Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Модератор: rimty

Аватара пользователя
Веточка
Новичок
Новичок
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 14 май 2018, 16:39

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Веточка » 20 мар 2023, 16:29

Genesis писал(а):
20 мар 2023, 16:06
Встречала записи и Мырза - царане. Не з ... или нет..
Скорее всего большинство - нет. Царане были и оставались царанами. По переписи населения 1774 выше, много было царан с фамилией Мырза.

Но у царан было еще одно подсословие царан - резеши. Это такие наполовину царане, наполовину мазылы, при России их всех отнесли к сословию свободных царан. Но как говорят румынские историки, и практика, среди резешей было много выходцев из мазыл и даже боярских родов. Просто некоторые потомки не пошли больше служить, и просто не выслуживались до высоких званий. Но личную свободу и землю, некогда наделенной правителем, сохраняли.
Это очень интересно! Большое спасибо за историческую информацию. Для меня это новые знания.
То есть могут, предположительно, однодворцы и царане, бывшие резеши, иметь общего предка. Но очень глубоко надо забираться в исследования)

Аватара пользователя
Веточка
Новичок
Новичок
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 14 май 2018, 16:39

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Веточка » 20 мар 2023, 16:29

Genesis писал(а):
20 мар 2023, 16:11
Это очень интересно! Но все же, это пре ... история?)
Это пока предположение. Исследование Y-dna по тесту биг700 даст мне самый подробный результат на последний момент.
Желаю вам новых успешных открытий!)

Genesis
Новичок
Новичок
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 13:40

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Genesis » 20 мар 2023, 16:29

Большое количество семей говорит о древности фамилии.
Ну нет, это смотря каких фамилий....

Огромное количество фамилий типа - Русу, Сырбу, Мунтян говорит о том что среди молдаван в древности было много выходцев из Руси, Сербии и Мунтении.

А огромное количество фамилии - Кожокарь, Ротарь, Чобан, Вакарь, Чеботарь... говорит о том что в Молдове в те времена это были самые популярные профессии - пастух, сапожник, кожевник и т.п.


У родовитых, древних дворян часто все наоборот, фамилии редкие, и как правило звучные.

Аватара пользователя
Веточка
Новичок
Новичок
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 14 май 2018, 16:39

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Веточка » 20 мар 2023, 16:31

Genesis писал(а):
20 мар 2023, 16:17
Но я еще не поняла, какая от этого польза... Все совпадения - приблизительны.
Польза есть, можно найти боковых родственников и совместить деревья.

На вашем примере, есть возможность найти совпадения ДНК среди дворян, у них как правило родословная очень хорошо изучена и проработана. И просто огромный пласт готовой информации вам откроется.
Большое спасибо за совет по новым ДНК- исследованиям! Сохраню себе в напоминаниях.)

Аватара пользователя
Веточка
Новичок
Новичок
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 14 май 2018, 16:39

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Веточка » 20 мар 2023, 16:36

Genesis писал(а):
20 мар 2023, 16:29
Большое количество семей говорит о древности фамилии.
Ну нет, это смотря каких фамилий....

Огромное количество фамилий типа - Русу, Сырбу, Мунтян говорит о том что среди молдаван в древности было много выходцев из Руси, Сербии и Мунтении.

А огромное количество фамилии - Кожокарь, Ротарь, Чобан, Вакарь, Чеботарь... говорит о том что в Молдове в те времена это были самые популярные профессии - пастух, сапожник, кожевник и т.п.


У родовитых, древних дворян часто все наоборот, фамилии редкие, и как правило звучные.
Но мы же понимаем, что фамилия Мырза не относится к профессии.) Один востоковед сказал, что фамилия "Мырза", "Мурза" или "Мирза" - благородная, и встречается в целом ряде стран мусульманского Востока.

Конечно, меня страстно увлекает желание докопаться до корней. Смена фамилии этому мешает. Если верно, что предок Мырза - боярин Чобота, что указано в дворянском деле, в котором не отказали в дворянстве, но и не подтвердили. Оставили в сословии мазил до донесения недостающих документов. То мечтаю добраться документально до того времени, когда происходили эти события.)

Есть еще одно дворянское дело рода Мырза. И тоже из Оргеевского уезда. 1827 год. Карапет Мирза - сын Иванеса Мирза, брат Манукбея Мирзы из города Ерывани в Персии. Манукбей Мирза при вступлении своем в службу Отаманского государства был принят дворянством и верными своими заслугами достиг чина Драгомана Оттоманской порты, получил привилеи и позволение носить зеленый цвет..

Может эти дела пересекаются... Ведь в нашем дворянском деле тоже есть упоминание персидского Мирзы.))

Genesis
Новичок
Новичок
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 13:40

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Genesis » 20 мар 2023, 17:15

Вариантов очень много и все может быть,
В России аналогичная фамилия к Мырза - это Мурзин. Этих Мурзиных здесь тысячи.... Они практически все из крепостных крестьян.

Вот у меня фамилия Паркалаб, происходит от молдавского звания пыркэлаб, видимо предок занимал эту должность, которая потом перешла в фамилию потомков.
Этих пыркэлабов в Молдавии были если не тысячи, то сотни разных людей. Молдавское княжество за свою историю в разные годы делилось от 8 до 15 примерно цинутов, в главе каждого цинута стоял свой пыркэлаб, эти пыркэлабы менялись чуть ли не каждый год, менялись правители, которые сидели на молдавском троне часто совсем короткое время, и со сменой правителей менялись пыркэлабы. Но пыркэлабы менялись еще чаще чем правители. Установить от какого пыркэлаба происходит мой предок, практически не реально..

Это я к чему. Или вот как пример. Не так давно со мной связались одни Паркалабы, мои однофамильцы, так вот они как оказалось, они вообще к Молдавии имеют посредственное отношение, они происходят от венгров, их прадед носил фамилию - Порколаб, в Венгрии это тоже должность, означает стражник тюрем. А при России, им фамилию изменили из Порколаб в Паркалаб.

У меня огромная на гигабайты папка с материалами по моей фамилии и родственных к ней фамилии. Ведь есть еще фамилии на Украине - Паркулаб, Перколаба, Паркалабов. Среди кубанских казаков есть фамилия Прикалаб (этр тоже наша, так иногда в исторических актах тоже писали).
В Румынии - Пыркэлабу, Паркалабоио, Паркалабеску.
И различные варианты.
Даже в Белоруссии есть фамилия в варианте - Баркалаб.
Даже среди РС по евреям я нашел фамилию - Перкулаба.. Ума не приложу, не представляю, откуда у евреев такая фамилия может быть.

Думаю все это начинать выкладывать на форум ВГД.
В надежде что кто-то найдет или встретится что-то по моей.
По всем селам на старом молдавском языке искать очень тяжело.
Сейчас надеюсь на искусственный интеллект, может быть в блидайшем будущем все МК хотя бы на русском языке проиндексирует искусственный интеллект. По фондам России эта работа уже началась. Ждем когда это сделают с МК по Бессарабии.
Последний раз редактировалось Genesis 20 мар 2023, 17:28, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Веточка
Новичок
Новичок
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 14 май 2018, 16:39

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Веточка » 20 мар 2023, 17:23

Genesis писал(а):
20 мар 2023, 17:15
Вариантов очень много и все может быть,
В России аналогичная фамилия к Мырза - это Мурзин. Этих Мурзиных здесь тысячи.... Они практически все из крепостных крестьян.

Вот у меня фамилия Паркалаб, происходит от молдавского звания пыркэлаб, видимо предок занимал эту должность, которая потом перешла в фамилию потомков.
Этих пыркэлабов в Молдавии были если не тысячи, то сотни разных людей. Молдавское княжество за свою историю в разные годы делилось от 8 до 15 примерно цинутов, в главе каждого цинута стоял свой пыркэлаб, эти пыркэлабы менялись чуть ли не каждый год, менялись правители, которые сидели на молдавском троне часто совсем короткое время, и со сменой правителей менялись пыркэлабы. Но пыркэлабы менялись еще чаще чем правители. Установить от какого пыркэлаба происходит мой предок, практически не реально..

Это я к чему. Или вот как пример. Не так давно со мной связались одни Паркалабы, мои однофамильцы, так вот они как оказалось, они вообще к Молдавии имеют посредственное отношение, они происходят от венгров, их прадед носил фамилию - Порколаб, в Венгрии это тоже должность, означает стражник тюрем. А при России, им фамилию изменили из Порколаб в Паркалаб.
Конечно, податное крестьянское сословие получало фамилию по воле писаря. Она еще и измениться могла пять раз за столетие.)
.
Что невозможно было, если ты приписан к роду, пользующимся привилегиями. Поэтому, тут не совсем точный пример... Не наш случай. Часть рода смогла получить дворянство, а часть - не успела. Хотя продолжала пользоваться привилегиями и иметь недвижимость.

Genesis
Новичок
Новичок
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 13:40

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Genesis » 20 мар 2023, 17:50

Не согласен, однодворцы платили подати подобно царанам, крестьянам. Разницы особой между однодворцем и свободным цараном особой не было.

Более того, даже на середину 19 века, когда в России крепостное право только думали отменять, в Бессарабии свободные царане еще задолго до России уже имели землю в собственности и были лично свободными,
А многие царане были даже побогаче потомственных дворян,имею ввиду по количеству земли. Особенно в центральной Молдове, огромное количество резешских сел, царан-резешей, в последствии просто царан, они все были собственниками.

Например мой дед в начале века 20, имел 30 га земли это чуть около 31 десятин, с родовым домом. (земля была отобрана в колхоз, дом - конфискован для детского садика),
я вот изучал дела например по дворянам Паркалаб из Херсонской области, мне попалась информация в каком селе они жили и где имели там землю, и там списки, перепись по усадьбам других дворян Херсонской губернии, так вот усадьбы многих дворян по 2, по 5 и по 10 десятин...это бедность, но они дворяне. Многие царане Бессарабии были по количеству земли богаче дворян, а в начале уже 20 века, даже очень сильно богатыми.
Я думаю часто это присходило почему. Вот предок дворянин получил например землю в 200 десятин, далее он поделил ее между своими 5-10 детьми, те в свою очередь тоже поделили ее между своими детьми. Но не дети, не внуки так никогда и не выслужились, не выбились в люди, не заработали. Кто-то вообще все потратил, пропил, проиграл в карты.. И к концу 19 века мы видим дворянские усадьбы по 2-5 десятины в наличии у потомственных дворян.

Аватара пользователя
Веточка
Новичок
Новичок
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 14 май 2018, 16:39

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Веточка » 20 мар 2023, 18:07

Genesis писал(а):
20 мар 2023, 17:50
Не согласен, однодворцы платили подати подобно царанам, крестьянам. Разницы особой между однодворцем и свободным цараном особой не было.
Давайте с вашего разрешения отделим мух от котлет)
Однодворцы и крестьяне - это разные сословия. Однодворцы - это бывшие дворяне, не сумевшие подтвердить свое дворянство. Мало того, однодворцами они стали лишь в середине XIX-го века, по последней ревизии. И то в этой ревизии они пишутся отдельными с царанами списками, отдельный список однодворцев, отдельный - царан..
А ведь еще в 1835 году в Ревизских сказках это были мазылы, привилегированное сословие.
Точно так же в начале XIX-го века сословие козаки были войсковыми жителями, свободными людьми, а в середине XIX-го века их переписали в государственные крестьяне.
Российская империя все более и более ограничивала количество дворян и сословий. Например, польскую шляхту на территории Малороссии она уменьшила на более чем 90%, оставив всего около нескольких десятков древних родов, всех остальных, каким бы древним ни был род, лишили дворянства специальными комиссиями.
Genesis писал(а):
20 мар 2023, 17:50


Более того, даже на середину 19 века, когда в России крепостное право только думали отменять, в Бессарабии свободные царане еще задолго до России уже имели землю в собственности и были лично свободными,
А многие царане были даже побогаче потомственных дворян,имею ввиду по количеству земли. Особенно в центральной Молдове, огромное количество резешских сел, царан-резешей, в последствии просто царан, они все были собственниками.

Например мой дед в начале века 20, имел 30 га земли это чуть около 31 десятин, с родовым домом. (земля была отобрана в колхоз, дом - конфискован для детского садика),
я вот изучал дела например по дворянам Паркалаб из Херсонской области, мне попалась информация в каком селе они жили и где имели там землю, и там списки, перепись по усадьбам других дворян Херсонской губернии, так вот усадьбы многих дворян по 2, по 5 и по 10 десятин...это бедность, но они дворяне. Многие царане Бессарабии были по количеству земли богаче дворян, а в начале уже 20 века, даже очень сильно богатыми.
Я думаю часто это присходило почему. Вот предок дворянин получил например землю в 200 десятин, далее он поделил ее между своими 5-10 детьми, те в свою очередь тоже поделили ее между своими детьми. Но не дети, не внуки так никогда и не выслужились, не выбились в люди, не заработали. Кто-то вообще все потратил, пропил, проиграл в карты.. И к концу 19 века мы видим дворянские усадьбы по 2-5 десятины в наличии у потомственных дворян.
Здесь вы подняли совсем другу тему, наличие земли. И состоятельность рода. Это очень большая отдельная тема. Действительно, состоятельность не зависела от сословия)

Genesis
Новичок
Новичок
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 13:40

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Genesis » 20 мар 2023, 21:45

Однодворцы и крестьяне - это разные сословия. Однодворцы - это бывшие дворяне, не сумевшие подтвердить свое дворянство. Мало того, однодворцами они стали лишь в середине XIX-го века, по последней ревизии. И то в этой ревизии они пишутся отдельными с царанами списками, отдельный список однодворцев, отдельный - царан..
А ведь еще в 1835 году в Ревизских сказках это были мазылы, привилегированное сословие.
Да это так. Но если читать МК, то тут и там, и сплошь рядом, мазылы-однодворцы женятся на царанках, а царане берут замуж однодворок.
Я читал МК села Васиены, в котором проживали и и сейчас проживают мазылы-однодворцы Паркалабы, Урсу, и .... сейчас не помню, какие-то там еще. Так вот эти мазылы-одновдрцы за весь 19 век, переженились и перероднились в том селе с половиной царан.
В других селах ситуацию наблюдал аналогичную. Много попадалось записей, когда царан женился даже не дочери однодворца, а на дворянке. Или дворянин брал в жены царанку.
Даже у меня в моей родословной такой случай есть. У меня одна пра-пра-прабабка была с фамилией Осадчук, они из царан, Я составлял дерево этой фамилии, так вот там есть один потомок - царан Осадчук, который женился на дочери потомственного дворянина, а он был из сословия царан.

Может некое сословное правило, "свои только со своими" до 19 века соблюдалось, но в 19 веке, люди не смотрели на сословные различия. А после отмены крепостного права в России - подавно.
Исключением разве могли быть лишь боярские фамилии, разные там Струдза, Кантакузины, Рышканы и тому подобные. Ну и они были очень богатыми, в сравнении с однодворцами и менее знатными дворянами.

Вообще, основное, как я понимаю на что смотрели люди, это совсем не сословие и происхождение, а на деньги и землю, то сколько денег и сколько земли у человека есть. Если семья жениха обладала землей, а он брал в жены девушку бедную, без приданного, то такой брак не разрешался отцом семейства, не одобрялся, не благословлялся родителями. Ну только если вдруг эта девушка была очень сильно красивая.

Такие нравы в Бессарабии держались вплоть до 1940 года, до прихода большевиков. Я еще застал своих бабушку и деда, они мне рассказывали. У моего деда дочь была одна, моя тетка, так вот выкрал ее жених из дома, она с ним убежала, а его семья была из бедных, они были переселенцами откуда-то из Буковины, с гор - Карпат. Там в горах земля была плохая, бедная, и там часто голод был. Люди оттуда массово переселялись южнее, они там практически все были безземельными, и все нанимались работать в основном к местным панам на работу, в Ясский уезд, Оргеевский, Кишиневский. Так вот когда отец (мой дед) пришел домой и узнал что дочь его сбежала, он взял ружье и боевыми начал его перезаряжать, бабушка это дело увидела, и сообщила соседям, чтоб те сбегали в соседнее село, шепнули об этом семье жениха. Так вот когда дед пришел в то соседнее село их всех там стрелять, дома уже никого не было. А домой он когда вернулся, то жену (мою бабушку), он избил до полусмерти за это, она неделю лежачая была.
Это реальная история из моей семьи, дело было в 1930-ых годах. Когда дети решали жениться без дозволения и позволения родителей. А был бы ее жених богатым, состоятельным, вопросов бы не возникало. и так было везде. Вот у невесты есть 10 га земли приданного, и у жениха 12 га, то брак заключался. А если нету ничего, брак не одобрялся.

Аватара пользователя
Веточка
Новичок
Новичок
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 14 май 2018, 16:39

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Веточка » 21 мар 2023, 10:47

Genesis писал(а):
20 мар 2023, 21:45
Да это так. Но если читать МК, то тут и там, и сплошь рядом, мазылы-однодворцы женятся на царанках, а царане берут замуж однодворок.
Я читал МК села Васиены, в котором проживали и и сейчас проживают мазылы-однодворцы Паркалабы, Урсу, и .... сейчас не помню, какие-то там еще. Так вот эти мазылы-одновдрцы за весь 19 век, переженились и перероднились в том селе с половиной царан.
В других селах ситуацию наблюдал аналогичную. Много попадалось записей, когда царан женился даже не дочери однодворца, а на дворянке. Или дворянин брал в жены царанку.
Даже у меня в моей родословной такой случай есть. У меня одна пра-пра-прабабка была с фамилией Осадчук, они из царан, Я составлял дерево этой фамилии, так вот там есть один потомок - царан Осадчук, который женился на дочери потомственного дворянина, а он был из сословия царан.
Вы абсолютно правы. Любовь сословиям не подвласна.) Смешанные сословные браки очень часто встречаются.
Genesis писал(а):
20 мар 2023, 21:45
Может некое сословное правило, "свои только со своими" до 19 века соблюдалось, но в 19 веке, люди не смотрели на сословные различия. А после отмены крепостного права в России - подавно.
Исключением разве могли быть лишь боярские фамилии, разные там Струдза, Кантакузины, Рышканы и тому подобные. Ну и они были очень богатыми, в сравнении с однодворцами и менее знатными дворянами.
Может я выше неточно выразилась.. Говорила не о "своих со своими". А о Родословии. Что мы отслеживаем свою ветвь со всеми указаниями сословия. Как семейную историю.)
Genesis писал(а):
20 мар 2023, 21:45
Вообще, основное, как я понимаю на что смотрели люди, это совсем не сословие и происхождение, а на деньги и землю, то сколько денег и сколько земли у человека есть. Если семья жениха обладала землей, а он брал в жены девушку бедную, без приданного, то такой брак не разрешался отцом семейства, не одобрялся, не благословлялся родителями. Ну только если вдруг эта девушка была очень сильно красивая.

Такие нравы в Бессарабии держались вплоть до 1940 года, до прихода большевиков. Я еще застал своих бабушку и деда, они мне рассказывали. У моего деда дочь была одна, моя тетка, так вот выкрал ее жених из дома, она с ним убежала, а его семья была из бедных, они были переселенцами откуда-то из Буковины, с гор - Карпат. Там в горах земля была плохая, бедная, и там часто голод был. Люди оттуда массово переселялись южнее, они там практически все были безземельными, и все нанимались работать в основном к местным панам на работу, в Ясский уезд, Оргеевский, Кишиневский. Так вот когда отец (мой дед) пришел домой и узнал что дочь его сбежала, он взял ружье и боевыми начал его перезаряжать, бабушка это дело увидела, и сообщила соседям, чтоб те сбегали в соседнее село, шепнули об этом семье жениха. Так вот когда дед пришел в то соседнее село их всех там стрелять, дома уже никого не было. А домой он когда вернулся, то жену (мою бабушку), он избил до полусмерти за это, она неделю лежачая была.
Это реальная история из моей семьи, дело было в 1930-ых годах. Когда дети решали жениться без дозволения и позволения родителей. А был бы ее жених богатым, состоятельным, вопросов бы не возникало. и так было везде. Вот у невесты есть 10 га земли приданного, и у жениха 12 га, то брак заключался. А если нету ничего, брак не одобрялся.
Предполагаю, что в каждом сословии были свои правила и традиции.) В нашей семейной истории тоже есть случай, когда в начале XX- го века потомственный дворянин женился на дочери однодворца. Но его родители были против этого брака... И фотографии родителям он присылал с внуками, но без супруги.

И есть история, когда дворянин умудрился жениться на дворянке в 1930 году, в самый разгар советской власти... Как он узнал о ее происхождении, загадка. Молчал об этом всю свою жизнь. Узнали уже после их ухода ...
.

Спасибо, что вы делитесь со мной вашей увлекательной историей рода! Мне это очень интересно!
К сожалению, я очень слабо знаю историю Бессарабии.
Специально купила книгу Кантемира "Описание Молдавии".
Может вы мне посоветуете еще литературу об истории Бессарабии?

Genesis
Новичок
Новичок
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 13:40

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Genesis » 21 мар 2023, 12:00

Вы абсолютно правы. Любовь сословиям не подвласна.) Смешанные сословные браки очень часто встречаются.
Дело не в любви, как правило обычно все решали родители, родители решали из финансовых соображений. В 19 веке в Бессарабии богатых, земельных царан было много, Бессарабия была чуть ли не в лидерах среди губерний Российской империи, в которой царане (крестьяне) больше всего имели земли в собственности. Земельные царане, богатые, они по своему характеру вели себя тоже с гонором.

Огромный поток населения, украинцев в основном из Хотинского уезда, Подолии, Буковины, Западной Украины, люди переезжали в Бессарабию на протяжении всего 19 века, за 100 лет численность населения Бессарабии выросла с 250 тысяч до 2 миллионов человек.

Там понимаете что было. В Бессарабии было несколько очень богатых боярских родов - Струдзы, Россети, Кантакузины и тому подобные. Эти богатые люди имели просто десятки тысяч десятин земли, это очень огромные просторы. Но у них не было крепостных крестьян чтобы на этой земле работать, ( в отличие от русских дворян). (кроме цыган). Цыган было очень мало и работники из них были все так себе... Эти все огромные просторы земли просто простаивали, просто брошена земля была. Бессарабским дворянам иметь крепостных крестьян запрещалось, дворяне бессарабии не могли приехать в Россию, просто купить там крепостных и переселить их в Бессарабию, за исключением цыган. Чисто мое мнение - в этом заключалась еще намеренная дискриминация молдавских дворян Россией. Попытка утопить молдавскую элиту 19 века...

Чтобы как-то запустить крестьянскую работу на этих землях, молдавские паны посылали по соседним губерниям, и даже в соседнюю Австрию и Турцию, ходоков, которые созывали и приглашали свободных царан переселяться в Бессарабию, где паны давали им землю в аренду, в пользование, на ней царане работали, часть урожая отдавали землевладельцу. В основном люди приезжали из Хотинского уезда, Подолии и горной части Украины. То есть с тех мест, где земля была плохая, не плодородная, каменистая, а хорошей земли было очень мало.

Со временем, как правило, в рамках одного поколения, царане-переселенцы накапливали и зарабатывали деньги уже на свою собственную землю, в свою личную собственность. И тогда уже царане начинали работать только сами на себя, а не на панов. На пана было работать уже смысла нет. Панам опять необходимо было созывать и приглашать к себе на работу новых царан. И так было весь 19 век. Многие паны целый комплекс мер проводили, строили царанам целые села, строили церкви, больницы, мельницы, то есть всю инфраструктуру возводили в селах за свой собственный счет, только затем, чтобы царане в эти села к ним приехали, оставались жить и работать на землях панов. Точно также они евреев приглашали в города и местечки. Паны даже дома строили царанам, деньги, ссуды давали в долг им. Государство - Россия, тоже активно помогала в этом, целые программы были, гагаузов переселяли, болгар. Даже свободных русских крестьян из России и Восточной Украины переселяли в Бессарабию, стимулировали этот процесс. Переселенцев освобождали от налогов и военной службы.

И те царане, которые уже имели земли в Бессарабии, и жили там очень давно, уже далеко не в первом поколении, они на новоприбывших переселенцев смотрели с высока, высокомерно, они их считали бедными и нищими, ниже себя. Родниться с ними особо не желали.

Genesis
Новичок
Новичок
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 13:40

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Genesis » 21 мар 2023, 12:45

Нашел такой вот документ:

Здесь упоминается Горсаке Мырза - резеш из Чорешт Оргеевского цинута.

Изображение
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
Веточка
Новичок
Новичок
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 14 май 2018, 16:39

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Веточка » 21 мар 2023, 12:49

Genesis писал(а):
21 мар 2023, 12:00
Государство - Россия, тоже активно помогала в этом, целые программы были, гагаузов переселяли, болгар. Даже свободных русских крестьян из России и Восточной Украины переселяли в Бессарабию, стимулировали этот процесс. Переселенцев освобождали от налогов и военной службы.
Предполагаю, что здесь были совсем иные цели. Не забота о земле, а размывание этноса...
.
После вашего рассказа вернулась к информации из дворянского дела нашего Ивана Степанова "Мырзолова". К тем местам, где говорилось о земле.
И где говорилось о фамилии.
1. Цитата:
" 2-ое. Свидетельство заподлинном Молдавских уроженцов помещиков Екатеринославскаго наместничества Новомиргородского уезда от 14 марта 1788 года, данного фамилии Мирзовых, коим удостоверяют, что напред того, как они сами так и фамилия Мирзовых происходят из Молдавских бояр, и жительствуют и владели тут недвижимыми имениями, а в 1769 году во время нашествия Оттоманской Порты и татарских набегов были вызваны к военным действиям происходвшим с Россиею. Оставь они в Молдавии свои владения вышли под защиту всероссийского престола...
И 3-е. Паспорта Тираспольского Уездного суда от 14 ноября 1814 года данного дворянам, жительствующим в тамошнем уезде на своих участках земли Мирону, Степану и Антону Мырзовым. Из коего видно, что они следуют в Бессарабскую область для распоряжения тут наследственным имением..."

2. Несмотря на то, что в деле есть свидетельства Молдавских уроженцев- помещиков, которые удостоверяют, что Мырзовы происходят из Молдавских бояр и жительств и владели тут недвижимыми имениями... меня удивляет, что российские чиновники переиначили фамилию на российский лад... Еще в деле указано, что предками были Чобот и Кречун.

Семейная история, полная судьбоносных сплетений и поворотов...

В итоге написано, что дело отложено до предоставления необходимых документов. А дабы они не оставались в безгласности и не были причислены к классу людей простого звания поелику...(здесь утрачено, но их записали в Мазылы).
.
3. А вот в Метрических книгах они записывались - " MÂRZA".

Аватара пользователя
Веточка
Новичок
Новичок
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 14 май 2018, 16:39

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Веточка » 21 мар 2023, 13:01

Genesis писал(а):
21 мар 2023, 12:45
Нашел такой вот документ:

Здесь упоминается Горсаке Мырза - резеш из Чорешт Оргеевского цинута.
Какой интереснейший документ! Огромное спасибо! Здесь столько исторических подробностей. Прямо в XVII-ый век перенеслись.)

Genesis
Новичок
Новичок
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 13:40

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Genesis » 21 мар 2023, 13:11

российские чиновники переиначили фамилию на российский лад
Это все обычное дело.
У меня все фамилии в 1810-1820 ых писались по другому
некоторые фамилии изменялись за 100 лет по несколько раз :girlcry: :

Изображение

Аватара пользователя
Веточка
Новичок
Новичок
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 14 май 2018, 16:39

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Веточка » 21 мар 2023, 13:17

Дааа... Очень интересно! Это у вас книга или сайт? Где вы публикуете свои исследования?)

Genesis
Новичок
Новичок
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 13:40

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Genesis » 21 мар 2023, 13:19

Веточка писал(а):
21 мар 2023, 13:17
Дааа... Очень интересно! Это у вас книга или сайт? Где вы публикуете свои исследования?)
нет, выше писал:

У меня огромная на гигабайты папка с материалами по моей фамилии и родственных к ней фамилии. Ведь есть еще фамилии на Украине - Паркулаб, Перколаба, Паркалабов. Среди кубанских казаков есть фамилия Прикалаб (эта тоже наша, так иногда в исторических актах тоже писали).
В Румынии - Пыркэлабу, Паркалабоио, Паркалабеску.
И различные варианты.
Даже в Белоруссии есть фамилия в варианте - Баркалаб.
Даже среди РС по евреям я нашел фамилию - Перкулаба.. Ума не приложу, не представляю, откуда у евреев такая фамилия может быть.

Думаю все это начинать выкладывать на форум ВГД.
В надежде что кто-то найдет или встретится что-то по моей.
По всем селам на старом молдавском языке искать очень тяжело.
Сейчас надеюсь на искусственный интеллект, может быть в ближайшем будущем все МК хотя бы на русском языке проиндексирует искусственный интеллект. По фондам России эта работа уже началась. Ждем когда это сделают с МК по Бессарабии.

Genesis
Новичок
Новичок
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 13:40

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Genesis » 21 мар 2023, 13:26

Помогите, будь те добры, прочесть фамилию невесты и поручителей.)
Я в старом молдавском не силен.
Я первых МК 1810-ых книги даже отдельных букв не разбираю. Примерно с 1830-ых писали уже более разборчиво.
Можете на ВГД попросить, в молдавском разделе. Обычно помогают.

Я из-за этого застопорился со своим поиском. Так бы все ранние МК соседних селений перечитал.

Genesis
Новичок
Новичок
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 13:40

Re: Изучаю наш бессарабский род Мырза.

Сообщение Genesis » 21 мар 2023, 22:28

Может вы мне посоветуете еще литературу об истории Бессарабии?
Здесь посмотрите
Конкретно период XIX века в разделе Bessarabia

Ответить

Вернуться в «Бессарабцы и гости Бессарабии и Молдовы»