Как строился Кишинёв

Интересные и малоизвестные факты из истории Кишинёва. Воспоминания и фотографии.

Модератор: rimty

Бесс
Новичок
Новичок
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 12 мар 2009, 00:53
Контактная информация:

Как строился Кишинёв

Сообщение Бесс » 14 мар 2009, 19:54

Изначально понятно было построенно центральная часть города то что можно подвердить по старым фотографиям.Но как последовало строительство остальных частей столицы(Ботаника,Рышкановка и т.д.) и по подробнее об этом пожайлуста.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение steinchik » 15 мар 2009, 06:39

Город возник в районе источника, возле Мазаракиевской церкви. до 1812-го года находился в границах современных Албишоара, Заикина, Ал. чел Бун и Измаильской. После просоединения к Российской Империи город разросся до Садовой (Матеевича) на юг, до М. Витязул на запад и до Железнодорожного Вокзала на восток.
После войны первым микрорайоном была нижняя Рышкановка, почни одновременно с ней ближние дома на Скулянке и по Крянгэ (Чернышевского) в районе Пединститута. В начале 60-х застраивались нижняя Ботаника, низ Котовского (Хынчештского Шоссе) и низ Панфилова (Лупу). В конце 60-х появились Новые Боюканы, верхняя Рышкановка, дальняя Скулянка, Ботаника до Х. Ботева и Скиносы. В начале 70-х Рышкановка дошла до Студенческой, Ботаника до Гренобля, Отоваска до Волкова (Волунтарилор). Стали застраиваться ближние Новые Чеканы. В 80-х Скулянка дошла до Бутояша, появился район Телезавода и Кутузовского проспекта (Мирча чел Бэтрын), разросслись Чевкары (Старая Почта).

Задавайте вопросы по конкретным районам и улицам, и я с удовольствием постараюсь ответить на них.

Посмотрите вот эту карту ввода в эксплуатацию троллейбусных сетей по годам. По ней можно проследить развитие микрорайонов.
aaa1.GIF
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Бесс
Новичок
Новичок
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 12 мар 2009, 00:53
Контактная информация:

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение Бесс » 15 мар 2009, 08:27

Нашел в интэте,по моему даж на торентах
Изображение
интересно бы узнать какой это год,судя по тому что мужчина в джинсах приблезительно уже 90-е годы а какой именно.
З.Ы.Может те кто увидят сью фотку узнают кого нить)

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение steinchik » 15 мар 2009, 08:57

Бесс писал(а): интересно бы узнать какой это год
Это конец 80-х - именно тогда и строились "Ворота города" - два дома по Мира 50 и 51/1

А вот то же самое место в 75-м году

Изображение

Бесс
Новичок
Новичок
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 12 мар 2009, 00:53
Контактная информация:

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение Бесс » 15 мар 2009, 09:13

Изображение
А это уже наверное за 90-м,"свеженькие построики".Красиво смотрелись всегда.

Бесс
Новичок
Новичок
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 12 мар 2009, 00:53
Контактная информация:

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение Бесс » 15 мар 2009, 09:16

steinchik писал(а):
А вот то же самое место в 75-м году
Так приятно смотреть на город без рекламы,а щас одни рекламные щиты.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение rimty » 09 сен 2010, 13:08

Бесс писал(а): как последовало строительство остальных частей столицы(Ботаника,Рышкановка
и т.д.) и по подробнее об этом пожалуйста.
"Как и почему на улице Трандафирелор (Роз)
построили качественные пятиэтажные дома"


Дома вдоль этой улицы и поныне удивляют своим качеством,
которое выделяет их из общей массы пятиэтажек времен
массового жилищного строительства.

Но предшествовало им возведение панельных пятиэтажек между
современными кварталами улиц Трандафирелор, Христо Ботева,
Зелинского и бульваров Дачия и Дечебал. «Первый панельный
4хэтажный мы начали строить в 1962 г., немного вглубь от
ул. Зелинского», - рассказывает Карл Ильницкий. По тем временам
панельное домостроение было для Молдовы прогрессивным
методом строительства. Технологию, проверенную в крупных
городах СССР, постепенно распространяли на столицы союзных
республик и крупные города страны.

Технологию строительства и сборки панельных домов приобрели
во Франции. Для ее реализации в республике построили несколько
домостроительных комбинатов, крупнейшим из которых был ныне
не существующий кишиневский завод ЖБИ-4 . Железобетонные
панели - стены, перекрытия, лестничные марши – изготавливались
на комбинатах, а на стройплощадке из готовых железобетонных
элементов монтировался готовый дом. Для эпохи массового
строительства жилья это была очень подходящая технология,
т.к. позволяла довольно быстро застраивать целые жилые кварталы.

Ботаника, в то время перспективный район массового жилого
строительства, стала своего рода испытательным полигоном для
первых панельных домов. Практически все панельные пятиэтажки
Кишинева находятся именно на Ботанике. В других районах города
их считанные единицы.

Потом панельное домостроение перешло на девятиэтажные дома
новых серий, но в 60-х годах панельными пятиэтажками успели
застроить целые кварталы. Наверное, на месте котельцовых домов
по ул. Роз (Трандафирелор) поставили точно такие же блочные
пятиэтажные дома, но получилось несколько иначе.

К очередному празднику, кажется, это было 7 ноября 1965 года,
когда новоселам сдали последние дома между улицами Роз,
Зелинского, строительные достижения показали первому
секретарю компартии Молдавии Ивану Ивановичу Бодюлу.
Важное сановное лицо провезли по улице Зелинского и по улице Роз,
но чем больше возили Бодюла, тем больше он хмурился и раздражался.
Руководителю партии дома не понравились. Он потребовал повезти
его в центр, в то место, откуда блочный новострой, занявший
холмы Ботаники, будет хорошо виден.

Из центра невзрачные пятиэтажки смотрелись и вовсе угрюмо,
если не убого. Но Бодюл уже решил проблему: «Построить вдоль
улицы Роз приличные дома. Надо закрыть этот балаган», -
отдал приказ Иван Иванович.

Так на улице Роз и появились «приличные дома» - те самые
котельцовые пятиэтажки с шикарными, по тем меркам, квартирами:
с объемными, как тогда считалось, кухнями - 8 кв. м; большими
прихожими; раздельными санузлами; широкими балконами.
Правда, советская система строительства и тут дала о себе знать.
В части двухкомнатных квартир комнаты оказались смежными.

Но это неудобство не остановило потенциальных очередников. Те,
у кого была возможность, стремились получить ордер на квартиру
именно в эти дома. Квартиры давались заслуженным людям,
родственникам руководителей партии и республики.

Со времени сдачи в эксплуатацию этих домом прошло более 40 лет,
и они несколько потеряли свой презентабельный вид. Однако до
сих пользуются спросом у покупателей. Они надежны, находятся
в хорошем месте - рядом с центром Ботаники, а до центра
города «рукой подать».

Игорь Сафонов
pan.md
Изображение

Аватара пользователя
voling
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1714
Зарегистрирован: 02 май 2010, 13:39
Откуда: Кишинёв, Израиль

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение voling » 02 окт 2010, 10:31

Архитектура и градостроительство Кишинёва

Значительны достижения кишиневцев в области градостроительства и
архитектуры. Статусом "исторического города", полученным, кстати, обидно
поздно - лишь в 1986 году, столица Молдавии обязана своему центру. Когда-то
в его границах умещался весь Кишинев, а ныне лишь небольшая его часть,
окруженная массивным кольцом новых застроек 60-80-х годов. Обстоятельство,
давшее лет 30 назад сострить:"Кишинев - это деревня в центре и город на
окраинах". Тогда шутку восприняли как удачную. Это было время, когда
индустриальное строительство в Кишиневе набирало силы и темпы. Немыслимые
ранее в сейсмической зоне высокие дома вызывали всеобщее восхищение. Четкие
прямые линии новых районов находили современными и красивыми. Газеты,
представляя столицу Молдавии, публиковали снимки только новых зданий и
проспектов, а старых стеснялись и ругали за архитектурные излишества.К
счастью, мощно запущенный в советское время маховик индустриального
строительства, требовал простора и потому действовал в основном в
предместьях столицы Молдавии. Но со временем настала очередь центра. Можно
только радоваться, что этого не произошло раньше и сквозь центр не успели
пробить ни одной широченной магистрали, как в некоторых других городах
СССР. К этому времени многие успели устать от ровных линий и заново открыли
достоинства соразмерных человеку масштабов и даже прелесть архитектурных
излишеств, на которых отдыхал глаз.
Для Кишинева середины 80-х годов характерно болезненное восприятие всех
перемен в центре города и даже оппозиция к ним. Хотя бы потому, что даже
красивые высотные дома не составляли вместе взятые единой гармонии. Есть,
конечно, и удачные решения, но их мало.Причины все те же: архитектурные
решения принимались в узком кругу, а то и единолично. Вопиющая иллюстрация
- появление в центре города среди исторических памятников "торта на блюде"
- административного здания АПО. Оно буквально режет глаз, хотя само по себе
представляет несомненный интерес.
На холмах старого Кишинева из первых построек сохранились Мазаракиевская
(1752), Рышкановская (1777) и Благовещенская церковь (1807). Они имеют
характерный для молдавского средневекового зодчества трехлепестковый план и
так называемый "молдавский свод" - два яруса арок, поддерживающих барабан с
куполом.
В те годы по своему внешнему облику Кишинев мало напоминал город. Вытянутый
вдоль правого берега реки Бык от Мунчештской дороги на юге до Оргеевской на
севере, он состоял из разобщенных неблагоустроенных слобод, кривых улиц и
переулков, без четко обозначенного центра и общественных зданий. В 1817
году по составленному плану уже определился центр города, были спланированы
новые улицы и кварталы. Застройка велась преимущественно западнее старого
города на склоне, возвышающемся над застроенной болотистой долиной.Новый
район получил название верхнего города. Здесь появились первые прямые и
широкие улицы: Золотая (ныне ул. Александру чел Бун), Каушанская (Колумна),
Московская (Штефан чел Маре). В центре города развернулось строительство
крупных зданий: митрополии (1814г., на месте нынешнего Дома правительства),
духовной семинарии, частных домов бояр Варфоломея, Катаржи, Донича,
некоторых крупных чиновников и купцов. Были предприняты первые шаги по
благоустройству. Появились уличные фонари, были осушены земли нижней части
города, заложен первый городской парк (ныне городской парк Штефан чел
Маре).
Составленный на основе топографической съемки и утвержденный в 1834 году
генеральный план Кишинева наметил дальнейшее его развитие. Был определен
центр города, его главная площадь, центральный парк (ныне Соборный сквер).
Прямоугольная и четкая сетка широких улиц соответствовала градостроительной
практике застройки южных городов России. В старом городе предпринимались
попытки спланировать улицы и кварталы: некоторые дома сносились, улицы
выравнивались. В центре города создается значительный архитектурный
ансамбль. По проекту архитектора А.Мельникова в стиле позднего русского
классицизма, здесь возводятся крупнейшее сооружение того времени -
Кафедральный собор и Колокольня (1831-1835г), ставшие доминантой города.
Затем вблизи собора сооружается Триумфальная арка (1840г., архитектор И.
Заушкевич). Эти сооружения отличаются спокойным величием и строгостью
композиции.
Во второй половине 19 века рост Кишинева продолжался. В 1861году в нем было
уже 93 тысячи жителей. Строились учебные и административные здания, в
которых преобладали ордерные формы и четкие поэтажные членения объемов.
Вместе с тем применялись элементы византийской, романской и готической
архитектуры, а также молдавского зодчества. Рядовые, в основном одноэтажные
дома по-прежнему размещались по красной линии озелененных улиц. В верхней
части города среди них выделялись особняки, а в центре - многоквартирные
доходные дома с магазинами в первых этажах. Характерной особенностью жилых
домов было устройство остекленной веранды со стороны двора и входа с улицы,
обозначенного крыльцом из колонн или пилястров. Дома украшались
декоративными фронтонами, разнообразными украшениями окон. Высокому
качеству застройки и началу подлинного благоустройства Кишинева
способствовал выдающийся зодчий А. Бернардацци, более тридцати лет бывший
городским архитектором. Он был автором проектов и строителем наиболее
значительных зданий конца 19 века, обогативших архитектурный облик города.
Бернардацци был одним из первых архитекторов, оценивших декоративные
качества естественного камня-ракушечника, добываемого вблизи Кишинева. До
этого здания возводились из камня под штукатурку. Только в конце 19 века в
городах Бессарабии их начали строить с применением чистой кладки, зачастую
со вставками из красного кирпича. Такой способ отделки фасадов стал местной
особенностью. Вместе с тем благоустройство города осуществлялось очень
медленно. Только в 1862 году приступили к мощению улиц.
В 1892 году постройкой двух водонапорных башен было положено начало
городскому водопроводу, а до этого город обеспечивался водой из колодцев,
да еще ее развозили возчики в бочках. Велось озеленение улиц и
благоустройство парков.
В начале 20 века возводятся здания городской думы (ныне Примэрия),
окружного суда (управление железной дороги), городского банка (органный
зал), краеведческого музея.
В 1910 году в Кишиневе было 127 тысяч жителей, около 10 тысяч домов (всего
4 трехэтажных дома), 142 улицы и переулка, 12 площадей, 5 садов и скверов.
Это был золотой век в становлении Кишинева. В пятом томе 12-томной
энциклопедии Маврикия Вольфа "Живописная Россия" под редакцией Семенова-Тян-
Шанского, вышедшей в конце прошлого века, о Кишиневе сказано буквально
следующее: "Если о большинстве губернских городов обыкновенно говорят, что
в них 3-4 улицы напоминают город, все остальные улицы представляют деревню,
то о Кишиневе можно сказать, что 3-4 его улицы напоминают Европу, весь же
остальной город - Азию". С 1918 по 1940 год, когда Бессарабия стала
составной частью Румынии, развитие Кишинева прекратилось, население
уменьшилось. За этот период появилось только несколько особняков чиновников
и дельцов в верхней части города.
В годы второй мировой войны Кишинев утратил свой жилой фонд на 78%.
В 1947- 1949 годах под руководством архитектора А.Щусева был разработан
генеральный план реконструкции и строительства города. Он предусматривал
восстановление старых и строительство новых домов, административных и
общественных зданий, создание промышленных зон, новых магистралей, площадей
и зеленых массивов. По этому плану проспект Ленина (ныне бульвар Штефан чел
Маре) сохранил значение центральной магистрали и соединился через бульвары
Негруци и Гагарина с привокзальной площадью. Основными районами новой
застройки, кроме центра должны были стать Рышкановка, Ботаника, Боюканы. От
центра города к первому новому жилому району Рышкановка вместо старых и
разрушенных войной домов прокладывалась широкая магистраль - Проспект
Молодежи (бульвар Ренаштерий). Предусматривалось создание зон отдыха, а
также кольца зеленых насаждений вокруг города. Разработку генерального
плана продолжил коллектив молдавских архитекторов во главе с Р.Курцем
совместно с московскими и ленинградскими зодчими. В начале
восстановительного периода объемно-архитектурные решения носили
реставрационный и реконструктивный характер. Первой новостройкой города
было здание железнодорожного вокзала (1948г., архит. Л.Чуприн)
.Значительным явлением в архитектуре послевоенных лет была застройка
главной улицы административными зданиями и многоэтажными жилыми домами.
Фасады административных зданий занимали целые кварталы. Они решались с
парадными портиками ордерной системы с соблюдением классических традиций
архитектуры Кишинева, украшались резьбой по камню или цветной керамикой:
Министерство пищевой промышленности, архитектор В.Войцеховский (ныне
многофункциональное здание по бульвару Штефан чел Маре, 73), Министерство
легкой промышленности, архитектор П.Рагулин (бул. Штефан чел Маре, 69),
Академия наук МССР и Министерство связи (главпочтамт, архит. В.Меднек), Дом
профсоюзов (архит. Р.Курц, угол ул.Пушкина и бул.Штефан чел Маре). Жилые
дома возводятся по проектам архитекторов С.Васильева, В.Войцеховского,
Г.Левенталь, Д.Палатник, С.Сталинской, И.Шмуруна.
К сожалению, в эти годы не обошлось без варварства - во время очередного
витка борьбы с церковью в 1964 году была разобрана (взорвана ночью)
колокольня в Соборном парке.
В различных частях города также строились крупные общественные здания по
индивидуальным проектам: здание библиотеки имени Крупской (архит.
А.Амбарцумян, ныне национальная библиотека), железнодорожной больницы
(архит. Д.Палатник).
Решающим толчком в развитии города и особенно его центра явилось
постановление Совмина СССР 1971 года "О мерах по дальнейшему развитию
г.Кишинева", когда нашему городу из союзных фондов было выделено около
миллиарда рублей. Однако необходимость осуществления в короткие сроки
массового жилищного строительства потребовало внедрения в практику
типизации и индустриализации. Были разработаны типовые проекты жилых домов,
учебных заведений и объектов здравоохранения. Здания стали возводиться из
крупных блоков известняка, с каждым годом росло применение железобетонных
крупнопанельных конструкций. Все это не могло не сказаться на безликости
новых районов застройки.
В результате растущей индустриализации строительства в середине 70-х годов
стало возможным возведение в нашей сейсмически опасной зоне зданий
повышенной этажности в 9, 12 и 16 этажей. Новые возможности архитектурного
решения зданий появились благодаря развитию строительства из монолитного
железобетона в скользящей и переставной опалубках, за разработку которых
архитектор Г.Соломинов удостаивается Государственной премии МССР за 1978
год. Высотные здания, возведенные подобным способом, выдержавшие сильнейшие
землятресения 1977 и 1986 годов, украшают сейчас Бульвар Дачия, бульвар
Штефан чел Маре, появились они и в других районах города.
На основе индустриальных методов строительства и возросших возможностей
применения высококачественных отделочных материалов с началом 70-х годов
возводятся крупные общественные и административные здания: Дом
правительства и Дворец "Октомбрие" (ныне Национальный дворец), архитектор
С.Фридлин; ЦК КПМ (ныне Парламент), архит. А.Черданцев; Кишиневский горком
КПМ (школа), архит. Г.Соломинов; Дом Союзов (профсоюзов), архит.В.Кудинов;
гостиницы "Интурист" ("Националь"), архитекторы А.Горбунцов и В.Шалагинов и
"Космос", архитектоы Б. Баныкин и И.Колюбаева; Театр оперы и балета,
архитекторы Н.Куренной и А.Горшков; цирк, архитекторы С.Шойхет и
А.Кириченко; аэровокзал, архит. А.Экснер. За последние годы советской
власти созданы современные проспекты: Мира (Дачия), Московский, Кутузовский
(Мирча чел Бэтрын), Энгельса (Алба Юлия). Транспортная эстакада связала
через Долину Роз центр города с Ботаникой и аэропортом.
В середине 80-х годов был объявлен конкурс на лучший проект детальной
планировки центра города. В 1987 году в Союзе архитекторов Молдавии
состоялось общественное обсуждение выставленных на конкурс проектов. Один
из них был даже из Ленинграда. Несомненно, что все проекты представляли
огромный интерес и лучшим решением было бы взять из каждого из них самое
ценное, но бурные события в политической жизни Молдовы конца 80-х годов
отодвинули всякие мысли о масштабном строительстве на неопределенный срок.
В последние несколько лет строительство ведется в основном фешенебельных
особняков финансовой и деловой элиты города. Появились великолепные здания
"Инкомбанка" на углу Армянской и 31 августа и Петрол банка на углу бульвара
Штефан чел Маре и Измаильской. Была закончена реставрация Кафедрального
собора, только вот замечательный купол его потерял при этом первоначальную
форму, обретя очертания мусульманско-турецкого шатра.
Каменное культовое зодчество Молдовы отличается чрезвычайным богатством и
разнообразием планировачных, конструктивных и стилевых решений. Пережив
века, оно сохранило яркую самобытность. Осколки нашей старины - кишиневские
церкви - частички души наших предков, архитектурные жемчужины нашей
столицы. Эти сооружения отличаются простотой, завершенностью конструкций и
отражают сущность историко - культурного и этнографического своеобразия
Молдовы.
Хочется верить, что архитектурный облик нашего города с каждым годом будет
изменяться к лучшему и новые ритмы "музыки камня" будут согревать наши
сердца.

nik
Местный
Местный
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 09 авг 2010, 18:36

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение nik » 02 окт 2010, 11:30

voling
"Архитектура и градостроительство Кишинёва..."

Это текст автора сообщения?
Если есть какой-то другой источник, пожалуйста приведите ссылку.

Аватара пользователя
voling
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1714
Зарегистрирован: 02 май 2010, 13:39
Откуда: Кишинёв, Израиль

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение voling » 02 окт 2010, 14:13

voling писал(а):Архитектура и градостроительство Кишинёва
взято тут http://www.referat.freecopy.ru/ref.php?id=9982

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение Дмитрий Л. » 02 окт 2010, 16:05

voling писал(а):Архитектура и градостроительство Кишинёва
Ух , сколько всего !!! :crazy:

kiborabr
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1636
Зарегистрирован: 21 янв 2009, 04:25

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение kiborabr » 29 окт 2010, 01:17

steinchik писал(а):
Бесс писал(а): интересно бы узнать какой это год
Это конец 80-х - именно тогда и строились "Ворота города" - два дома по Мира 50 и 51/1

А вот то же самое место в 75-м году

Изображение
В начале 1987 года я вселился в дом номер 51 ( справа, если въезжать в город). На моём балконе ещё около трех недель находилась одна из опор башенного крана. Потом ее демонтировали. Это можно считать сдачей дома в эксплуатацию

Аватара пользователя
Wowo
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3925
Зарегистрирован: 01 окт 2009, 14:31
Откуда: Молдова Кишинёв

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение Wowo » 22 ноя 2010, 11:39

рекламные щиты...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Isaac
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2361
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 18:41

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение Isaac » 17 янв 2011, 14:17

Меня давно интересует один вопрос по истории градостроительства Кишинева, и похоже, это наиболее удобный раздел для него. Может, кто-то знает, когда, хотя бы приблизительно, улица Александровская ( Ленина ) стала основной магистралью города. Может, точнее, когда наметилась эта улица, вообще. И почему она распологается именно так, т.е. в таком направлении ? Руководил ли этим процессом, т.е. становлением этой улицы, кто-либо или она формировалась в большей степени стихийно ? Эти вопросы уходят в глубокую историю города. Может, кто-нибудь из форумчан поможет мне разобраться. Буду благодарен.
Рискну высказать свое предположение, абсолютно ничем не подкрепленное, просто логическое. В связи с тем, что основной проблемой города в те времена являлась нехватка чистой воды ( тут мы можем наблюдать преемственность поколений, т.к. эта проблема остается насущной и в наши дни ), т.е. развоз ее от источника имел первостепенное значение, то Алескандровская улица сформировалась в направлении примерно вдоль русла реки Бык именно потому, что так было удобно извозчикам воды развозить воду по хатам. Иными словами, развоз воды именно в этом напрвлении охватывал максимальное число жителей. Но я не уверен в этой версии.
Кстати, вспомнил про бренд. Я подумал, что, может, старый советский герб Кишинева не так уж был плох, и, пожалуй, мог бы стать частью бренда города. Несмотря на столетия, проблема живет и процветает, а кишиневцы вместе с ней. Это, т.е. нехватка качественной воды, действительно то, что объединяет все народы Кишинева и все поколения. Чем не бренд ? Я шучу, конечно, но, как говорится: "В каждой шутке есть доля шутки"

Аватара пользователя
wowek
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 01 авг 2010, 23:34
Откуда: Вадул луй Водэ
Контактная информация:

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение wowek » 17 янв 2011, 21:49

Isaac писал(а):Рискну высказать свое предположение, абсолютно ничем не подкрепленное, просто логическое.
Насколько я знаю, будущая ул. Александровская (даже правильнее будет сказать - Московская), изначально была дорогой вдоль военного лагеря, видимо служила для упрощения снабжения, передвижения войск. Это все относится к концу 18-го столетия. Сейчас проверил, по крайней мере в энциклопедии "Кишинев" так и пишут, не знаю насколько эта версия точна.
А вот почему именно так проложена я не знаю. Скорее всего, потому что этот самый военный лагерь расквартировался вдоль южной окраины города, который в свою очередь растянулся, действительно, вдоль Бычка.

Аватара пользователя
er-xvl
Модератор
Модератор
Сообщения: 2700
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 19:27
Откуда: 47*02'19.4"N 028*52'07.5"E

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение er-xvl » 12 мар 2011, 04:52

Алла Кириченко о генплане Кишинева и песне "Мой белый город":
http://www.allmoldova.com/project/dry-ice/1927.html

Алла Кириченко о застройке района Ботаника и о том, как появился виадук:
http://www.allmoldova.com/project/dry-ice/1926.html

Аватара пользователя
er-xvl
Модератор
Модератор
Сообщения: 2700
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 19:27
Откуда: 47*02'19.4"N 028*52'07.5"E

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение er-xvl » 12 мар 2011, 05:09

Алла Кириченко об истории строительства цирка и современном облике города:
http://www.allmoldova.com/project/dry-ice/1925.html

Аватара пользователя
Dolgorukii
Новичок
Новичок
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 27 июн 2011, 10:10
Откуда: Молдавия, Кишинёв

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение Dolgorukii » 28 июн 2011, 15:04

Спасибо за ссылку на интервью!

Всегда была очень интересна история Виадука нашего.
Папа мне рассказывал в детстве, что мост построен совсем (относительно) недавно и многие прекрасно помнят Долину Роз БЕЗ Виадука.

И мне всегда было интересно представить - как это так, вместо начала Виадука был край Долинки. :shock: :roll:

И очень приятно было послушать о проектировании Проспекта Мира и о "защите" ширины улицы перед Косыгиным. :)

Аватара пользователя
Mood
Новичок
Новичок
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 26 авг 2010, 15:49

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение Mood » 28 июн 2011, 15:26

Точно могу сказать, что дома ниже завода Альфа на Буюканах (Коробан/Оружейная №22 с корпусами) были сданы в 1973г. Тогда же туда и въехали мои родители с братом.

Аватара пользователя
wowek
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 01 авг 2010, 23:34
Откуда: Вадул луй Водэ
Контактная информация:

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение wowek » 01 июл 2011, 22:38

Dolgorukii писал(а):Спасибо за ссылку на интервью!

Всегда была очень интересна история Виадука нашего.
Папа мне рассказывал в детстве, что мост построен совсем (относительно) недавно и многие прекрасно помнят Долину Роз БЕЗ Виадука.
И мне всегда было интересно представить - как это так, вместо начала Виадука был край Долинки. :shock: :roll:
Да, вот я как раз из этих. Еще помню проспект Мира упирающийся в Долинку. В 78 году мы вселились в дом №2, балкон кухни выходил как раз на будущий виадук.

Ответить

Вернуться в «История Кишинёва»