Еуда-Лейб Цирельсон
Модератор: rimty
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
Книга р.Цирельсона. (аукционная)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
Сэфэр Гевул Иеѓуда (книга ограничений Иеѓуды: вопросы и ответы (респонсы), Типография А. Розенгартен: Петроков, 1906 г.rimty писал(а):Книга р.Цирельсона. (аукционная)
Интересно, что книга была выпущена за два года до его переезда в Кишинёв, когда он ещё был Главным Раввином города Прилуки Полтавской губернии.
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
...еврейские беженцы, которые бежали из Бессарабии после оккупации этой провинции немецко-румынскими войсками, подтверждают, что 83-летний главный раввин Цирельсон был казнен в Кишиневе. Казнь состоялась на городской площади, а тело осталось лежать на площади в течение нескольких дней.
-------------------------------------------------------------------------
Думаю, что люди не описывали событие, свидетелями которого являлись, а, скорее всего,
передали то, что слышали от других.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
Так все таки был казнен или погиб при бомбардировке?Кому верить?rimty писал(а):...еврейские беженцы, которые бежали из Бессарабии после оккупации этой провинции немецко-румынскими войсками, подтверждают, что 83-летний главный раввин Цирельсон был казнен в Кишиневе. Казнь состоялась на городской площади, а тело осталось лежать на площади в течение нескольких дней.
-------------------------------------------------------------------------
Думаю, что люди не описывали событие, свидетелями которого являлись, а, скорее всего,
передали то, что слышали от других.
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
Всё же, думаю, что действительно погиб при бомбардировке. Источник этих сведений более надёжный.ris55 писал(а):Так все таки был казнен или погиб при бомбардировке?Кому верить?
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
Мне мать говорила, что погиб при бомбежке. Но, понятно, со слов других.rimty писал(а):Всё же, думаю, что действительно погиб при бомбардировке. Источник этих сведений более надёжный.ris55 писал(а):Так все таки был казнен или погиб при бомбардировке?Кому верить?
- Смолин Евгений
- Гражданин
- Сообщения: 4194
- Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
Не верю. Главный Раввин и под бомбами в 42м.Isaac писал(а):Мне мать говорила, что погиб при бомбежке. Но, понятно, со слов других.rimty писал(а):Всё же, думаю, что действительно погиб при бомбардировке. Источник этих сведений более надёжный.ris55 писал(а):Так все таки был казнен или погиб при бомбардировке?Кому верить?
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
Не в 42-м, а в июле 41-го.Смолин Евгений писал(а):Не верю. Главный Раввин и под бомбами в 42м.
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
В 1942-м напечатали эту заметку.steinchik писал(а):Не в 42-м, а в июле 41-го.Смолин Евгений писал(а):Не верю. Главный Раввин и под бомбами в 42м.
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
статья из сборника "Figuri contemporane din Basarabia" (1939)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
На аукцион выставлены около 60 писем, которые были написаны российскими и польскими раввинами, протестующими против дела Бейлиса в 1911-1913 гг. Все эти письма были направлены р. И. Цирельсону в течение месяцев ияр - cиван 1911 года для работы р. Цирельсонa в рамках проявленной им инициативы опубликовать протесты раввинов в прессе Российской империи.
На конвертах читается простой адрес:
На конвертах читается простой адрес:
- Его Высокоблагородию
- Главному раввину Цирельсону
- Кишинёв
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- Новичок
- Сообщения: 52
- Зарегистрирован: 29 сен 2010, 15:06
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
мне мой дед тоже так рассказывал : лето 1941steinchik писал(а):Не в 42-м, а в июле 41-го.
пс
буквально в день отъезда к нам (к деду!) пришли попрощаться два йешиботника (они тогда уже "появились") и принесли ему в подарок (на память о Кишиневе) фотографию Цирельсона на каком-то вокзале... в окружении толпы. к сожалению ни места съемки, ни даты вспомнить не могу
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
Телефонный номер 4-88 по данным 1924 года -
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
из Адресной книги Кишинёва за 1916 год.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
(Аукционное)
письмо, составленное Л. Цирельсоном.
письмо, составленное Л. Цирельсоном.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
Раввин Е.-Л. Цирельсон оказывал реальную материальную и юридическую помощь евреям-
беженцам с востока, в основном от погромов, происходящих на Украине. Он собственноручно
подписывал гарантии, становясь гарантом деятелей и представителей групп беженцев, что в то
время было весьма опасно.
Также p.Цирельсон помогал нуждающимся в годы засухи.
В румынский период в день памяти "Неизвестного героя" солдаты еврейского происхождения, находящиеся на службе в румынской армии, должны были присутствовать в синагоге на специальной службе. При появлении р. И.-Л. Цирельсона, солдаты выстроились и отдали ему честь.
Здесь же присутствовал румынский офицер, с которым Цирельсон побеседовал и попросил обратиться к военному начальству с тем, чтобы военным позволили уйти со службы в дни приближающегося праздника "Шавуот". Так обыкновенно происходило в прежние годы, но в один год порядок был изменён. Благодаря ходатайству Цирельсона солдаты были отпущены на праздник.
Несмотря на большую занятость, р.Цирельсон старался самолично отвечать на все
письма, причём в день получения им письма.
- из воспоминаний М. Слепого в книге "Й.-Л. Цирельсон".
беженцам с востока, в основном от погромов, происходящих на Украине. Он собственноручно
подписывал гарантии, становясь гарантом деятелей и представителей групп беженцев, что в то
время было весьма опасно.
Также p.Цирельсон помогал нуждающимся в годы засухи.
В румынский период в день памяти "Неизвестного героя" солдаты еврейского происхождения, находящиеся на службе в румынской армии, должны были присутствовать в синагоге на специальной службе. При появлении р. И.-Л. Цирельсона, солдаты выстроились и отдали ему честь.
Здесь же присутствовал румынский офицер, с которым Цирельсон побеседовал и попросил обратиться к военному начальству с тем, чтобы военным позволили уйти со службы в дни приближающегося праздника "Шавуот". Так обыкновенно происходило в прежние годы, но в один год порядок был изменён. Благодаря ходатайству Цирельсона солдаты были отпущены на праздник.
Несмотря на большую занятость, р.Цирельсон старался самолично отвечать на все
письма, причём в день получения им письма.
- из воспоминаний М. Слепого в книге "Й.-Л. Цирельсон".
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
Из этой же книги.
В знак признания заслуг Цирельсона и безупречной деятельности как главы еврейской
общины, ручка с золотым пером, которой он пользовался, была внесена в музей примэрии.
Это произошло на торжественной церемонии в присутствии нового городского главы,
который произнёс благодарственную речь.
...Погиб р.Цирельсон от взрыва бомбы, упавшей рядом. Вместе с ним сгорел и последний
его труд, над рукописью которого он работал.
В знак признания заслуг Цирельсона и безупречной деятельности как главы еврейской
общины, ручка с золотым пером, которой он пользовался, была внесена в музей примэрии.
Это произошло на торжественной церемонии в присутствии нового городского главы,
который произнёс благодарственную речь.
...Погиб р.Цирельсон от взрыва бомбы, упавшей рядом. Вместе с ним сгорел и последний
его труд, над рукописью которого он работал.
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
Одна из ярчайших фигур еврейской истории Молдовы – Цирельсон Лейб-Иеуда (1859, Козелец Черниговской губернии, Украина – 1941, Кишинев) – раввин, писатель, государственный деятель. Получив фундаментальное религиозное воспитание и образование, он в молодые годы становится раввином в городе Прилуки Подольской губернии. В 1909 году Цирельсон стал раввином Кишинева. С 1910 года – председатель комиссии раввинов. В своих публикациях раввин Цирельсон энергично протестует против кровавых наветов, распространенных в российской прессе, принимает активное участие в сионистских конгрессах в Западной Европе. В 1912 году организует в Кишиневе секцию «Агудас Исроэл». В годы первой мировой войны раввин Цирельсон оказывает большую помощь русским беженцам. В 1919 году организует еврейский лицей и школу «Моген Давид». С 1922 года представляет евреев Бессарабии в румынском парламенте. В 1926 году становится сенатором Румынии и на этом посту неустанно борется против антисемитской пропаганды. В 1935 году выступает за создание еврейского государства в Палестине. Благодаря ему бессарабские евреи в межвоенные годы пользуются кассой взаимопомощи, больницами, богадельнями, специальными женскими школами в Кишиневе, Бельцах, Маркулештах, Скулянах. В июне 1941 года раввин Цирельсон был убит сброшенной на город бомбой и похоронен в Кишиневе по всем религиозным канонам.rimty писал(а):...Погиб р.Цирельсон от взрыва бомбы, упавшей рядом. Вместе с ним сгорел и последний его труд, над рукописью которого он работал.
ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ТЕОЛОГИ МОЛДОВЫ
Первым раввином еврейской общины в Кишиневе был Залман, сын Мордехая Шаргородского. Другим известным раввином XIX века был Хаим Черновицер, родом из Галиции. В межвоенные годы важную роль в духовной жизни евреев играли раввины: Ашкинази (Сороки), Йешуа Раихер (Измаил), Цирельсон, Ямпольский, И. Эпельбойм (Кишинев) и др.
Колкер Нисл (1851, село Маркулешты Сорокского уезда – 1841, Сороки) – раввин, талмудист. Учился в хедере села Маркулешты, затем окончил литовскую ешиву в Вильне. В течение нескольких десятков лет был раввином в городе Сороки, где одновременно являлся и главой еврейской общины, уделяя особое внимание воспитанию молодежи и помощи беднякам, созданию больниц и богаделен. В 1941 году в возрасте 90 лет был взят заложником фашистами и расстрелян.
Маймон (Фишман) Иеуда-Лейб (1875, Маркулешты Сорокского уезда – 1962, Тель-Авив) – раввин, писатель и публицист. В 1913 году уезжает в Израиль. Там организует сеть религиозных школ. Его главный труд, посвященный знаменитым теологам иудаизма, состоит из 10 томов.
Шапиро Бенцион-Яаков (1887, Балта, Украина – 1941, гетто, Транснистрия) – раввин. Учился в киевской гимназии, изучал теологию. Работал раввином в Кишиневе в 1916–1940 годах. Участвовал во всех начинаниях раввина Л. Цирельсона.
Штернберг Леви (Думбравены Сорокского уезда, дата рождения неизвестна – 1944) – раввин. Получил пост государственного раввина Думбравен от своего отца. Знаток Торы, сотрудничал с раввином Л. Цирельсоном. Пользовался большим авторитетом. Умер в 1944 году в тюрьме, куда был заключен коммунистическим режимом в 1940 году.
Эпельбойм Иосиф Шмерелевич (1893–1962, Гангешты) – раввин. Окончил теологическую школу. Работал в качестве личного секретаря государственного раввина Л. И. Цирельсона, преподавал основы иудаизма еврейским гимназистам из румынских гимназий и религиозные дисциплины в еврейских школах в 1930-х годах. В 1941–1945 годах находился в эвакуации, в 1947–1962 годах был раввином Кишиневской религиозной общины при синагоге. Немало неприятностей пришлось ему пережить из-за пристального внимания КГБ к синагоге. В 1928 году по его инициативе была создана газета религиозной направленности «Ди вох» («Неделя»). Он является также автором книги, ныне переизданной в США, – «Пниней а-дас» («Жемчужины религии»).
Хаим-Занвл Абрамович (1902–1995) – раввин. Работал в местечках Бессарабии, в 1941–1944 годах находился в Рыбницком гетто, остался жив и после войны с достоинством нес звание раввина, пользуясь уважением своих прихожан. В 1970-х годах переселился в Нью-Йорк, где и скончался в 1995 году.
Сравнительно недолго раввином был Фельдман Леонид-Ариэль (р. 1953, Кишинев) – известный не только как раввин, но и как публицист. Он окончил факультет математики и физики в педагогическом институте «Ион Крянэ». Преследовался как активист сионистского движения. Эмигрировал в США, где получил высшее религиозное образование. Посвященный в сан раввина в 1987 году, занимал престижные посты в религиозных организациях США, России, Италии, Израиля, является председателем «Ами-Да», Института подготовки лидеров в среде русских евреев в Америке.
Источник: По материалам М. Лукьянчиковой на http://www.lechaim.ru/ARHIV/162/VZR/k05.htm
Однако не знаю, кто именно в настоящее время является главой еврейской общины Кишинева (после кончины ребе Залман-Лейба Абельского, посланника Любавичского Ребе).
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
Обращение директора гимназии N 4 П. Колева к раввину Цирельсону c просьбой высказать мнение, какой из двух языков - иврит или идиш - выбрать языком преподавания.
Как я понимаю из текста, 90% родителей высказались за изучение иврита и только 1.9 % были за изучение идиша.
(приложение к книге "Бессарабия между двумя войнами" по ссылке moldova_azp)
Как я понимаю из текста, 90% родителей высказались за изучение иврита и только 1.9 % были за изучение идиша.
(приложение к книге "Бессарабия между двумя войнами" по ссылке moldova_azp)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
Да, уважаемая rimty, Вы правильно понимаете текст на французском. Более того, автор обращения отмечает, что одновременное изучение обоих еврейских языков, а также румынского, французского и немецкого явится большой нагрузкой для учеников младших классов и затруднит изучение ими других предметов.rimty писал(а):Обращение директора гимназии N 4 П. Колева к раввину Цирельсону c просьбой высказать мнение, какой из двух языков - иврит или идиш - выбрать языком преподавания.
Как я понимаю из текста, 90% родителей высказались за изучение иврита и только 1.9 % были за изучение идиша.
(приложение к книге "Бессарабия между двумя войнами" по ссылке moldova_azp)
П.С.: Любопытно, что в этом обращении автор дважды употребляет в отношении языка "идиш" слово "жаргон" (jargon), но никак не слово "идиш". Наверное, имеется в виду, что автор считает язык "идиш" производным от немецкого языка, в частности от его средневекового, а также баварского, швейцарского и австрийского диалектов (что, в общем-то, верно ввиду длительного проживания массы еврейского населения в немецко-говорящей среде).