Сообщение
rimty » 19 ноя 2015, 17:59
30 сентября этого года исполнилось 120 лет со дня рождения Льюиса Майлстоуна.
Интересная статья Т. СОЛОВЬЁВОЙ, содержащая некоторые новые
для нас биографические данные о режиссёре:
В ряду кишиневских знаменитостей минувшего века – Лэйб (Лева) Мильштейн, которого мир узнал под именем Льюиса Майлстоуна. О нём, обладателе «Оскаров», я хочу написать сегодня.
Лейб Мильштейн родился в Кишинёве, третьим из семерых детей в семье Менахем-Мендл Монисовича и Ципы Иосифовны Талал. Лёва рос своевольным мальчиком, которому любящие родители прощали многие шалости и небрежное отношение школьными науками. Учеба в кишинёвском ремесленном училище № 3 давалась ему легко, из всех предметов он выделял историю, русский язык и литературу. Видимо, потому, что их преподавал Николай Поповский, один из немногих учителей, кто понимал своего ученика-озорника.
Душа Левы требовала действий, и он не раз попадал в разные истории. Однажды ночью он забрался в аптеку Паутынского, которая тогда стояла на углу нынешнего проспекта Штефана чел Маре и улицы Армянской, и вынес оттуда какие-то реактивы. Вышел скандал и родители Лёвы испугались тюрьмы и срочно отправили сына в Америку.
В Штаты шли нескончаемые потоки эмигрантов из Европы. Найти работу в Лос-Анджелесе, где обосновался кишиневец, считалось большой удачей. И Лёва брался за всё, что давало заработок: служил приказчиком, бродячим фотографом, кинооператором. В 1917 году, став гражданином США, Льюис Майлстоун пошел служить в армию, снимал армейские учебные фильмы. В книге Виктора Андона «100 лет кино в Молдавии» говорится, что Майлстоун был послан в Европу и участвовал в боях Первой мировой войны и лишь потом появился в Голливуде.
В 1919 году Лева получил американское гражданство, американизировал фамилию с Мильштейн на Майлстоун и поселился в Голливуде, где работал помощником режиссёров Генри Кинга и Уильяма Сайтера, затем монтажёром в различных студиях (Ince, Sennett, Fox, Warner Brothers). Кто искал золото, кто нефть, а Майлстоун — своё место на «фабрике грез».
Через десять лет в киноиндустрии, к Майлстоуну приходит настоящая слава, «Оскар» и финансовый усп
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В Европе тогда уже вновь запахло порохом: в Германии поднимал голову зарождающийся фашизм.
Льюис Майлстоун поставил фильм по известному роману немецкого писателя Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен» (All Quiet on the Western Front (1930). Как и книга, фильм рассказывал историю вчерашних немецких школьников, оказавшихся на Первой мировой войне. Во время демонстрации фильма публика большую часть времени хранила молчание, ошеломленная реалистичностью многих батальных сцен и размахом их постановки. Льюис использовал такой эффект съемки, что у зрителя создавалось ощущение, будто он сам стреляет из пулемета по идущим в атаку солдатам. И батальные сцены снял так, как до него это не удавалось никому. Ради фильма Майлстоуна компания «Юниверсал» пошла на огромные расходы, арендовав в Калифорнии 20 акров земли, на которых «сражалось» 2000 солдат. До сих пор эта работа считается одним из шедевров мирового кинематографа, а его создатель — лучшим режиссером фильма о войне. 11 декабря 1930 года Комиссия по кинонадзору в Берлине, под руководством доктора Геббельса, запретила премьеру фильма. Но это не помешало ему получить «Оскара». Забегая вперёд, отметим: когда в США, в 1980 году, повторно экранизировали эту вещь Ремарка, зрители и критики были единодушны в оценке – картина получилась значительно слабее.
На встрече с ленинградскими кинематографистами Льюис Майлстоун говорил: «Монтажу я научился на советских картинах — его я называю «русским». В 1933 году он приехал в СССР, чтобы экранизировать роман Ильи Эренбурга «Жизнь и смерть Николая Курбова». «Фильм «На Западном фронте без перемен» принес ему славу и деньги, — написал потом Эренбург, — но он остался простым и веселым, или, как сказал бы Бабель, «живиальным». Он любил всё русское, не забыл красочного южного говора, радовался, когда ему давали стопочку и селедку... Но кинопроект по «Жизни и смерти…» не осуществился.
В 1941 году, когда Америка объявила войну Германии, режиссер просился на фронт, но его не взяли. И Льюис стал снимать в Голливуде просоветские фильмы. В 1942-м смонтировал из материалов военной кинохроники СССР документальный фильм «Наш русский фронт». Спустя год снял игровую ленту о советском колхозе, дающем хлеб фронту, – «Северная звезда». В фильме ослепительно сыграли Анне Бакстер (Anne Baxter)и Дэн Эндрюс (Dana Andrews).
После войны Майлстоун возвращается к Ремарку и ставит «Триумфальную арку» с непревзойденной шведской актрисой Ингрид Бергман. И через четыре года Льюис Майлстоун экранизирует роман Виктора Гюго «Отверженные». Плодотворная работа в качестве директора продолжается еще много лет: «Странная любовь Марты Айверс» (1946); «Красный пони» (1949); «Залы Монтесумы» (1950); «Одиннадцать в океане» (1960); в 1962-м -римейк «Мятеж на «Баунти» (кстати, номинировавшийся на «Оскар») и другие.
Родной город Майлстоун навестил лишь однажды — в 1938 году. Визит Льюиса Майлстоуна, находившегося на пике своей славы, был экстраординарным событием для провинциального города.
Но в скромном домике на нынешней улице С. Лазо — угол улицы 31 Августа (дом не сохранился), где жила сестра американца, в госте видели прежнего шалуна Лёвушку. Уже не было в живых родителей; сестра сменила фамилию на Моску, развелась и жила вместе с сыном Юлианом. В этот единственный приезд в Кишинев Льюис встретился со своим учителем Николаем Поповским, который, кстати, был и наставником юного Самуила Маршака. Прощаясь с педагогом, ученик подарил учителю сто долларов – огромную сумму по тем временам.
Можно сказать, что судьба еще раз свела голливудскую знаменитость с Кишиневом.
В сорок первом сестра Майлстоуна вместе с сыном, как и многие другие евреи Кишинева, попала в гетто, в Траснистрию; там и погибла. А вот племянника режиссера через подкуп и связи вытащил работник примэрии Андрей Сырбу. Зная о том, что Юлиан владеет немецким, Сырбу одел беглеца в форму солдата Третьего рейха и переправил его в Бухарест. Сам вернулся в Кишинев и продолжал служить в примэрии. В Бухаресте через организацию, которая содействовала отъезду евреев в Палестину, Юлиан отправился в Эрец Исраэль. Узнав о его спасении, дядя забрал племянника в Америку.
Об этом случае рассказал школьный товарищ Юлиана Думитру Крихан в своей повести «Путешествие в ад».
В Лос-Анджелесе Юлиан Моску закончил медицинский факультет. Льюис Майлстоун построил для племянника клинику, где лечились многие звезды «фабрики грез».
Режиссёр снял около 40 полнометражных фильмов, ставил спектакли на Бродвее.
Умер Майлстоун, не дожив пяти дней до своего 85-летия, 25 сентября 1980 года.