er-xvl писал(а):kornei писал(а):...Слава Затиральный, герой Памира...
Вы имеете ввиду один из прыжков на Памир 1968 года?
Насколько возможно кратко постараюсь описать о каких прыжках на Памир в 1968 году идет речь.
"...Военных давно интересовала идея высокогорного прыжка. Еще бы! Вся южная граница СССР — это горы. Когда немцы во время Великой Отечественной войны захватили часть кавказских перевалов, выбить их оттуда оказалось очень непросто. Если бы уже тогда можно было десантироваться на горные перевалы, потерь было бы намного меньше. К тому же 1968-й год — взрыв напряженности между СССР и Китаем. Поэтому заинтересованность военных в высокогорном десантировании была понятна и оправданна.
Прыжок на пик Ленина наметили на 27 июля. На снежные склоны Памира решили бросить десант общей численностью 46 человек. План действий такой: пять испытателей НИИ парашютостроения и пять офицеров ВДВ прыгают на вершину семитысячника, 36 солдат-срочников — на плато, расположенное чуть ниже.
десант на Памир падал с парашютами системы ПА-1. В конце 60-х парашют альпиниста считался последним словом техники. По сравнению с куполами, которые существуют сегодня, это — подручное средство для самоубийства. Когда ветра нет, куда ни шло. Как только начинает дуть, парашют теряет управление. К тому же у него огромная вертикальная скорость. Лететь на ПА-1 — примерно то же самое, что падать вниз с пятого этажа вообще без парашюта.
Первыми на Памир прыгнули 36 солдат-срочников. В три захода, по 12 человек в каждом. Их задача — приземлиться на высоте 6100 метров.
В целом все прошло удачно. Единственное — два человека во время выброски столкнулись куполами. Их парашюты запутались, поэтому пришлось отрезать стропы и раскрыть "запаски".
После приземления опьяненные победой десантники не спеша вынимали уложенные в ящики НЗ дыни, виноград, арбузы и угощали альпинистов, которые ждали их на площадке приземления. Однако праздник жизни на высоте 6100 был недолог. Через полчаса почти всем "голубым беретам" стало плохо. Алексей Шендяйкин, врач экспедиции 1968 года, вспоминает:
— Многие солдаты сидели, опустив голову. Тошнота, головокружение, страшная головная боль. Капитан Тайнис — командир группы, которая прыгала на 6100, приказал всем: встать! Собрать основные и запасные парашюты. И по порядку номеров рассчитаться. Человека два или три так и сидят, опустив голову. Капитан подходит и говорит: "Встать!". Те видят своего начальника, но у них гипоксия, неадекватное восприятие, и они посылают его куда подальше... Тот автоматически потянулся к поясу, где должно находиться оружие. Потом Жору Тайниса спрашивали, что было бы, если бы в кобуре лежал пистолет: выстрелил бы? И он сказал, как отрезал: "Да!".
Альпинисты распределили солдат в связки по восемь человек и в срочном порядке повели вниз.
Самая сложная задача выпала на долю 10 парашютистов-асов. Они должны были приземлиться на самой вершине пика Ленина. На высоте 7100 метров.
"Пик" — только звучит колко. На самом деле это плоский пятачок размером с футбольное поле. На первый взгляд, попасть в такую жирную точку опытному парашютисту — раз плюнуть. Но "там не равнина, там климат иной". Ветер гуляет меж гор, как пьяный. Чуть не туда зарулил — врежешься в скалу или упадешь в пропасть.
На площадке приземления парашютистов ждали альпинисты.
Они притащили туда военную радиостанцию Р-105, но аккумуляторы от сильного холода замерзли, поэтому установить связь с самолетом и сообщить о резком усилении ветра было невозможно.
Чтобы предупредить парашютистов о непогоде, альпинисты выложили на площадке приземления крест из оранжевых полотнищ — международный знак запрета прыжков.
Уверенные в том, что прыжка сегодня не будет, альпинисты пошли смотреть вершину. В это время прилетел Ан-12 и в одном заходе выбросил всю десятку парашютистов.
Спастись удалось первой и последней тройке. Четверо при приземлении разбились о скалы.
Погиб Володя Мекаев. Это был его 2077-й прыжок... Весельчак, гитарист и отличный спортсмен Юра Юматов. Он сочинял песни о небе. О цветных куполах парашютов. Их любили и любят петь его друзья. Русый богатырь — Валера Глаголев. Он не представлял, как без него могут обойтись там, где есть риск, есть опасность. Один из лучших в стране испытателей парашютов — Слава Томарович. Он конструировал новые системы выброски. Своими руками создавал каждый узел и всегда первым прыгал сам.
В официальном акте расследования, которое провели сразу после прыжка, было сказано: трагедия произошла в результате непредвиденного усиления ветра.
Все участники легендарной акции получили медаль "За отвагу", некоторые попали в Книгу почета ВЛКСМ, а событие, которое обещало стать мировой сенсацией, быстро замяли. Слишком высока оказалась цена этой победы..."
(Сокращённо по материалам с сайта
http://www.bratishka.ru/)
Я так понимаю, что В. Затиральный прыгал на плато 6100 м.