Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
Модератор: rimty
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
Много лет назад мой дед мне рассказывал, что от синагоги осталась стена. К ней пристроили театр им. Чехова
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
О! От Иерусалимского Храма тоже только одна стена осталась. Только там западная, а здесь - восточная!kiborabr писал(а):Много лет назад мой дед мне рассказывал, что от синагоги осталась стена. К ней пристроили театр им. Чехова
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
А это здесь причем?К теме не вяжетсяsteinchik писал(а):О! От Иерусалимского Храма тоже только одна стена осталась. Только там западная, а здесь - восточная!kiborabr писал(а):Много лет назад мой дед мне рассказывал, что от синагоги осталась стена. К ней пристроили театр им. Чехова
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
Так и я про то же - ну никак не вяжется. Там - западная, а тут - восточная!ris55 писал(а):А это здесь причем?К теме не вяжетсяsteinchik писал(а): О! От Иерусалимского Храма тоже только одна стена осталась. Только там западная, а здесь - восточная!
-
- Гражданин
- Сообщения: 4174
- Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
- Откуда: Кишиневъ
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
Уже 2 стены есть , осталось ещё 2 стены и крыша ...steinchik писал(а):Так и я про то же - ну никак не вяжется. Там - западная, а тут - восточная!ris55 писал(а):А это здесь причем?К теме не вяжетсяsteinchik писал(а): О! От Иерусалимского Храма тоже только одна стена осталась. Только там западная, а здесь - восточная!
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
Роман Бекесевич был моим преподавателем в Кишиневском Строительном техникуме по специальности Архитектура.
Затем в 1962-63 гг. я работал с ним уже под руководством Валентина Александровича Войцеховского в проектном институте Молдгипрострой. Тогда он был на Пушкина угол Ленина и я, имея рабочее место у окна, в "перерывах" гордо поглядывал на главную площадь с высоты третьего этажа. Можно там повесить мемориальную табличку, мелким шрифтом, что тут когда-то работал человек, который в 2000-х годах, вел переписку на форуме oldchisinau.com с самим STEINCHIK-ом. Я, надеюсь мои приколы никого не обидят.
К тому времени из наиболее значительных объектов Бекесевича за ним числился кинотеатр Бируинца. За время моей службы в Советской Армии и была проведена, не столько реконструкция, сколько новое проектирование и строительство. Сложную функцию театра невозможно искусственно "загнать" в простое зальное помещение, удовлетворив всем требованиям и в первую очередь театрального действия, а во-вторых, жестко установленным нормам загрузки и особенно эвакуации при пожарах или землетрясениях. Даже если это синагога, да еще какая! Мне, как и всем очень нравится это ушедшее безвозвратно здание. Но нормы в те годы не только существовали на бумаге, но действовали и требовали от архитектора большого мастерства при сохранении технологических и конструктивных требований.
Кроме того, даже если представить, что здание было относительно целым и (удивительно) по планировке вписывалось в театр, то конструктивные требования по сейсмике все равно не позволили бы использовать сохранившиеся стены. При правильно выстроенной методике реконструкции ( это позже в советской практике достаточно тонко делалось, но не в Кишиневе. Не путать с реставрацией) чаще всего стены сохранялись как декор, со всеми архитектурными деталями, а конструкции или "прятались" в старых стенах, для этого их надо было долбать, или передавали все нагрузки рядом через новые конструкции колонн или в интерьере или снаружи.
Как вывод - может быть Р.Бекесевич и сохранил одну из наружных стен, ту, которая по 28июня, из уважения к культовому сооружению или к первоначальному автору. Но, надо сказать, что принятие такого решения зависело не только и не столько от него. В те годы, после развенчания культа, а за ним и Архитектуры как таковой, которую пытались свести к простой инженерии, решение мог определить и главный инженер проекта и строительный трест, в лице "представителя" рабочего класса - ИНЖЕНЕРА-СТРОИТЕЛЯ, как правило члена партии, идеология которой и религия вообще, понятия несовместимые. Для них проще всего было снести все и это действительно так, (как ни прискорбно) с точки зрения организации строительства.
Каким бы ни казалось сегодня здание Русского театра, а сегодня оно тоже обезображено, конечно не корректно сравнивать его с ушедшим прекрасным памятником той эпохи. Работа Р.Бекесевича предельно "проста" и именно это составляет образный дух эпохи ее созидания.
Что касается личных свидетельств, то во время проектирования я служил в армии, поэтому, к сожалению, не могу точно свидетельствовать- сохранил? - не сохранил? Отсюда только предположительные рассуждения (см выше). А когда я вернулся, то В.А.Войцеховский уже ушел на преподавательскую работу, а руководил нашей бригадой архитекторов Р.Бекесевич.
Теперь о свидетельстве по городу. Мне в те годы было уже 19 лет, полноценный экземпляр для защиты Родины, с небольшим, но, все-таки, знанием о разрушении фортификационных сооружений и других общественно значимых зданий. Естественно я передвигался по городу уже без сопровождения родителей. И достаточно хорошо помню эту часть города вдоль по улице Сталинградской. На моей памяти есть даже Полицейский переулок, но из более раннего времени, а вот такое великолепное, я бы сказал величественное здание, по кишиневским меркам, в ней отсутствует.
Скорей всего там были только развалины, может быть относительно целая часть наружной стены, но никак не купол со шпилем. Вот побеленный известкой деревянный забор мне смутно помнится, но этих заборов с развалинами, постепенно исчезающих, было великое множество. Может быть я путаю.
Поэтому не настаиваю. Документально этот вопрос может найти подтверждение в архиве проектного института или на утвержденных эскизах или на рабочих чертежах. С уважительной иронией к самому себе, Nik
Затем в 1962-63 гг. я работал с ним уже под руководством Валентина Александровича Войцеховского в проектном институте Молдгипрострой. Тогда он был на Пушкина угол Ленина и я, имея рабочее место у окна, в "перерывах" гордо поглядывал на главную площадь с высоты третьего этажа. Можно там повесить мемориальную табличку, мелким шрифтом, что тут когда-то работал человек, который в 2000-х годах, вел переписку на форуме oldchisinau.com с самим STEINCHIK-ом. Я, надеюсь мои приколы никого не обидят.
К тому времени из наиболее значительных объектов Бекесевича за ним числился кинотеатр Бируинца. За время моей службы в Советской Армии и была проведена, не столько реконструкция, сколько новое проектирование и строительство. Сложную функцию театра невозможно искусственно "загнать" в простое зальное помещение, удовлетворив всем требованиям и в первую очередь театрального действия, а во-вторых, жестко установленным нормам загрузки и особенно эвакуации при пожарах или землетрясениях. Даже если это синагога, да еще какая! Мне, как и всем очень нравится это ушедшее безвозвратно здание. Но нормы в те годы не только существовали на бумаге, но действовали и требовали от архитектора большого мастерства при сохранении технологических и конструктивных требований.
Кроме того, даже если представить, что здание было относительно целым и (удивительно) по планировке вписывалось в театр, то конструктивные требования по сейсмике все равно не позволили бы использовать сохранившиеся стены. При правильно выстроенной методике реконструкции ( это позже в советской практике достаточно тонко делалось, но не в Кишиневе. Не путать с реставрацией) чаще всего стены сохранялись как декор, со всеми архитектурными деталями, а конструкции или "прятались" в старых стенах, для этого их надо было долбать, или передавали все нагрузки рядом через новые конструкции колонн или в интерьере или снаружи.
Как вывод - может быть Р.Бекесевич и сохранил одну из наружных стен, ту, которая по 28июня, из уважения к культовому сооружению или к первоначальному автору. Но, надо сказать, что принятие такого решения зависело не только и не столько от него. В те годы, после развенчания культа, а за ним и Архитектуры как таковой, которую пытались свести к простой инженерии, решение мог определить и главный инженер проекта и строительный трест, в лице "представителя" рабочего класса - ИНЖЕНЕРА-СТРОИТЕЛЯ, как правило члена партии, идеология которой и религия вообще, понятия несовместимые. Для них проще всего было снести все и это действительно так, (как ни прискорбно) с точки зрения организации строительства.
Каким бы ни казалось сегодня здание Русского театра, а сегодня оно тоже обезображено, конечно не корректно сравнивать его с ушедшим прекрасным памятником той эпохи. Работа Р.Бекесевича предельно "проста" и именно это составляет образный дух эпохи ее созидания.
Что касается личных свидетельств, то во время проектирования я служил в армии, поэтому, к сожалению, не могу точно свидетельствовать- сохранил? - не сохранил? Отсюда только предположительные рассуждения (см выше). А когда я вернулся, то В.А.Войцеховский уже ушел на преподавательскую работу, а руководил нашей бригадой архитекторов Р.Бекесевич.
Теперь о свидетельстве по городу. Мне в те годы было уже 19 лет, полноценный экземпляр для защиты Родины, с небольшим, но, все-таки, знанием о разрушении фортификационных сооружений и других общественно значимых зданий. Естественно я передвигался по городу уже без сопровождения родителей. И достаточно хорошо помню эту часть города вдоль по улице Сталинградской. На моей памяти есть даже Полицейский переулок, но из более раннего времени, а вот такое великолепное, я бы сказал величественное здание, по кишиневским меркам, в ней отсутствует.
Скорей всего там были только развалины, может быть относительно целая часть наружной стены, но никак не купол со шпилем. Вот побеленный известкой деревянный забор мне смутно помнится, но этих заборов с развалинами, постепенно исчезающих, было великое множество. Может быть я путаю.
Поэтому не настаиваю. Документально этот вопрос может найти подтверждение в архиве проектного института или на утвержденных эскизах или на рабочих чертежах. С уважительной иронией к самому себе, Nik
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
Мой папа говорит, что во время войны здание практически не пострадало. Но оно было передано театру, и ещё до реконструкции там шли спектакли. Купола уже не было, но женский балкон использовался как обычный театральный.
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
steinchik
Купола уже не было, но женский балкон использовался как обычный театральный.
Допускаю и такой вариант.
Как я уже сказал выше категорически не настаиваю. Просто поделился частью своих воспоминаний.
Возможно это просто сбой моей памяти. Ведь она у нас у всех избирательна
Купола уже не было, но женский балкон использовался как обычный театральный.
Допускаю и такой вариант.
Как я уже сказал выше категорически не настаиваю. Просто поделился частью своих воспоминаний.
Возможно это просто сбой моей памяти. Ведь она у нас у всех избирательна
-
- Новичок
- Сообщения: 52
- Зарегистрирован: 29 сен 2010, 15:06
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
накануне "присоединения" кантором хоральной синагоги был Шолом Кац. по некоторым сведениям с 1936 по 1939rimty писал(а):"В хоральной синагоге были прекрасные певцы.
а есть ли какая-нибудь возможность проверки этих данных?
заранее спасибо
-
- Новичок
- Сообщения: 52
- Зарегистрирован: 29 сен 2010, 15:06
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
из книги "яhадут бессарабия / еврейство бессарабии" 1973 года (http://yizkor.nypl.org/). перевел, как сумелrimty писал(а):"Циприс и Ривилис
psЯков Ривлис. уроженец кишинева.
в детстве певчий хора кантора Эфраима Залмана Разумного, затем хора кантора Ионы Диновичера. кантор хоральной синагоги кишинева. несколько лет был кантором большой синагоги бухареста. затем был кантором в лондоне: сначала в синагоге "hейхал галаци / храм галаца", позже в большой синагоге на дьюк стрит.
выступал в концертах в америке и в европе
из-за ухудшения здоровья вернулся в кишинев. последние годы жизни был кантором в галаце. скончался в 1938
----------
Хаим Циприс. лирический тенор. уроженец кишинева.
в детстве певчий хора кантора Эфраима Залмана Разумного. кантор хоральной синагоги кишинева. затем был кантором в бухаресте, кракове и снова в кишиневе.
в последние годы жизни был председателем объединения канторов кишинева. погиб от рук нацистов.
возможно, что правильно Ривилис, но в книге - Ривлис или Ривелис
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
Д.Хигер не был строителем, как можно понять из текста, oн пожертвовал средства на строительство синагоги....Каждый входящий обращал внимание на мраморную мемориальную
доску в память о строителе Д.Х. Хигере, во время осмотра работ
упавшем с галереи.
29 (16) сентября 1910 года
газета "Русское слово" сообщила:
Несчастные случаи
КИШИНЕВ, 15, IX. Местный богач Хигер, крупный жертвователь на
еврейские просветительные учреждения, осматривая строящуюся
частью на его средства синагогу при талмуд-торе, упал с лесов купола
и расшибся насмерть.
-
- Новичок
- Сообщения: 52
- Зарегистрирован: 29 сен 2010, 15:06
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
Фотографии от serg-beryozkin
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
Главными режиссёрами театра в разное время были заслуженные деятели искусств РСФСР В. Галицкий и Н. Басин..все наши люди,а так же Роман Бекесевич свой человек...
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
Экземпляр, который скоро получит Дима Л.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
90 баксов! Однако... А нет ли скана в большем разрешении?
Последний раз редактировалось steinchik 12 дек 2010, 19:49, всего редактировалось 1 раз.
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
Нет, это аукционная открытка, если Дмитрий выиграет - видимо можно будет его попросить.steinchik писал(а):90 баксов! Однако... А нет ли скана в более хорошем разрешении?
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
Из известной открытки румынской администрации, подписанной как Institutul Technic, предлагаю попытаться прочитать надпись над воротами и на самом здании синагоги.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
На последней - начало скрыто столбом.
Мне показалось что там видно ".... MUD-TOR.."
Могу предположить, что "TALMUD-TORA".
Мне показалось что там видно ".... MUD-TOR.."
Могу предположить, что "TALMUD-TORA".
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кишинёвская Хоральная Синагога и Ешива "Талмуд-Тора"
Похоже, что именно так.corax писал(а):На последней - начало скрыто столбом.
Мне показалось что там видно ".... MUD-TOR.."
Могу предположить, что "TALMUD-TORA".