Синагога по Щусева (Леовской) 5
Модератор: rimty
Синагога по Щусева (Леовской) 5
Синагога "Бэйс а-Мэдраш" ("Сенная" Синагога), Ешива "Синай" по Леовской 5 (str. Sciusev). Построена в 1886 году. В 40-м году отобрана советскими властями. В годы войны здесь была резиденция гестапо. В доперестроечные времена здесь распологалось Бюро по Трудоустройству. Возвращена законным владельцам в 1991-м году. С тех пор здесь находится Синагога и Ешива "Агудат Исраэль"
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось steinchik 25 май 2009, 21:25, всего редактировалось 2 раза.
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
Фотография из германских архивов. Июль 1941-го. Евреев ведут на смерть... Есть все основания предполагать, что это Сенная Площадь (Республиканский Стадион). А вдали, в правой части снимка виднеется здание Синагоги.
Вот как выглядит молитвенный зал сейчас.
В советские времена здание было полностью перестроено внутри. О первоначальной планировке мы можем только догадываться. Вот как выглядит молитвенный зал сейчас.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
Да здравствует кашерное молдавское вино!!!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
Фотографии мезузы на калитке. Сфотографировал Garm с форума.мд
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
Ешива "Агудат Исраэль" была открыта (вернее, восстановлена) в 1989. Но здание вернули только в 91-м (выселив оттуда Бюро по трудоустройству). А пока Ешива располагалась в маленьком домике по улице Широкой (И. Инкулец) на Малой Малине. У меня сохранилась только фотография дворика.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- Новичок
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 13 янв 2010, 06:32
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
Ага, там ещё куры во дворе бегали. И моэль изредка приезжал... Я к нему попал в августе 1991, уже на Щусева.
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
Женька, привет! Это שניאור ! Мы с тобой пересекались во время учёбы в бруклинском Политехе.
-
- Новичок
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 13 янв 2010, 06:32
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
Да я понял уже
- кешеневер йид
- Местный
- Сообщения: 281
- Зарегистрирован: 14 сен 2009, 15:20
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
Вы Мойше Ицхок?Женя Вайнштейн писал(а):Ага, там ещё куры во дворе бегали. И моэль изредка приезжал... Я к нему попал в августе 1991, уже на Щусева.
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
Нет, это его однофамилец. Мойше-Ицхок был Геной. Он сейчас в Израиле живёт.кешеневер йид писал(а):Вы Мойше Ицхок?
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
20 февраля 2010 года
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
Надеюсь, что Corax не обидится, если я продублирую его фотку из другой темы.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
В этом самом дворике (а точнее - в одном из двух, если мне не изменяет память, домиков в нём расположенных) Ваш покорный слуга жил с рождения и до возраста 6-ти лет (до развода родителей). Уже будучи в Израиле, я слышал, что дед (отец моего отца)продал двор с домами под ешиву перед отъездом. Спасибо за фотографию! Я и мечтать не мог, что когда-нибудь ещё увижу места из памяти детства.steinchik писал(а):Ешива "Агудат Исраэль" была открыта (вернее, восстановлена) в 1989. Но здание вернули только в 91-м (выселив оттуда Бюро по трудоустройству). А пока Ешива располагалась в маленьком домике по улице Широкой (И. Инкулец) на Малой Малине. У меня сохранилась только фотография дворика.
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
А я никак не могу вспомнить номер этого дома...МагнуМ писал(а):В этом самом дворике (а точнее - в одном из двух, если мне не изменяет память, домиков в нём расположенных) Ваш покорный слуга жил с рождения и до возраста 6-ти лет ...
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
Широкая 31. Если, конечно, не ошибаюсь - с тех пор, когда я там жил, почти 30 лет прошло, а я тогда был совсем маленьким.
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
Спасибо!МагнуМ писал(а):Широкая 31.
- кешеневер йид
- Местный
- Сообщения: 281
- Зарегистрирован: 14 сен 2009, 15:20
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
Воспоминания о ешиве одного из бывших учеников.взято с сайта русскоязычной религиозной организации "Толдос йешурун":
Кишинёвская ешива
Азриэль Казаков, темы: Синагога
Преподаватель ешивы Толдот Йешурун в г.Иерусалиме, Азриэль Казаков, рассказывает о ешиве г.Кишинёва
У ашкеназских евреев во всём мире слово Кишинёв вызывает тёплые чувства. На мой взгляд, причина тому кроется в том, что Кишинёв по сути был еврейским городом. В нём было 77 синагог и молельных домов, был хейдер, была ешива. 99% резников на главном городском рынке были евреи. Было и отделение еврейской благотворительной организации «Джойнт». Раввином города был р.Йеуда Лейб Цирлсон זצ"ל .
Всё это было, пока Кишинёв являлся центром Бессарабии, румынской провинции. Однако после оккупации этой части Румынии в 1940 году советскими войсками, всё коренным образом изменилось. Синагога торговцев была перестроена в Театр имени Чехова, синагога стекольщиков и переплётчиков стала помещением для КГБ, Талмуд Тора превратился в спортсекцию. Коммунисты отняли у молодого поколения евреев тот воздух, которым они дышат – духовное наследие их отцов.
При советком режиме старики – евреи по-прежнему облагались по утрам в талес и накладывали твылн, тайно соблюдали субботу и праздники. А молодёжь, воспитанная в атеистическом духе, к сожалению, о еврейских реликвиях имеет самое отдалённое понятие. Ешива, о которой пойдёт речь в данной статье, начиная примерно с 1989 года стала центром возрождения еврейской духовности в г. Кишинёве.
Сам себя я причисляю к выпускникам ешивы «Торат Хаим», что в Подмосковье, где я проучился три года, с ноября 1994 по октябрь 1997, но не могу забыть своей учёбы в кишинёвской ешиве, что на улице Щусева 5, где я пробыл семь месяцев с апреля по ноябрь 1994.
Основатель ешивы, рабби Мойше Айземан, уроженец Германии, прекрасно владеющий немецким (сегодня преподающий в берлинской ешиве, где, кстати немало «русских»), проживает в США, в г.Балтиморе, где является духовным наставником в известной ешиве «Нер Исроэль». Рабби Мойше один из выдающихся знатоков устройства каждого из трёх Храмов, автор уникальных книг на английском языке, среди которых комментарии на книги Йехезкель и Йов. Рав Айзенман приезжал в Москву, Вильнюс, другие города Союза ещё тогда, когда религиозная деятельность в открытую была небезопасна, с целью заинтересовать студентов – евреев в изучении Талмуда и исполнении заповедей.
Само здание ешивы – это бывшая синагога, в годы войны ставшая резиденцией гестапо, а в послевоенные годы – бюро по трудоустройству. Как только религиозное выражение было узаконено, здание было выхлопотано у властей под ешиву американской еврейской религиозной организацией «Агудат Исраэль».
О существовании ешивы я узнал ещё в1991 году и время от времени наведывался туда. Преимущественно на шабаты и праздники: Суккот, Песах, Ханука, Пурим. Раввины того периода это р.Йона Лазар из Лейквуда и р.Исроэль Гордон из Лондона. В то время в ешиве учился очень способный парень из Тирасполя по имени Шимон Симхович. Сегодня он живёт в США и усердно изучает Тору. Лично я ожидаю, что Шимон станет великим мудрецом Торы в нашем поколении.
Когда я поступил в ешиву в1994, моим первым учителем стал р.Меир Маневич из Вильнюса, на тот момент посланник карлинского ребе в Кишинёве, повлиявший на выбор моего еврейского имени. Главой ешивы тогда был р.Мойше Яркони, выпускник известной ешивы «Поневеж». Корни р.Мойше уходят в Польшу, а сама фамилия Яркони – это ивритизированное Грингардт. Рав Яркони от всей души желал духовного подъёма всех своих учеников, он даже пытался выучить русский, лишь бы быть к ним ближе. Когда р.Мойше был болен, он проводил уроки для ребят у себя дома. Я удостоился чести переводить уроки рава с английского на русский. Будучи в Израиле, спустя годы, рав Яркони не терял связи со своими бывшими учениками, приглашал их к себе домой в гости на шабат.
Жена р.Мойше, раббанит Хана, уроженка Румынии, а посему знающая молдавский язык (она свободно общалась с кухарками – молдованками и объясняла им основы кашрута), внучка главы одного из румынских хасидских дворов.
Младший сын пожилого р.Мойше, Пинхас, или как его называли ребята Пиня, тоже был в ешиве и верно стоял по правую руку своего отца. Вставал рано утром, чтобы заняться с отцом Талмудом, ещё до утренней молитвы. Потом шёл будить ребят. После молитвы Пинхас занимался самостоятельно, а иногда заменял одного из преподавателей. На шабат он был главным запевалой и организовывал ребятам «ойнег шабэс», т.е. посиделку с лёгкой закуской и рассказами о праведниках. Пинхас имел общий язык со всеми и все его очень любили. Пинхас неплохо овладел русским и после своей свадьбы несколько лет преподавал в хасидской ешиве в г.Коростень.
Довольно быстро р.Меира Маневича сменил другой преподаватель, р.Авроом Кричевский из Риги, выпускник американской ешивы «Хофец Хаим». С р.Авроомом у меня завязались тёплые отношения, ежедневно мы засиживались допоздна, изучая Мишну. А возвращаясь на каникулы в Кишинёв, я договаривался с ним о занятиях Талмудом. Потом в Израиле я неоднократно приезжал к р.Авроому в гости.
В тот периуд ребята были из Кишинёва (Леви Ицхак Капелевич, Аарон Таксар, Яаков – Ицхак Гертонский, я), вообще из Молдавии (Даниэль Зильберман, Шмуэль Цукерман, Носон Ривен, Даниэль Бернадский, Барух Тейтельбаум, Йонатан Манн) и из г.Симферополя (Довид Ронкин, Элиягу Тюкавкин, братья Шустер Носон Меир и Рефоэль). Позднее ребят набирали также из Белорусии.
Нельзя не упомянуть преподавателя иврита, журналиста Израиля Соломоновича Фингурта, учившегося в румынском хейдере и соблюдавшего все еврейские законы, несмотря на советскую власть. Израиль Соломонович по собственной иннициативе выпускал ешивский журнал под названием «Менора», в котором он освещал главные события в ешивской жизни данного периода. Сегодня семья Фингуртов проживает в США.
Изредка ешива удостаивалась визита одного очень особенного человека, пожилого, но бодрого рабби Гирша Дискинда, ученика р.И.Гутнера и зятя р.Я. Каменецкого. Рав Дискинд около 30 лет возглавлял школу для девочек «Бейт Яаков» в Балтиморе, США. Сегодня он живёт в Иерусалиме. Рав Гирш связывает нас с предыдущими поколениями, всем своим видом он излучает богобоязненность, покорность воле Всевышнего и это передаётся его ученикам и ученицам. Рав Дискинд научил ребят читать «Шма» с той мелодией, с которой читают свиток Торы. В настоящее время он непременно приходит на свадьбу всех выпускников и танцует с женихом, а на моей свадьбе он был вместо отца жениха.
Ежегодно летом ешива организовывала летний лагерь для того, чтобы студенты ешивы могли отдохнуть в религиозной обстановке, а также для набора новых ребят. В 1994 году лагерь был на базе отдыха в молдавском городке Ваду – муйводэ. Особую атмосферу привнесло присутствие там семи американских ешиботников.
Перебравшись в московскую ешиву, я тем не менее не потерял связи с ешивой в Кишинёве в течение трёх последующих лет, т.к. когда я возвращался домой на каникулы (это две недели после Песаха и две недели после Суккот), я проводил шабат и просто учился в будни в своей старой ешиве.
Рава Яркони на своём посту сменил молодой и инергичный р.Мордехай Токарский, уроженец Ленинграда, выпускник ешивы «Хофец Хаим» в Нью Йорке, старый друг и коллега р.А.Кричевского. В моей памяти р.Мордехай останется как человек, умеющий преподнести сложные глубокие вещи с поразительной простотой и доступностью. Сегодня, проживая в США, рав Токарский, как я слышал, проводит уроки для русскоязычной публики в своём бейт – кнесете в Бруклине.
Со временем руководство ешивой перешло в руки рава Мойше Будиловского, нашего соотечественника, одного из первых учеников рав Ицхака Зильбера זצ"ל в Израиле. О личности р.Мойше я могу судить лишь по его отношению ко мне. Рав Будиловский очень тепло меня принял когда я пришёл в ешиву, предугадывал мои нужды и во всём старался помочь. В шабат рав оказывал мне всяческий почёт: предлагал вести молитву, сажал за раввинский стол во время трапез, предоставлял право выступать со словом Торы.
Подавляющее большинство выпускников кишинёвской ешивы, проживающих сегодня в Израиле или США, ведут религиозный образ жизни, разумеется женились и имеют детей. Многие из них посвятили свою жизнь изучению Торы. А некоторые даже несколько лет возглавляли еврейские общины в городах России.
Сегодня в Кишинёве существует вышеупомянутая ешива по адресу Щусева 5(тел.+3732-264331/62), а также хабадская синагога на улице Хабад – Любавич. На Хануку и Пурим каждая из этих организаций устраивает религиозные мероприятия. Однажды был даже приглашён знаменитый певец Мордехай бен Давид.
http://toldot.ru/tora/articles/articles ... emplate=83
Кишинёвская ешива
Азриэль Казаков, темы: Синагога
Преподаватель ешивы Толдот Йешурун в г.Иерусалиме, Азриэль Казаков, рассказывает о ешиве г.Кишинёва
У ашкеназских евреев во всём мире слово Кишинёв вызывает тёплые чувства. На мой взгляд, причина тому кроется в том, что Кишинёв по сути был еврейским городом. В нём было 77 синагог и молельных домов, был хейдер, была ешива. 99% резников на главном городском рынке были евреи. Было и отделение еврейской благотворительной организации «Джойнт». Раввином города был р.Йеуда Лейб Цирлсон זצ"ל .
Всё это было, пока Кишинёв являлся центром Бессарабии, румынской провинции. Однако после оккупации этой части Румынии в 1940 году советскими войсками, всё коренным образом изменилось. Синагога торговцев была перестроена в Театр имени Чехова, синагога стекольщиков и переплётчиков стала помещением для КГБ, Талмуд Тора превратился в спортсекцию. Коммунисты отняли у молодого поколения евреев тот воздух, которым они дышат – духовное наследие их отцов.
При советком режиме старики – евреи по-прежнему облагались по утрам в талес и накладывали твылн, тайно соблюдали субботу и праздники. А молодёжь, воспитанная в атеистическом духе, к сожалению, о еврейских реликвиях имеет самое отдалённое понятие. Ешива, о которой пойдёт речь в данной статье, начиная примерно с 1989 года стала центром возрождения еврейской духовности в г. Кишинёве.
Сам себя я причисляю к выпускникам ешивы «Торат Хаим», что в Подмосковье, где я проучился три года, с ноября 1994 по октябрь 1997, но не могу забыть своей учёбы в кишинёвской ешиве, что на улице Щусева 5, где я пробыл семь месяцев с апреля по ноябрь 1994.
Основатель ешивы, рабби Мойше Айземан, уроженец Германии, прекрасно владеющий немецким (сегодня преподающий в берлинской ешиве, где, кстати немало «русских»), проживает в США, в г.Балтиморе, где является духовным наставником в известной ешиве «Нер Исроэль». Рабби Мойше один из выдающихся знатоков устройства каждого из трёх Храмов, автор уникальных книг на английском языке, среди которых комментарии на книги Йехезкель и Йов. Рав Айзенман приезжал в Москву, Вильнюс, другие города Союза ещё тогда, когда религиозная деятельность в открытую была небезопасна, с целью заинтересовать студентов – евреев в изучении Талмуда и исполнении заповедей.
Само здание ешивы – это бывшая синагога, в годы войны ставшая резиденцией гестапо, а в послевоенные годы – бюро по трудоустройству. Как только религиозное выражение было узаконено, здание было выхлопотано у властей под ешиву американской еврейской религиозной организацией «Агудат Исраэль».
О существовании ешивы я узнал ещё в1991 году и время от времени наведывался туда. Преимущественно на шабаты и праздники: Суккот, Песах, Ханука, Пурим. Раввины того периода это р.Йона Лазар из Лейквуда и р.Исроэль Гордон из Лондона. В то время в ешиве учился очень способный парень из Тирасполя по имени Шимон Симхович. Сегодня он живёт в США и усердно изучает Тору. Лично я ожидаю, что Шимон станет великим мудрецом Торы в нашем поколении.
Когда я поступил в ешиву в1994, моим первым учителем стал р.Меир Маневич из Вильнюса, на тот момент посланник карлинского ребе в Кишинёве, повлиявший на выбор моего еврейского имени. Главой ешивы тогда был р.Мойше Яркони, выпускник известной ешивы «Поневеж». Корни р.Мойше уходят в Польшу, а сама фамилия Яркони – это ивритизированное Грингардт. Рав Яркони от всей души желал духовного подъёма всех своих учеников, он даже пытался выучить русский, лишь бы быть к ним ближе. Когда р.Мойше был болен, он проводил уроки для ребят у себя дома. Я удостоился чести переводить уроки рава с английского на русский. Будучи в Израиле, спустя годы, рав Яркони не терял связи со своими бывшими учениками, приглашал их к себе домой в гости на шабат.
Жена р.Мойше, раббанит Хана, уроженка Румынии, а посему знающая молдавский язык (она свободно общалась с кухарками – молдованками и объясняла им основы кашрута), внучка главы одного из румынских хасидских дворов.
Младший сын пожилого р.Мойше, Пинхас, или как его называли ребята Пиня, тоже был в ешиве и верно стоял по правую руку своего отца. Вставал рано утром, чтобы заняться с отцом Талмудом, ещё до утренней молитвы. Потом шёл будить ребят. После молитвы Пинхас занимался самостоятельно, а иногда заменял одного из преподавателей. На шабат он был главным запевалой и организовывал ребятам «ойнег шабэс», т.е. посиделку с лёгкой закуской и рассказами о праведниках. Пинхас имел общий язык со всеми и все его очень любили. Пинхас неплохо овладел русским и после своей свадьбы несколько лет преподавал в хасидской ешиве в г.Коростень.
Довольно быстро р.Меира Маневича сменил другой преподаватель, р.Авроом Кричевский из Риги, выпускник американской ешивы «Хофец Хаим». С р.Авроомом у меня завязались тёплые отношения, ежедневно мы засиживались допоздна, изучая Мишну. А возвращаясь на каникулы в Кишинёв, я договаривался с ним о занятиях Талмудом. Потом в Израиле я неоднократно приезжал к р.Авроому в гости.
В тот периуд ребята были из Кишинёва (Леви Ицхак Капелевич, Аарон Таксар, Яаков – Ицхак Гертонский, я), вообще из Молдавии (Даниэль Зильберман, Шмуэль Цукерман, Носон Ривен, Даниэль Бернадский, Барух Тейтельбаум, Йонатан Манн) и из г.Симферополя (Довид Ронкин, Элиягу Тюкавкин, братья Шустер Носон Меир и Рефоэль). Позднее ребят набирали также из Белорусии.
Нельзя не упомянуть преподавателя иврита, журналиста Израиля Соломоновича Фингурта, учившегося в румынском хейдере и соблюдавшего все еврейские законы, несмотря на советскую власть. Израиль Соломонович по собственной иннициативе выпускал ешивский журнал под названием «Менора», в котором он освещал главные события в ешивской жизни данного периода. Сегодня семья Фингуртов проживает в США.
Изредка ешива удостаивалась визита одного очень особенного человека, пожилого, но бодрого рабби Гирша Дискинда, ученика р.И.Гутнера и зятя р.Я. Каменецкого. Рав Дискинд около 30 лет возглавлял школу для девочек «Бейт Яаков» в Балтиморе, США. Сегодня он живёт в Иерусалиме. Рав Гирш связывает нас с предыдущими поколениями, всем своим видом он излучает богобоязненность, покорность воле Всевышнего и это передаётся его ученикам и ученицам. Рав Дискинд научил ребят читать «Шма» с той мелодией, с которой читают свиток Торы. В настоящее время он непременно приходит на свадьбу всех выпускников и танцует с женихом, а на моей свадьбе он был вместо отца жениха.
Ежегодно летом ешива организовывала летний лагерь для того, чтобы студенты ешивы могли отдохнуть в религиозной обстановке, а также для набора новых ребят. В 1994 году лагерь был на базе отдыха в молдавском городке Ваду – муйводэ. Особую атмосферу привнесло присутствие там семи американских ешиботников.
Перебравшись в московскую ешиву, я тем не менее не потерял связи с ешивой в Кишинёве в течение трёх последующих лет, т.к. когда я возвращался домой на каникулы (это две недели после Песаха и две недели после Суккот), я проводил шабат и просто учился в будни в своей старой ешиве.
Рава Яркони на своём посту сменил молодой и инергичный р.Мордехай Токарский, уроженец Ленинграда, выпускник ешивы «Хофец Хаим» в Нью Йорке, старый друг и коллега р.А.Кричевского. В моей памяти р.Мордехай останется как человек, умеющий преподнести сложные глубокие вещи с поразительной простотой и доступностью. Сегодня, проживая в США, рав Токарский, как я слышал, проводит уроки для русскоязычной публики в своём бейт – кнесете в Бруклине.
Со временем руководство ешивой перешло в руки рава Мойше Будиловского, нашего соотечественника, одного из первых учеников рав Ицхака Зильбера זצ"ל в Израиле. О личности р.Мойше я могу судить лишь по его отношению ко мне. Рав Будиловский очень тепло меня принял когда я пришёл в ешиву, предугадывал мои нужды и во всём старался помочь. В шабат рав оказывал мне всяческий почёт: предлагал вести молитву, сажал за раввинский стол во время трапез, предоставлял право выступать со словом Торы.
Подавляющее большинство выпускников кишинёвской ешивы, проживающих сегодня в Израиле или США, ведут религиозный образ жизни, разумеется женились и имеют детей. Многие из них посвятили свою жизнь изучению Торы. А некоторые даже несколько лет возглавляли еврейские общины в городах России.
Сегодня в Кишинёве существует вышеупомянутая ешива по адресу Щусева 5(тел.+3732-264331/62), а также хабадская синагога на улице Хабад – Любавич. На Хануку и Пурим каждая из этих организаций устраивает религиозные мероприятия. Однажды был даже приглашён знаменитый певец Мордехай бен Давид.
http://toldot.ru/tora/articles/articles ... emplate=83
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
Шесть фотографий от Дувида-Меера
Молитвенный зал. Дворик
Молитвенный зал. Дворик
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
Ещё дворик
Внутренние помещения Ешивы
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Синагога по Щусева (Леовской) 5
Стейнчику.Скажите,пожалуйста,а что внутри у этой мезузы?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.