- Наследие архитектора Мерца
В тридцатые годы ХХ века в Кишиневе не развертывалось грандиозных строек, но в этот период появился целый ряд отдельных зданий, внесших свою лепту в облик нашего города. Это, главным образом, жилые особняки в неорумынском стиле, являющемся ответвлением стиля модерн. Большое число таких зданий создано архитектором по имени Николае А. Мерц (Nicolae A. Mertz).
Стиль, в котором он работал, у нас иногда называют «стилем Штефана чел Маре», так как основан он на элементах национальной архитектуры. Но специалисты считают, что точнее его следует называть необрынковянским. Стиль brâncovenesc, созданный мастерам эпохи Брынковяну (конец XVII— начало XVIII в.), характеризуется истинно народными особенностями румынской архитектурной традиции. Его сравнивают, по значимости, с западноевропейским Возрождением. При этом он самобытен, оригинален, не имеет аналогов.
Брынковянский стиль возродил, поднял на новую высоту, пропустив через призму современности, великий румынский архитектор Ион Минку, став одним из основоположников неорумынского, необрынковянского стиля, заложив базу румынской Школы архитектуры да и самой профессии архитектора в этой стране.
Именно этого, созданного И. Минку неорумынского стиля придерживался в своих кишиневских работах 30-х гг. ХХ века архитектор Николае Мерц. Он не копирует использовавшиеся в старину элементы – он интерпретирует формы древней румынской архитектуры - характерные столбы, колонны, арки, навесы. У архитектора появляются новые, оригинальные детали, органично выросшие из архитектуры прошлого. Его творения - модернисткие выразительные архитектурные формы с использованием наружных лестниц, башенок, арок, полуцилиндрических сводов и полусферических куполов. Гармоничные пропорции с непростым решением планировки зданий свидетельствуют о тщательной проработке и большом мастерстве.
Таковы все творения Н. Мерца, созданные в Кишиневе. Вот дом под номером 95 на ул. 31 августа. Фасад двухэтажного строения асимметричен, но создает зрительное равновесие - за счет выверенных объемов двух его частей – каждая с собственной высокой крышей с покрытыми черепицей скатами. Детали декора, ненавязчиво вписанные в довольно строгий фасад – из арсенала средневековой архитектуры. Стоит обратить внимание на эркер - закрытый балкон, ниши под окнами без обрамлений и узкие навесы, крытые черепицей над ними. Интересен заимствованный в Средневековье свес крыши – наружная нижняя полоса ската крыши, опоясывающая фасад. Она повторяется и в других кишиневских зданиях архитектора Н. Мерца, каждое из которых неповторимо, но в каждом видно единство стиля и рука одного мастера.
31 aug (5).JPG
31aug (7).JPG
Небольшой домик на ул. Когылничану, 69, возведенный в 1937 году, – фантазия на тему глубокой старины. Его облик полон глубокой народной поэзии.
kog 69 (1).JPG
Крылечко с крепкими столбами-колоннами, подпирающими арочный вход, вынесенный перед фасадом. Причудливый многогранник здания, по верху опоясанный фризом с незатейливым орнаментом. Черепица и дерево, искусно включенные мастером в каменное строение … Все оставляет незабываемое впечатление.
Не менее своеобразны и здания на ул. Щусева, 117 (сейчас оно входит в комплекс строений лицея Прометеу) и на Матеевич, 68 (теперь тут располагается кишиневский офис ЮНЕСКО, а после 1945-го в нем жил ректор Сельхозинститута Герасим Рудь, внесший большой вклад в развитие аграрной науки) с натуральной красной черепице, вырезанном в камне фризом, с «фирменным» авторским свесом под крышей с закругленными углами, подбитым деревом.
sc 117 (4).JPG
Творением архитектора Н. Мерца считают и стоящий в глубине двора по адресу ул. Колумна, 154 жилой дом, до сих пор остающийся таковым, хотя мраморная табличка советских времен повествует, что это охраняемый государством жилой дом XIX века.
Все они решены в том же духе рационального румынского модерна, вдохновленного историческим национальным зодчеством.
Материал подготовила: Кудрявцева Елена,
http://free-time.md