Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фези
Модератор: rimty
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
Аукционная фотография.
Подпись на обратной стороне: князь Владимир Гика. 1893 год, Париж.
Очень вероятно, что на этой фотографии изображен Владимир Гика в молодые годы.
Подпись на обратной стороне: князь Владимир Гика. 1893 год, Париж.
Очень вероятно, что на этой фотографии изображен Владимир Гика в молодые годы.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
Уважаемая rimty!
Большое спасибо за Ваше неоценимое содействие в моих поисках любой информации по предкам. Почти с полной уверенностью могу утверждать, что на фотографии 1893 года, действительно, изображён 20-летний Владимир Гика как раз в годы его учёбы в то время в Париже.
Спасибо также за любезное указание Вами страницы о Владимире Гика в Википедии. Ознакомившись с ней, позволю себе лишь сделать небольшую корректировку фразы, сделанной авторами этой страницы в Википедии, а именно о том, что «отец Владимира был министром при султанском дворе». Уточняю, что слово «министр», употреблённое в Википедии, в данном случае означает вовсе не члена турецкого кабинета министров, а дипломатический ранг «посланника», т.е. румынского дипломата, аккредитованного при султанском дворе в 1872-1877 гг. Кстати, поэтому-то местом рождения в 1873 году самого Владимира Гика и стал Константинополь (как это правильно указано в Википедии).
В Википедии также правильно сообщается, что к большому недовольству своих родственников Владимир Гика перешёл в молодости из православия в католичество, поднялся довольно высоко в иерархии католических священнослужителей, занимался активной религиозно-филантропической деятельностью и погиб в застенках послевоенной Румынии.
К указанной странице в Википедии можно добавить, что по сведениям современной швейцарской ветви семьи Гика, Владимир был сыном Иоана Григоре Гика (1830 – 1881), который имел титул "beïzadea". В переводе с турецкого это означает «сын бея», т.е. сын царствующей персоны, т.к. он был сыном последнего господаря Молдавии Григоре V Гика и Елены Стурдза.
Отец Владимира, т.е. Иоан Григоре Гика, сначала поступил на военную службу, стал генералом, личным адъютантом короля Румынии Александру Иоана Куза, затем стал дипломатом и после своей указанной выше службы в Стамбуле, был полномочным посланником Румынии в Ст.Петербурге в 1878 – 1881 гг. (т.е. до своей кончины).
Родной брат Владимира – Дмитрий Гика (1875-1967) был членом румынской делегации на Парижской Конференции 1919 года, посланником в Париже и Риме в 1922 – 1928 гг., министром иностранных дел Румынии в 1931 – 1932 гг., снова посланником в Риме, а также (по совместительству) посланником в Брюсселе и Люксембурге в 1932 – 1937 гг., а в 1939 году стал сенатором.
Большое спасибо за Ваше неоценимое содействие в моих поисках любой информации по предкам. Почти с полной уверенностью могу утверждать, что на фотографии 1893 года, действительно, изображён 20-летний Владимир Гика как раз в годы его учёбы в то время в Париже.
Спасибо также за любезное указание Вами страницы о Владимире Гика в Википедии. Ознакомившись с ней, позволю себе лишь сделать небольшую корректировку фразы, сделанной авторами этой страницы в Википедии, а именно о том, что «отец Владимира был министром при султанском дворе». Уточняю, что слово «министр», употреблённое в Википедии, в данном случае означает вовсе не члена турецкого кабинета министров, а дипломатический ранг «посланника», т.е. румынского дипломата, аккредитованного при султанском дворе в 1872-1877 гг. Кстати, поэтому-то местом рождения в 1873 году самого Владимира Гика и стал Константинополь (как это правильно указано в Википедии).
В Википедии также правильно сообщается, что к большому недовольству своих родственников Владимир Гика перешёл в молодости из православия в католичество, поднялся довольно высоко в иерархии католических священнослужителей, занимался активной религиозно-филантропической деятельностью и погиб в застенках послевоенной Румынии.
К указанной странице в Википедии можно добавить, что по сведениям современной швейцарской ветви семьи Гика, Владимир был сыном Иоана Григоре Гика (1830 – 1881), который имел титул "beïzadea". В переводе с турецкого это означает «сын бея», т.е. сын царствующей персоны, т.к. он был сыном последнего господаря Молдавии Григоре V Гика и Елены Стурдза.
Отец Владимира, т.е. Иоан Григоре Гика, сначала поступил на военную службу, стал генералом, личным адъютантом короля Румынии Александру Иоана Куза, затем стал дипломатом и после своей указанной выше службы в Стамбуле, был полномочным посланником Румынии в Ст.Петербурге в 1878 – 1881 гг. (т.е. до своей кончины).
Родной брат Владимира – Дмитрий Гика (1875-1967) был членом румынской делегации на Парижской Конференции 1919 года, посланником в Париже и Риме в 1922 – 1928 гг., министром иностранных дел Румынии в 1931 – 1932 гг., снова посланником в Риме, а также (по совместительству) посланником в Брюсселе и Люксембурге в 1932 – 1937 гг., а в 1939 году стал сенатором.
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
В привычной историографии обычно считается, что род Гика берёт своё начало в Албании. Однако с этой версией не совсем согласен проживающий в Париже потомок семьи Стурдза - Михай Дм. Стурдза в своём капитальном труде: «Grande familles de Grèce, d'Albanie et de Constantinople, p. 297, Paris, 1999» («Великие семьи Греции, Албании и Константинополя», стр. 297, Париж, 1999 г.).
Вот, что он пишет: «C'est au XIXe siècle que la princesse Massalski, née Ghica, accrédita dans ses ouvrages la version de l'origine albanaise de ses ancêtres" (перевод: «В XIX веке именно княгиня Мосальская, урожд. Гика, утвердила в своих работах версию об албанском происхождении её предков»).
Кстати, княгиня Елена Кольцова-Мосальская (урожд. Гика) была очень примечательной представительницей рода Гика, женщиной поистине уникальных способностей и талантов. Вот лишь то, что кратко изложено о ней в Википедии на русском: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0 ... 0%BD%D0%B0. Там же имеется и её портрет, написанный в 1856 году (прилагается).
При этом Михай Дм. Стурдза считает, что приводимый Еленой Кольцовой-Мосальской аргумент о том, что её далёкие предки владели албанским языком, ещё не является доказательством албанского происхождение этого рода. Как пишет Стурдза, знаменитый предок Гика «parlait sans aucun doute, outre l'albanais, le grec et le roumain, comme tant d'habitants de cette région à population mêlée» (т.е. «помимо албанского, несомненно говорил и на греческом, и на румынском, что было обычным делом для жителей этого региона с сильно смешанным населением»).
По мнению автора, род Гика происходил из Македонии, был арумынского происхождения, переселился оттуда в константинопольский Фанар, а затем и на земли Валахии и Молдовы.
Вот, что он пишет: «C'est au XIXe siècle que la princesse Massalski, née Ghica, accrédita dans ses ouvrages la version de l'origine albanaise de ses ancêtres" (перевод: «В XIX веке именно княгиня Мосальская, урожд. Гика, утвердила в своих работах версию об албанском происхождении её предков»).
Кстати, княгиня Елена Кольцова-Мосальская (урожд. Гика) была очень примечательной представительницей рода Гика, женщиной поистине уникальных способностей и талантов. Вот лишь то, что кратко изложено о ней в Википедии на русском: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0 ... 0%BD%D0%B0. Там же имеется и её портрет, написанный в 1856 году (прилагается).
При этом Михай Дм. Стурдза считает, что приводимый Еленой Кольцовой-Мосальской аргумент о том, что её далёкие предки владели албанским языком, ещё не является доказательством албанского происхождение этого рода. Как пишет Стурдза, знаменитый предок Гика «parlait sans aucun doute, outre l'albanais, le grec et le roumain, comme tant d'habitants de cette région à population mêlée» (т.е. «помимо албанского, несомненно говорил и на греческом, и на румынском, что было обычным делом для жителей этого региона с сильно смешанным населением»).
По мнению автора, род Гика происходил из Македонии, был арумынского происхождения, переселился оттуда в константинопольский Фанар, а затем и на земли Валахии и Молдовы.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
Вот фотография могилы Елены Кольцовой-Мосальской во Флоренции с эпитафией на итальянском языке, в которой по всей видимости в дань уважения к усопшей повторяется её версия об албанских "корнях" семьи Гика.
Кстати, для тех, кто не прочитал о ней статью в Википедии, сообщаю, что Елена была почётной гражданкой многих европейских городов, в том числе и Флоренции, коммуна которой и соорудила ей эту памятную эпитафию в 1915 году.
Источник: https://www.google.at/search?q=bilder+z ... 764%3B1748
Кстати, для тех, кто не прочитал о ней статью в Википедии, сообщаю, что Елена была почётной гражданкой многих европейских городов, в том числе и Флоренции, коммуна которой и соорудила ей эту памятную эпитафию в 1915 году.
Источник: https://www.google.at/search?q=bilder+z ... 764%3B1748
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Смолин Евгений
- Гражданин
- Сообщения: 4300
- Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
Вчера посетил, поле многолетнего перерыва, кладбище у церкви Константина и Елены. Нет слов.
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
А что там? Всё "растащили на мрамор"? Полный "разгром"?Смолин Евгений писал(а):Вчера посетил, поле многолетнего перерыва, кладбище у церкви Константина и Елены. Нет слов.
П.С.: Ну когда же я, наконец, приеду к вам в Кишинёв...! Просто напасть какая-то... А если приедешь, то надо обязательно ехать ещё и на север (да и в ныне украинский Хотин тоже), и к тому же ещё по многочисленным запрутским местам, где я был 8 лет назад "накоротке", ещё плохо зная тогда историю этих мест и все подробности... Короче, нужно не меньше месяца (если не больше...)...
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
Помещаю карту, на которой указаны владения молдавского боярского семейства Боул в XVII веке.
Семейство Боул, родоначальником которого во времена Стефана Великого был пыркалаб г. Роман - Драгош Боул. Его потомок - воевода Стефан Боул, который в середине XVII века был правителем Нижних и Верхних Земель Молдавского Княжества, являлся прямым предком семейства Лазо, о чём свидетельствует исторический документ, представленный в 1821 году спатарем Енакием Лазо в Комиссию, рассматривавшую в Кишинёве вопросы о предоставлении российского дворянства молдавской аристократии после присоединения Бессарабии к Российской Империи в 1812 году.
П.С.: Как известно, древний город Роман находится в жудеце Нямц, на севере исторической области Западная Молдова, в 46 километрах от г. Пятра-Нямц. Эти места тесно связаны с жизнью и деятельностью Стефана Великого. На генеалогическом древе, которое я ранее помещал на этом подфоруме, была отражена кровно-родственная связь рода Боул (через род Прэжеску) со Стефаном Великим.
Источник карты: Sergiu Bacalov. BOIERIMEA ȚĂRII MOLDOVEI, 441. Chișinău 2012
РЕЗЮМЕ книги, подготовленное на русском языке кишинёвским учёным Сергиу Бакаловым - автором вышеуказанной монографии:
Боярское сословие Земли Молдавской середина XVII – начало XVIII вв.
(Историко-генеалогическое исследование)
Основной задачей данной работы является историко-генеалогическое изучение привилегированного сословия Земли Молдавской во второй половине XVII – начало XVIII вв. При этом, было детально рассмотрена экономическая и социально-политическая деятельность 10 представительных боярских родов сквозь генеалогическую призму.
В первой главе данной работы представлены основные критерии определения существенных черт боярского сословия Земли Молдавской, выделяя, наряду с владением вотчинами и обладанием
высоких государственных должностей, принадлежность к привилегированным родам.
Во второй главе показана роль малых боярских родов в административной системе Земли Молдавской.
Третья глава охватывает исследование эволюции старого боярства Земли Молдавской, на основе представителей шести автохтонных родов, старых и новых, высшего и низшего сословия, такие как
Боул, Шептеличь, Жора, Михулец, Дурак и Накул.
В четвертой главе изучены молдавские боярские роды иноземного происхождения, балканского и кавказского, на основе тех же критериев: степень влиятельности в обществе, размер собственно-
сти, древность рода. Рассматривались такие боярские рода как Кантакузино, Стамати, Черкез и Абаза.
Изучение боярского сословия Земли Молдавской во второй половине XVII – начало XVIII вв. позволяет нам лучше понять процесс постепенного вытеснения старых, могущественных автохтонных родов и замены их новыми, иностранного или местного происхождения, лучше приспособившихся к новым социально-экономическим и политическим условиям эпохи. Тот же феномен проявляется и среди низшего боярского сословия. Массовое обнищание провоцирует
иерархическую деградацию низшего боярского сословия. Выстояли только те автохтонные рода которым удалось создать сильные родственные связи с «новым» дворянским сословием.
Семейство Боул, родоначальником которого во времена Стефана Великого был пыркалаб г. Роман - Драгош Боул. Его потомок - воевода Стефан Боул, который в середине XVII века был правителем Нижних и Верхних Земель Молдавского Княжества, являлся прямым предком семейства Лазо, о чём свидетельствует исторический документ, представленный в 1821 году спатарем Енакием Лазо в Комиссию, рассматривавшую в Кишинёве вопросы о предоставлении российского дворянства молдавской аристократии после присоединения Бессарабии к Российской Империи в 1812 году.
П.С.: Как известно, древний город Роман находится в жудеце Нямц, на севере исторической области Западная Молдова, в 46 километрах от г. Пятра-Нямц. Эти места тесно связаны с жизнью и деятельностью Стефана Великого. На генеалогическом древе, которое я ранее помещал на этом подфоруме, была отражена кровно-родственная связь рода Боул (через род Прэжеску) со Стефаном Великим.
Источник карты: Sergiu Bacalov. BOIERIMEA ȚĂRII MOLDOVEI, 441. Chișinău 2012
РЕЗЮМЕ книги, подготовленное на русском языке кишинёвским учёным Сергиу Бакаловым - автором вышеуказанной монографии:
Боярское сословие Земли Молдавской середина XVII – начало XVIII вв.
(Историко-генеалогическое исследование)
Основной задачей данной работы является историко-генеалогическое изучение привилегированного сословия Земли Молдавской во второй половине XVII – начало XVIII вв. При этом, было детально рассмотрена экономическая и социально-политическая деятельность 10 представительных боярских родов сквозь генеалогическую призму.
В первой главе данной работы представлены основные критерии определения существенных черт боярского сословия Земли Молдавской, выделяя, наряду с владением вотчинами и обладанием
высоких государственных должностей, принадлежность к привилегированным родам.
Во второй главе показана роль малых боярских родов в административной системе Земли Молдавской.
Третья глава охватывает исследование эволюции старого боярства Земли Молдавской, на основе представителей шести автохтонных родов, старых и новых, высшего и низшего сословия, такие как
Боул, Шептеличь, Жора, Михулец, Дурак и Накул.
В четвертой главе изучены молдавские боярские роды иноземного происхождения, балканского и кавказского, на основе тех же критериев: степень влиятельности в обществе, размер собственно-
сти, древность рода. Рассматривались такие боярские рода как Кантакузино, Стамати, Черкез и Абаза.
Изучение боярского сословия Земли Молдавской во второй половине XVII – начало XVIII вв. позволяет нам лучше понять процесс постепенного вытеснения старых, могущественных автохтонных родов и замены их новыми, иностранного или местного происхождения, лучше приспособившихся к новым социально-экономическим и политическим условиям эпохи. Тот же феномен проявляется и среди низшего боярского сословия. Массовое обнищание провоцирует
иерархическую деградацию низшего боярского сословия. Выстояли только те автохтонные рода которым удалось создать сильные родственные связи с «новым» дворянским сословием.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
Вот более доступная версия этой же карты.junafen писал(а):Помещаю карту, на которой указаны владения молдавского боярского семейства Боул в XVII веке.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
В правом верхнем углу этой карты имеется фамильный герб семьи Боул. Слово Боул / Boul в переводе с молдо-румынского на русский означает "тур", "зубр", "бык".junafen писал(а):Вот более доступная версия этой же карты.junafen писал(а):Помещаю карту, на которой указаны владения молдавского боярского семейства Боул в XVII веке.
Теперь прошу обратить внимание на изображение герба средневекового Молдавского Княжества (прилагаю). Сравнение его основных элементов с гербом семейства Боул / Boul (т.е. в переводе "тур", "зубр", "бык") говорит само за себя и заставляет думать о роли этого семейства в возникновении Молдавского Княжества.
При этом, голова тура / зубра / быка ещё со времен основания Молдавского Княжества и на протяжении многих последующих веков оставалась основным символом Молдовы, в том числе и в период нахождения Бессарабии в составе России, когда в 1873 году её изображение было помещено на герб новообразованной Бессарабской губернии. Однако гербы многих других средневековых боярских семейств Молдовы (напр. Sale и др.) в корне отличались от герба семьи Боул, имели абсолютно другие элементы и в них вообще отсутствовала голова тура / зубра / быка.
Ну а в заключение, привожу изображение современного герба Республики Молдова. Как легко увидеть, в нём, в частности, сохранены многие указанные выше символы.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
Приведённая мною выше карта указывает на то, что большинство вотчин рода Боул находились в долине реки Молдова, т.е. именно там, где зародилось Молдавское Княжество, и возможно существует связь между легендой об молдавском туре/зубре/быке и появлением родового боярского имени Боул. При этом следует оговориться, что хотя в большинстве архивных документов, а также у Дм. Кантемира этот род именуется как «Боулешть» (т.е. с буквой «л»), в некоторых старинных бумагах встречается обозначение данного семейства и как “Bou” (т.е. без буквы «L» на конце), что при буквальном переводе на русский язык означает «вол».
Что касается земель непосредственно в Бессарабии, то вотчины семейства Боул, в соответствии с приводимыми на вышеуказанной карте номерами, находились в:
7. Săcurinţii și cu seliștea Răspopenţii, din același hotar, pe pârâul Cameniţa, ţinutul Hotinului.
Poate fi vorba despe actualii Secureni (Sokireanî), regiunea Cernăuţi, între Clocuna, Ocniţa, Voloșcove, Vasilevca, Kobolcin și Serbiceani.
Как известно, это - крайний север Бессарабии, часть Буковины и юга Подолья, и теперь мне стали понятны истоки столь большого интереса и глубокого знания истории Молдовы учёными, связанными с городом районного значения под названием Сокиряны (укр. Сокиряни, молд. Secureni), который находится в Черновицкой области Украины, в 150 км от Черновцов. В своём современном альманахе под названием «Сокирянщина» эти авторы публикуют немало ценных материалов по истории Молдовы, в т.ч. несколько раз даже приводили данные об отце моей прабабушки – Николае Стамо, имение которого находилось южнее Сокирян, а именно в бессарабских Гинкауцах (Хинкэуць), ныне района Edineţ.
8. Tarasova, ţinutul Soroca, acum raionul Rezina, pe malul Nistrului, între Curătura și
Solonceni, т.е. в Сорокском цинуте, в районе Резина.
Ниже приводится весьма интересная география земель Бессарабии, привнесённых в семейство Боул пра-правнучкой Стефана Великого - Настасьей после её выхода замуж за «mare vătag» Dragotă Boul, т.е. за деда воеводы Стефана Боул (1610 – 1675), дочь которого Илинка вышла замуж за Костаке Лазо и таким образом «породнила» между собой семейства Боул и Лазо.
Поскольку многочисленные поместья Настасьи досталась ей, скорее всего, по большей части от её пра-прадеда, т.е. Стефана Великого, то география этих земель интересна тем, что она лишний раз подтверждает наличие солидных владений Стефана Великого не только в запрутских землях, но и в Бессарабии. Эти земли, привнесённые Настасьей в семейство Боул на территории лишь Бессарабии, были следующими:
9. Șerpeni, raionul Anenii Noi, pe malul Nistrului, între Puhăceni și Speia.
10. Puhăceni, raionul Anenii Noi, pe malul Nistrului, între satele Delacău și Șerpeni.
11. Mihuleni, raionul Șoldănești, pe stânga Ciornei, un afluent al Nistrului, între satele Parcani,
Hlinjeni, Alcedar, Șipca (Glăvănești) și orășelul Șoldănești.
12. Glăvănești (Șipca), raionul Șoldănești, între Mihuleni, Alcedar, Șestaci și Șoldănești.
17. Brânzeni, ţinutul Orheiului, raionul Telenești, pe Răut, între Pistruieni,
Ordășei, Vadu-Leca și Căzănești.
30. Căcărădzenii, ţinutul Orheiului, acum raionul Orhei, între satele Ocniţa-Răzeși,
Mălăești, Crihana și Sirota.
Вспоминаю, что в мае 2014 года я ссылался на этом подфоруме на то, что Cehan Racoviţă, скончавшийся в 1664 году, был женат на Tofana (урожд. Soldan) и что меня тогда это удивило, т.к. Cehan по-турецки означает "мир, вселенная", Tofana означает по-турецки "вихрь, ураган", а её девичья фамилия Soldan означает на турецком "левша". Теперь же, увидев под номерами 11 и 12 название «Șoldănești», я думаю, что фамилия Soldan (Șoldăn) могла скорее всего произойти и от названия этого населённого пункта.
Остальные (свыше 50-ти) владений семейства Боул находились в запрутской Молдове, в особенности в области Нямц, а также в районе древней молдавской столицы - Сучавы и в других частях Южной Буковины.
Конечно, по прошествии многих веков подавляющее большинство земельных владений семейства Боул было утрачено в результате различных исторических событий, боярских интриг, проигрышей, войн, дележа наследства между многочисленными детьми, обезглавливанием некоторых из бояр при их докладах турецким султанам, или полным разорением некоторых из них, как это произошло, например, с молдавским господарем Стефаном Томшей https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1 ... 1%88%D0%B0, женатым на Сафте Боул, который был во второй раз смещён с поста господаря в 1623 году и закончил свой век в бедности на берегах Босфора.
Разрушительным для молдавского боярства был также процесс, детально раскрытый кишинёвским учёным Сергиу Бакаловым (автором вышеуказанной монографии), т.е. "процесс постепенного вытеснения старых, могущественных автохтонных родов и замены их новыми, иностранного или местного происхождения, лучше приспособившихся к новым социально-экономическим и политическим условиям эпохи".
И тем не менее, мои удивительные находки говорят о том, что далёкие потомки семейства Боул вплоть до второй половины XIX века сохранили на территории Бессарабии кое-какие вотчины как раз в вышеперечисленных географических местах, т.е. Хотин, Окница, Единец, Сороки, Резина, Бельцы, Оргеев, ну и, разумеется, Кишинёв.
Что касается земель непосредственно в Бессарабии, то вотчины семейства Боул, в соответствии с приводимыми на вышеуказанной карте номерами, находились в:
7. Săcurinţii și cu seliștea Răspopenţii, din același hotar, pe pârâul Cameniţa, ţinutul Hotinului.
Poate fi vorba despe actualii Secureni (Sokireanî), regiunea Cernăuţi, între Clocuna, Ocniţa, Voloșcove, Vasilevca, Kobolcin și Serbiceani.
Как известно, это - крайний север Бессарабии, часть Буковины и юга Подолья, и теперь мне стали понятны истоки столь большого интереса и глубокого знания истории Молдовы учёными, связанными с городом районного значения под названием Сокиряны (укр. Сокиряни, молд. Secureni), который находится в Черновицкой области Украины, в 150 км от Черновцов. В своём современном альманахе под названием «Сокирянщина» эти авторы публикуют немало ценных материалов по истории Молдовы, в т.ч. несколько раз даже приводили данные об отце моей прабабушки – Николае Стамо, имение которого находилось южнее Сокирян, а именно в бессарабских Гинкауцах (Хинкэуць), ныне района Edineţ.
8. Tarasova, ţinutul Soroca, acum raionul Rezina, pe malul Nistrului, între Curătura și
Solonceni, т.е. в Сорокском цинуте, в районе Резина.
Ниже приводится весьма интересная география земель Бессарабии, привнесённых в семейство Боул пра-правнучкой Стефана Великого - Настасьей после её выхода замуж за «mare vătag» Dragotă Boul, т.е. за деда воеводы Стефана Боул (1610 – 1675), дочь которого Илинка вышла замуж за Костаке Лазо и таким образом «породнила» между собой семейства Боул и Лазо.
Поскольку многочисленные поместья Настасьи досталась ей, скорее всего, по большей части от её пра-прадеда, т.е. Стефана Великого, то география этих земель интересна тем, что она лишний раз подтверждает наличие солидных владений Стефана Великого не только в запрутских землях, но и в Бессарабии. Эти земли, привнесённые Настасьей в семейство Боул на территории лишь Бессарабии, были следующими:
9. Șerpeni, raionul Anenii Noi, pe malul Nistrului, între Puhăceni și Speia.
10. Puhăceni, raionul Anenii Noi, pe malul Nistrului, între satele Delacău și Șerpeni.
11. Mihuleni, raionul Șoldănești, pe stânga Ciornei, un afluent al Nistrului, între satele Parcani,
Hlinjeni, Alcedar, Șipca (Glăvănești) și orășelul Șoldănești.
12. Glăvănești (Șipca), raionul Șoldănești, între Mihuleni, Alcedar, Șestaci și Șoldănești.
17. Brânzeni, ţinutul Orheiului, raionul Telenești, pe Răut, între Pistruieni,
Ordășei, Vadu-Leca și Căzănești.
30. Căcărădzenii, ţinutul Orheiului, acum raionul Orhei, între satele Ocniţa-Răzeși,
Mălăești, Crihana și Sirota.
Вспоминаю, что в мае 2014 года я ссылался на этом подфоруме на то, что Cehan Racoviţă, скончавшийся в 1664 году, был женат на Tofana (урожд. Soldan) и что меня тогда это удивило, т.к. Cehan по-турецки означает "мир, вселенная", Tofana означает по-турецки "вихрь, ураган", а её девичья фамилия Soldan означает на турецком "левша". Теперь же, увидев под номерами 11 и 12 название «Șoldănești», я думаю, что фамилия Soldan (Șoldăn) могла скорее всего произойти и от названия этого населённого пункта.
Остальные (свыше 50-ти) владений семейства Боул находились в запрутской Молдове, в особенности в области Нямц, а также в районе древней молдавской столицы - Сучавы и в других частях Южной Буковины.
Конечно, по прошествии многих веков подавляющее большинство земельных владений семейства Боул было утрачено в результате различных исторических событий, боярских интриг, проигрышей, войн, дележа наследства между многочисленными детьми, обезглавливанием некоторых из бояр при их докладах турецким султанам, или полным разорением некоторых из них, как это произошло, например, с молдавским господарем Стефаном Томшей https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1 ... 1%88%D0%B0, женатым на Сафте Боул, который был во второй раз смещён с поста господаря в 1623 году и закончил свой век в бедности на берегах Босфора.
Разрушительным для молдавского боярства был также процесс, детально раскрытый кишинёвским учёным Сергиу Бакаловым (автором вышеуказанной монографии), т.е. "процесс постепенного вытеснения старых, могущественных автохтонных родов и замены их новыми, иностранного или местного происхождения, лучше приспособившихся к новым социально-экономическим и политическим условиям эпохи".
И тем не менее, мои удивительные находки говорят о том, что далёкие потомки семейства Боул вплоть до второй половины XIX века сохранили на территории Бессарабии кое-какие вотчины как раз в вышеперечисленных географических местах, т.е. Хотин, Окница, Единец, Сороки, Резина, Бельцы, Оргеев, ну и, разумеется, Кишинёв.
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боюл, Крупенские, Фе
Помещаю фотографию усыпальницы турецкого султана Мурада I, погибшего на Косовом Поле от рук сербского воина Милоша Обреновича.junafen писал(а):Прилагаю картину сербского художника Адама Стефановича "Косовская битва", написанную в 1870 году по мотивам битвы на Косовом Поле 17 июня 1389 года сводного войска сербов, черногорцев, македонцев, боснийцев (тогда ещё православных) и других балканских народов под командованием сербского князя Лазаря Хребельяновича против турецких завоевателей, в которой запечатлена сцена гибели турецкого султана Мурада I от рук сербского воина Милоша Обреновича (источник: https://cersipamantromanesc.wordpress.c ... 6/page/13/).junafen писал(а):Вот помещаю генеалогическое древо династии Обреновичей (из сербских источников). В его правой части обозначено местоположение на этом древе как молдаванки Марии Обренович (урожд. Катаржи), так и молдаванки Натальи Обренович (урожд. Кешко).junafen писал(а):...линия (через Катаржи) к королеве Сербии Марии Обреновичи, родившейся в Яссах в семье Катаржи)...
В этой битве участвовал также Вук Бранкович, женатый на Марии (Маре) - дочери князя Лазаря, возглавивший, после гибели в этой битве князя Лазаря, последующую династию Бранковичей, многие представители которой (как и Обреновичи, и конкурировавшие с Обреновичами Карагеоргиевичи) оказались затем тесно связанными с Молдовой.
Фотография сделана моим сыном (далёким потомком Обреновичей) 3 дня назад в Косовской Приштине.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
По другой версии, султана Мурада I убил не Милош Обренович, а Милош Обилич, который в начале битвы прикинулся перебежчиком, пробрался в султанский шатёр и заколол там Мурада кинжалом.
Как бы то ни было, после гибели князя Лазаря бразды правления взял в свои руки его зять – Вук Бранкович, который также участвовал в битве, и его клятва запечатлена на памятнике, установленном на Косовом Поле (фото прилагается). Также прилагается и фото памятника, установленного на Косовом Поле во времена правления Иосипа Броз Тито.
Фотография самого автора всех вложенных свежих косовских фотографий, сделанная позавчера на балконе гостиницы в Приштине, также прилагается. В любом случае, он является потомком и всех Неманьичей (XII - XIII вв.), и последовавшего за ними князя Лазаря, и Вука Бранковича, и всех потомков Вука Бранковича, и Обреновичей (и Лазо, и Стамо, и Доничей, и Катаржи, и Гика, и др.).
Как бы то ни было, после гибели князя Лазаря бразды правления взял в свои руки его зять – Вук Бранкович, который также участвовал в битве, и его клятва запечатлена на памятнике, установленном на Косовом Поле (фото прилагается). Также прилагается и фото памятника, установленного на Косовом Поле во времена правления Иосипа Броз Тито.
Фотография самого автора всех вложенных свежих косовских фотографий, сделанная позавчера на балконе гостиницы в Приштине, также прилагается. В любом случае, он является потомком и всех Неманьичей (XII - XIII вв.), и последовавшего за ними князя Лазаря, и Вука Бранковича, и всех потомков Вука Бранковича, и Обреновичей (и Лазо, и Стамо, и Доничей, и Катаржи, и Гика, и др.).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
Кровно-родственная связь от Стефана Великого к роду Лазо вела по двум линиям:junafen писал(а):Семейство Боул, родоначальником которого во времена Стефана Великого был пыркалаб г. Роман - Драгош Боул. Его потомок - воевода Стефан Боул, который в середине XVII века был правителем Нижних и Верхних Земель Молдавского Княжества, являлся прямым предком семейства Лазо, о чём свидетельствует исторический документ, представленный в 1821 году спатарем Енакием Лазо в Комиссию, рассматривавшую в Кишинёве вопросы о предоставлении российского дворянства молдавской аристократии после присоединения Бессарабии к Российской Империи в 1812 году...
...На генеалогическом древе, которое я ранее помещал на этом подфоруме, была отражена кровно-родственная связь рода Боул (через род Прэжеску) со Стефаном Великим.
Линия первая:
Стефан Великий
I
I
Тодосия (внучка Стефана Великого)
Настасья (правнучка Стефана Великого) + Драгота Боул
I
Тоадер Боул (их сын) + Агафья Прэжеску
I
Стефан Боул (их сын, 1610 - 1675) + Руксанда, дочь господаря Стефана Томша
I
Илинка (их дочь) + Костаке Лазо
I
и далее - по линии семейства Лазо
------------------------------------------------
Линия вторая
Стефан Великий + Мария, урожд. Чернат
I
Петру Рареш (их сын) + Елена Бранкович (дочь потомка сербских деспотов - Йована Бранковича и Илоны Якшич из рода Якшичей-Комниных), являвшаяся двоюродной сестрой великой княгини Елены Глинской, т.е. была кузиной супруги российского великого князя Василия III и впоследствии - матери Ивана Грозного
I
и далее - через родственную линию Бранковичей - Лазо...
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
Не знаю было ли в этой теме упоминания об этом,но решил скинуть ссылки здесь.
пост № 25 http://oldstory.info/index.php?/topic/7 ... ge__st__20
читаем Краткая заметка о мемориальном памятнике http://protopopiat-criuleni-dubasari.md ... in-l-rusa/
пост № 25 http://oldstory.info/index.php?/topic/7 ... ge__st__20
читаем Краткая заметка о мемориальном памятнике http://protopopiat-criuleni-dubasari.md ... in-l-rusa/
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
Уважаемый shtolz88!junafen писал(а):Я уже много писал на этом подфоруме об астрофизике Николае Дониче, родившемся в 1874 году в Кишиневе в дворянской семье Доничей. Но ранее я не упоминал об его отце - (также Николае) Дониче, являвшемся потомком Андронаке Донича, владельца знаменитого кишиневского дома на "Инзовой горе" и автора первого бессарабского свода законов (изданного в 1816 году), а также потомком поэта и баснописца Алеку Донича. Хочу лишь добавить, что матерью астрофизика была Лимония, из бессарабского дворянского рода Макри.
Любопытно, что у меня имеется старинный гимназический аттестат некоего Владимира Макри-Стамо, выданный в Кишиневе в конце 19 века.
Большое спасибо за важную информацию и Вашу помощь! Вообще, главной причиной моего присоединения 5 лет назад к этому форуму была как раз надежда на подобную помощь со стороны его участников! Мои изыскания преследуют чисто альтруистические цели пролить свет на то, что в течение десятилетий являлось семейным "табу" и просто рассказать об этом детям и их потомкам. Не более...
Как видно из вышеприводимой моей цитаты, семья Макри уже давно привлекала моё внимание, хотя бы из-за гимназического аттестата на юношу с двойной фамилией, в которой фигурирует девичья фамилия моей прабабушки, т.е. "Стамо". О женском имени "Лимония" (см. выше), оно же "Мелания", я также кое-что узнал (см. выше цитату из моего раннего сообщения), а также о некоторых связях рода Макри с семьёй астрофизика Н.Н. Донича - но не более. Кое-что я лишь отрывочно знал и об Елене Николаевне Макри-Лысаковской...
Найденная Вами информация проливает свет на многие прежде неясные для меня детали. Я думаю, что она будет интересна и другим участникам и посетителям форума, по крайней мере потому, что связана также с творчеством знаменитого архитектора Бернардацци. Интересна и ранее неизвестная мне гипотеза о возможном самоубийстве отца астрофизика.
Итак, с благодарностью Вам, уважаемый shtolz88, ниже цитирую из соответствующего отрывка, помещённого на http://protopopiat-criuleni-dubasari.md ... in-l-rusa/, а также вкладываю приводимые там же фотографии (речь идёт о Дубоссарах):
На территории церковного двора, в нескольких метрах к востоку от алтарной апсиды Архангело-Михайловской церкви, находится небольшой отдельно огороженный участок с надгробными памятниками. Это фамильный некрополь семьи Макри, состоящий из 4-х мемориальных памятников второй половины XIX-го века (и более позднего захоронения, румынского периода, некоего П.Пеликана?).
Чтобы разобраться в родственных связях лиц, погребенных в некрополе, сделаем отступление и обратимся к документу.
Как следует из духовного завещания владельца с.Ст.Дубоссары, дворянина Николая Афанасьевича Макри, составленного в 1853 году, у него с женой Марией Васильевной было пятеро детей: трое сыновей (Ксенофонт († 1 октября 1864, 25 лет) , Леонид († 21 июля 1863, 22 года) и Николай († 31 августа 1878, 27 лет) и две дочери (Лемоница († 6 ноября 1882, 35 лет) и Илета († 1937). Дочери, впоследствии, в зрелом возрасте носившие имена Лимония (а также, иногда, Мелания) и Елена, вышли замуж, соответственно, за Николая Донича (ничего не известно, предположительно покончил жизнь самоубийством) и Льва Лысаковского († 2 июня 1915, 72 года).
Знаменитый ученый-астрофизик Н.Н.Донич (†1960) был сыном Лимонии и племянником, воспитавшей его, бездетной Елены Николаевны Макри-Лысаковской, скончавшейся в 1937 году. И таким образом, ктитор Архангело-Михайловской церкви Н.А.Макри являлся его дедом по материнской линии.
Не является открытием то, что архитектор А.И.Бернардацци (1831-1907†) с успехом работал и в жанре малой архитектуры, создав несколько камерных архитектурно-пластических произведений: павильонов, фонтанов, парковых ограждений, беседок и пр. В том числе им были выполнены мемориальные памятники в Кишиневе (на Армянском кладбище) и Одессе.
В творческом наследии архитектора, среди малых архитектурно-мемориальных форм им созданных, достойное место по праву должен занять малоизвестный надгробный памятник – усыпальница, своего рода «храм памяти», выполненный в классической манере, по мотивам античных эдикул (небольших декоративных построек).
Заимствование отдельных форм не считалось «плагиатом» и вторичность архитектурного образа рассматривалась в определенной степени как достоинство. Это действенное отношение к архитектурному наследию было одной из характерных черт в творчестве архитектора-эклектика А.И.Бернардацци, сознательно демонстрирующего декоративные возможности старых форм, используя таким образом достижения мирового зодчества.
Об авторстве архитектора свидетельствует надпись выбитая на памятнике: « Арх. : А . Бернардацци ».
Научного паспорта памятник не имеет, и все соображения по его поводу могут рассматриваться как гипотеза.
Вероятно, памятник был заказан Еленой Николаевной Макри после кончины своей сестры Лимонии († 6 ноября 1882 г.), т.е. его сооружение связано именно со смертью Лимонии Донич.
И в период с ноября 1882 года до начала июня 1883 года памятник был спроектирован архитектором А.И.Бернардацци и воплощен в натуре одесским мастером А.Тузини (кстати сказать, в то время архитектор Бернардацци уже постоянно проживал в Одессе). Чем и можно, на наш взгляд, объяснить 7-ми месячный перерыв между кончиной и погребением Лимонии Макри-Донич. Ниже приводимая выдержка из архивного документа, как нам представляется, довольно убедительно иллюстрирует данное предположение.
2 июня 1883 года бессарабский губернатор М.Кониар разрешил дворянке Елене Николаевне Макри «…перевезти в с. Ст. Дубоссары, Бендерского уезда, для предания там земле, непогребенное тело умершей в минувшем году сестры ея Лимонии Никоваевой Донич, урожденной Макри, находящееся в каплице Пуришкевича на Кишиневском кладбище, в двух цинковых гробах, герметически закупоренных и помещенных в деревянный ящик…», о чем и уведомил Консисторию.
По рассказам сельчан в 1960-1961 годы склеп был варварски поруган коммунистами-атеистами, подожжён изнутри (где царила редкая красота) где покоились забальзамированные тела, останки которых были забыты вплоть до 90-х годов.
Ныне, при старании о. Фёдора Пелина и некоторых благочестивых христиан, склеп был реабилитирован, а также украшена его территория.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
Остаётся добавить, что теперь мне понятно, почему астрофизик Н.Н. Донич организовал свою обсерватрию именно в Дубоссарах - ведь там, оказывается, была родовая вотчина его родителей...
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
Уважаемый shtolz88!
Спасибо также за информацию о помещике селения Кошерница (р-н Оргеев), коллежском ассесоре Пантелеймоне Степановиче Лазо. При этом вспоминаю, что могилы Пантелеймона Лазо и его жены Софьи всё ещё сохранились на Центральном ("Армянском") кладбище в Кишинёве, и я их видел среди подборки фотографий с этого кладбища, опубликованных на данном Форуме.
Кроме того, 5 лет назад в самом начале (прямо на 1-й стр.) данного подфорума "Лазо, Стамо, Доничи..." г-н corax любезно поделился со мной фотографиями четырёх однотипных могил с фамилией Лазо, похороненных на Центральном ("Армянском") кладбище в Кишинёве, но знакомых мне персонажей среди них не было. К тому же, на данном подфоруме проходила информация о кишинёвском журналисте Пантелеймоне Лазо, которого в 1890-х гг. ранила из револьвера в кишинёвском ресторане якобы обиженная на него гимназистка, и этот персонаж мне тоже был неизвестен.
Как я когда-то отмечал на данном подфоруме, в Кишиневе в 19-м веке имелась ещё и 2-я линия Лазо, но каких-либо родственных пересечений "моих Лазо" с этой семьёй Лазо я так и не нашёл (даже маленьких "зацепок"), хотя об этой 2-й линии Лазо также имеется немало информации в Нац. Архиве Республики Молдова.
2 года назад меня разыскала через этот Форум женщина из Ст. Петербурга, предком которой был Пантелеймон Лазо, который вскоре после 1917 года оказался (не по своей воле) на рудниках в Сибири и старинные фотографии которого были сделаны именно в Кишинёве.
Разница во времени, конечно, большая, но в дворянских семьях было принято чередовать имена через поколения и, возможно, помещик селения Кошерница, коллежский ассесор Пантелеймон Степанович Лазо и есть более далёкий предок этой жительницы Ст. Петербурга.
В любом случае, помещаю дословно информацию из http://protopopiat-criuleni-dubasari.md ... in-l-rusa/, т.е. из источника, на который мне любезно указал уважаемый shtolz88. Думаю, что она может вдруг пригодиться, а также явится познавательной для читателей Форума с точки зрения знакомства с историей Бессарабии и существовавшими в те времена порядками:
16 декабря того же 1838 года помещик селения Кошерница, коллежский ассесор Пантелеймон Степанович Лазо, владевший Кошерницей с 1821 года, обратился с прошением к Архиепископу Кишиневскому и Хотинскому Димитрию, в котором изложил свое намерение «…строить в Кошернице новую каменную однопрестольную, холодную, во имя Святыя мученицы Софии церковь собственным иждивением».
Сразу сообщим, что из этого благого намерения в итоге ничего не получилось.
Однако, во всей этой истории интересен тот факт, что 11 мая 1842 года архитектор Л.К.Заушкевич, занимавший должность Городового архитектора Кишинева, по поручению Консистории, составил проект: «Составленный мною вновь по образцовым чертежам, план и фасад каменной церкви, предполагаемой к построению Оргеевского уезда в селении Кошерница имею честь в оную Консисторию препроводить».
Этот проект, одобренный в Бессарабской строительной комиссии, был выдан на руки помещику П.С.Лазо, но тогда так и не нашел применения.
Церковь в Кошернице построена в 1895 г. на средства местного помещика Николая Эммануиловича Попова и освящена 26 октября 1895 г. во имя Святых Кирилла и Мефодия. Престольный праздник справлялся 11 мая.
Началось строительство капитального каменного здания церкви в 1893 г.; завершилось в 1895 г.. К концу строительства здания церкви был утвержден отдельный проект на сооружение каменного склепа на церковной территории, которая была ограничена каменной оградой.
Как правило, когда помещики на свои средства строили в селах церкви, многие из них выдвигали непременное условие об устройстве под зданием церкви, или рядом с церковным зданием фамильного склепа. В большинстве случаев Консистория шла на встречу таким пожеланиям, хотя порой и отказывала, чему тоже есть достаточно примеров.
Более чем вероятно, что фамильный склеп вблизи Кирилло-Мефодиевской церкви (с северной стороны) представлял собой каменное сооружение, выполненное в камерном жанре мемориально-архитектурного памятника, который до настоящего времени, к сожалению, не сохранился/
«Зданием каменная с одним куполом; каменный же, большой, светлый о 8-ми окнах; с остроконечною над притвором колокольнею; кругом обведена каменною же оградою. В ограде церковной имеется один фамильный склеп, устроенный в 1895 году с разрешения Епархиального Начальства».
Весьма соблазнительно предположить, что церковь была построена по «старому» (1842 года) проекту архитектора Заушкевича Л.К. (выходца из духовного сословия, из известной на юге Бесарабии священнической семьи, давшей несколько поколений служителей Церкви).
Но, чтобы подобное предположение было достаточно аргументировано, следовало бы собрать материалы по сохранившимся церковным постройкам, принадлежащим авторству архитектора Заушкевича (которых мы, за редким исключением, вовсе не знаем, так как никто, никогда не занимался их выявлением) и провести непростой архитектуроведческий (сравнительно-типологический) их анализ совокупно со зданием церкви в селе Кошерница. Таким путем можно вполне доказательно обосновать авторство архитектора Заушкевича.
Правда, существует намного более простой способ. В том случае, если в каких-то письменных церковных документах указывается что церковь в селе Кошерница строилась по «старому» проекту, полученному помещиком П.С.Лазо в 1842 году из Консистории (каким-то образом сохранившемуся и через полвека использованному для строительства здания церкви в Кошернице).
Вот, как нам представляется, два возможных направления для дальнейших изысканий.
В настоящее время церковь имеет не вполне гармоничное новодельное завершение – центральный купол с непропорционально-короткоствольным барабаном, увенчанный дольчатой, излишне приплющенной луковицей, а также недостаточно вытянутую, куцую пирамидку шатра двухъярусной колокольни – что весьма диссонирует с довольно крупными, объемными массами церкви и оставляет впечатление придавленности при восприятии архитектуры здания в целом. Можно достаточно зримо представить, что первоначальный облик церкви был более внушительным и парадным, чем нынешний.
Спасибо также за информацию о помещике селения Кошерница (р-н Оргеев), коллежском ассесоре Пантелеймоне Степановиче Лазо. При этом вспоминаю, что могилы Пантелеймона Лазо и его жены Софьи всё ещё сохранились на Центральном ("Армянском") кладбище в Кишинёве, и я их видел среди подборки фотографий с этого кладбища, опубликованных на данном Форуме.
Кроме того, 5 лет назад в самом начале (прямо на 1-й стр.) данного подфорума "Лазо, Стамо, Доничи..." г-н corax любезно поделился со мной фотографиями четырёх однотипных могил с фамилией Лазо, похороненных на Центральном ("Армянском") кладбище в Кишинёве, но знакомых мне персонажей среди них не было. К тому же, на данном подфоруме проходила информация о кишинёвском журналисте Пантелеймоне Лазо, которого в 1890-х гг. ранила из револьвера в кишинёвском ресторане якобы обиженная на него гимназистка, и этот персонаж мне тоже был неизвестен.
Как я когда-то отмечал на данном подфоруме, в Кишиневе в 19-м веке имелась ещё и 2-я линия Лазо, но каких-либо родственных пересечений "моих Лазо" с этой семьёй Лазо я так и не нашёл (даже маленьких "зацепок"), хотя об этой 2-й линии Лазо также имеется немало информации в Нац. Архиве Республики Молдова.
2 года назад меня разыскала через этот Форум женщина из Ст. Петербурга, предком которой был Пантелеймон Лазо, который вскоре после 1917 года оказался (не по своей воле) на рудниках в Сибири и старинные фотографии которого были сделаны именно в Кишинёве.
Разница во времени, конечно, большая, но в дворянских семьях было принято чередовать имена через поколения и, возможно, помещик селения Кошерница, коллежский ассесор Пантелеймон Степанович Лазо и есть более далёкий предок этой жительницы Ст. Петербурга.
В любом случае, помещаю дословно информацию из http://protopopiat-criuleni-dubasari.md ... in-l-rusa/, т.е. из источника, на который мне любезно указал уважаемый shtolz88. Думаю, что она может вдруг пригодиться, а также явится познавательной для читателей Форума с точки зрения знакомства с историей Бессарабии и существовавшими в те времена порядками:
16 декабря того же 1838 года помещик селения Кошерница, коллежский ассесор Пантелеймон Степанович Лазо, владевший Кошерницей с 1821 года, обратился с прошением к Архиепископу Кишиневскому и Хотинскому Димитрию, в котором изложил свое намерение «…строить в Кошернице новую каменную однопрестольную, холодную, во имя Святыя мученицы Софии церковь собственным иждивением».
Сразу сообщим, что из этого благого намерения в итоге ничего не получилось.
Однако, во всей этой истории интересен тот факт, что 11 мая 1842 года архитектор Л.К.Заушкевич, занимавший должность Городового архитектора Кишинева, по поручению Консистории, составил проект: «Составленный мною вновь по образцовым чертежам, план и фасад каменной церкви, предполагаемой к построению Оргеевского уезда в селении Кошерница имею честь в оную Консисторию препроводить».
Этот проект, одобренный в Бессарабской строительной комиссии, был выдан на руки помещику П.С.Лазо, но тогда так и не нашел применения.
Церковь в Кошернице построена в 1895 г. на средства местного помещика Николая Эммануиловича Попова и освящена 26 октября 1895 г. во имя Святых Кирилла и Мефодия. Престольный праздник справлялся 11 мая.
Началось строительство капитального каменного здания церкви в 1893 г.; завершилось в 1895 г.. К концу строительства здания церкви был утвержден отдельный проект на сооружение каменного склепа на церковной территории, которая была ограничена каменной оградой.
Как правило, когда помещики на свои средства строили в селах церкви, многие из них выдвигали непременное условие об устройстве под зданием церкви, или рядом с церковным зданием фамильного склепа. В большинстве случаев Консистория шла на встречу таким пожеланиям, хотя порой и отказывала, чему тоже есть достаточно примеров.
Более чем вероятно, что фамильный склеп вблизи Кирилло-Мефодиевской церкви (с северной стороны) представлял собой каменное сооружение, выполненное в камерном жанре мемориально-архитектурного памятника, который до настоящего времени, к сожалению, не сохранился/
«Зданием каменная с одним куполом; каменный же, большой, светлый о 8-ми окнах; с остроконечною над притвором колокольнею; кругом обведена каменною же оградою. В ограде церковной имеется один фамильный склеп, устроенный в 1895 году с разрешения Епархиального Начальства».
Весьма соблазнительно предположить, что церковь была построена по «старому» (1842 года) проекту архитектора Заушкевича Л.К. (выходца из духовного сословия, из известной на юге Бесарабии священнической семьи, давшей несколько поколений служителей Церкви).
Но, чтобы подобное предположение было достаточно аргументировано, следовало бы собрать материалы по сохранившимся церковным постройкам, принадлежащим авторству архитектора Заушкевича (которых мы, за редким исключением, вовсе не знаем, так как никто, никогда не занимался их выявлением) и провести непростой архитектуроведческий (сравнительно-типологический) их анализ совокупно со зданием церкви в селе Кошерница. Таким путем можно вполне доказательно обосновать авторство архитектора Заушкевича.
Правда, существует намного более простой способ. В том случае, если в каких-то письменных церковных документах указывается что церковь в селе Кошерница строилась по «старому» проекту, полученному помещиком П.С.Лазо в 1842 году из Консистории (каким-то образом сохранившемуся и через полвека использованному для строительства здания церкви в Кошернице).
Вот, как нам представляется, два возможных направления для дальнейших изысканий.
В настоящее время церковь имеет не вполне гармоничное новодельное завершение – центральный купол с непропорционально-короткоствольным барабаном, увенчанный дольчатой, излишне приплющенной луковицей, а также недостаточно вытянутую, куцую пирамидку шатра двухъярусной колокольни – что весьма диссонирует с довольно крупными, объемными массами церкви и оставляет впечатление придавленности при восприятии архитектуры здания в целом. Можно достаточно зримо представить, что первоначальный облик церкви был более внушительным и парадным, чем нынешний.
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
А вот информация ИЗ ТОГО ЖЕ ИСТОЧНИКА о предыдущем владельце селения Кошерница:junafen писал(а):Уважаемый shtolz88!
Спасибо также за информацию о помещике селения Кошерница (р-н Оргеев), коллежском ассесоре Пантелеймоне Степановиче Лазо.
В начальные десятилетия XIX-го века небольшая вотчина – слобода Кошерница – с населением всего в 12 человек, принадлежала видному бессарабскому помещику, генералу русской службы Илье Филипповичу Катаржи (Илии Катаржиу).
Кроме слободы Кошерницы, входившей в Нижне-Днестровский округ (Околул Ниструлуй де жос), генерал Катаржи владел также селами Телице, Булбоака, Гура-Быкулуй, Леонтие и слободой Рошканы.
Достаточно упомянуть, что в «Списке коренных бессарабских дворян», составленным Дворянским обществом Бессарабской области 15 мая 1818 года он значился под №1-м: «Его Превосходительство, г-н генерал-майор Катаржи».
---------------------------------------------------------------------
Мой комментарий: Вот так, видимо, и переходила из рук в руки земельная собственность между парой десятков связанных между собой элитных семейств Бессарабии.
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
Вот прилагаю копию этого документа, выданного Владимиру Макри-Стамо в Кишинёве в 1901 году.junafen писал(а):...Хочу лишь добавить, что матерью астрофизика Н.Н Донича была Лимония, из бессарабского дворянского рода Макри.
Любопытно, что у меня имеется старинный гимназический аттестат некоего Владимира Макри-Стамо, выданный в Кишиневе в конце 19 века.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Лазо, Стамо, Доничи, Катаржи, Гика, Боул, Крупенские, Фе
Очень рад что смог Вам помочь.А всё благодаря фотографии церкви села Верхние Кугурешты ,которую мне скинул мой друг ещё пару лет назад,и вот только сегодня я её выложил в соответствующую тему,полистав перед этим все её страницы и случайно наткнулся на ту ссылку которую опубликовал уважаемый Васисуалий на 7 стр. темы.А так же соседнему форуму http://oldstory.info/ и тому же Васисуалию .
Кстати по первой ссылке,если нажать на имена где они выделены синим шрифтом Лимония Донич , Николай Николаевич Донич,открывается дополнительная информация,как раз на счёт земельной собственности.
Так что моя помощь состоит только в моей внимательности и хорошей памяти .
Кстати по первой ссылке,если нажать на имена где они выделены синим шрифтом Лимония Донич , Николай Николаевич Донич,открывается дополнительная информация,как раз на счёт земельной собственности.
Так что моя помощь состоит только в моей внимательности и хорошей памяти .