю. Может, несколько лагерей было.

Аватара пользователя
ris55
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 8282
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:23
Откуда: Кишинев

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение ris55 » 01 окт 2013, 21:17

Моя соседка Ваксман Рахиль Иосиповна вместе со своими сестрами была вывезена из Кишинева во время войны во Францию.Одна из сестер погибла,вторая в итоге оказалась в Бельгии,а Рахиль Иосиповна сбежала и воевала в маки и в итоге была награждена Орденом Почетного Легиона.В период"железного занавеса" она без проблем выезжала за пределы Союза.

Ответить

Вернуться в «Бессарабия во Второй Мировой Войне»